Скользкая поверхность. "скользящая поверхность". Геометрия лыж salomon

Опыт показывает, что поверхность скользит плохо, если она:
* очень гладкая, блестящая, как бы полированная
* оплавлена при обработке высокой температурой и высоким давлением
* оксидированная, сухая в результате хранения слоя мази

Скольжение можно улучшить, нанеся рисунки на поверхности Эти рисунки или линейные текстуры (профили) обычно называются "структурой". Нанесение структуры на скользящую поверхность уменьшает площадь соприкосновения поверхности со снегом, а также "разрывает" поверхностное натяжение пленок воды на поверхности. Обычно наносимые структуры делятся на три основные группы:


Эти группы структур соотносятся также с типами и размером снежных кристаллов, деформируемостью снега и содержанием свободной воды в снеге.
МЕХАНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СКОЛЬЗЯЩЕЙ ПОВЕРХНОСТИ До того, как воспользоваться новыми лыжами, следует проверить, чтобы у лыж не было фабричных дефектов. Беговые лыжи обычно проходят окончательную подготовку на заводе на станке с абразивной лентой или абразивным камнем. Окончательная обработка обычно проводится один раз перед началом эксплуатации новых лыж и периодически в течение сезона на шлифовальной машине с абразивным камнем, либо вручную, с использованием наждачной шкурки на тканевой основе. Обработка проводится опытными специалистами в специальных мастерских. Шлифовальная машина может быть настроена по-разному для получения структуры поверхности лыжи, которая соответствует конкретным тенденциям в состоянии снега.

СТРУКТУРА, НАНЕСЕННАЯ ВРУЧНУЮ Превосходные структуры поверхности лыжи могут быть нанесены ручными инструментами.
К фабричным дефектам можно, например, отнести нервности скользящего покрытия, которые в дальнейшем трудно будет исправить циклом, различная толщина и, соответственно, жесткость лыж и др.

Наиболее употребительный инструмент для нанесения структуры на беговые лыжи - накатка наподобие Swix (Т401).Этот инструмент может формировать структуры от тонких до очень крупных (0,25 мм, 0,75 мм, 1,0 мм, 2,0 мм и 3,0 мм). Инструмент проводится от носка к пятке лыжи с плотным, постоянным нажимом. Лыжа должна иметь опору по всей своей длине, если возможно, с использованием профильного станка наподобие Swix Т79. Комбинации типов структур можно получить накаткой одной структуры на другую. После накатки структуры на поверхность острым стальным скребком или бритвенным скребком слегка сравняйте верхушки накатанных на поверхности бороздок. Также пройдите несколько раз вдоль лыжи фибертексом (Т265) для "скругления" острых кромок бороздок.

СТРУКТУРА, НАНЕСЕННАЯ ШЛИФОВАЛЬНОЙ МАШИНОЙ Шлифовальная машина может создавать разнообразные рисунки скользящей поверхности. Шлифовка осуществляется, как известно, прохождением поверхности лыжи над быстро вращающимся абразивным камнем. Форма рабочей поверхности камня поддерживается снятием неровностей движущейся поперек рабочей поверхности алмазной заправочной головкой. Такая заправка не только поддерживает плоскую форму рабочей поверхности, но и создает на камне рисунок, который, в свою очередь, создаст структуру на поверхности лыжи. Скорость движения заправочной головки, скорость вращения абразивного камня, сила, с которой лыжу проводят над камнем - вот факторы, создающие желаемый рисунок на поверхности лыжи. В общем, более высокая поперечная скорость алмазной головки при заправке создаст более крупные структуры. Для более тонкой структуры эту скорость надо снизить.

В общем, структуры, созданные шлифовальной машиной, определяются как "кусочно-линейные".
Технология обработки лыж на специальной шлифовальной машине пришла в из горнолыжного где поверхность лыж изнашивается очень быстро, а циклевать горные лыжи практически невозможно по причине наличия у горных лыж металлических кантов. При шлифовке на машине снимается одинаковое количество материала и с металлических кантов, и с пластика поверхности.
Возможности применения шлифовки наждачным камнем в промышленных масштабах привели к тому, что производители гоночных лыж стали использовать шлифовку камнем для доводки скользящей поверхности производимых лыж. На сегодняшний день все западные фабрики -производители «равнинных» лыж - используют шлифовку камнем не только для элитных лыж, нс и для прогулочных - такова конкуренция. Кроме того, все мало-мальски серьезные магазины или пункты проката стали обзаводиться машинами для каменной шлифовки. Машины последнего поколения уже приспособлены для более «нежной» работы с гоночными лыжами. Таким образом, шлифовка наждачным камнем стала неотъемлемой частью индустрии гоночных лыж.

Что же представляет собой этот метод?
Схематично машина состоит из вращающегося наждачного камня большого диаметра, на который лыжа подается с равномерной скоростью расположенным сверху наждачного камня подпружиненным резиновым роликом. Наждачный камень вращается навстречу движению лыжи и снимает определенный слой пластика скользящей поверхности под струями охлаждающей и связывающей пыль волы.

На наждачном камне нанесены бороздки, которые при шлифовке переносятся на скользящую поверхность лыжи и образуют те или иные «структуры».
Наждачный камень высокого качества состоит из специальных острых минеральных кристаллов. При работе кристаллы выхолащиваются, и рисунок на камне время от времени должен освежаться. Рисунок на камне наносится алмазным резцом, равномерно двигающимся вдоль образующей цилиндрического камня. Скорость вращения камня и скорость подачи резца определяют параметры получаемого рисунка.
Когда резец движется медленно, на камне образуется мелкий рисунок, который наносит на лыжу мелкую структуру, более подходящую на новый мелкозернистый снег. Чем быстрее двигается резец, тем крупнее будет рисунок на камне и соответственно структура на лыже. Такая структура больше подойдет на грубый, мокрый, старый снег и лед. При движении алмазного резца в обе стороны вдоль поверхности шлифовального камня при нанесении на камень рисунка можно достичь решетчатой структуры на лыже. Если резец будет наносить рисунок лишь при движении в одну сторону, создадутся линейные структуры.

Раньше фабрики завершали цикл производства гоночных лыж шлифовкой наждачной лентой-«шкуркой» в виде замкнутых лент. Этот метод очень хорошо выравнивал поверхность вдоль лыжи, но поверхность оставалась неровной в поперечнике. Шлифовка лентой оставляла также очень много ворса на скользящей поверхности лыжи, поэтому скользящая поверхность требовала большой доводки.

Бесспорными преимуществами шлифовки камнем являются очень малое количество ворса и ровная скользящая поверхность в поперечнике лыжи. К недостаткам метода относятся: вероятность пережога пластика скользящей поверхности, «волна» на скользящей поверхности, «не та» структура.
На сегодня шлифовка наждачной лентой в производстве лыж является подготовительной операцией перед шлифовкой камнем.
Структура на лыжу наносится за несколько проходов. Если наждачный камень вращается слишком быстро или на подающий ролик оказывается слишком высокая вертикальная нагрузка, то пластик скользящей поверхности может быть «пережжен». Этого, правда, невооруженным глазом не увидишь, но можно определить по быстрому побелению скользящей поверхности лыжи в области пятки ботинка на сухом или «агрессивном» снегу или по тому, что при приплавлении парафинов на лыже остаются «сухие» пятна. Такую лыжу нужно циклевать или опять шлифовать. Качество каменной шлифовки зависит в большой степени от знаний и умений человека, производящего эту работу.

Национальными сборными командами шлифовка камнем используется очень широко, хотя предмет изучен еще достаточно слабо. Дело в том, что воспроизвести ту или иную «победную» структуру со 100-процентной точностью практически невозможно. Камень изнашивается, и меняется его диаметр, состав камня неоднородный, резец тупится, камень вращается с разными скоростями, лыжа подается тоже на разных скоростях и т.д., и т.п. Например, норвежский олимпийский комитет выделил 300.000 $ на исследование структур и создание лазерного сканера с компьютерным обеспечением, с помощью которого можно будет снимать «слепок» структуры скользящей поверхности. В шутку норвежцы говорят, что, установив его под лыжней, можно будет скопировать структуры, например, у всех стартующих в той или иной гонке Кубка мира.
Лыжники массового спорта готовы платить 40-70 $ за каменную шлифовку, что создает в мире ощутимый рынок таких услуг с оборотом примерно в 25 миллионов долларов в год.

В России машины для каменной шлифовки лыж есть только на некоторых фабриках. К сожалению, весьма в плачевном состоянии. Со временем услуга по каменной шлифовке горных и гоночных лыж появится и в России. Российскому пионеру шлифовки камнем предстоит инвестировать как минимум 10.000 $ в подержанную машину (с проведенным предпродажным сервисом и заменой всех изношенных деталей) или 15-20.000 - в новую.
На наш взгляд, шлифовка камнем скользящей поверхности гоночных лыж не является панацеей при решении проблемы скольжения. Лыжи, правильно подобранные по жесткости и распределению веса гонщика по лыже (профилю весового прогиба), - вот залог успеха. Если лыжа не скользила до шлифовки. Шанс, что она начнет работать после шлифовки, очень мал. Притом, что большинство отечественных лыжников имеет в своем арсенале лишь по 1-2 пары «боевых» лыж, хорошая стальная цикля, риллер-накатка, комплект хороших щеток и пара умелых рук являются неплохой альтернативой каменной шлифовке.

После машинной шлифовки волокон, которые необходимо удалить, остается мало или не остается совсем. Для того чтобы убедиться, взгляните на поверхность через увеличительное стекло. Если после механической шлифовки пройти поверхность бритвенным скребком и затем фибертексом, это поможет удалить самый верхний слой скользящей поверхности, который мог оплавиться при шлифовке.

СНЯТИЕ ВОРСА
Для оптимального скольжения необходимо полностью освободить полиэтиленовую скользящую поверхность от микроволокон или ворсинок истертого пластика. При обновлении скользящей поверхности любым ручным способом или на станке с абразивной лентой для окончания обработки необходимо дополнительное снятие ворса. Наилучшие результаты дает фибертекс из тонких нейлоновых волокон и абразивных частиц карбида кремния, например, фибертекс Swix Т265. Для снятия ворса движения фибертексовой губки могут совершаться в обоих направлениях. Также для того, чтобы поднять больше волокон для последующего удаления фибертексом, пройдите поверхность бронзовой щеткой Swix Т158 несколько раз. Можно даже пройти щеткой и фибертексом несколько раз от пятки к носку лыжи для того, чтобы поднять больше микроволокон. Завершите процесс несколькими проходами фибертексом Т266, который содержит более мягкий абразив.
Другой - очень эффективный инструмент для снятия полиэтиленовых микроволокон - бритвенный скребок Т89. Легкие скребущие движения им в сочетании с фибертексом Т265 удалят ворс без нарушения рисунка структуры.

Скольжение молено улучшить, нанеся рисунки на поверхности лыжи. Эти рисунки или линейные текстуры (профили) обычно называются "структурой". Нанесение структуры на скользящую поверхность уменьшает площадь соприкосновения поверхности со снегом, а также "разрывает" поверхностное натяжение пленок воды на поверхности. Обычно наносимые структуры делятся на три основные группы:
1. Мелкая структура для условий сухого трения от -15,5 °С и ниже;
2. Средняя структура для промежуточного трения от -15,5 °С до 0,5 °С;
3. Крупная структура для мокрого трения при 0,5 °С и теплее.

Непрекращающиеся споры «циклить или парафинить» никогда не утихнут. Адепты той и другой методик подготовки скользящей поверхности лыж (СПЛ) имеют право на собственное мнение, подтверждённое успешным опытом. Данная статья посвящена «парафинщикам».

Цель базовой обработки - создать условия, при которой скользящая поверхность лыж приобретёт адгезионные, электростатические и химически активные свойства, предназначенные для эффективного удержания смазки и отторжения грязи. Такая обработка оказывает существенное влияние на процесс скольжения лыжи в любых условиях.

Нам потребуются: лыжный профиль, утюг, набор щёток (бронза, сталь, жёсткий нейлон), пластиковый скребок, скребок для желобка, не синтетическая ткань (фиберлён), набор парафинов (BW, BWG, BWLF - Start или аналоги).

Последовательность действий при базовой обработке лыж

описана ниже, каждый пункт выполняем сначала с одной, потом с другой лыжей и переходим к следующему:

1. Пройти 20-25 раз от носка к пятке латунной щеткой с легким нажимом, затем 5-7 раз стальной. Применение стальной щётки после латунной необходимо всегда (далее по тексту выполняем без дополнительного напоминания). Цель первого пункта - снять транспортировочную смазку, она может быть в виде плёнки, а не парафина. Если слой парафина - сначала скребком.

2. Пройти 10-15 раз от носка к пятке стальной щеткой. Цель - удалить мельчайшие частицы из пор СП и вскрыть структуру от старых волокон пластика. В принципе, такая лыжа уже поедет неплохо. Но не во всех условиях.

3. Парафином Base Wax (либо любой легкоплавкий вариант) при температуре утюга около 85-90гр. залить СПЛ, разровнять и снять в горячем виде не нажимая сильно на пластиковый скребок, чтобы не повредить поверхность. Повторить 2-3 раза, пока цвет снятого парафина будет без грязных вкраплений. Не давать лыже остыть. Цель - извлечь из пор пластика мелкие частицы. Опять нанести BW и расплавить утюгом. По мере впитывания парафина добавлять новый. Продолжительность - около 10-15-и минут, не давая лыже остыть. Цель - впитать вглубь СП парафин, чтобы закрыть поры и в дальнейшем эффективно удерживать гоночный парафин. В конце еще раз покрыть лыжу парафином, расплавить и оставить остывать.

4. Снять BW парафин. Для этого удалить парафин с желобка. Далее проводить скребком под углом 45гр. к поверхности (острый угол - со стороны пятки) без сильного нажима, вести от носка к пятке. Продолжать, пока будет сниматься парафин. Далее вычистить сначала нейлоновой щеткой до исчезновения пыли (20-30 проходов), затем несколько проходов латунной щеткой (4-5).

5. Выставить температуру утюга около 135-140 гр. Парафином Base Wax Grafite покрыть СПЛ, подобно п.3. Не покрывать BWG прозрачный участок носка лыжи! Цель - закрыть поры графитовым составом для придания антистатических свойств СПЛ и создать барьер для препятствования прониканию грязи внутрь пластика. Следует учесть, что этот парафин очень хрупкий и тугоплавкий, поэтому касаться бруском утюга и СПЛ нужно чаще, расплавлять в несколько проходов, не задерживая утюг на одном месте. После полного покрытия СПЛ парафином через 20-30 секунд снять скребком, вычистить латунной щеткой и снова покрыть BWG. Повторить еще раз - всего 3 раза. Последний раз заканчивается очисткой латунной щеткой СПЛ. Дать лыже остыть. Окончательно очистить СПЛ до исчезновения серых пятен латунной щеткой.

6. Вычистить латунной щеткой СПЛ - 10-15 движений вдоль лыжи от носка к пятке. Протереть СП чистой несинтетической тканью (фиберленом).

7. Нанести Base Wax Low Fluoro - базовый низко фтористый парафин. Температура утюга - 130-135гр. Нанести на СПЛ, расплавить, дать остыть до комнатной температуры. Снять скребком, вычистить латунной (5-7 раз), затем нейлоновой (20-30 раз) щетками. Повторить еще 2 раза, всего - 3.

8. Нанести на СП базовый фиолетовый (на предстоящее тепло) или синий (на холод) парафин.

Базовая подготовка лыж закончена. СПЛ должна иметь густой черный жирный лоснящийся оттенок. На эту операцию должно быть потрачено 2.5-3 часа для одной пары лыж. Для классики колодка не обрабатывается!

Эффективность методики доказана практикой на всех дистанциях, особенно на длинных и при абразивном, истирающем снеге - парафин держится дольше. СПЛ остаётся «свежей» при надлежащей обработке весь сезон.

Обработка лыж перед каждой гонкой.

Снять грунт скребком, затем нейлоновой щеткой. Провести 3-5 раз латунной щеткой от носка к пятке, убрать пыль фиберлёном. Провести 3-4 раза стальной щеткой от носка к пятке. В промежутке между очистками вытирать СП чистой тканью для удаления пыли.

Нанести погодный без фтористый грунт или графит. При агрессивном снеге - еще +1 слой. Цель - обеспечить истирание парафина слоями. Опыт показал, что именно так парафин держится лучше всего. После нанесения очередного слоя дать лыже остыть, снять парафин скребком, отполировать нейлоновой щеткой до блеска. Нанести следующий слой, расплавить утюгом. Дать лыже остыть. Далее - повтор.

Обработка лыж после каждой гонки.

Тщательно вычистить лыжу латунной щеткой - 10-15 проходов от носка к пятке до появления бархатистого оттенка. Снять пыль со СП чистым куском ткани. Пройти от носка к пятке 3-5 раз стальной щеткой. Цель - вычистить СП от грязи и твёрдых частиц.

Обильно смазать СП парафином BW, расплавить утюгом. В горячем (сметанообразном) виде снять парафин скребком. Повторять операцию до тех пор, пока парафин не будет сниматься чистым, без грязи. Нанести и расплавить еще раз BW, дать остыть, снять скребком, отполировать нейлоновой щеткой, затем латунной (3-5 проходов) и стальной (2-4 прохода). Цель - извлечь из пор пластика старую смазку и грязь.

Нанести фиолетовый или синий грунт, расплавить, дать лыже остыть, убрать в чехол. Цель - закрыть СП от воздействия воздуха и пыли.

*** По материалам журнала «Лыжный спорт».

Качество скольжения лыж определяет скорость движения лыжника и оказывает значительное влияние на его результат, идет ли речь о горных или беговых лыжах. Борьба за улучшения качества скольжения всегда носила принципиальный характер, особенно на соревнованиях мирового уровня. По сути она давно уже превратилась в отдельное (предстартовое) соревнование между сервисными бригадами. Отзывы сервисменов и самих лыжников-гонщиков о качестве скольжения в тех или иных условиях служили и продолжают служить наиболее ценной информацией для разработчиков лыжных мазей.

К настоящему времени разработчики лыжной смазки, используя достижения современной химии и инновационные технологии (в том числе и нано-технологии), достигли совершенства в производстве своей продукции, так что дальнейшее улучшение качества скольжения за счет усовершенствования мазей скольжения на молекулярном уровне (прежде всего, речь идет о фторуглеродной смазке), становится все более проблематичным. Зато все большее значение придается теперь гораздо менее изученным с научной точки зрения факторам, и, в первую очередь, так называемой структуре скользящей поверхности.

Давайте вместе попробуем разобраться в этом вопросе. Прежде всего, освежим в памяти те факты, которые достаточно известны, общепризнанны, и не вызывают сомнений.

При движении скользящей поверхности лыжи по снегу, она разогревается вследствие трения о снежные кристаллы. В результате снег плавится и возникает тонкая пленка воды. Благодаря этому лыжа хорошо скользит.

Но все хорошо в разумных пределах. В очень холодную погоду при сухом снеге водяная прослойка может оказаться слишком тонкой, в этом случае она не обеспечит хорошее скольжение. Напротив, в теплую погоду и при влажном снеге воды образуется слишком много, возникает так называемый «подсос», и сила сопротивления увеличивается, а скорость скольжения уменьшается.

Для того чтобы нейтрализовать это явление, на скользящую поверхность лыжи наносится так называемая «структура» - система бороздок, чем-то напоминающая канавки на автомобильных покрышках. Они способствуют отводу излишней воды, уменьшая тем самым тормозящее действие «подсоса».

В общих чертах для холодной погоды и сухого снега расстояние между бороздками структуры должно составлять 0.5 мм и менее, для более теплого и влажного снега - от 0,75 мм и более. Другая формулировка этого правила состоит в том, что расстояние между бороздками структуры не должно превышать половины линейного размера снежного кристалла, чтобы предотвратить «забивание» бороздок снегом.

По мнению сервисменов мирового уровня влияние правильно подобранной структуры на качество скольжения выше, чем влияние подбора правильной мази. Гоночные лыжи с черным (графитосодержащим) полиэтиленом требуют меньшей глубины бороздок структуры по сравнению с лыжами с бесцветным пластиком, поскольку черный пластик при скольжении выделяет меньше тепловой энергии. К этому следует добавить, что высокофтористые мази скольжения лучше «работают» на более тонкой структуре, поскольку они лучше «отталкивают» воду и не нуждаются в особо глубоких бороздках для ее отвода.

Гоночные лыжи, поступающие в продажу, как правило, имеют фабричную структуру различного уровня агрессивности в зависимости от их назначения (имеется в виду разделение на «холодные» и «теплые» лыжи). Они лучшим образом приспособлены именно к тем условиям, для которых предназначены, поэтому при покупке лыж следует учитывать климатические особенности того региона, в котором вы проживаете или собираетесь кататься на лыжах.

Если вас не устраивает структура, нанесенная на фабрике, или она подверглась значительному износу, ситуацию можно исправить двумя путями. Первый - это нанесение так называемой «ручной» структуры с помощью специальных инструментов - ручных накаток . Второй путь - нанесение структуры машинным способом на шлифовальных станках , получивших обиходное название «штайншлифт» , что с немецкого можно примерно перевести как «шлифовка с помощью наждачного камня».

Структура, нанесенная с помощью ручных накаток , держится недолго, поскольку материал скользящей поверхности - полиэтилен UHMW (Ultra-high molecular weight polyethylene) - это достаточно эластичный материал, который при температуре около 100 градусов и выше стремится вернуться к своей первоначальной форме. Это значит, что при каждой последующей подготовке лыж с помощью утюга бороздки от накаток практически исчезают. Следует также учесть, что базовая фабричная структура не исчезает полностью при использовании накаток. Это означает, что приспособить «холодные» лыжи к теплой погоде (и наоборот) с помощью накаток довольно проблематично. Это относится в первую очередь к ручным накаткам с вращающимися резцами, которые «выдавливают» сравнительно неглубокий рисунок на скользящей поверхности. Накатки с фиксированным резцом «прорезают» бороздки, которые держатся дольше, но все равно исчезают через некоторое время. К тому же следует отметить, что резцы накаток затупляются довольно быстро (после обработки 10-15 пар лыж) и требуют заточки или замены.

Более радикальным и эффективным способом обновления структуры на скользящей поверхности является обработка лыж на специальных шлифовальных станках (штайншлифтах) . Основные преимущества этого процесса таковы:

  • Нанесенная структура удерживается в течение довольно длительного времени. Даже амбициозные гонщики прибегают к этой процедуре не более двух раз за сезон, а гонщику-любителю достаточно обработать свои лыжи перед началом нового сезона.
  • Станок-штайншлифт воспроизводит структуру практически с идеальной точностью. То есть, если та или иная структура хорошо себя зарекомендовала в наиболее характерных для данного региона условиях, ее можно воспроизвести при каждой последующей обработке.
  • Программное обеспечение станка способно обеспечить нанесение большого количества различных по типу и по параметрам структур, что позволяет подобрать оптимальный вариант структуры практически для любых погодных условий и состояния снега.
  • Станок-штайншлифт не просто наносит ту или иную структуру на скользящую поверхность. С его помощью можно полностью удалить следы предыдущих структур, а также идеально выровнять скользящую поверхность, сделав ее перед нанесением новой структуры абсолютно плоской (без «завалов» в ту или иную сторону, что характерно при износе лыж, особенно коньковых).

Однако следует учитывать тот факт, что сервис-центры, оказывающие подобные услуги, зачастую имеют дело в основном с горными лыжами и сноубордами. При обработке лыж и сноубордов с металлическими кантами обычно делают 5-6 проходов для выравнивания скользящей поверхности, а затем еще 3-4 прохода для нанесения структуры. При этом абразивный камень оказывает достаточно большое давление на скользящую поверхность лыжи или сноуборда. Металлические канты препятствуют снятию слишком большого слоя полиэтилена, поэтому такая обработка не представляет для них особой опасности.

Совсем иначе обстоит дело с беговыми лыжами. У них нет металлических кантов, а слой скользящего пластика несколько тоньше. Их обработка должна проводиться с особой осторожностью, при меньшем давлении абразивного камня на скользящую поверхность и, как правило, меньшем количестве проходов. В противном случае ваши лыжи могут быть безнадежно испорчены. Поэтому, прежде чем воспользоваться услугами того или иного сервис-центра, соберите все возможные сведения о его специализации и репутации.

Нанесение структуры машинным способом - это достаточно редко проводимая операция. Хотя, по сути, она не сильно дороже, чем подготовка лыж с помощью фторуглеродных порошков и ускорителей, но ее нельзя проводить слишком часто из-за износа пластика в данном процессе. Поэтому желательно принять меры к тому, чтобы эта структура сохранялась как можно дольше. Прежде всего, следует бороться с окислением скользящей поверхности, поскольку окислившийся (точнее говоря, потерявший изначальную твердость) пластик необходимо удалить путем циклевки, а это влечет за собой и удаление структуры. Поэтому необходимо тщательно следить за состоянием скользящей поверхности, не допуская ее высыхания. Своевременно обрабатывайте скользящую поверхность парафином, удаляйте старую смазку скольжения только «горячим» способом, заливайте пластик транспортировочным парафином при хранении и перевозке лыж - вот основные правила ухода за лыжами, которые необходимо строго соблюдать.

При появлении царапин не спешите «лечить» их с помощью ремонтных свечек. Мелкая царапина значительно меньше влияет на скольжение, чем большая заплатка.

Еще одним важным преимуществом машинной структуры является форма и глубина бороздок. Это особенно важно при нанесении структур типа «елочка», состоящих из отдельных коротких бороздок, расположенных в диагональном направлении. Режущие абразивные камни с нанесенным рисунком позволяют прорезать довольно тонкие и глубокие бороздки, которые не будут забиваться снегом при скольжении. Эти полости служат как «карманы» для воздуха, который и предотвращает торможение за счет «подсоса». Ручные накатки воспроизводят такие бороздки, у которых глубина нарастает постепенно. Они легко забиваются снегом и теряют свою эффективность.

Очень важным моментом является качественная обработка скользящей поверхности после нанесения структуры на станке «штайншлифт». После такой обработки на скользящей поверхности, которая на первый взгляд может показаться идеальной, остается большое количество ворсинок и частиц пластика. Для их удаления следует осторожно, без большого нажима (чтобы не повредить нанесенную структуру) обработать скользящую поверхность острой металлической циклей , а потом фибертексом . Затем несколько раз провести горячую очистку с помощью легкоплавкого парафина, снимаемого в теплом состоянии. Окончательную очистку лучше проводить с помощью тугоплавкого («холодного») парафина, который при снятии его скребком будет «откалываться» от скользящей поверхности вместе с ворсинками. Окончательную доводку лыж (так называемую «откатку») можно провести единственно правильным естественным способом - на них нужно проехать несколько десятков километров, при этом качество скольжения будет улучшаться с каждым пройденным километром.

Существует большое количество типов структур, различающихся по форме и глубине бороздок, а также расстоянию между ними. Их влияние на скольжение до сих пор не изучено с научной точки зрения, поэтому лыжники и специалисты лыжного сервиса полагаются на свой опыт и интуицию. При выборе структуры полагайтесь на собственный опыт или доверьтесь надежным проверенным в деле специалистам.

Некоторые разновидности структур, наносимых на станке «штайншлифт» представлены на рисунках ниже.

Речь в этой статье пойдет о лыжной базе. Но не о той, где собираются любители лыжного спорта до и после катания (а иногда и вместо катания), а о базе самой лыжи - ее скользящей поверхности.

Перед написанием этой статьи я попытался получить данные о базах разных производителей. Но кроме коммерческого названия никакой дополнительной информации найти не удалось. Видимо, это секрет. Поэтому я решил рассказать об этой теме, абстрагируясь от конкретных моделей лыж. В общих чертах, так сказать.

Все мы хотя бы раз в жизни видели лыжи. Некоторые из нас видят их очень часто. Но мало кто задумывается, почему же все-таки едут лыжи. И шутливый ответ: «По снегу!» - не раскрывает сути вопроса.

Для начала давайте рассмотрим тот самый шутливый ответ. Действительно, лыжи едут по снегу. Но снег ведь тоже бывает разный: сухой, влажный, старый, новый, порошкообразный, подмерзший и еще много какой. Соответственно, существуют разные типы скольжения. Всего их можно поделить на два вида - сухое и влажное скольжение.

Оптимальной температурой снега для скольжения лыжи является температура - 3 градуса Цельсия. Почему? Потому что при такой температуре тончайшая водяная пленка, на которой скользит лыжа, имеет оптимальные свойства, главное из которых - ее толщина. В идеале она должна составлять всего одну молекулу. Пленка образуется в результате трения поверхности лыжи о снег и плавления кристаллов снега.

При температуре снега ниже -3 градусов начинает преобладать сухое трение. Оно сопровождается накоплением статического электричества, которое притягивает лыжу к снегу.

При температуре выше -3 градусов образуются излишки воды. Это тоже препятствует хорошему скольжению вследствие капиллярного притяжения между водой на поверхности снега и лыжей.

Теперь, когда мы знаем о свойствах скольжения и его недостатках, разберемся, как борются изготовители лыж с данными трудностями.

Какими бы не были лыжи, для всех них скользящая поверхность изготавливается из пластика (полиэтилена) с добавлением графита (именно он придает базе черный цвет, содержание его в пластике колеблется от 10% до 3%), а так же фторуглеродов и разных специфических добавок. Чем больше графита, тем дороже лыжи и выше их класс. Бывают лыжи и с белой (прозрачной) базой. Такие базы совсем не содержат графит и, как правило, недороги. Зачем нужен графит? Во-первых, он снижает накопление электростатического заряда, что способствует улучшению сухого скольжения. Во-вторых, графит отлично проводит тепло. Это значит, что при высоких температурах он отводит образующееся при трении тепло от скользящей поверхности внутрь лыжи, препятствуя тем самым излишнему образованию воды при влажном скольжении. Как правило, большое содержание графита (от 8% до 10%) имеют так называемые «теплые» лыжи, так как капиллярное притяжение воды - более сильный фактор, снижающий скольжение, нежели статическое электричество. В универсальных базах графита от 7% до 0%, в «холодных» - около 4%.

Также существует два способа производства пластика для лыж: спекание (sintering) и экструзия (extrusion). Первым методом изготавливаются гоночные высококлассные лыжи. Вторым - соответственно лыжи среднего и низкого классов. Рассмотрим оба вида производства.

Спекание - это процесс полимеризации полиэтилена, графита и добавок - в кристаллическую структуру при высокой температуре и давлении. В результате спекания в кристаллической структуре остаются пространства, заполненные аморфным полиэтиленом и частичками графита. Температура плавления парафина и аморфного полиэтилена очень близки, поэтому база имеет свойство впитывать смазку. Большое количество смазки позволяет лыже дольше сохранять свойства скольжения, что требуется спортсменам-профессионалам. Смазка нужна для того, чтобы приспособить базу к конкретным снежным условиям, для выдачи наибольшей производительности, если можно так сказать.

Экструзия - это продавливание расплавленной полиэтиленовой массы через профилирующее отверстие. База получается гладкой, почти не имеющей пор. Она не способна впитать большое количество смазки. Зато такой способ изготовления значительно дешевле, что позволяет делать массовые модели лыж.

Спеченный и экструдированный пластики близки по твердости, однако спеченный пластик более устойчив к царапинам, но зато хуже поддается ремонту.

Для придания базам необходимых свойств на них наносят структуру. Для «теплых» лыж структуры делают более крупными, снижающими капиллярное притяжение воды. Для «холодных» - мелкими, увеличивающими площадь трения для образования оптимальной водяной пленки. Структуры наносят разными способами - абразивными камнями, алмазами, под компьютерным контролем.

Отдельно стоит в двух словах упомянуть разные типы смазок. Для сухого скольжения в холодную погоду используют твердые синтетические парафины с антистатическими добавками. Они долго держатся на базе, препятствуя ее «ожогу» о сухой снег. При влажном скольжении используют фторуглеродные смазки, так как фтор отталкивает воду и грязь.

Вот так, комплексно, производители добиваются результатов в борьбе с «неправильными» условиями скольжения. Мы же с вами, когда снова возьмем в руки лыжи, другими глазами посмотрим на их черную, как ночь поверхность. Имея информацию, которая изложена в этой статье, мы сможем лучше понять процессы, которые происходят при катании на лыжах. А значит, более грамотно подойти к вопросам выбора и подготовки лыж к катанию. Я желаю всем удачи и отличного скольжения!

Источник www.ski.ru

Не стоят на месте и постоянно придумывают новые способы сделать ваше катание более комфортным. Лыжи становятся всё быстрее, легче и проще в использовании.

Сегодня на рынке можно найти самые разные , в том числе, рассчитанные на самого требовательного покупателя. Выбрать можно всё – бренд, модель, цвет, длину, жесткость и строение скользящей поверхности. В этой статье мы поговорим о последнем из перечисленных параметров, который станет главным при выборе вашей модели.

Начнем с того, каким бывает строение скользящей поверхности лыж и почему это важно.

При катании классическим стилем у лыж есть две задачи: быстро катиться вперед и не откатываться назад при подъеме. Для выполнения этих задач скользящая поверхность лыжи разделена на 2 зоны: зона скольжения (передняя и задняя часть лыжи) и зона держания (центральная часть лыжи – колодка), которая на рисунке выделена синим. Именно зона держания – параметр, который отличает профессиональные лыжи от любительских.

Профессионалы и опытные лыжники наносят на колодку , которая во время прогиба лыжи прилипает к снегу и не дает вам откатиться назад. Для начинающих лыжников есть технологии попроще: нанесение на колодку насечек или установка камуса (ворса из синтетических материалов).

Итого, в вашем распоряжении три варианта, которые отражены в строении лыж:


Поверхность с насечками

Поверхность с камусом


Разберем достоинства и недостатки каждого варианта.

Лыжи с насечками обладают тремя достоинствами:

  1. Низкая стоимость. Наличие насечек почти не влияет на стоимость лыж, так как станок нарезает их за несколько секунд.
  2. Вам не нужна мазь держания – насечки выполняют ее функцию, не давая лыжам откатываться назад при подъеме. Идеальный выбор для тех, кто редко катается или только начинает осваивать беговые лыжи.
  3. Насечки держат при разных погодных условиях, в широком диапазоне температур. Единственное, чего они не умеют, - цепляться за обледенелую поверхность, которая часто образуется при сильных перепадах температур в весенний период. В таких условиях поможет мазь держания, которую наносят на поверхность насечек.

Увы, у лыж с насечками есть один заметный недостаток – насечки снижают скорость движения. Для лучшего сцепления со снегом они смещены в сторону от центра тяжести лыжи, из-за чего поверхность насечек всегда касается снега при катании и замедляет вас. По этой причине лыжи с насечками подходят начинающим лыжникам и для прогулочного катания.

Лыжи с камусом подойдут, если вы уже продвинулись дальше уровня новичка. От лыж с насечками их отличает два преимущества:

  1. Высокая скорость. В отличие от насечек, у камуса более естественное положение на колодке, благодаря чему он почти не снижает скорость движения.
  2. Держат в любую погоду – даже весной. Камус – это синтетический ворс, состоящий из множества волосков, которому не составляет труда цепляться как за снег, так и за обледенелую поверхность лыжни.

Главный недостаток таких лыж – их стоимость. Поскольку камус, встроенный в скользящую поверхность лыж, – относительно новая технология, возможность производить их есть только у самых крупных компаний. Поэтому их цена высока, особенно для новичков и любителей беговых лыж.

Ровная поверхность для нанесения мази держания подходит тем, кто относится к лыжному спорту серьезно. Они обеспечивают наилучшее скольжение и держание при катании классическим стилем, и на данный момент не существует технологии, которая превзошла бы мазь держания. Правильно подготовленные лыжи максимально быстро катятся со спуска и отлично держат при подъеме в гору. Опытные и профессиональные спортсмены используют только мазь держания.

Однако эта технология требует терпения и затрат, что и лежит в основе ее недостатков:

  1. Нужен опыт подготовки лыж. Чтобы подготовить лыжи правильно, надо знать много тонкостей: размер колодки под вес лыжника, метод нанесения мази держания, процесс нанесения мази держания, процесс зачистки колодки и скользящей поверхности лыж.
  2. Необходимо владение техникой катания классическим стилем. Чтобы прочувствовать все преимущества мази держания, необходимо обучиться правильной технике классического стиля. Это можно сделать с тренером или самостоятельно, но в любом случае вам потребуется время.

Для разных погодных условий требуются разные мази держания, поэтому нужно иметь в арсенале несколько штук. Для обработки лыж также требуются пробка для растирания мази держания, скребок и смывка для очистки колодки от старой мази.

Итог

Начинающим лыжникам подойдут лыжи с насечками – это самый бюджетный вариант, недостатки которого незаметны для тех, кто только осваивает этот спорт. Такие лыжи также подойдут детям.

Лыжи с камусом – самый универсальный вариант, подходящий и новичкам, и профи, так как они лишены недостатков, которые есть у лыж с насечками. Но их сложно назвать бюджетными. Вероятно, со временем лыжи с камусом вытеснят лыжи с насечками с рынка и станут заметно дешевле, но пока они доступны немногим.

Лыжи с ровной поверхностью для мази держания – лучший вариант для катания классическим стилем, с идеальным соотношением скольжения и держания. Но он подходит только опытным и профессиональным лыжникам, у которых помимо техники катания есть опыт подготовки лыж и готовность к затратам.

Если вы уже определились, какая скользящая поверхность подходит вам, можете приступить к выбору конкретных моделей. Если выбор для вас неочевиден, наши специалисты в магазинах Декатлон помогут найти лыжи, которые отвечают всем вашим требованиям.