Слово "лошадь" на разных языках. Страны: Япония. Кони самураев Скачки -дело государственное

Погонщик! Веди коня

Вон туда, через поле!

Там кукушка поет.

Мацуо Басё

Лошадь никогда не была коренным обитателем Японии. Она была завезена с материка, и появление на острове резвых кобыл чрезвычайно высоко оценили местные жители. Первые упоминания об использовании лошадей в Японии относятся к источникам эпохи Кофун (конец III-VI веков нашей эры). Именно с этого времени по всей стране началось распространение лошадей, привезенных из Восточной Азии. В средние века лошадей использовали преимущественно как вьючных животных, основной тягловой силой в сельском хозяйстве были быки, а верхом на лошади ездили только представители высшего общества. «Искусство быть всадником» являлось одним из наиболее ценных качеств воина, и только благородные самураи могли позволить себе роскошь иметь лошадь и входить в состав феодальной конницы.

Японские лошади коренным образом отличались от своих континентальных собратьев, были они низкорослыми и лохматыми и от рождения имели весьма злобный нрав.

Но вместе с тем они были необыкновенно выносливы, могли быстро и достаточно ловко передвигаться, что было особенно важно в условиях пересеченного рельефа Японии. На протяжении нескольких столетий в Японии происходило формирование аборигенных пород лошадей, приспособленных к местным условиям. Все они были относительно мелкорослыми (130–150 сантиметров в холке), поэтому многие правители, пытаясь улучшить породу, добавляли кровь других лошадей в кровь аборигенов. Начиная с эпохи Эдо (1607–1867 годы) среди подарков голландских купцов, которые они преподносили сёгуну, постоянно упоминаются некие «персидские» жеребцы, которые в действительности, скорее всего, были арабскими или туркменскими. Импорт лошадей значительно увеличился в период «реставрации Мэйдзи» (1868– 1912 годы), когда императорское правительство начало активно поощрять крестьян использовать лошадей в хозяйственных целях. Были организованы специальные учебные классы и курсы, на которых фермерам внушали мысль о необходимости выращивания более крупных пород лошадей, таких, которые были бы годны еще и для военных нужд. В целях обеспечения выполнения этой задачи из Европы и Северной Америки ввозилось большое количество производителей, среди которых преобладали чистокровные верховые, арабские и англо- арабские жеребцы. Кроме того, в Японию привозились и тяжеловозы, в особенности бельгийцы и бретонцы.



Искусство ябусамэ

Историки отмечают одну интересную особенность. Как правило, в Японии в средние века на лошадь садились не слева, а справа. Во время езды поводья обычно держали обеими руками, но в бою самурай цеплял повод за кольца, расположенные на нагрудной пластине доспеха, и управлял конем исключительно шенкелями и корпусом. Стреляли с лошади точно так же.

Техника стрельбы из лука с лошади известна под разными названиями. Впервые об этом виде стрельбы упоминают «Нихонги» («Анналы Японии» 720 года), в которых и рассказывается об ума-юми. Позднее стрельба с лошади в исторических источниках стала называться «ябусамэ». Наивысшего расцвета ябусамэ достигла в период Камакура, когда верховая езда, называемая бадзюцу, в сочетании со стрельбой из лука стала обязательным видом боевых искусств для самураев высшего ранга. Стрельба из лука с лошади была одним из любимых видов состязаний самураев, когда они объединялись в команды для соревнований по конному спорту. Как правило, крупные турниры проходили на скаковом кругу в храме Цуруга ока Хатиман, который находился в городе Камакура (теперь префектура Канагава), или на берегу моря, во время синтоистских праздников. В качестве главного распорядителя и судьи состязаний выступал синтоистский священник. Мишень или доспехи воина (в период Камакура) ставили вертикально около манежа, и стрелок, мчась на лошади по кругу, должен был выстрелить по цели три раза с интервалом в десять секунд. Лук всадник держал перпендикулярно линии движения, натягивая его рывком над головой и опуская так, чтобы стрела находилась на уровне глаз.

Времени на прицел оставалось крайне мало, стрельба шла практически навскидку.

Ябусамэ продолжает существовать и в настоящее время, но уже в качестве развлекательного зрелища. По традиции соревнования в стрельбе из лука с лошади проводятся 15–16 сентября на территории города Камакура.

Наряду с ябусамэ в боевые искусства самураев вошло так называемое ину-о-моно – упражнение по преследованию собак на лошади. Ину-о-моно так же, как и ябусамэ, вырабатывало у воина отличные способности управлять лошадью и при этом быстро и метко стрелять из лука на скаку. Эти качества, бесспорно, являлись неоспоримым преимуществом для буси в многочисленных конных сражениях. Ину-о-моно, в отличие от стрельбы по неподвижной мишени, преследовало цель попасть в двигающийся объект. В манеж выпускали небольшого размера собаку, и всадник, поддерживая движение галопом или резвой рысью, должен был попасть в пса тренировочной стрелой с деревянным наконечником.

Зачастую тем же названием именовали стрельбу из лука по лисе во время охоты.

До нашего времени сохранились лишь две школы конной стрельбы из лука – Такеда и Огасавара. Основателями обеих считают известного воина и стратега Минамото но Ёсимицу.

Полный доспех воина.

День обезьяны и дикие монгольские парни

У воинов была еще одна возможность тренировки в верховой езде. Во время традиционного отлова диких лошадей, который каждый год в середине пятого месяца, в день обезьяны (12-й день по циклическому отсчету), проводился при участии все тех же синтоистских священников. В средневековье такие своеобразные охоты устраивались на равнине Канто, и именно с их помощью конюшни пополнялись новыми и боевыми лошадьми, а заодно охота позволяла выявить лучшего всадника (или группу всадников) дружины князя. Понятно, что это были тренировки в бадзюцу для воинов, причем крайне сложные и напряженные, включавшие в себя и скачки по пересеченной местности, и преодоление препятствий. Мало того, погоня за дикими лошадьми осуществлялась в полном снаряжении: в шлемах, доспехах, с боевыми знамёнами (набори). Позднее этот обычай тоже превратился в синтоистский праздник и получил название “намаон” – полевые манёвры конницы. Назначение праздника – вдохновлять юношей и взрослых буси, прививать им храбрость, и эта идея вполне оправдала себя: наблюдая за этим опасным и крайне эффектным зрелищем, сыновья самураев были не прочь поучаствовать в скачках. Основным моментом охоты являлись собственно сами скачки, разнообразные виды преследований, а также борьба за захват знамени среди двух групп участников.

Естественно, что подобные тренировки, максимально приближенные к боевым условиям, давали неплохой результат. Самурайская конница являла собой отлично тренированное формирование, умевшее воевать практически в любых условиях и мастерски использовать оружие.

В бою при сближении с противником, самураи начинали скакать по зигзагообразной траектории, что сбивало с толку вражеских лучников. В ближнем бою в ход шли копья и мечи.

Как правило, самураи старались вклиниться в отдельные группы врага, чтобы внести раскол в их стан. Иногда бой разбивался на индивидуальные поединки. В XII веке существовал так называемый обычай нанори, смысл которого заключался в следующем: прежде чем вступить в бой, самурай должен был представиться другому самураю. В те времена сражения скорее напоминали гигантские турниры, нежели бои без правил. Но уже в XIII веке этот обычай отошел в небытие, и массовые столкновения конницы стали обычным делом.

Еще одну интересную деталь отмечают историки: в XIII веке японцы, впервые столкнувшиеся с монгольскими завоевателями, испытали настоящий шок. Оказывается, монголы, в отличие от благородных самураев, не имели привычки представляться противнику перед боем, они просто шли в атаку, стремясь задавить числом, нежели уменьем. Для самураев такое, вне всяких правил, поведение казалось диким и никак не совпадало с их этическими нормами и кодексом чести.


В полном снаряжении

Идеально выезженная и тренированная лошадь превосходно чувствовала своего хозяина и участвовала в бою наравне с ним – вовремя отскакивала, вставала на дыбы, кусалась, била передом и задом лошадь противника. Лошадей много чему учили, например, преодолевать водные препятствия, которых в Японии было великое множество. Технике форсирования рек и озер обучали на прудах, находящихся у замков местных феодалов.

Комплект конного снаряжения назывался багу и был заимствован главным образом у китайцев. Он включал в себя седло, уздечку и конские доспехи. Уздечка называлась ацубуса, она состояла из удил куцува, нащечников ханагава, нахрапников кангамаита и по водьев куцу-вадзура, которые изготавливались из шелкового или хлопкового шнура и красиво украшались.

Уздечку оформляли кисточками. Чтобы бесшумно подкрасться к противнику, уздечку обматывали тканью, а на морду лошади надевали специальный мешок, поверх которого располагался железный намордник кутикаго.

Для управления лошадью был необходим еще один важный предмет – гибкий прут мути, ставший аналогом современного хлыста. Шпор самураи не использовали.

Седло называлось кура и имело высокие переднюю и заднюю луки, которые располагались под прямым углом к седалищу. Оно было деревянным с металлическими украшениями и довольно высоким: под него клали потник кицукэ и специальную подушечку намэ. Также седло нередко украшали лентами, на концах которых звенели колокольчики. Экономить на украшениях у самураев считалось дурным тоном. Существовавшие тогда рекомендации прямо говорили о том, что самураям не стоит чрезмерно увлекаться убранством, да и в нарядах отдавать предпочтение простым льняным тканям. Но на картинах и гравюрах той эпохи нередко можно увидеть настолько богато украшенную сбрую, что за ней с трудом угадывается лошадь – кругом расшитые поводья, вальтрапы, нагрудники…



Японские стремена абуми несколько отличались от своих европейских аналогов. Первоначально они имели закрытый носок и удлиненную подножку сзади, позднее они были модернизированы – боковины носка были убраны, после чего стремя приобрело форму, просуществовавшую все средневековье вплоть до XIX века. Обычно стремена делались целиком и полостью из железа, но встречались экземпляры, имеющие железный каркас с деревянными вставками. Некоторые стремена имели отверстие в подножке для слива воды, которая попадала туда при преодолении водных преград, а также стержень, предохранявший ногу от соскальзывания вбок.

Доспехи для лошадей умаерой появляются лишь в XVII веке. Следует отметить, что это время начала правления сёгунов из династии Токугава, завершивших объединение Японии. Период многочисленных феодальных войн и междоусобиц отошел в прошлое, поэтому легко можно предположить, что доспехи теперь предназначались исключительно для парадного выхода, а не для ведения боевых действий. Многие детали доспехов были сшиты из кожи или сделаны из папье-маше, хотя вставки из железа тоже применялись. В большинстве случаев доспехи изготавливались из посеребренных и нашитых на ткань маленьких чешуек кожи.

Комплект доспехов состоял из накрупника, пластин, защищавших шею и бока лошади, которые часто были красиво и богато оформлены резьбой, подвесками и лентами.

На голову лошади надевалось умадзура – специальное наголовье, выполненное в форме головы коня, оленя или дракона и для усиления эффекта зачастую украшенное усами, ветвистыми рогами или другими вставками. Впечатлениям рядового пехотинца, когда на него галопом на оскаленном коне с рогами, мчался всадник, завидовать не приходится…

Кирилл Трубицын, Марина Горячева, кафедра археологии исторического факультета МГУ

Материал размещен с разрешения правообладателя - журанала "My horse" ("Моя лошадь").

Как появилось слово "лошадь" в русском языке?

Действительно, этимология привычного для нас слова достаточно интересна.
Слово "лошадь" заимствовано из тюрских языков: "алаша", что означает "конь, мерин". Однако и здесь есть две версии происхождения слова!

Первая версия - преобразование в "лоша" (на украинском - "жеребенок") с прибавлением суффикса -адь. ("лоша"+ -адь) Аналогично тому, как произошли слова "рухлядь", "пестрядь", "мокрядь".

Вторая же версия - преобразование с помощью "лоша" и "ат" ("ат" в одном из значений - лошадь)

А вот слово "конь" - общеславянское, но не имеет достоверной этимологии. Одна из гипотез - заимствование из кельтских языков формы kanko/konko. Если это верно, тогда "конек" - более древняя форма, чем "конь".

Лошадь по-английски.

Те, у кого в школах был (или есть) уроки английского языка, прекрасно знают, что в Великобритании лошадей ласково называют "horse". Англия еще с давних пор считала лошадей чуть ли не гордостью своей страны, а позже национальным достоянием стал Дерби - конные соревнования, пользующиеся спросом и сегодня. Британская энциклопедия, которая берет свое начало еще с 1771 года, предполагает огромную статью с подробным описанием ухода и содержания лошадей. В середине 18 века стартовал с большой скоростью рост коннозаводства страны. Английская верховая лошадь до сегодня считается самой ценной чистокровной лошадью, берущей свое начало из Англии.



Лошадь по-итальянски.

Итальянский народ называет лошадей утонченным по звучанию словом «cavallo». На текущее время в этой прекрасной стране проживают 1 миллион лошадей разных пород. Итальянский популярный коннозаводчик Федерико Тезио ввел совершенно уникальные разведения и подготовки лошадей для скачек. Как утверждают специалисты, современные чистокровные лошади на 75% состоят из итальянских кровей. Среди известных по всему миру пород, гордостью Италии были мурджезе, грузовая феррари, салерно, пони Авелиньез и другие.


Лошадь по-немецки.

У народа Германии есть сразу несколько обозначений к русскому термину «лошадь»: для среднего рода Pferd и Ross, а в мужском роде — Gaul. Среди многочисленных пород лошадей этой страны, самой древней породой является Голштинец. Не менее популярными и востребованными в Германии были лошадки ганноверской породы, выведенные от элитных представителей голштинцев. Близким родственником этим породам стал конь породы Вестфалец, прославивший страну на мировых скачках и выездке, троеборье и конкуре.



Лошадь по-французски.

Французы называют лошадей своим коренным термином «cheval». На сегодня это крупное государство может похвастаться наличием около 99 тысяч поголовья племенных лошадей. Среди них насчитывают около 40 пород, которые подразделяют на пони, тяжелоупряжных, заграничных (иностранных из-за рубежа), а также заводских лошадок. Франция может похвастаться своим нацииональным достоянием, например, першероном, с помощью которого были выведены другие известные породы по всему миру.


Лошадь по-украински.

Для украинцев привычно называть лошадей термином «кінь». Самая распространенная порода лошадей в Украине — украинская верховая. Эти лошади ценятся в стране за счет идеального экстерьера, отличных качеств скаковой лошади, не привередливости и простоты в уходе. Помимо этого национальными породами признаны такие лошади, как гуцульская порода, а также новоалександровский тяжеловоз.


Лошадь по-казахски .

Как и в Германии, у казахского народа есть разные обозначения,к которым они привыкли, например, «ат» и «жилқы». Национальным достоянием этого народа является местная казахская степная лошадь, которая появилась на территории Республики Казахстан и продолжает находиться в пределах государства. Сегодня Казахстан располагает 13 породами лошадей в местном коннозаводстве, большинство из них являются основой успешной экономики республики. А большей популярностью у народа пользуются породы кустанайская, джэбе и адаевская.



Лошадь по-испански.

Испанцы называют "лошадей" красивым словом "caballa". Эта страна известна своей самой популярной, красивой, грациозной лошадью - Андалузской, которая оказала большое влияние на развитие целой группы пород испанского типа. Можно считать это национальное достояние "сокровищем Испании и королевой выездки", которым испанцы непременно гордятся.


Лошадь по-японски.

Известно, что лошадей на японских островах не было - они пришли в страну восходящего солнца различными путями примерно в 6-ом веке (а может быть и раньше - 4-ом веке нашей эры). Однако, у японцев есть свое особое (и достаточно легкое) обозначение лошадей - uma (ума). Даже несмотря на завезенные породы, у них появились свои национальные достояния в конном мире: лошади Мисаки, Токара, Мияко, Хоккайдо, Нома, Кисо, Таишу, Йонагуни. Эти породы славятся своим упорством и способностью выживать в экстремальных условиях.


В этой статье всего лишь некоторые державы, хотя список можно продолжать до бесконечности. Однако, как бы лошадей не называли за рубежом, смысл не меняется - лошадь остается лошадью, а также нашим любимым животным.

Японские породы лошадок все обладают набором характеристик общего типа. Например, они все имеют отношение к пони, так как рост их, зачастую не может достигнуть свыше ста сорока семи сантиметров. Японские аборигенные лошади имеет головы довольно-таки крупные.

Окрас

Шейки будут нестись горизонтальным образом, а гривы ниспадающего типа, очень густые и толстые. Самые частые окрасы – , а также чалая. Белоснежные отметины на головах и ножках не присутствуют, но зачастую могут быть в наличии, черные полоски на спинках.

Совершенно всех животных подобного плана японских пород, отличает завидное упорство и удивительная способность к выживанию в самых экстремальных условиях. Известен факт, что лошадки вовсе не проживали на Японских островах во временной период неолита, палеолита и мезолита. Помимо всего этого, прекрасным образом является известным, что животные эти на данных островах оказались, попав туда именно из Азии в самые разнообразные времена и разными путями-дорожками.

Определенным образом домашние лошадки находились в Японии с шестого века. А, вполне возможно, что и раньше вовсе. Еще в четвертом веке нашей эры. С тех самых пор, лошадки и стали наделенными важнейшей ролью во всей японской культуре, в целом. По сути, широким образом их могли применять не только для , но и в военных целях.

Японские аборигенные лошади на выпасе

Собственно, вплоть до того, что было изобретено специальное огнестрельное оружие, к концу шестнадцатого века. А одним из самых главных качеств, ценившихся во всех бравых воинах, которым довелось основать знаменитый класс самураев, было именно умение общаться с такой вот лошадкой. Японские аборигенные лошади и в сфере японской религии, роль играли немалую. Даже, на нынешнее время, в местечках святынь, до сих пор, содержат белоснежных лошадок. Но занятнее всего тот момент, что в сельскохозяйственной отрасли, японцы и не собирались использовать этих зверушек!

В отличие от всех остальных людей по всему свету, которые своих лошадей эксплуатировали, как угодно. Например, лошадь мисаки, которая ведет собственное происхождение, прямиком из префектуры Миазаки, относится к японским лошадкам. Нынче табун данной породы, насчитывает восемьдесят восемь зверей. А в холке высота их, от ста тридцати до ста тридцати пяти сантиметров.

Порода японские аборигенные, старинная, так как первое упоминание о ней в источниках исторического вида, было еще в 1697 году. А лошадки токара, на текущий день, встречаются сразу в нескольких парках префектуры Кагошима. Также у японцев есть и лошадки мияко. Вся порода в целом, восходит, аж к тринадцатому столетию! Известна еще и лошадка досанко либо Хоккайдо. И лошади данные происхождение ведут от нескольких пород собственной родной местности. Затем можно назвать лошадку нома. Это самая японского происхождения с невероятной привлекательности. Они больше похожи на игрушки, так как рост их составляет, лишь сто десять сантиметров.

Интересное название лошадиной породы кисо, сразу заставляет вспомнить об обыкновенных котах. Собственно, упоминания об этой японской лошадиной породы, восходят к шестому веку, хоть и сложно в это кому-нибудь будет поверить. А название, нисколько с котами не связано. Просто Родиной породы животных, является регион с названием Кисо префектуры Нагано. Далее можно назвать лошадей таишу. Данная порода крох развитие имела на холмистой территории Тсушимы в известной префектуре Нагаски, в коей разведение лошадок, стартовало, уже с восьмого века!


Японские аборигенные лошади

Характеристика

Ну и нельзя будет не упомянуть о такой японской лошадиной породе, как йонагуни. Довольно-таки типичное японское название на слух, зная их необыкновенный для русского восприятия, язык. Данная порода лошадок особей включает немыслимо маленьких. Ведь высота в холке, всего лишь сто пятнадцать сантиметров.

  • Перейти в оглавление раздела: * Все о лошадях
  • Читать дополнительно: Карликовая лошадка

Японские аборигенные лошади

Перейти в оглавление раздела: Породы пони

Все японские породы лошадей обладают характерным рядом общих черт, и в частности, все они относятся к пони, поскольку их рост не превышает 147 см. Их головы относительно крупные, а свои шеи они несут горизонтально. Гривы у японских пород лошадей толстые, густые и ниспадающие. Наиболее широко распространенные окрасы тела у японских лошадей - гнедой и чалый. На голове и ногах, как правило, белых отметин нет, зато на спине часто присутствует черная полоса.

Все японские породы славятся своим упорством, а также способностью выживать в самых экстремальных и неблагоприятных условиях.

Специальными исследованиями установлено, что лошади на Японских островах в период палеолита, мезолита и неолита не жили. Они попадали на Японские острова из Азии различными путями и в различные времена. Достоверно известно, что уже в 6-м веке домашние лошади обитали в Японии, а может быть, даже в 4-м веке.

Японские аборигенные лошади широко использовались для военных целей вплоть до изобретения огнестрельного оружия в конце 16-го века. Поэтому в те годы умение обращаться с лошадью было одним из важнейших качеств, которое ценилось в воинах, основавших класс самураев. Именно с тех времен лошади играют важную роль в японской культуре и в японской религии, и поэтому даже в наше время в местах нахождения святынь японского народа, держат белых лошадей.

Интересен тот факт, что лошади в сельском хозяйстве японцев не использовались. А на полях вместо них широко использовался крупный рогатый скот. Его же также запрягался в кареты и повозки. А лошади выполняли роль вьючных животных и их использовали для переноса грузов в труднодоступных горных областях. На лошадях верхом только ездили люди, принадлежащие к высшему сословию.

Со времени, на Японских островах начали развиваться различные породы лошадей, которые были хорошо приспособлены к местным условиям окружающей среды. Но в целом, все эти лошади были относительно маленьких размеров. Поэтому, многие правители и вожди предпринимали попытки путем отбора и селекции увеличить их размеры, скрещивая их с импортируемыми иностранными лошадьми.

Записи, которые относятся к эпохе Эдо, свидетельствуют о важной роли в этом процессе голландских лошадей, которые были переданы в дар императорскому двору. И так как эти лошади упоминаются под названием "персидские", то это могли быть лошади арабской или туркменской породы. Таким образом несколько "улучшенных" пород, как например, породы намбу, мигару и тоса - стали особенно популярными в Японии. А в результате систематического скрещивания, основанного на аборигенных японских породах, в 1932 году привело к появлению породы куширо, которая на сегодняшний день практически полностью исчезла.

В течение эпохи Мей из Европы и Северной Америки импортировались крупные чистокровные лошади с целью увеличения размера японской лошади и для того, чтобы сделать ее более пригодной к военным целям. Кроме того, японское правительство по всей стране ввело специальные обучающие курсы, с целью увеличения использования лошадей в сельском хозяйстве. Это было направлено на поощрение японских фермеров на разведение крупных лошадей с возможной последующей их поставкой для нужд армии.

В разные годы иностранные заводчики экспортировали в Японию различные породы лошаде: английскую чистокровную, англо-арабов, гакне и несколько упряжных пород, таких как бельгийская и бретонская упряжные породы. В результате скрещивания представителей местных пород с крупными европейскими лошадьми, появились такие японские породы как кандачи, юрури, хоккайдо. В результате многочисленных скрещиваний с завозлыми породами большинство аборигенных японских пород практически исчезло, за исключением отдаленных островов страны.

На сегодняшний день в Японии существует восемь официально признанных пород лошадей, каждая из которых относится к определенному региону и отличающихся друг от друга как по окрасу, так и размеру и другим характеристикам. Вместе с тем, японские породы лошадей обладают рядом общих характеристик и все они славятся своим упорством и способностью выживать в экстремальных условиях.