Самый старый гонщик формулы 1. Жан Бера, Jean Marie Behra

Возможно ли такое? О, да. Например, если ты участвовал всего в одной гонке. В 2007 году Маркус Винкельхок лидировал в течение 6 кругов Гран-при Европы, проходившего под дождем, на Нюрбургринге. Потомственный немецкий пилот точно угадал момент перехода с промежуточной резины на дождевую и возглавил пелотон на несчастном Spyker F1. В дальнейшем удача не была столь благосклонна к Маркусу; он никогда больше не оказывался в кокпите формульного болида. А жаль. Винкельхок, между прочим, – победитель Чемпионата мира FIA GT и трехкратный победитель марафона «24 часа Нюрбургринга». На фото: Маркус за работой. Гран-при Европы, 2007.

Самый длинный пит-стоп

Пока некоторые тренируются в обслуживании болидов за пару секунд, команда BAR решила не суетиться. В 2005 году, на Гран-при Канады, механики британского коллектива обслуживали болид Такумы Сато в течение 30.51,763 мин. Вы правильно прочитали – более получаса. Скучавший японец за это время успел провести чайную церемонию по всем канонам, но это не помогло. Покинувшая пит-лейн после рекордного простоя машина решительно не собиралась доезжать до финиша. Через несколько кругов у тачки отказали тормоза и, хотя Такума Сато всегда плевать хотел на подобные мелочи, его окончательно загнали в боксы. На фото: тормоза придумали трусы.

Самый возрастной пилот

На волне прихода в Формулу 1 мальчуганов, у которых нет ни водительского удостоверения, ни избирательного права (и водку им тоже не продают), как-то подзабылись гениальные пилоты, сохранявшие скорость и способность побеждать в дедовском возрасте. Давайте напомним. Монегаск Луи-Александр Широн дебютировал в Ф1 уже разменяв шестой десяток лет, а последний Гран-при, состоявшийся в Монако, он провел в возрасте 58 лет! На фото: «Старый лис» – таково было прозвище Широна – гонялся еще до Второй мировой войны.

Образец тщеславия

Ему есть чем гордиться – из неудавшегося пилота он эволюционировал в сверхудачного босса Большого цирка. В 84 года он по-прежнему скачет как козлик, отказывается признавать важность интернета и крепко держит ручонки на пульсе Формулы 1. Бывшая жена «обнесла» Берни при разводе на кругленькую сумму; почистил карманы и мюнхенский суд. А на остаток капиталов (нажитых честным трудом) наш герой купил самолет, воздвиг скромный домик и установил себе памятник. При жизни. А вдруг неблагодарные потомки-болельщики забудут?

Самый быстрый штраф

Можно сколько угодно говорить про немецкую дисциплину и порядок, но факт остается фактом – Себастьян Феттель получил свой первый штраф через…6 секунд после начала формульной карьеры. Дебютировав в Большом цирке за рулем BMW-Sauber в 2007 году, на Гран-при США, Себ превысил скорость на пит-лейн при первом же выезде из боксов. В связи с отсутствием наличности (откуда у 19-летнего пацана деньги? Как он вообще до Америки добрался?), Феттель вместо взноса в кассу два дня натирал бляху на ремне Берни Экклстоуна. Поэтому теперь босс Ф1 говорит всем, что Себастьян – sehr gute Fahrer. Natürlich! На фото: в гонке новичок не сплоховал, финишировав в очках (8 место).

Худший дуэлянт

Короткая формульная карьера Шарля Пика не осталась незамеченной для любителей гоночной статистики. Не беда, что француз, выступая за Marussia, не смог набрать очки. Зато, в 2012 году, Шарля обогнали 70 (прописью: семьдесят) раз в течение сезона. О чем он думал, пока «мимо пролетали дорогие лимузины?» Вероятно, грязно ругался на языке Вольтера и приговаривал: «да черт с вами, запомнят то не вас, а меня. Обгоняйте меня, обгоняйте!» На фото: только не семьдесят первый раз, ну йо-мае!

Самый невезучий пилот

Грустный рекорд, не правда ли? Впрочем, если мы примечаем самых удачливых, то обязаны существовать и антиподы. В мире Формулы 1 репутация самого невезучего пилота закрепилась за Андреа Де Чезарисом. Мало того, что итальянец провел самую длинную серию гонок без побед (208 Гран-при), так он еще и обладает самой длинной серией сходов в истории. Он всего 61 раз пересекал финишную черту; 143 Гран-при для Андреа закончились сходом с дистанции. Из-за большого количества аварий в начале карьеры получил неофициальный титул «Андреа де Аварис». Оставив гонки, итальянец не утратил жажды к скорости, за что и поплатился жизнью. Он погиб в возрасте 55 лет, 5 октября 2014 года, разбившись на мотоцикле. Фатум… На фото: еще один сход. Де Чезарис пилотирует Minardi M186, Гран-при Италии, Монца, 1986 год.

Самый продолжительный отпуск в карьере

Голландский пилот Ян Ламмерс внес оригинальную строчку в статистику Большого цирка. Дело в том, что Ян начал выступления в Ф1 в далеком 1979 году (Shadow racing team), а закончил – в 1982 году. Точнее, казалось, что закончил. Какие гоночные боги выбрали Ламмерса в качестве призового пилота команды March F1 на сезон 1992 года – совершенно не ясно, но спустя десять лет голландец вновь оказался за рулем формульного болида! Это самая продолжительная пауза в карьере за всю историю Чемпионата мира Ф1. Отпуск, так сказать. Что делал Ян Ламмерс в течение этих десяти лет? Понятия не имеем. Хотя, мы где-то читали, что в Голландии не скучно. На фото: только голландский гонщик сможет пилотировать болид в такой раскраске. Гран-при США, 1979.

Самый неожиданный камбэк

В истории Ф1 десятки команд продавались, переходя от старых хозяев к новым. Но, существует лишь один коллектив, с которым все было наоборот. Это Arrows Grand Prix International. Созданная в 1977 году британская команда изначально принадлежала группе бизнесменов и бывших пилотов, от первых букв фамилий которых и было образовано название. В 1991 году у Arrows появился новый инвестор – японский мультимиллионер Ватару Охаши – и команда была официально переименована в Footwork. Пятью годами позже, после цепочки провальных сезонов, японец наигрался со скоростью и продал команду Тому Уокиншоу, а также Джеки Оливеру, который стоял у истоков Arrows. Неудивительно, что новый-старый хозяин тут же вернулся к привычному имени; в 1996 году Footwork снова превратился в Arrows. Круг замкнулся. На фото: присмотритесь – это две одинаковые машины. Сверху – Footwork 1996; снизу – Arrows 1997 (под управлением действующего Чемпиона мира Деймона Хилла)

Первый в истории визит Формулы 1 на овеянный довоенными легендами Нюрбургринг проходил под знаком соперничества пилотов Alfa Romeo и Ferrari. Если годом ранее команда из Милана выиграла все Гран При до единого, то теперь её лидирующее положение оказалось под серьезной угрозой. Двумя неделями раньше Хосе Фролайн Гонсалес принес Энцо Феррари первую победу в чемпионате мира, так что схватки двух итальянских грандов на немецкой земле ждали с особым интересом.

Пилотам на Alfa Romeo судьба в этот раз явно не улыбалась – действующий чемпион Нино Фарина хоть и вышел поначалу в лидеры, но затем сошел из-за перегрева мотора, а приглашенный в команду на одну гонку местный пилот Пауль Питш вылетел с трассы, серьёзно разбив машину. Впрочем, у команды оставался главный джокер – Хуан Мануэль Фанхио.

Аргентинец контролировал ход гонки. Поначалу он пропустил было Ferrari, ведомую Альберто Аскари, но затем вернул себе лидерство. Гонщик знал, что мотор с нагнетателем на его машине потребует для преодоления 450 километров дистанции двух пит-стопов для дозаправки. Потому-то он и мчал во весь опор, стремясь создать как можно большее преимущество над преследователем, которому требовалась всего одна остановка.

Однако Аскари также понимал, как разворачиваются события, и потому выжимал из своей Ferrari 375 всё, на что была способна машина. И смог-таки выйти в лидеры после финального пит-стопа соперника. Однако история на этом не закончилась – Альберто так увлёкся погоней, что спалил весь бензин, что был у него на борту. Гонщику пришлось вторично ехать в боксы. Но всё же Фортуна в этот день была на стороне Коммендаторе и его подопечных – на Alfa Romeo Фанхио закапризничал мотор, и тот не смог поспорить за победу, оставшись вторым.

Ну а автомобили Ferrari заняли на Нюрбургринге еще места с третьего по пятое. «Бронза» досталась Хосе Фролайну Гонсалесу, следом финишировали Луиджи Виллорези и Пьеро Таруффи. Это был первый по-настоящему серьезный и масштабный успех Скудерии в Формуле 1.

Победа в Гран При Германии 1951 года стала первой в яркой, но недолгой гоночной карьере Альберто Аскари. Он родился в Милане в семье известного гонщика довоенной поры – Аскари-старший, Антонио, водил близкую дружбу с Энцо Феррари, выиграл Гран При Италии 1924 года в Монце, но разбился, лидируя на соревнованиях в Монлери годом позже.

Сын пошел по стопам отца и - несмотря на возражения матери - в 1946 году дебютировал в гонках за команду Maserati. За короткое время итальянцу удалось войти в число лучших пилотов Европы – Альберто одержал множество побед, первая из которых пришла к нему в 1948 году в Сан-Ремо. Ключевым шагом с точки зрения дальнейшего карьерного роста стал переход в Ferrari. В Маранелло гонщик перебрался по совету своего напарника – и во многом наставника – Луиджи Виллорези.

Поначалу автомобили с гарцующим жеребцом уступали на трассах Alfa Romeo, но отставание быстро сокращалось, и после пары вторых мест в сезоне-50 Аскари отпраздновал первую победу на Большом Призе Германии ’51. Затем Формула 1 сменила регламент – и Альберто воцарился на трассах. Из 15 гонок «двухлитрового» периода он выиграл 11, а из двух чемпионских титулов – оба.

Разумеется, важным фактором столь ошеломляющего успеха стало то обстоятельство, что только у Энцо Феррари оказался в распоряжении необходимый мотор, и большую часть времени Аскари по сути сражался лишь с собственными напарниками – но ведь и их тоже требовалось одолеть. В сезоне-52 Альберто и вовсе выиграл все Гран При, в которых участвовал, а годом позже отдал троим преследователям лишь по одной победе, тогда как сам побывал на вершине подиума пять раз. «Когда он лидировал, обогнать его было настолько сложно, что почти нереально, - вспоминал о своем гонщике Энцо Феррари. - Но когда он шел на втором или третьем месте, то бойцовский дух давал слабину, и за победу он боролся уже не столь отчаянно".

Но в 1954 году от былых успехов остались лишь воспоминания – переход в команду Lancia (со своенравным Энцо Феррари Аскари рассорился) принес одни разочарования. Туринцы раз за разом переносили дебют и в итоге вывели свою машину на трассу только осенью. До этого Альберто пришлось выступать в других командах – и он ни разу в четырёх попытках не доехал до финиша, хотя между этапами и победил в марафонской гонке Mille Miglia.

За рулём Lancia D50 невесёлая серия сходов продолжилась: поломка в Испании, затем авария на первой гонке сезона-55 в Аргентине, а в Монако итальянец и вовсе, пробив ограждение, свалился в лазурные воды залива. Хорошо еще, что водолазы подоспели вовремя и вытащили незадачливого купальщика, который отделался лишь переломом носа.

Через несколько дней гонщика приняли в почетные члены миланского клуба ныряльщиков. А чуть позже, погожим сентябрьским деньком, Альберто заехал в Монцу, где его добрые знакомые из Ferrari проводили испытания своего нового спорткара – на этой машине итальянцу в паре с Эудженио Кастеллотти предстояло вскоре выступать в соревнованиях на выносливость, потому Аскари решил проехать несколько кругов. Одолжив у напарника шлем, он в обычных брюках и рубашке с коротким рукавом выехал на трассу.

Что именно случилось на входе в скоростной поворот Curva Vialone, доподлинно неизвестно. По следам можно лишь сделать вывод, что машину резко дёрнуло в сторону, она опрокинулась, дважды перевернулась и врезалась в деревья Королевского парка. Пилот не был пристёгнут, потому вылетел из-за руля и погиб от полученных травм. Стала ли причиной ужасной трагедии поломка, появление на трассе постороннего человека или что-то еще – так и останется тайной.

С гонщиком прощались на Домской площади Милана. Обычно там царит невероятный гвалт, но в тот день стояла воистину гробовая тишина. Прошло еще три дня – и команда Lancia навсегда покинула Формулу 1, продав машины и всё имущество Энцо Феррари.

Альберто Аскари погиб, оставив вдову и двоих детей. Перестроенный поворот Монцы назвали его именем, как и одну из римских улиц. С момента его гибели прошло более полувека, но ни одному итальянцу так и не удалось обойти миланца по числу побед – в 32 Гран При он выиграл 13 раз. Более того, с того самого 1953 года ни один гонщик с Аппенин так и не смог больше завоевать в Формуле 1 корону чемпиона мира.

Мир моторов в 1951-м: Citroen 2CV

Citroen 2CV – автомобиль во многих смыслах уникальный. Начнем с того, что он продержался на конвейере более 40 лет – с 1949-го по 1990-й, – и за это время был выпущен «тиражом» почти 4 млн. экземпляров. Число модификаций, версий и разновидностей с трудом поддается подсчету.

Возможно, ему принадлежит негласный рекорд по количеству прозвищ – практически в каждой стране его называли по-своему: «утка», «гадкий утенок», «жестяная улитка», «лягушка» – только некоторые из них. Несмотря на всю иронию, в них сквозящую, 2CV стал одной из икон французской марки. Вот что в начале 50-х писал об этой машине британский журнал Autocar: «Исключительно изобретательная конструкция, – несомненно, самая оригинальная со времен Ford T».

Первый эскиз будущего 2CV набросал еще в 30-е годы прошлого века тогдашний вице-президент и главный конструктор Citroen Пьер-Жюль Буланже, и в 1939-м было построено несколько прототипов, но в серию машина пошла уже после войны.

Впервые 2CV была представлена на Парижском автосалоне в 1949-м году, а через год первые экземпляры поступили в продажу – с 9-сильными моторчиками воздушного охлаждения и тогда еще без электростартеров. Зато переднеприводная машина отличалась независимой подвеской всех четырех колес, что по тем временам было революционным решением. Любопытно, что, с одной стороны, 2CV сразу стала объектом насмешек, а с другой, прямо на автосалоне представительство Citroen было просто завалено предварительными заказами, и вскоре очередь растянулась на три года вперед. Словом, машина понравилась, и не в последнюю очередь, своей более чем демократичной ценой.

В 1950-м году каждый день с конвейера сходило по 400 машин в день, в 1951-м появился фургончик Camionette, построенный на базе 2CV. «Гадкий утенок» очень точно нашел своего потребителя: в послевоенной Франции процент аграрного населения был весьма высок, и по задумке создателей 2CV изначально был предназначен для перевозки двух крестьян вместе с их сельхозпродукцией на рынок со скоростью 60 км/час. Причем, не только по асфальту, но и по проселочным дорогам, и даже по полям. Кстати, в те годы бытовала шуточка: 2CV разгоняется от 0 до 60 км/час за один… день.

Однако автомобиль приглянулся и городским жителям, и вскоре приобрел статус культового: в европейских странах до сих пор существуют и активно работают клубы любителей 2CV.

Разумеется, забавную машинку не обошли вниманием и кинематографисты, но мы упомянем только один фильм: в 1981-м году на экраны мира вышла очередная серия Бондианы – For Your Eyes Only («Только для твоих глаз»), где Джеймса Бонда играл Роджер Мур. В одной из сцен картины агент 007 вместе со своей подружкой Мелиной ловко уходит от погони на ее ярко-желтом Citroen 2CV.

Одновременно с выходом фильма Citroen запустил ограниченную серию 2CV 007 – разумеется, желтого цвета, фирменными логотипами и с наклейками на кузове, изображавшими пулевые отверстия.

В 1958-59-м гг. два француза, Жан-Клод Бадо и Жак Сегела, совершили на Citroen 2CV кругосветное путешествие, проехав за 13 месяцев 100 тысяч километров.

Проект сайт. Текст: Александр Кабановский. Мир моторов: Андрей Лось

В связи с проведением в этот уикэнд в Бахрейне торжественных мероприятий, посвященных открытию 60го чемпионата по автогонкам в классе машин Формулы-1 захотелось вспомнить, кто из чемпионов и других заметных гонщиков прошлого ныне здравствует.

Начнем со списка чемпионов:

Сэр Джон Артур "Джек" Брэбем (Австралия, р. 1926) - 1959, 1960, 1966.
Джон Сёртисс (Великобритания, р. 1934) - 1964
Сэр Джон Янг "Джеки" Стюарт (Великобритания, р. 1939) - 1969, 1971, 1973
Эмерсон Фиттипальди (Бразилия, р.1946) - 1972, 1974
Андреас Николаус "Ники" Лауда (Австрия, р.1949) - 1977, 1979, 1984
Марио Андретти (США, р.1940) - 1978
Джоди Дэвид Шэктер (ЮАР, р.1950) - 1979
Алан Стэнли Джонс (Австралия, р.1946) - 1980
Нельсон Пике (Бразилия, р.1952) - 1981, 1983, 1987
Кейо Эрик "Кеко" Росберг (Финляндия, р.1948) - 1982
Алэн Прост (Франция, р.1955) - 1985, 1986, 1989, 1993
Найджел Мэнселл (Великобритания, р. 1953) - 1992
Михаэль Шумахер (ФРГ, р.1969) - 1994, 1995, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005
Дэмон Грэхем Деверо Хилл (Великобритания, р.1960) - 1996
Жак Вильнев (Канада, р.1971) - 1997
Мика Хакконен (Финляндия, р. 1971) - 1998,1999
Фернандо Алонсо (Испания, р.1981) - 2006, 2007
Кими Райконен (Финляндия, р.1979) - 2007
Льюис Хэмилтон (Великобритания, р.1985) - 2008
Дженсон Баттон (Великобритания, р.1980) - 2009

Не дожили:

Нино Фарина (Италия) - 1950
Хуан Мануэль Фанхио (Аргентина) - 1951, 1954, 1955, 1956, 1957
Альберто Аскари (Италия) - 1952, 1953
Майк Хауторн (Великобритания) - 1958
Фил Хилл (США) - 1961
Грэм Хилл (Великобритания) - 1962, 1968
Джим Кларк (Великобритания) - 1963, 1965
Дени Хюльм (Новая Зеландия) - 1967
Йохен Риндт (Австрия) - 1970
Джеймс Саймон Уоллис Хант (Великобритания) - 1976
Айртон Сенна (Бразилия) - 1988, 1990, 1991

Из других ярких ныне здравствующих фигур прошлого можно вспомнить Хозе Флориана Гонсалеса (Аргентина, р. 1922) - вице-чемпиона 1954 и бронзового призера 1951 года. Он самый старый призер и вице-чепион Формулы-1, также он самый старый из победителей этапов Формулы -1. Его первая победа - это Гран-При Великобритании 1951 года.. Жив и Стирлинг Мосс (р.1926), как и Гонзалес бившийся за первое место еще с легендарным Хуаном Мануэлем Фанхио - четырехкратный вице-чемпион 1954, 1955, 1956, 1957 и трехкратный бронзовый призер - 1958, 1959, 1960.

Из гонщиков принимавших участие в самом первом чемпионате Формулы 1 в 1950г. кроме Х.Ф.Гонзалеса (он тогда принял участие в двух гонках и ни разу не финишировал) живы еще три пилота:

Джим Рэттмэн (США, р.1928) - он финишировал 24м на своей единственной гонке Инди 500, входившей тогда в календарь Формулы 1. В дальнейшем он еще 9 раз принимал участие в тех гонках Инди 500, которые проходили в рамках чемпионата мира. Однажды (1960) он выиграл, еще три раза был вторым и стал самым удачливым гонщиком Формулы 1 в гонках Инди 500. В других гонках Формулы 1 он не выступал.

Робер Мэнзон (Франция, р.1917) - провел в 1950-1956 29 гонок в Формуле 1, дважды был на подиуме.

И самый невероятный персонаж:
Пауль Питч (Германия, р.1911) - единственный ныне живущий боевой пилот "Серебрянных стрел", попадавший на подиум в гонке Чемпионата Европы еще в 1935г, когда занял третье место в Гран-При Италии за рулем Ауто Унион 8С-35. Поверить в это конечно трудно, но это так. Всего он провел в том сезоне две гонки в рамках Чемпионата Европы и поделил 11-13 места в общем зачете.
В дальнейшем он больше не выступал в заводских командах, но на Гран-При Германии 1939г. сумел совершить невозможное - на частной Мазератти занял третье место, пропустив вперед только руди Караччиоле и будущему чемпиону Херманну Мюллеру. В Формуле 1 он повел за три года три гонки.

Чемпион автогонок должен завоевать больше очков за сезон, чем другие претенденты. Согласно последним изменениям в регламенте, если двое пилотов набирают одинаковое количество баллов, то первое место присуждается тому участнику, на счету которого больше побед за текущий чемпионат.

Большинство чемпионов Формулы 1 выигрывали соревнования задолго до проведения финальной гонки. Так случилось и с Михаэлем Шумахером в 2002 году. До официального закрытия сезона еще оставалось 6 заездов, но уже ни один пилот не мог соперничать с "красным бароном" по набранным очкам.

Самый лучший гонщик Формулы 1 - кто он?

Каждый поклонник, обозреватель, пилот имеет свое мнение на этот счет. Кто-то выбирает Ники Лауду , восхищаясь его силой духа. Этот гонщик вернулся в спорт после ужасной аварии. Другой назовет Алена Проста , который выиграл более 40 заездов. Третий восхищается способностью Мики Хаккинена выжимать максимум из любого болида и так далее.

Мы собрали истории всех чемпионов мира Формулы 1, чтобы вы смогли сами определить лучшего пилота королевских гонок. Оставайтесь с VERcity и составьте свой рейтинг звезд автоспорта.

Итоги опроса F1 Racing о самых быстрых гонщиках.

Жюри

Гэри Андерсон, Даниэле Аудетто, Мартин Брандл, Кристиан Даннер, Энтони Дэвидсон, Ник Фрай, Джон Хауэтт, Эдди Джордан, Руперт Киган, Лука Марморини, Сэм Майкл, Тьяго Монтейру, Макс Мосли, Стирлинг Мосс, Ян Филипс, Тони Парнелл, Серхио Ринланд, Кеке Росберг, Рикард Райделл, Пол Стюарт, Ханс Штук, Пол Стоддарт, Марк Зурер, Пэт Симондс, Патрик Тамбэ, Марио Тайссен,Жан Тодт, Паскаль Васселон, Чарли Уайтинг.

Как мы считали

Каждый член жюри составил свой список из 20 быстрейших, по его мнению, гонщиков Формулы 1 с 1950-го по 2006-й; лучшему присуждалось 20 очков, второму – 19, и т. д. Статистические данные гонщиков высчитывались на основании истинного количества их стартов в Гран При, но сравнение с их напарником по команде проводилось только по времени квалификации – вне зависимости от того, стартовали ли они в гонке. Процент поулов берется из отношения поул-позиций к количеству проведенных квалификаций, Процент быстрых кругов – из числа Гран При, в которых гонщик стартовал.

10. Йохен Риндт (Австрия)
Карьера в Ф1 60 ГП, 1964-70
Квалификации относительно напарников 71% (44:18)
Процент поулов 16% (10)
Процент быстрых кругов 5% (3)

Результаты не соответствовали таланту, пока в 1969 году он не перешел в Lotus, но скорость его была очевидна с того самого момента, как в 1964-м он ворвался на арену Ф2. В памяти тех, кто мог наблюдать его изумительную технику вождения в сносе из-за ограждения в «Кристал Палас» или с заснеженной насыпи промозглого Нюрбургринга, он остался именно таким: самым быстрым из всех. Когда он наконец получил козырное место в Ф1, сомнения в прочности конструкций, созданных Колином Чепменом, ничуть не сказались на его бравурном стиле, когда Йохен выходил на трассу. Это сочетание принесло ему чемпионский титул – и стоило ему жизни. За рулем сегодняшних безопасных машин Ф1 он смотрелся бы потрясающе!

9. Джеки Стюарт (Великобритания)
Карьера в Ф1 99 ГП, 1965-73
Квалификации относительно напарников 77% (71:21)
Процент поулов 17% (17)
Процент быстрых кругов 15% (15)

Его никогда не заботили поулы, до середины пятого сезона на счету у Джеки не было ни одного. А потом посыпались, как из рога изобилия и понять, как ему это удается, было почти невозможно – настолько легко он побеждал в квалификациях. При необходимости он действовал, как тигр – летел на озорующем BRM по старой трассе Спа, круг за кругом преследовал Риндта в Сильверстоуне, четко повторяя все его маневры, все сносы – но куда более типичной для Стюарта была гонка в Монако, когда он вел свой Tyrrell, на котором остались только передние тормоза, к победе так, будто с машиной все было в полном порядке. Мягко сбавляя газ, мягко нажимая педаль тормоза, мягко ее отпуская, чуть-чуть прибавляя газ… – вот как он действовал за рулем Matra, BRM и Tyrrell. Мало у кого это получалось так же легко...

8. Фернандо Алонсо (Испания)
Карьера в Ф1 86 ГП, 2001-06
Квалификации относительно напарников 67% (59:29)
Процент поулов 17% (15)
Процент быстрых кругов 9% (8)

Алонсо отличается уникальным стилем вождения, который требует умелого блокирования колес на входе в поворот, чтобы заставить машину заплясать на апексе. Кажется, что это противоречит логике, и уж точно – законам физики в том смысле, как ее понимают в этом виде спорта. Добавьте сюда холодный, расчетливый, безошибочно действующий ум – и вам уже не будет казаться удивительным то, что Фернандо стал самым молодым чемпионом за всю историю Формулы 1. Он добивается успехов, потому что его талант – его скорость – совершенен. Обладая аналитическим умом, позволяющим варьировать темп по ходу гонки, Алонсо может легко побеждать, стартуя из первых рядов. Но он бывает и грозным бойцом, способным стремительно рассечь пелетон, не позволяя себе даже короткой паузы, чтобы перевести дух. Он великолепно справляется с гигантским прессингом, прибавляя по мере повышения ставок – и умеет бескомпромиссно сражаться колесо в колесо, даже когда условия не равны. Подобный подход помог ему в блестящем стиле завоевать два чемпионских титула, оставив позади соперников, располагавших более быстрыми машинами.

7. Мика Хаккинен (Финляндия)
Карьера в Ф1 161 ГП, 1991-2001
Квалификации относительно напарников 71% (117:48)
Процент поулов 16% (26)
Процент быстрых кругов 16% (25)

Хаккинен был не первым «летучим финном» Формулы 1 – до него так называли Кеке Росберга, – но Мика отличался еще более высокой скоростью, чем его предшественник. Более того, он был из тех гонщиков, кто сражается тем отчаяннее, чем выше цель. Другими словами, это был великолепный матчевый игрок. Некоторые, из завоеванных им 26 поулов, казались пугающе стремительными, – отчасти, возможно, из-за серебристой раскраски его McLaren. А еще он отличался отвагой. Те счастливчики, которым довелось побывать в Спа в 2000 году, до конца своих дней будут вспоминать, как он обогнал Шуми.

6. Хуан Мануэль Фанхио (Аргентина)
Карьера в Ф1 51 ГП, 1950-58
Квалификации относительно напарников 86% (43:7)
Процент поулов 57% (29)
Процент быстрых кругов 45% (23)

В 1950 годы гонщики просто прыгали в свои машины с мотором, расположенным впереди, и мчались к финишу. Если хватало здравомыслия, они оставляли кое-какой запас, не приближались к изгородям и канавам, держались подальше от домов и деревьев. Временами Фанхио давал волю чувствам: на крутых подъемах и спусках Руана или во время своей отчаянной погони за Майком Хоторном и Питером Коллинсом на Ринге в 1957-м, за что был по праву отнесен к сонму «бессмертных». Но обычно он делал ровно столько, сколько было нужно, чтобы напомнить своим соперникам, кто тут лучший (а у них благоговейное восхищение вызывало и его умение справляться со страхом смерти), кому удалось завоевать пять чемпионских титулов.

5. Ронни Петерсон (Швеция)
Карьера в Ф1 123 ГП, 1970-78
Квалификации относительно напарников 41% (28:40)
Процент поулов 11% (7)
Процент быстрых кругов 7% (9)

Woodcote. Тот, прежний, который когда-то проходили на скорости за 200. И который был знаменит своей ужасной кочкой – прямо посередине. И вот в него входит Супершвед. В заносе! Кр-р-ру-то! Должно быть, ему повезло, что он счастливо спасся, – но ведь кругом ранее он проделал здесь то же самое. И вот он летит снова. Боже мой! Глаз не оторвать – но это, скорее всего, стоило ему потери времени… А вот и нет – Ронни взял поул. Эмерсон Фиттипальди, в те времена самый молодой чемпион мира, был в Lotus любимчиком – пока в 1973 году не получил в напарники Петерсона. Он ничем не мог ответить на скорость шведа, и был, вероятно, единственным парнем в мире, кто недолюбливал потрясающего, бесподобного Ронни.

4. Найджел Мэнселл (Великобритания)
Карьера в Ф1 187 ГП, 1980-95
Квалификации относительно напарников 47% (91:103)
Процент поулов 17% (32)
Процент быстрых кругов 16% (30)

Il Leone – «лев» для итальянских тифози – получил свое меткое прозвище за то, что его лучшие выступления отличали редкостный напор, отвага и мощь. Вне машины Мэнселл частенько казался запуганным параноиком, но все эти слабости искупал, когда садился в кокпит, демонстрируя в гонках невероятную отвагу. И когда бы он ни выходил на бой, этот запас стойкости делал его непобедимым. Вспомните его обгон Пике в Сильверстоуне в 1987 году, резкий бросок мимо бессильного Айртона Сенны в Венгрии в 1989-м или захватывающий дух прорыв по внешней траектории мимо Бергера в профилированном вираже Peraltada в Мексике в 1990-м. Только Мэнселл мог выжать такое из гоночной машины. Рикардо Патрезе однажды показалось, что это уже чересчур. «Сними штаны, Найджел, – пошутил итальянец после того, как британец привез ему 2 секунды, завоевав поул на Гран При Великобритании 1992 года. – Хочу своими глазами увидеть, сколь велика твоя отвага…»

3. Джим Кларк ((Великобритания)
Карьера в Ф1 72 ГП, 1960-68
Квалификации относительно напарников 83% (60:12)
Процент поулов 46% (33)
Процент быстрых кругов 39% (28)

Если статистика и свидетельствует об уровне скорости гонщика, то это справедливо в отношении Джима Кларка: стартовав в 72 гонках, он выиграл 25, но вторым финишировал лишь однажды (на Нюрбургринге в 1963-м), причем, с «чихавшим» мотором Climax. Ошибки? Трудно припомнить. В Гонке чемпионов 1965 года он летел по трассе в стиле Сенны, испытывая невероятный прессинг со стороны Дэна Герни. В 1960-м в Порту во время тренировки потерял управление своим Lotus 18 на трамвайных путях. Во всем остальном же – только безупречное, превосходно отточенное вождение.

Сильверстоун, 1965 год: падало давление масла, на последних кругах Кларк даже выключал мотор, походя повороты Stowe и Club, но мимо боксов проносился на полной скорости, чтобы ничем не выдать свои проблемы соперникам (и одолел Грэма Хилла, который шел на пределе). Монца, 1967 год: потеряв целый круг после прокола колеса, Кларк на последних кругах вышел в лидеры, но проиграл из-за утечки топлива. Он великолепно смотрелся даже за рулем неконкурентоспособной машины, – к примеру, в 1966 году, когда круг, принесший ему поул в Монако, придал новый смысл понятию «совершенство». Так чем же он был хуже Сенны или Шумахера? Ответ: ничем.

2. Михаэль Шумахер (Германия)
Карьера в Ф1 249 ГП, 1991-2006
Квалификации относительно напарников 86% (214:36)
Процент поулов 27% (68)
Процент быстрых кругов 31% (76)

Почему Михаэля сочли не таким быстрым, каким был Сенна? Ответить на этот вопрос не так-то просто. Видимо, наши присяжные выносили свой вердикт как под влиянием эмоций («Айртон соперничал с Михаэлем на абсолютно легальном Williams» или «Сенна не позволял себе выходок вроде той, какую Шуми допустил в Монако»), так и полагаясь на здравый анализ. Ибо такова загадка Айртона Сенны. Чего не было у Михаэля, так это странной манеры Айртона на протяжении всей карьеры поигрывать газом в ожидании «момента». Михаэль, напротив, демонстрировал образцовое терпение.

В свою эпоху, в дни, когда столь многое зависит от техники, Михаэль был лучшим. Он знал, как надо проходить круг: результаты во вторых квалификационных сессиях трех последних этапов сезона-2006 останутся лучшими в его карьере, лучшими за все времена. Он не боялся перемен и с максимальным эффектом использовал любые «примочки», появлявшиеся на машине. Он всей душой и сердцем стремился окружить себя безупречной командой. Он без конца совершенствовал свои собственные способности. Он был безупречен в любых условиях: на быстрых трассах и на медленных, под дождем и в сухую погоду, в хорошей машине или в плохой, стартуя из хвоста пелетона или же с поула. И он ненавидел проигрывать – просто не признавал поражений. И при всем этом был быстр.

1. Айртон Сенна (Бразилия)
Карьера в Ф1 161 ГП, 1984-94
Квалификации относительно напарников 89% (141:18)
Процент поулов 40% (65)
Процент быстрых кругов 12% (19)

Удивлены? Вот и мы тоже нет. Пока Шумахер, наконец, не побил мировой рекорд Сенны по количеству поулов (у Айртона их было 65), это число было таким же символом величия в спорте, как 1220 голов, забитых Пеле за годы его карьеры, или три победы Эмиля Затопека (в беге на 5000 м, 10000 м и в марафоне) на Олимпийских играх в Хельсинки в 1952 году. Но статистика, как и у всех немногочисленных гениев спорта, умевших заставить своих соперников выглядеть не более чем середняками, это только половина истории. Сердца заставляла биться манера, в какой Сенна добивался своих триумфов.

Воспоминания о его квалификации в Монако-1988 (на полторы секунды быстрее Проста – на такой же машине, между прочим) до сих пор вызывают восхищение, а Сенна, словно усиливая магию своего волшебства, не мог найти слов, чтобы объяснить, откуда взялась такая скорость. Вот и в Донингтоне в 1993-м он каким-то образом умудрился, словно по волшебству, найти поразительное сцепление на абсолютно мокром асфальте, на котором его соперники скользили, словно пьяные на катке. Так был ли он безупречным гонщиком? Нет, он был слишком безжалостен, иногда до безумства. Но удавалось ли еще хоть кому-нибудь вести машину Ф1 быстрее него, с таким же напором, с пустыми баками на последних секундах любой из квалификаций конца 80-х или начала 90-х? Абсолютно точно – нет. Никому. Он был не просто быстр, он был сама СКОРОСТЬ.

Гонщики, занявшие места с 11 по 50...

11 Жиль Вильнев Канада
12 Стирлинг Мосс Великобритания
13 Кими Райкконен Финляндия
14 Ален Прост Франция
15 Нельсон Пике Бразилия
16 Альберто Аскари Италия
17 Эмерсон Фиттипальди Бразилия
18 Ники Лауда Австрия
19 Штефан Беллоф Германия
20 Кеке Росберг Финляндия
21 Джеймс Хант Великобритания
22 Алан Джонс Австралия
23 Франсуа Сэвер Франция
24 Крис Эймон Новая Зеландия
25 Хуан-Пабло Монтойя Колумбия
26 Жаки Икс Бельгия
27 Марио Андретти США
28 Карлос Рейтеманн Аргентина
29 Том Прайс Великобритания
30 Джоди Шектер Южная Африка
31 Деймон Хилл Великобритания
32 Джек Брэбем Австралия
33 Джузеппе Фарина Италия
34 Ханс-Йоахим Штук Германия
35 Карлуш Пас Бразилия
36 Тони Брукс Великобритания
37 Джон Сертис Великобритания
38 Джонни Серво-Гавен Франция
39 Герхард Бергер Австрия
40 Йо Зифферт Швейцария
41 Дидье Пирони Франция
42 Ярно Трулли Италия
43 Марк Уэббер Австралия
44 Рене Арну Франция
45 Жан Алези Франция
46 Дэн Герни США
47 Риккардо Патрезе Италия
48 Жан-Пьер Жарье Франция
49 Дженсон Баттон Великобритания
50 Тони Брайз Великобритания