Принцип специфичности предполагает. Основные принципы фитнес тренировки. Принцип увеличения нагрузки

Рациональное объяснение комплексной гомеопатии находится в известном терапевтическом действии гомеопатического средства, основанном на апробированном убеждении в специфичности действия каждого из составляющих средств, тропности их к определенным органам и системам. В описании лекарственных средств выбираются определения, выражающие локализацию и характер патологического процесса, объективные признаки. В совокупности они объединяют функциональные изменения в организме и, возможно, причины патологического процесса. Эта совокупность позволяет отнести комплексный препарат к конкретной нозологической единице. Для достижения необходимого эффекта отдельные составные части в комплексном препарате используются преимущественно в малых разведениях.

Когда лекарственное вещество поступает в организм, то не все органы и ткани одинаково реагируют на него, а только те, которые имеют к нему особое избирательное сродство. Каждое лекарственное вещество проявляет свои специфические свойства главным образом в тех органах и системах, которые лежат в сфере его физиологического действия.

Например, Digitalis (Наперстянка), Adonis vernalis (Горицвет весенний), Crataegus (Боярышник сглаженный), Cactus (Кактус крупноцветковый), Spigelia (Спигелия противоглистная) имеют почти исключительное действие на сердце. Chelidonium (Чистотел большой) на печень, Hyoscyamus (Белена черная), Aurum (Золото) преимущественно на кору головного мозга. Atropinum sulfuricum (Атропина сульфат) избирательно действует на окончания блуждающего нерва, Lobelia inflata (Лобелия вздутая) - на дыхательный центр. Аскорбиновая кислота депонируется преимущественно в половых железах, йод - в железистой ткани и т.д. Таким образом, на основании клинического опыта можно говорить о подобии не внешних симптомов, а определенных реакций организма.

Во французской гомеопатии широко разработано понятие о дренажных средствах, которые усиливают выведение из организма промежуточных продуктов обмена. Каждому органу или системе органов соответствуют свои дренажные средства: для желудка это - Condurango (Маредения кондуранго), для желче- и мочевыводящей системы - Berberis (Барбарис обыкновенный), Solidago virgaurea (Золотарник обыкновенный). Мочекислый диатез может коррегироваться с помощью Urtica urens (Крапива жгучая) и т.п. Эффективными дренажными средствами, ускоряющими вывод из организма продуктов распада белков, является Gelsemium (Желтый жасмин), Kalium carbonicum (Калия карбонат), Kalium iodatum (Калия йодид).

При составлении рецептуры комплексного гомеопатического препарата из патогенезов гомеопатических средств выбираются признаки наиболее стабильные, выраженные и наблюдаемые в большинстве случаев, относящихся к одной нозологической единице.

Разберем это на примере. При гриппе можно назначить комплексные препараты различных фирм. В составе всех препаратов содержится Aconitum, Bryonia, Phosphorus. Обобщенное краткое описание действия этих средств выглядит следующим образом:

  • - Действие на слизистые оболочки дыхательных путей серозные, синовиальные оболочки, на нервную, сердечно-сосудистую, лимфатическую систему, обменные процессы.
  • - Острые воспалительные заболевания, тяжелые инфекционные заболевания, пневмония, бронхит; ларингиты.
  • - Нервное возбуждение, связанное с высокой температурой, кожа сухая, горячая.
  • - Ухудшение всех симптомов от движения, головная боль с ухудшении при движении глазных яблок, сухость слизистых оболочек. Состояния, сопровождающиеся физическим истощением. Повышенная чувствительность органов чувств.

Это похоже на клиническую картину гриппа.

Правомерно будет и дополнение в эти препараты средств, имеющих специфическую направленность на поражение дыхательной функции:

Drosera (Росянка круглолистная) - cухой кашель до рвоты, ларингоспазм.

Eucalyptus globulus (Эвкалипт шаpиковый) - действие на слизистые оболочки органов дыхания. Ipecacuanha (Ипекакуана или Рвотный корень) - способствует разжижению бронхиального секрета. Sabadilla (Схенокаулон лекарственный или Сабадилла) - судорожный кашель, сильный насморк, боли в мышцах затылка и спины.

Видна наглядность, убедительность, но, одновременно и границы пользования комплексных гомеопатических препаратов.

Взаимодействие

Вопрос о взаимодействиях отдельных лекарств, особенно в случаях применения комплексных гомеопатических препаратов, должен начинаться с разграничения терапевтических и химических взаимодействий. Возможность взаимодействия химической природы не может быть исключена в препарате, содержащем очень низкую потенцию действующего вещества. Оценка возможности подобного взаимодействия должна производиться индивидуально, согласно токсикологическим данным.

Терапевтические взаимодействия между гомеопатическими лекарствами определяются правилом подобия. Это означает, что лекарства независимо от своего происхождения, могут вызывать сходные эффекты или имеют показания к сходным или идентичным болезням. В результате, эти лекарства должны приниматься во внимание при лечении конкретного ассоциированного заболевания и их возможно четко дифференцировать.

Сравнимые гомеопатические средства могут быть родственными, совместимыми или дополняющими.

Родственные гомеопатические средства вызывают сходные терапевтические эффекты, иными словами имеют сходную гомеопатическую картину. Как правило, общность их характеристик определяется присутствием в их составе общего алкалоида или активного составляющего. Они обычно настолько сходны по своим эффектам, что в одной рецептуре они не применяются.

Совместимые или согласующиеся лекарственные средства происходят из различных природных царств (минерального, растительного или животного) или различных классов химических соединений. При этом, однако, их эффекты сходны или сравнимы. Совместимые препараты показали себя эффективными при их последовательном и одновременном применении. При этом их суммарный эффект превышает эффект какого-либо одного из них.

Дополняющие лекарственные средства характеризуются идентичной направленностью терапевтического эффекта в области либо их главного действия, либо некоторого специфического не основного действия. Применение дополняющего лекарства может способствовать успешному завершению лечения, начало которому заложено действием другого лекарственного средства, оказавшегося недостаточным для успешного завершения лечения. Дополняющее лекарство может продлить или усилить эффект ранее или одновременно с ним примененного другого лекарства. Действие этих лекарств может, следовательно, быть названо синергическим. Под синергизмом понимается содействие и взаимодействие различных сил в создании единого результата в конкретном направлении.

Эти принципы касаются не только силовой тренировки, но и вообще любой тренировки, связанной с развитием определённых физических характеристик, основанные на персональном подходе к занимающемуся.

Система физических тренировок, как и всякая система должна подчиняться неким общим принципам. Этим принципам должен соответствовать тренировочный процесс в целом, независимо от используемых методик и программ, с тем, чтобы цели и задачи, которые ставятся перед занимающимися, были максимально реализованы. Было бы некорректно спорить о преимуществах той или иной методики или той или иной тренировочной программы. Эффективность тренировочного процесса в первую очередь зависит от того, насколько добросовестно выполняются принципы тренировки.

🔆 1.Принцип суперкомпенсации.
Этот принцип отражает такое основополагающее для всех биологических существ явление, обеспечивающее выживание и эволюцию, как адаптация. Это явление, проявляющееся через некоторое время после тренировки, которое характеризуется ростом показателей тренируемой функции относительно первоначальных значений. Он заключается в том, что уровень тех функций или ресурсов,которые подверглись воздействию в результате конкретной специфической нагрузки,в период восстановления после нее повышается.При так называемой кумулятивной адаптации,когда стрессовое воздействие на организм имеет периодически повторяющийся в течение достаточно продолжительного времени характер,имеет место суммирование и закрепление отдельных адаптационных эффектов.
Как оказалось, время после тренировки можно условно разделить на три фазы:
1-я фаза или фаза восстановления. За этот временной промежуток мышечная ткань восстанавливается, а вместе с ней до прежних показателей восстанавливается и сама тренируемая функция.
2-я фаза - суперкомпенсация. Эта фаза характеризуется повышенной работоспособностью, во время которой показатели тренируемой функции могут быть выше исходного уровня на 10–20%.
3-я фаза - утраченная компенсация. Тренируемый показатель плавно возвращается к начальным значениям.
Регулярные физические нагрузки в течение продолжительного времени приводят к росту тренируемых параметров и увеличению мышечной массы. Этот факт дает возможность человеку развиваться и совершенствовать свое тело.
Для достижения хороших результатов в бодибилдинге каждая из тренировок должна приходиться на фазу суперкомпенсации, вызванную предыдущей тренировкой. Может показаться, что это задача легко выполнима, однако стоит заметить, что наступление фазы суперкомпенсации может быть различным у разных людей. Кроме того, выявить эту фазу непросто по ряду причин. Еще одним фактором, который усложняет определение идеального времени для следующей тренировки, является то, что суперкомпенсация для разных параметров наступает в разное время. Именно поэтому частота и характер тренировок в бодибилдинге играют такую важную роль.

🔆 2.Принцип перегрузки.
Этот принцип отражает тот факт, что для того, чтобы имел место эффект суперкомпенсации, нужно чтобы воздействие на организм превысило определенный пороговый уровень. Величина нагрузки должна быть достаточной, чтобы запустить адаптационный механизм и вызвать явление суперкомпенсации. В практике тренировок это обусловлено постоянным повышением тренировочный нагрузок.
Это может достигаться изменением параметров,определяющих обьем и интенсивность конкретной тренировочной нагрузки, манипулированием комбинаций этих параметров.

🔆 3. Принцип специфичности.
Принцип специфичности указывает, что наиболее выраженные адаптационные изменения под влиянием тренировки происходят в органах и функциональных системах,в наибольшей степени нагружаемых при выполнении физической нагрузки (Н.В.Волков). Ими оказываются те органы и системы, от которых в первую очередь зависит перенесение нагрузки с меньшим утомлением и риском каких-либо повреждений.

🔆 4. Принцип обратимости.
Принцип обратимости основан на явлении, когда прекращение тренировочных занятий приводит к так называемой детренированности, то есть постепенной утрате приобретенных в результате тренировок качеств и функций. Происходит, по сути дела, адаптация организма к новым (пониженным) требованиям.»Что не используется,то пропадает».

🔆 5. Принцип цикличности.
Реализация принципа цикличности на практике - это периодизация тренировочного процесса. Периодизация - краеугольный камень теории и практики любой спортивной подготовки и оздоровительной практики. Применение периодизации в планировании тренировочного процесса - единственный путь обеспечения достаточно длительного роста спортивных результатов при условии сведения к минимуму возможности переутомления или перетренированности.
Периодизацию в спортивной практике применяют путем разбивки тренировочного процесса на макро, мезо и микро циклы.
Целесообразно обеспечить волнообразность динамики нагрузки различной величины (микроциклы умеренных, средних и больших нагрузкок). Повышение нагрузок после их снижения послужит необходимым стимулом для дальнейшего прогресса.

🔆 6. Принцип индивидуальности.
Согласно принципу индивидуальности, нагрузки должны соответствовать текущему состоянию человека и изменяться в соответствии с изменениями его организма.
Речь идет о различиях, обусловленных физической подготовленностью человека, его сомато- и психотипом, возрастом, наличием тех или иных отклонений в состоянии здоровья, полом, возрастом.
Кроме этого существуют значительные отличия в композиции мышечных волокон, активности тех или иных ферментов, в уровне метаболизма, эффективности функционирования нервно-мышечной, эндокринной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем организма, биомеханических различиях, обусловленных анатомическими особенностями. Нет абсолютно правильных или неправильных тренировочных методик, эффективных или неэффективных упражнений и нагрузок. Каждая тренировка, характеризующаяся нагрузкой определенной величины и направленности, соответствует конкретному человеку, его текущему физическому состоянию, а так-же задачам этого тренировочного этапа.

(По материалам из учебника FPA).

Неважно, какова цель ваших тренировок : подкачать мышцы, улучшить отдельные спортивные навыки или подготовиться к серьезному соревнованию – чтобы занятия давали максимальный результат, без научного подхода не обойтись.

Итак, рассказываем о шести научных принципах построения любого тренировочного процесса.

Принцип индивидуальных различий

Все люди разные, и каждый – уникален. Поэтому два человека всегда получат совершенно разный эффект от одного и того же упражнения. Хорошо продуманные программы занятий спортом или фитнесом должны учитывать индивидуальные различия человека и его реакцию на нагрузку.

Это может показаться странным, но при построении плана тренировок стоит учитывать не только общую физическую подготовку человека и его навыки, но также рост, тип телосложения и, конечно же, пол.

Например, женщинам требуется больше времени для восстановления после нагрузки , чем мужчинам, а человек старшего возраста будет дольше отдыхать после упражнений, чем подросток.

Именно поэтому «сенсационный курс упражнений: пресс – за неделю», приобретенный на DVD, как правило, не приносит обещанных результатов. Ведь начальный уровень подготовки и другие исходные данные у всех слишком разные.

Принцип увеличения нагрузки

Чтобы мышцы, в том числе и сердечная, увеличивали свою силу, они должны работать с большей нагрузкой, чем привыкли. Чтобы увеличить выносливость, мышцы должны работать в течение более длительного периода времени или с более высокой интенсивностью.

Тем не менее, избегайте резкого увеличения нагрузки. Используйте правило десяти процентов : увеличивайте нагрузку не более чем на одну десятую в неделю, чтобы организм успевал адаптироваться.

Принцип прогресса

Постепенное и систематическое увеличение нагрузки улучшает тренированность без риска получить травму . Если нагрузка растет слишком медленно – хороших результатов достичь не удается, если слишком быстро – можно перетренироваться и травмироваться.

Типичный пример – «спортсмены выходного дня», которые в будни ведут сидячий образ жизни, а в выходные устраивают интенсивную тренировку. Это нарушает принцип прогресса, поскольку увеличение нагрузки происходит не плавно и постоянно, а резко возрастает на короткий период.

Кстати, принцип прогресса объясняет и необходимость полноценного отдыха и восстановления . Постоянное перенапряжение приводит к усталости, травмам и резкому снижению нагрузки вместо ее медленного увеличения.

Принцип адаптации

Адаптация – это способность организма приспосабливаться к увеличению или уменьшению физической нагрузки.

Неоднократно использованные на практике навыки и достигнутый уровень физической нагрузки позволяет выполнять те или иные упражнения легче, а мышцы перестают ныть уже через пару дней после занятий на новом тренажере.

Кроме того, адаптация позволяет телу работать более эффективно и тратить меньше энергии на выполнение одной и той же работы. Именно это заставляет увеличивать уровень нагрузки или менять схему тренировки, чтобы достичь прогресса.

Принцип использования

Этот принцип хорошо иллюстрирует англоязычная поговорка: «Use it or loose it», которая вольно переводится на русский как «Пользуйся или потеряешь».

Упражнения улучшают физическую форму, но, если тренировки полностью прекращаются, а человек не получает достаточно физической нагрузки во время

Теория и методика фитнес-тренировки

Налицо парадокс - для обеспечения длительности и непрерывности прогресса мы должны, соблюдая принцип перегрузки, постоянно стремиться к увеличению нагрузки, а в практике тренировок реализовать это условие невозможно. На помощь нам придет принцип цикличности, к рассмотрению которого мы приступим несколько позже.

Принцип специфичности постулирует, что «наиболее выраженные адаптационные изменения под влиянием тренировки происходят в органах и функциональных системах, в наибольшей степени нагружаемых при выполнении физической нагрузки»(4). Как говорится, «тренируется то, что тренируешь». Например, кратковременные тренировки с околопредельными и предельными нагрузками вызовут те адаптационные изменения, которые соответствуют именно этому характеру нагрузки, и будут отличаться от тех, что происходят под влиянием длительной непрерывной тренировки с умеренными нагрузками. Первая из них вызовет увеличение поперечного сечения мышцы за счет развития в основном «быстрых» мышечных волокон, совершенствование креатинфосфокиназной, миокиназной систем энергообразования и анаэробного гликолиза. Вторая же приведет к развитию «медленных» мышечных волокон, в меньшей степени способных к гипертрофии, а также совершенствованию аэробных механизмов энергоснабжения и увеличению капилляризации.

Таким образом, приступая к занятиям с клиентом, необходимо достаточно точно определиться с характером нагрузки, использование которой должно решить те или иные задачи, поставленные им. В связи с этим возникает проблема, если клиент хочет максимально развить несколько различных качеств. Взаимодействие тренировочных эффектов от различающихся по своему характеру нагрузок может носить отрицательный характер. Например, неправильное комбинирование в тренировочном процессе нагрузок, направленных на развитие силы и выносливости, могут привести к значительному снижению тренировочного эффекта от каждой из них. Ускорение синтеза митохондрий и повышение уровня содержания ферментов, обеспечивающих аэробный механизм энергоснабжения при работе на выносливость, обеспечивается выбросом в кровь т. н. стресс-гормонов, основными из которых являются глюкокортикоиды. Однако глюкокортикоиды, в т. ч. мобилизуя белковые ресурсы организма, «конкурируют» с анаболическими гормонами, призванными ускорить синтез сократительных белков для увеличения силовых качеств. В свою очередь, кратковременные мощные тренировки, направленные на развитие силы и использующие анаэробные механизмы ресинтеза АТФ, «закисляют» внутреннюю среду организма, что препятствует росту митохондрий («энергостанций», обеспечивающих аэробный путь энергообразования). В принципе, существует возможность одновременно развивать различные качества, применяя отличающиеся друг от друга тренировочные воздействия, однако комбинировать их, сообразуясь с определенными правилами и выбирая приоритетные цели и задачи. Поэтому вам как тренеру необходимо в доступной форме ознакомить своего подопечного с этим явлением и совместно определиться с приоритетами.

Методика умственной хрономеирии - класс психологических методов, предназначенных для установления времени протекания психических процессов на основе регистрации времени, затрачиваемого испытуемым на ответ напр., времени двигательной реакции при решении различных познавательных задач. Время осуществления простых психических операций определяется методом вычитания: из времени реакции в задаче, где искомая операция задействована, вычитается время реакции в аналогичной задаче, где она не нужна. .

Квиллиан, эксперимент: испытуемым предлагалось оценить истинность утверждений типа «канарейки могут петь», «канарейки имеют перья»,«канарейки имеют кожу». Измерялось время реакции. Результат: время, затраченное на оценку истинности первого утверждения (1310 мс), было меньше, чем затраченное на оценку второго (1380 мс), а оно, в свою очередь, меньше, чем на оценку третьего (1470 мс).

24 .Эвристический потенциал функционирования семантической памяти. Принцип наследования свойств.

Семантическая память – это тип памяти, отражающий обобщенные знания о мире. Впервые описал семантическую память Майкл Росс Квиллиан в 1970 году. Он предложил сетевую модель, объясняющую, как в памяти организуется и извлекается информация, представляющая знания о мире.

Квиллиан предположил, что информация в семантической памяти хранится в иерархически организованных сетевых структурах, которые состоят из узлов и отношений между ними. Принцип наследования свойств: каждому узлу соответствует набор свойств, который является истинным для него самого и всех категорий нижележащего уровня. Доказательство: гипотеза когнитивной экономии. Предполагается, что если задать вопрос про объект, то время ответа на вопрос будет зависеть от пройденного расстояния по сети. Это доказывает то, что семантическая память существует в виде сети. Квиллиан, эксперимент: испытуемым предлагалось оценить истинность утверждений типа «канарейки могут петь», «канарейки имеют перья»,«канарейки имеют кожу». Измерялось время реакции. Результат: время, затраченное на оценку истинности первого утверждения (1310 мс), было меньше, чем затраченное на оценку второго (1380 мс), а оно, в свою очередь, меньше, чем на оценку третьего (1470 мс).

Элеонор Рош дополнила модель Квиллиана, введя понятие степень категориального членства – степень, в которой тот или иной объект является типичным представителем своей категории. Время, затраченное на идентификацию более типичных представителей было меньше, чем затраченное на идентификацию менее типичных представителей. Конрад выяснил, что важна также эмпирическая значимость свойства. Кодирование объектов связано с деятельностью. Испытуемые затрачивали меньшее время на то, чтобы оценить ложность или истинность такого высказывания, как «яблоки съедобны», чем такого, как «яблоки имеют темные косточки». Факт того, что яблоки можно есть, является для нас более важным, хотя формально первое свойство находится дальше от узла “яблоки”, чем второе.

Модель распространяющейся активации, Дж. Лофтус, Коллинс: расстояния между объектами обозначают степень их семантической связанности (безразлично по какой причине ­ логической или эмпирической ­ она сложилась). Возбуждение, вызванное активацией одной из единиц, распространяется по сети, повышая доступность связанных с ней элементов. Уровень активации понижается по мере увеличения дистанции между единицами и с течением времени.

25 .Принцип специфичности кодирования в эпизодической памяти. Примеры экспериментальных исследований .

Эпизодическая память (Э. Тульвинг) – тип памяти, в котором хранятся эпизоды прошлого. Это эволюционно поздняя, легко уязвимая система памяти, ориентированная на прошлое. Информация фиксируется в ней прямо, порядок событий в памяти соответствует хронологическому порядку фиксации в памяти. В эпизодической памяти информация не претерпевает изменений, не генерализуется и не развивается. Фактор времени играет большую роль, временная интерференция способна нарушить доступ к информации. Обращение к эпизодической памяти меняет ее содержание (факт обращения фиксируется в самой памяти).

Принцип специфичности кодирования – заключается в том, что доступность информации определяется совпадением ключевых элементов ситуации запоминания и извлечения. Ключевыми элементами может являться состояние (пьяный - трезвый), место (под водой - на суше), окружающий фон (Моцарт – джаз – тишина), запахи (запах шоколада) и т.д. Принцип специфичности кодирования действует даже тогда, когда ключевой элемент не осознается (например, запах). Результат несовпадения ситуации кодирования и ситуации воспроизведения становится феноменом ситуативного забывания (воспоминание недоступно из-за несовпадения ключевых признаков во время кодирования и воспроизведения). При этом принцип специфичности предполагает пассивность субъекта. Но есть комбинированная трактовка – принцип деятельной специфичности. Тогда стабильно запоминается та информация, которая соответствует разворачивающейся деятельности, а в иной ситуации «пропуски» заполняются исходя из требований новой задачи.

Эксперимент Дж. Эйча: испытуемые заучивали ряд слов после принятия определенной дозы алкоголя. Результат воспроизведения оказывался лучше после принятия такой же дозы алкоголя. Д. Годден и А. Бэддели: похожие результаты для аквалангистов, которые заучивали и воспроизводили списки слов под водой и на суше. В рамках эпизодической выделяют ретроспективную и проспективную память. Ретроспективная хранит воспоминания о прошлом, а проспективная – о будущем (удержание намерений). Успешность вспоминания информации из каждой системы почти не коррелирует, поэтому проспективная память признана относительно самостоятельной. На эффективность работы проспективной памяти оказывают влияние многие факторы: важность и сложность задания, время, на которое отсрочено действие, то, чем заполнено это время и т.д. Если намерение важно, то оно сохраняется вне зависимости от того, чем занимался человек в промежуточной деятельности. Если намерение неважное, то лучше вспомнится оно, если промежуточная деятельность была простой и скучной.

Нарушения в области мозга, отвечающей за это, ведут к «полевому эффекту», когда поведение человека полностью обусловлено текущей ситуацией (входит в дверь, потому что она открыта, рисует, потому что видит карандаши и т.д.).

Или см вопрос 28 из блока А

26. Индивидуальные различия в организации семантической памяти. Эмпирическая «картография» Моара .

Люди значительно отличаются друг от друга по устройству семантической памяти, как было подтверждено экспериментально. Я. Моар просил испытуемых, часть из которых были жителями Кембриджа (Англия), часть ­ жителями Глазго (Шотландия), начертить линии, отражающие соотношения между парами городов Лондон - Эдинбург, Эдинбург ­- Бирмингем, Бирмингем -­ Лондон и Лондон - Ньюкасл. Потом с помощью компьютера на основе полученных оценок были созданы «карты». Легко заметить, что испытуемые из Глазго не пропорционально преувеличивали размеры своей Шотландии, когда жители Кембриджа воспринимали её как маленький клочок суши, а Англия казалась кембриджцам огромной, когда шотландцы её размеры сильно преуменьшили.

Результаты проведенных исследований усложняют исходное представление о семантических сетях, каждому узлу соответствует определенное множество свойств, характеризующих понятия (субхранилища). Состав субхранилищ определяется 1) логическими отношениями между объектами; 2) степенью категориального членства объекта; 3) эмпирической значимостью того или иного свойства в приложении к данному объекту; 4) неявными, часто неосознаваемыми параметрами категоризации объектов мира. Вариантами таких субхранилищ могут быть научные понятия, житейские, образы, схемы, сценарии (фиксированные последовательности действий).

27 .Эффект универсального «пика» автобиографических воспоминаний.

Эффект «пика» воспоминаний, Д. Рубин, С. Ветцлер, Р. Небис: люди вспоминают непрапорционально высокое количество автобиографических событий, относящихся к периоду 16 – 26 лет. Испытуемые должны были вспомнить как можно больше в ответ на ключевые слова. Средний возраст респондентов – 70 лет. Эффект пика воспоминания (своеобразного сгущения воспоминаний) наблюдался в периоде между 15 и 30 годами.

Распределение количества воспоминаний:

1) Много воспоминаний о событиях, которые произошли за несколько лет до опроса (это отражает оперативную составляющую автобиографической памяти).

2) Низкое количество воспоминаний о раннем детстве (следствие детской амнезии – люди обладают лишь фрагментарными воспоминаниями о событиях до трех лет).

3) Пик воспоминания на 15 – 30 лет.

Когда людей просили вспомнить наиболее яркие и существенные события, эффект оперативной составляющей стирался, а процент воспоминаний, относящихся к периоду «пика» возрастал с 17% до 57 %.

Оказалось также, например, что книги, музыка и фильмы, относящие к периоду 15 – 30 лет, оцениваются как наиболее приятные и оставившие наиболее сильные впечатления.

Взрослые люди вспоминают большее количество событий, относящихся к их юности.

Интепретация феномена «пика» воспоминания:

1) Результат присвоения культурных жизненных сценариев: типичное содержание жизненных событий, которое разделяется всеми членами культурной общности.

Исследование Д. Рубена, Д. Бернтсена: испытуемые должны были указать семь наиболее вероятных событий жизни человека, датировать, оценить субъективную важность и вероятность.

Было установлено:

– культурные сценарии, действительно, существуют и разделяются большинством членов общества; наиболее часто указываемые составляли 90% от указанных вообще.

– культурные сценарии включают в себя главным образом социально желательные, позитивные события.

– даты событий, вошедших в культурные сценарии, образуют эффект «пика»: 6 из 7 наиболее часто упоминаемых относятся к возрасту 16 – 30.

Эффект «пика» наблюдается только для позитивных событий. Эффект «пика» - реализация механизма структурировании поступающей автобиографической информации в соответствии с культурными сценариями.

2) Продукт формирования личности: автобиографическая память – один из главных ресурсов формирования и поддержания личности, поэтому можно предположить существование особого механизма, который сохраняет высокую плотность воспоминаний, связанных с юностью, с моментом приобретения первой самостоятельной идентичности.

М. Шам (исследователь календарных пиков в автобиографической памяти): связывает «пик» воспоминаний с периодом первых опытов, которые запечатлеваются в силу своей новизны и эмоциональной насыщенности. Эти моменты в дальнейшем используются как «опорные точки памяти». Существуют моменты, так называемой «прерванной идентичности» (переоценка, переопределение своей личности) - воспоминания о переломных событиях. Они обеспечивают человеку возможность рефлексировать путь развития, становления своей личности, разбивать его на осмысленные этапы. Концентрация важных событий вокруг переломных моментов позволяет вспомнить как можно больше о тех периодах жизни. Обычно предшествующие переломным события предвещают о будущих серьезных изменениях.

– ожидание переломного моменты должно стимулировать запечатление событий – предшественников;

– переломное событие часто является неожиданным, поэтому первоначально воспринятому, как не слишком важное, позже приписывается вторичная значимость.

Высокая насыщенность воспоминаний периода, который следует после переломного момента, говорит о том, что человек после переломного моменты воспринимает все более обостренно – эффект шлейфа. Исследование В.В. Нурковой: 40 испытуемых, они должны были изложить свою автобиографию, а затем отметить переломные моменты. Наиболее доступные для воспроизведения воспоминания скапливались вокруг переломных моментов, возрастание доступности этих периодов описывает степенной функцией. Эффект «пика» воспоминаний не является только возрастным универсальным феноменом, важен фактор индивидуальной конфигурации событий, пережитых как переломные.