Физическая подготовка велосипедиста. Подготовительный период тренировки велосипедистов-шоссейников

С планом велотренировок ваши тренировки по велоспорту на шоссейном велосипеде больше не будут однообразными и скучными. В зависимости от маршрута и рельефа тренировка на велосипеде может стать как силовой, так и скоростной. В день отдыха можно прокатиться на велосипеде в умеренном темпе, однако, если вы намерены взбодрить свой организм придётся изрядно потрудиться. Я помогу вам разработать план тренировок на велосипеде под ваш график свободного времени с учётом личных физических качеств.

Перед тем как начать заниматься убедитесь, что ваши медицинские показатели соответствую допустимым нормам. Обязательно пройдите необходимое медицинское обследование и получите подтверждение от вашего лечащего врача. Помните, велоспорт — это серьёзная нагрузка на сердце, мышцы и суставы. Регулярно записывайте важную информацию в дневник велосипедиста . Основываясь на данных дневника велосипедиста, вы будете знать не только информацию о проведённых часах на велосипеде, накатанном километраже, но и получите возможность видеть спады и подъёмы ваших физических нагрузок.

Велоспорт становится популярным не только среди профессиональных спортсменов. Любители из простых «велопокатушек» на велосипеде в выходной день, переходят на уровень выше и выходят на старт велогонок. План велотренировок должен быть построен так, чтобы вы, пройдя весь цикл, смогли ощутить и увидеть то, как ваши физические показатели возросли.

Попробуйте тренироваться по программе тренировок на шоссейном велосипеде разработанного . В бесплатной версии вы получите пример велотренировок на 10 дней. Следуя заданиям, указанным в программе велотренировок, вы будете выполнять определённую работу во время вашей тренировки на велосипеде.

Когда вам понадобится программа тренировок для серьёзной подготовки по велоспорту, закажите специально разработанный план тренировок на велосипеде . Мы с вами вместе обсудим все детали ваших возможностей, и, основываясь на собранных данных, я подготовлю ваш индивидуальный план велотренировок.

Стоимость плана тренировок по велоспорту:


— Индивидуальная программа тренировок на велосипеде / три недели 90 евро
— Индивидуальная программа тренировок на велосипеде + советы по питанию / три недели 140 евро
— Индивидуальная тренировка с тренером по велоспорту 2-3 часа 100 евро

Чтобы помочь вам извлечь как можно больше из крупных велосипедных соревнований этого года, редакция нашего составила тренировочную программу продолжительностью 10 недель, которая приведёт вас к успеху.

10-недельные тренировочные программы с каждым годом становятся всё популярнее. При этом новые их разновидности появляются в нашей стране на регулярной основе. Различные спортивные мероприятия проводятся почти каждый месяц, но большая их часть, по очевидным причинам, приходится на лето.

Если вы — начинающий велосипедист, или ездите лишь изредка, тогда эта программа для вас .

Во-первых, вам нужно найти подходящее мероприятие. Их список можно посмотреть на специализированных сайтах, найдете я думаю без проблем сами. Выберите соревнование, до которого осталось не менее 10 недель .

Затем, подумайте, сколько времени можете посвятить тренировкам. Примите во внимание работу, семью и всё остальное. Лучше оставить себе чуть больше времени, чем необходимо, чтобы не оказаться в неприятной ситуации при появлении дополнительной работы.

Кроме этого, помните, что если вы начинаете программу тренировок зимой, для неё понадобится одежда, соответствующая погодным условиям и освещению. Всегда берите с собой запасную камеру, комплект для ремонта проколов и насос. Перед каждой поездкой проверяйте давление в шинах и, при необходимости, накачивайте их.

  • Понедельник — Выходной
  • Вторник — 30 минут: Лёгкая нагрузка, при которой вы способны поддерживать разговор.
  • Среда — Выходной
  • Четверг — 30 минут: Лёгкая нагрузка, при которой вы способны поддерживать разговор.
  • Пятница — Выходной
  • Суббота — 15-25 километров по ровной дороге (по возможности): Лёгкая нагрузка, при которой вы способны поддерживать разговор.
  • Воскресенье — Выходной

Читайте также:

12 советов велосипедисту для успешного спринта

Как и в случае любой другой тренировочной программы, получите разрешение от своего врача, прежде чем к ней приступать, особенно если вы давно не выполняли никаких упражнений. Важно помнить, что вы должны регулярно есть и пить во время тренировок.

Неделя 2:

  • Понедельник — Выходной
  • Среда — Выходной
  • Пятница — Выходной
  • Суббота — 15-25 километров по ровной дороге (по возможности): Лёгкая нагрузка.
  • Воскресенье — Выходной

Неделя 3:

  • Понедельник — Выходной
  • Среда — Выходной
  • Пятница — Выходной
  • Суббота — 30-40 километров по ровной дороге (по возможности): Лёгкая нагрузка.


Неделя 4: Разгрузочная неделя

  • Понедельник — Выходной
  • Среда — Выходной
  • Пятница — Выходной
  • Суббота — 50-55 километров по ровной дороге (по возможности): Лёгкая нагрузка.
  • Воскресенье — 60 минут: 20 минут лёгкий разогрев/20 минут устойчивая нагрузка (вы должен быть способны общаться короткими предложениями)/ 20 минут лёгкое остывание.

Неделя 5:

  • Понедельник — Выходной
  • Вторник — 60 минут: Лёгкая нагрузка. Сделайте 3 ускорения по 5 минут во время поездки.
  • Среда — Выходной
  • Пятница — Выходной
  • Суббота — 55-65 километров километров по ровной дороге (по возможности): Лёгкая нагрузка.
  • Воскресенье — 60 минут: 20 минут лёгкий разогрев/25 минут устойчивая нагрузка (вы должен быть способны общаться короткими предложениями)/ 20 минут лёгкое остывание.

Читайте также:

5 ошибок, которых стоит избегать во время занятий на велостанке

Неделя 6:

  • Понедельник — Выходной
  • Вторник- 60 минут: Лёгкая нагрузка. Сделайте 4 ускорения по 5 минут во время поездки.
  • Среда — Выходной
  • Пятница — Выходной
  • Суббота — 65-70 километров по ровной дороге (по возможности): Лёгкая нагрузка.
  • Воскресенье — 60 минут: 20 минут лёгкий разогрев/20 минут устойчивая нагрузка (вы должен быть способны общаться короткими предложениями)/ 20 минут лёгкое остывание.

Неделя 7:

  • Понедельник — Выходной
  • Вторник- 60 минут: Лёгкая нагрузка. Сделайте 2 ускорения по 10 минут во время поездки.
  • Среда — Выходной
  • Пятница — Выходной
  • Суббота — 70-80 километров по ровной дороге (по возможности): Лёгкая нагрузка.


Неделя 8: Разгрузочная неделя

  • Понедельник — Выходной
  • Среда — Выходной
  • Пятница — Выходной
  • Суббота — 80-90 километров по ровной дороге (по возможности): Лёгкая нагрузка.
  • Воскресенье — 70 минут: 20 минут лёгкий разогрев/30 минут устойчивая нагрузка (вы должен быть способны общаться короткими предложениями)/ 20 минут лёгкое остывание.

Неделя 9:

  • Понедельник — Выходной
  • Вторник — 60 минут: Лёгкая нагрузка. Сделайте 2 ускорения по 10 минут во время поездки.
  • Среда — Выходной
  • Пятница — Выходной
  • Суббота — 90-100 километров: Лёгкая нагрузка.
  • Воскресенье — Выходной

Неделя 10: Последняя неделя

  • Понедельник — Выходной
  • Среда — Выходной
  • Пятница — Выходной
  • Суббота — Заезд на 95 километров! Покажите хорошее время. Не забывайте про питание и одевайтесь по погоде.
  • Воскресенье — Выходной

Джон Хугес


Принципы тренировки для велосипедистов старших возрастов, использующих как образец программу тренировок, разработанную для мастера гонок Peter Lekisch при его тренировках (подготовке) к Гонке через Америку.

Перевод А.Ф.Тетерина, г. Екатеринбург

Предисловие

Статья на английском языке было взята с сайта Ultra Marathon Cycling Association, Inc., США: http://www.ultracycling.com/nutrition/nutrition_principles.html

Веломарафоны (от 200 до 1200 км и более) требуют от участников практически профессиональной подготовки, хотя бы, исходя из значительного времени, проводимого в седле велосипеда на тренировках и веломарафонах. А уж если Вы желаете ехать быстро, тогда тем более.

В силу вышесказанного и в связи с последним трагическим событием на Гонке через Америку, на которой 23 июня 2005 г. при столкновении с автомобилем погиб гонщик Bob Breedlove (один из лидеров возрастной категории старше 50 лет.) (более подробная информация по адресам: http://www.raceacrossamerica.org/files/newsarchive/062305.htm , а также http://veloroad.spb.ru/forum/viewtopic.php?t=2600), считаю своим долгом сделать ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:

Веломарафоны представляют потенциальную опасность для Вашей жизни и здоровья!!!

Статья будет полезна многим российским веломарафонцам, как ставящим себе большие цели и интересующимся методами их достижения, так и не преследующим больших целей.

Хотя, вне всяких сомнений, их передовой американский опыт следует основательно корректировать лично под себя и под наши современные реалии России.

Перевод потребовал литературной обработки. Основную суть и особенности изложения постарался сохранить, как в оригинале. Также сделал перевод длин дистанций из миль в более привычные для нас километры.

Об авторе статьи.

Джон Хугес - директор Ультрамарафонской велоассоциации, и тренер, имеющий сертификат USCF и NSCA. Он участвовал в Race Across America (RAAM) - Гонке через Америку, квалификационных гонках для RAAM, веломарафонах, а также в 12- и 24-часовых гонках. Он тренирует велосипедистов для 2 сотен миль (321,8 км) и для более длинных дистанций также хорошо, как для ультрагонок.

Адрес его электронной почты: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

«Когда я совершил мой первый трансконтинентальный велопробег в 1981, я финишировал через 12,5 дней, и я был румян и свеж! В мои 20 я был в хорошей форме. Поездка Питера - потрясающее достижение! » - сказал Lon Haldeman

В 2001 Peter Lekisch стал первыми 60 летней веломарафонцем, который в разряде соло закончил Гонку через Америку. Я имел удовольствие тренировать Peter. Есть много ультрамарафнцев в возрасте 50 и 60. Хотя наши цели более скромны чем у Peter, но мы можем многому научиться от его системы тренировок для RAAM.

Эффекты старения наших тел

Наши тела достигают пика развития, когда нам где-то 20, а затем начинают угасать (стареть). Хотя скорость угасания может быть меньше у (физически) активных людей, все равно мы медленно катимся вниз.

(Возрастные) Изменения включают в себя:

  1. Количество кислорода, которое сердце может передавать работающим мышцам – объем кислорода максимальный - ухудшается из-за уменьшения максимума частоты сердцебиений и уменьшения ударного объема, т.е. количество крови, которое насос-сердце выталкивает с каждым ударом.
  2. С возрастом мы теряем массу мышц. Быстро сокращающиеся волокна (наращиваемые на тяжелых тренировках подобно постепенному восхождению) теряются быстрее чем медленно сокращающиеся волокна, потому что мы редко используем их в ежедневных действиях. Мы также теряем эластичность мышцы и диапазон их движения. К счастью, способность остающихся мышц усваивать кислород и производить мощность (энергию) остаются неизмененными.
  3. Из-за уменьшения эластичности тканей в легких и увеличения сопротивления в дыхательных путях, максимальная емкость легких снижается с возрастом.
  4. Молочная кислота при анаэробной нагрузке (поездке) не распадается так же быстро у старших велосипедистов (как у молодых) и жесткие усилия (при нагрузках) труднее поддерживать.
  5. Старшие велосипедисты наименее терпимы к экстремальным условиям жары и потерям пота в горячих, сухих условиях.
  6. Старший велосипедист производит большее количество мочи в течение тренировки, что ведет к уменьшению объема крови и большему количеству времени вне велосипеда.
  7. Старение ослабляет иммунную систему, и старшие велосипедисты могут быть более восприимчивы к простудам и перетренировке.

Хотя некоторое угасание неизбежно, сравнительное изучение активных и неактивных людей подтверждает, что многое из возрастных замедлений (снижений) - результат индивидуальных решений. Приблизительно половина (50 %) выявленного угасания происходит из-за бездеятельности (физически неактивного образа жизни), а четверть (25 %) - результат уменьшения интенсивности тренировок. Таким образом, ключ к поддержанию жизненной энергии заключатся в том, что Вы должна ездить часто и интенсивно.

Например, одно исследование активных гонщиков показало, что время прохождения дистанции 40 км после возраста 35 лет увеличивается в среднем за каждый год только на 20 секунд. (Friel, J., «Cycling Past 50», Champaign, IL, 1998, pp. 4-17)

Тренировка стареющего тела

Я начал работать с Peter Lekisch как участником команды штата Аляска, состоящей из четырех атлетов старше 50, которые готовились к эстафете RAAM в 2000. Он был уже в очень хорошей форме. Он выиграл много национальных чемпионатов как XC лыжник и квалифицировался для соло RAAM на веломарафоне Midnight Sun 600 км. В 1999 он проехал веломарафон «Париж - Брест – Париж».

После комплектования команды RAAM в июне, 2000, Peter провел пару месяцев, ловя рыбу и катаясь на велосипеде для забавы, а затем начал тренироваться для соло RAAM в сентябре, 2000.

Принципы, которые мы применяли, были следующими:

Тренироваться последовательно

Когда Peter начал тренироваться для RAAM, он имел 40 недель, чтобы готовиться, в течение этого времени он проехал около 10 000 миль (16 090 км). Как отмечено выше, у зрелых людей компоненты подготовленности уменьшаются (снижаются) в течение периодов бездеятельности. Поэтому мы не можем позволять себе много времени для простоя. Мы должны быть активными в течение года.

Отдыхать часто

Согласно Friel «наиболее важные части проблемы тренировки для серьезного велосипедиста после 50 - отдых и восстановлени » (Friel p. 133). Получение адекватного отдыха - проблема для большинства ультра велосипедистов. Объем миль, которые мы едем, может отнимать очень много времени, и некоторые из нас тренируют наши разумы и тела, чтобы продолжать ехать без адекватного отдыха. Все же, в течение тренировок отдых жизненно необходим. Тело производит человеческий гормон роста (HGH) - необходимый для ремонта мышц и роста - только в течение сна. С возрастом производство HGH уменьшается. Велосипедисты, тренирующиеся серьезно, должны спать по крайней мере семь часов каждую ночь, и, возможно, добавлять короткий дневной сон, если ночной сон недостаточен.

Предоставление адекватного времени между напряженными поездками также важно. Если не имеется специфическая тренировочная цель (например, моделирование определенной поездки), позвольте от 48 до 72 часов для восстановления между напряженными поездками.

В течение Пиковой фазы своих тренировок Peter делал три жестких поездки в неделю:

  • от 12 до 24 часов езды на выносливость,
  • от 3 до 6 часов темповой езды (такой жесткий темп, какой он мог поддерживать без выхода за анаэробный порог),
  • от 1,5 до 2 часов интенсивной езды (разминка, анаэробная работа на холмах и заминка).

Другие четыре дня были активное восстановление или отдых.

Поскольку Пит уставал в его тренировках, каждая четвертая неделя было более легкая восстановительная неделя с уменьшением объема на 25 % от объема предшествующей недели. В течение 40 недель тренировок мы также включили полные однонедельные перерывы.

Тренироваться умеренно

В течение осени Peter начал тренироваться около 12 часов в неделю, в это время он свернул свою юридическую практику, ушел в отставку (на пенсию) , и переехал в Fredricksburg, штат Техас, в холмистую местность. Мы медленно увеличивали его тренировочный объем, пока он не достиг около 30 часов за неделю в мае. Тренировки по 30 часов в неделю не кажутся умеренными! Ключ к умеренности - не в низком общем объеме, а в умеренном увеличении (нагрузок).

В течение Базового периода, мы увеличили объем Питу только на 15 % в месяц, так чтобы он был способен адаптироваться. В течение фазы Строительства, когда он делал интервальные тренировки два раза в неделю, мы увеличивали объем только на 5 % в месяц, так чтобы он мог приспосабливаться к более высокой интенсивности.

Даже в Адскую Неделю, Peter не ехал каждый день сотню (100 миль – 160,9 км). Скорее, в течение этих восьми дней его программа была следующей:

  • одна поездка 150 миль (241,35 км),
  • три сотни (3 поездки на 100 миль, т.е. на 160,9 км),
  • одна темповая поездка на пять часов,
  • и три легкие поездки на 50 миль (80,45 км).

Тренироваться часто

Исследования показывают, что, если Вы уже имеете высоко аэробную готовность (тренированность) (как Pete), катаясь четыре дня в неделю, то достаточно поддерживать эту готовность; однако, если Вы попробуете совершенствоваться, катаясь пять - шесть дней в неделю, то это приведет к быстрейшему улучшению (прогрессу) (Friel, p. 34-35).

В случае Peter, в Базовом периоде он ездил пять дней в неделю:

  • длинная поездка - объем увеличивался медленно до 2 сотен (200 миль – 321,8 км) к середине февраля;
  • темповая поездка поездке от двух до четырех часов;
  • и три более короткие и легкие поездки.

Он также делал силовую тренировку три дня в неделю, брал уроки йоги два раза в неделю, растягивался и работал над своими основными мышцами четыре дня в неделю.

Работайте над Вашими пределами

Старшие атлеты обычно также очень заняты - мы не имеем времени, чтобы впустую тратить его на тренировках. Мы должны тратить наше ограниченное время, работая над нашими специфическими слабостями.

В команде RAAM Peter имел некоторые затруднения с длительными подъемами в Скалистых горах. Когда он переехал в Штат Техас, он купил барокамеру для того, чтобы он мог спать на уровне 9 000 футов (2743,2 м)! Результатом было медленное увеличение его гемоглобина. Затем в мае он провел 10 дней в Штате Колорадо, обучаясь преодолевать длинные подъемы.

Тренироваться специфически

Как отмечено выше, с возрастом и при неактивном образе жизни мы теряем массу мышц и гибкость. Основная программа тренировки Peter требовала 45 минут для тренировки силы три дня в неделю. Он обычно делал больше упражнений и комплексов, чем я просил, затрачивая от 60 до 90 минут в гимнастическом зале на каждый сеанс. Он также добросовестно качал свой брюшной пресс, спину и делал растягивающие упражнения.

Кататься интенсивно

Согласно Friel, единственная наиболее важная переменная - это, как интенсивно Вы катаетесь. Самые большие улучшения в аэробной мощности исходят из интенсивной езды (Friel, p. 35-36).

Peter тренировался четыре месяца в постепенном увеличении интенсивности. Начиная с февраля, мы добавили один день в неделю скоростной работы к тренировкам Peter. Так как Peter жил в холмистой местности, это было легко. Он разминался 30 минут, затем затрачивал 45 минут, увеличивая концентрацию лактата (молочной кислоты) около порога на подъемах и восстанавливаясь на спусках, а затем делал заминку, когда ехал домой. Через месяц он удвоил частоту таких тренировок, делая скоростную работу два раза в неделю. В третий месяц я увеличил интенсивность, прося его въезжать в подъемы выше его порога лактата. В четвертый месяц он урезал интенсивные тренировки до одной в неделю, поскольку мы прибавили поездки на 24 часа к его режиму (тренировок).

В марте Peter начал ездить контрольные тренировки (прикидки) на 16 миль (25,7 км) каждый месяц, чтобы определить его прогресс. К маю его скорость увеличилась от 21.5 до 23.1 миль в час (т.е. от 34,59 до 37,17 км в час), и его средний пульс увеличился с 132 до 140 ударов в минуту. Более высокий жизнеспособный пульс означает, что он мог производить большее количество энергии чем прежде на более низких частотах сердцебиений до достижения анаэробного порога.

Когда он начал обращать более пристальное внимание на свой монитор сердечных сокращений в интенсивные дни, Peter нашел раздражающим, что должен наблюдать монитор в течение его других поездок. Мы согласились с тем, что пока он оставался (ехал) на разговорной скорости (т.е. когда он мог разговаривать), ему не нужно было использовать свой монитор сердечных сокращений на длинных поездках.

Ешьте умеренно

Люди, которые ведут сидячий образ жизни, с возрастом обрастают жиром. Даже активные личности имеют тенденцию накапливать жир в теле. Так как максимальный объем кислорода - функция от веса тела, то максимальный объем кислорода также снижается. Peter был сознателен в течение этих лет, чтобы есть умеренно. Он весил 180 фунтов (81,6 кг), был очень худощавый и мускулистый, а также и превосходный альпинист.

Практические навыки

Так как мы старимся и происходят физиологические изменения, то нам необходимо ездить более интенсивно. Мои тренировочные записи для Peter, были заполнены напоминаниями, чтобы пить по крайней мере 24 унции (680,4 г) спортивных напитков каждый час при езде на велосипеде, есть по крайней мере 300 калорий (имеются в виду килокалории) каждый час, и практиковать минимум времени вне велосипеда в течение его длинных тренировочных поездок. Когда мы устаем, мы возвращаемся к привычкам. Поэтому в течение тренировочных поездок Peter формировал привычки, в которых он будет нуждаться в течение RAAM.

Начиная с его февральской двухсотки (200 миль – 321,8 км), после каждой из его длинных тренировочных поездок Peter и я дружески обсуждали все, что произошло и что он должен измениться для следующей длинной поездки. Каждая из этих поездок была экспериментом, чтобы учиться в максимально возможной степени перед основным событием.

Чтобы продолжать шлифовать свои навыки, Peter проехал три 24-часовые тренировочные поездки при подготовке к RAAM. Первые две поездки, 14 апреля и 12 мая, были в холмистой местности Штата Техас. Идеально первую поездку нужно было бы провести позже в апреле; однако жена Питера прибыла с визитом, и мы объявили неделю восстановления. Третья поездка, 29 мая, была в Штате Колорадо и Вайеминг, включая преодоление перевала на высоте 11,000 футов (3352,8 м).

Выйти на пик спортивной формы эффективно

Адекватный отдых важен в течение тренировок и становится критически важным до события (перед стартом), так, чтобы атлет прибыл на старт свежим и готовым ехать. Friel обращает внимания, что, как только райдер (ездок) достиг желательного уровня готовности, следует уменьшить недельный объем (в милях) и/или число поездок в неделю, что не приведет к потере спортивной формы. Но уменьшение в интенсивности - время, затраченное около порога лактата - приведет к уменьшению (ухудшению) в результате (Friel рр. 79-80).

Мы планировали для Peter выход на пик формы в течение 2,5 недель.

Каждая неделя включила:

  • сотню (100 миль – 160,9 км),
  • темповую поездку на два часа
  • и две короткие интенсивные тренировки.

Так как он натер седалище в своей последней поездке на 24 часа, то он выбрал - и правильно сделал - минимальные поездки, что позволило его ягодицам заживать.

Управляйте стрессами

Перетренировка - результат общего количества, стрессов, которым подвергается велосипедист: потребности семьи, давления работы и надежды карьеры. Серьезные тренировки - только финальный компонент, который может вызвать перегрузку и полный упадок сил.

Peter был удачлив: он смог уйти в отставку (на пенсию) и посвящать большинство своего времени и энергии подготовке к RAAM « точно так же, как будто это была моя работа ». Если мы хотим тренироваться эффективно для ультра событий, мы должны управлять всеми аспектами наших жизней, которые могут потенциально составлять в целом неблагоприятную перегрузку.

После окончания RAAM Peter сказал: « График тренировок давал мне фокус (сосредоточение, концентрацию) в течение периода, недели и дня. Я любил отмечать завершение ежедневной тренировки и сообщать Вам в конце недели. Чтобы подготовиться к RAAM, Вы должны быть сосредоточены ».

«Во-вторых, график (тренировок) создал мою веру. Я знал, что я становился более сильным по результатам тестов (прикидок). Я знал также, что я хорошо справлялся с продолжительными и длинными поездками все лучше и лучше. В конце этих 40 недель я полагал, что сотня (100 миль – 160,9 км) – это довольно легкая поездка на шесть часов (средняя скорость 26,82 км/час).»

«Тренировки помогли осознать и дали мне то, в чем я нуждался, но возраст был большим фактором. Каждый деградирует в RAAM; я деградировал быстрее.»

Большинство из нас желают, чтобы к возрасту в 60 мы деградировали бы так же мало, как Peter!

Макроцикл Peter Lekisch

Подготовка: 11 сентября - 19 ноября (10 недель)

Цель состояла в том, чтобы готовить тело, чтобы тренироваться, формируя аэробную выносливость и специальную выносливость мышц. В течение этой фазы он катался три или четыре дня в неделю, поднимал веса (штангу, гири, тренажеры и т.п.) три дня в неделю (большой объем, низкое противодействие), и растягивался четыре дня в неделю. Его первичная цель состояла в том, чтобы проехать 1500 миль (чуть больше 2400 км) (включая мили на тренажере). Он тренировался в среднем 12 часов в неделю первый месяц, а затем 15 часов в неделю после того, как он ушел в отставку (на пенсию).

Перерыв: 20 ноября - 26 (1 неделя)

Свободное время перед тренировками Базового периода установили так, чтобы оно совпало с его переездом в Штат Техас

Базовые тренировки: 27 ноября - 18 февраля (12 недель)

Цель состояла в том, чтобы увеличить аэробную способность (мощность), эффективность (КПД) сжигания жира, циклическую выносливость, размер мышц и их силу. Peter ездил четыре или пять дней в неделю, поднимал тяжести три дня в неделю (умеренный объем и более высокое сопротивление), и растягивался четыре дня в неделю. Его цели состояли в том, чтобы проехать в общем количестве 3300 миль (5310 км) и закончить двухсотку (200 миль – 321,8 км) к концу Базового периода тренировок. Он тренировался в среднем 18 часов в неделю в течение первых четырех недель, 21 час в неделю следующие четыре недели и 24 часа в неделю последние четыре недели.

Перерыв: 19 февраля - 25 (1 неделя)

Перерыв перед интенсивными тренировками.

Тренировки: февраль, 26 - 22 апреля (8 недель)

После формирования достаточной выносливости цель фазы Формирования состояла в том, чтобы увеличить анаэробный порог, эффективность сжигания гликогена, скорость и силу мышц. Peter ездил шесть или семь дней в неделю (включая два дня активного восстановления). Вместо силовой тренировки в гимнастическом зале он ехал темповую и интенсивную тренировки на холмах два или три дня в неделю, чтобы формировать велосипедную удельную мощность (вероятно, имеется в виду скоростная выносливость велосипедиста). Его цели состояли в том, чтобы проехать 3100 миль (чуть менее 5000 км), совершить поездку на 250 миль (402 км) и два поездки продолжительностью 24 часа. Он тренировался в среднем 25 часов в неделю в течение первых четырех недель и 26 часов в неделю в течение следующих четырех недель.

Перерыв: 23 апреля - 29 (1 неделя)

Перерыв перед Пиковыми тренировками.

Пиковые тренировки: 30 апреля - 27 мая (4 недели)

Цель Пиковой фазы состояла в том, чтобы в процессе тренировок объединить его базу выносливости и скорость на относительно коротких отрезках в быстроту на дистанции, чтобы на пике формы подойти к RAAM. Peter продолжал ездить шесть или семь дней в неделю, поездки значительно варьировались по расстоянию и интенсивности. Его цели состояли в том, чтобы проехать 1900 миль (3057 км) и закончить третьей поездкой на 24 часа. Он тренировался в среднем около 31 часа в неделю.

Пик формы: 28 мая - 16 июня (2.5 недели)

Цель: сохраните физическую и психологическую энергию для гонки.

George Stransky и Jay Caldwell в книге «Команда Штата Аляска» рассказывают о том, как Команда Штата Аляска участвовала в RAAM 2000.

Годовой план тренировок

Пришло время начать процесс планирования. Вам будет необходимо:

Определить свои цели на наступающий сезон;

Понять, какие задачи необходимо решить для того, чтобы достичь поставленной цели;

Понять, сколько часов в год вы можете посвятить тренировкам;

Определить приоритеты по каждой из гонок, в которых планируете принять участие;

Разделить свой сезон на тренировочные периоды;

Определить, что вы будете делать в каждый час каждой недели своих тренировок.

Глава 9 поможет вам наполнить свой план конкретными наборами упражнений на неделю, основанными на ваших способностях. Может показаться, что вам предстоит огромная работа. Это действительно так, однако существует система, позволяющая ее упростить.

Вы можете изучить пример заполненного формуляра годового плана тренировок в приложении B. Обратите внимание на то, что он состоит из нескольких частей. В верхнем левом углу страницы выделено место, в котором вы можете указать количество тренировочных часов в год, свои цели на сезон и задачи для тренировочного процесса. В колонке слева приведена нумерация для каждой недели года. Вам следует указывать дату каждого понедельника для каждой недели сезона. К примеру, если ваша первая неделя тренировок в новом сезоне – это неделя с 3 по 9 ноября, то запишите «3 ноября» или «3/11» в клетке для недели 1, а затем заполните аналогичным образом все остальные соответствующие клетки плана. Имеются также специальные колонки для отображения названий гонок, уровня их приоритета (Приоритет), названия периода, над которым вы будете работать в течение определенной недели (Базовый период, период Строительства и т. д.), и количества тренировочных часов для каждой недели. Небольшие прямоугольники справа нужно использовать для отметок о проводимых упражнениях, соответствующих тем или иным способностям, перечисленным вверху таблицы. Глава 9 поможет вам в этом.

Шаг 1: определите цели на предстоящий сезон

Давайте начнем с конца – с того, каких целей вы хотите достичь в наступающем сезоне. Возможно, вы хотите успешно перейти в более высокую категорию, попасть в число пятерки первых в определенной шоссейной гонке или успешно завершить многодневное соревнование. Исследования показали, что четко определенные цели повышают способность человека к их достижению. Точно так же как успешный скалолаз всегда видит пик перед собой и точно знает, каким образом он хочет на него взобраться, вы должны постоянно держать в голове свои цели на сезон и проверять, не сбились ли вы с выбранного пути. Если вы не знаете, куда хотите прийти, в конце сезона вас ожидает провал.

Не путайте цели с мечтами или желаниями. Спортсмены часто мечтают о том, чего хотят достичь. Это нормально. Если бы мы не мечтали, то у нас не было бы ни ви2дения отдаленной перспективы, ни долгосрочных стимулов. Мечта может стать реальностью, однако для ее реализации вам, скорее всего, не хватит одного сезона. Если же вы оправданно полагаете, что можете достичь ее в рамках одного сезона, то это уже не мечта, а вполне конкретная цель. Кроме того, мечты могут превратиться в цели, когда у вас имеется план по их достижению. Поэтому при планировании сезона мы имеем дело исключительно с целями.

Давайте будем реалистичными оптимистами. Если вы не смогли в прошлом сезоне пройти до конца любительскую гонку, то победа в многодневке – это мечта, но никак не цель. Однако, можете сказать вы, если не ставить перед собой значительные цели, то ничего не добьешься. Это справедливо, но, заменяя цели мечтами, вы в глубине души понимаете, что они недостижимы (по крайней мере, в рамках одного сезона). Следовательно, и ваше стремление к постоянной работе на тренировках будет значительно ниже. Серьезная цель заставит вас дойти до границ своих возможностей, а порой и взять на себя определенные риски, потому что вы будете знать, что через пару месяцев действительно способны ее достичь. Спросите себя: «Смогу ли я достичь поставленной цели уже в этом году, если сделаю все правильно?» Если вы чувствуете, что сможете, то это хорошая цель. В противном случае она – всего лишь мечта.

Существует четыре принципа, которым должны соответствовать ваши цели.

Принцип 1. Ваша цель должна быть измеримой. Иначе каким образом вы поймете, насколько приближаетесь к ней? У бизнесменов в распоряжении есть четкий способ оценки движения в нужном направлении: они считают деньги. Вы также должны иметь свои способы измерения степени своего прогресса. Вместо того чтобы расплывчато формулировать свою цель типа «стать лучше», вы должны сказать: «Я пройду 40-километровую гонку быстрее чем за 57 минут».

Принцип 2. Ваши цели должны находиться под вашим контролем. Успешный человек не строит планы, ориентируясь на других. Формулировка типа «Если спортсмен А засидится на старте, то я выиграю гонку X» не может считаться целью, ради которой стоит работать. А цель «Стать первым в гонке Boulder Road Race» заставит вас по-другому взглянуть на всю методику тренировок.

Принцип 3. Ваши цели должны заставлять вас работать с напряжением. Если вы можете достичь цели без особых проблем, это все равно что у вас ее вообще нет. Для гонщика III категории выигрыш национального чемпионата среди профессионалов вряд ли возможен, пусть даже он полностью выложится на трассе. С другой стороны, вы без особого напряжения можете выиграть любительскую гонку на 12 километров, и это тоже нельзя считать хорошей целью. А такая цель, как переход в более высокую категорию, может обеспечить вам оптимальное напряжение и при этом быть достаточно реалистичной.

Принцип 4. Ваша цель должна быть выражена в позитивных выражениях. Читая этот абзац, не думайте о белой обезьяне. Что я имею в виду? Ваша цель должна помогать вам концентрироваться не на том, чего вы хотите избежать, а на том, чего вы стремитесь достичь. Что случится со спортсменом, поставившим себе цель «Не сбиться с трассы в ходе критериума в сентябре»? Наверняка вы догадались – этот спортсмен проиграет гонку, потому что не будет знать, на чем ему нужно будет сконцентрироваться для достижения своей цели. Знание того, чего стоит избегать, вряд ли вам поможет.

Цель в большинстве случаев должна быть ориентирована не на процесс, а на результат гонки. К примеру, не стоит ставить перед собой цель лучше преодолевать подъемы при гонке (это скорее относится к задачам). Вместо этого поставьте перед собой цель успешно пройти определенную часть этапа конкретной гонки по холмистой местности. Позвольте привести вам еще несколько примеров целей, ориентированных на результат. Изучите их – возможно, они помогут вам сформулировать и ваши собственные цели.

Завершить в первой десятке шоссейную гонку категории III.

Пройти гонку с раздельным стартом в августе быстрее чем за 1 час 40 минут.

Завершить в пятерке лучших не менее двух из трех критериумов типа А.

Повысить квалификацию до уровня категории II.

Войти в пятерку лучших в региональных соревнованиях B.A.R. категории III.

Завершить в первой тройке национальные соревнования по шоссейным гонкам среди мастеров.

Войти в число 25 лучших по итогам гонки Mike Nields Stage Race.

После определения и постановки первой цели вы можете наметить и другие, столь же важные для вас. Оцените их точно так же, как оценивали первую. Ограничьтесь тремя целями, чтобы не слишком усложнить свою жизнь в последующие месяцы. Запишите все цели в верхней части своего годового плана тренировок.

Шаг 2: определите тренировочные задачи

В главе 5 вы определили свои сильные и слабые стороны. Затем вы заполнили форму оценки велосипедиста (врезка 5.4). Теперь взгляните на эту форму еще раз, чтобы освежить ее в памяти. В чем заключаются ваши сильные и слабые стороны? Какая из слабых сторон является для вас ограничителем?

В главе 6 была описана концепция ограничителей. Это слабости, связанные с ключевыми гонками, которые не позволяют вам достичь в них успеха. Также в главе 6 объяснялось, что различные соревнования требуют от спортсменов приложения разных способностей. Если вы сравнивали свои слабые стороны с требованиями, предъявляемыми интересными для вас гонками, то вполне представляете себе, в чем состоят ваши ограничители. К примеру, продолжительная гонка по холмистой местности требует значительной силы и высокого уровня выносливости для преодоления подъемов. Если ваши показатели силы и выносливости низки, это означает, что у вас есть ограничитель и вам следует работать над ним.

Вернитесь к первой цели, определенной вами на сезон. Является ли какая-нибудь из ваших слабых сторон (оценка 3 или ниже в форме оценки велосипедиста) ограничителем с точки зрения ее достижения? Если да, то вы должны в наступающем сезоне уделить особое внимание работе над этим ограничителем. В разделе «Цели тренировки» укажите ваш ограничитель. В определенные недели своего годового плана вам необходимо будет выкроить время для того, чтобы поработать над этими слабостями, важными для гонок нужного вам типа. Прочитав главу 9, вы поймете, как это сделать. С этого момента для вас приобретает особую важность следующая задача: понять, в какой момент вы смогли улучшить дела со своим ограничителем. Или, другими словами, как можно измерить достигнутый прогресс.

Существует несколько способов измерения степени вашего продвижения в сторону выполнения поставленных задач. В течение сезона вы можете регулярно повторять упражнения, которые связаны с вашими целями (см. главу 5) и позволяют объективно оценить степень улучшения. Хорошими индикаторами степени вашего прогресса могут служить менее приоритетные гонки. В табл. 8.1 приведены примеры тренировочных целей для нескольких ограничителей, связанных со вполне определенными целями. Вам следует записывать тренировочные задачи для каждой из целей в одинаковом стиле – это позволит понять, улучшаете ли вы свои результаты. Обратите внимание на то, что для каждой задачи установлены ограничения по времени. Для того чтобы достичь цели, вы должны выполнить тренировочную задачу к определенному моменту сезона. Слишком поздно – так же плохо, как если бы вы вообще не ставили перед собой эту задачу.

Табл. 8.1. Определение целей для тренировки

К тому времени, как вы закончите работу над этой частью годового плана тренировок, у вас на листе может оказаться от трех до пяти задач, связанных с тренировками. Они будут представлять собой некие показатели, по отношению к которым вы будете измерять степень своего прогресса.

Шаг 3: определите общее количество тренировочных часов на сезон

От количества часов, которые вы можете в течение сезона уделить тренировкам – велосипеду, силовой подготовке и смешанным тренировкам, – во многом зависит ваша тренировочная нагрузка. Это своего рода балансирование: чрезмерно высокий годовой объем тренировок может привести к перетренированности, а слишком низкий – к потере выносливости. Чрезмерно высокий годовой объем тренировок может привести к перетренированности, а чрезмерно низкий – к потере физической формы. Определение числа тренировок – одно из самых важных решений, которые вы можете принять в отношении тренировочного процесса. Если вы и допустите здесь ошибку, то пусть это будет ошибка в сторону уменьшения.

Объемы занятий лучше всего выражать в часах, а не в километрах. Тренировка, основанная на расстояниях, побуждает вас заниматься ездой на велосипеде по одной и той же дистанции, от недели к неделе. Такой метод тренировок также заставляет вас сравнивать текущее время прохождения трассы с результатом прошлой недели и пытаться «обогнать» самого себя. Подобный метод организации ежедневных тренировок будет совершенно непродуктивным. Использование времени в качестве основы для расчета объема тренировок развяжет вам руки с точки зрения выбора упражнений, если только вы укладываетесь в отведенные временны2е рамки. Велотренировка может стать для вас более увлекательным занятием: вы сможете заниматься различными упражнениями и не беспокоиться о скорости или темпе.

Каким образом определить объем годовых тренировок, если вы не замеряли этот показатель? Большинство велосипедистов ведут запись пройденных ими расстояний. Если это делали и вы, то разделите пройденные вами расстояния на условную среднюю скорость (основываясь на ваших субъективных ощущениях). Разумно предположить, что в среднем она составляет около 28 километров в час. Если вы также занимались комбинированными тренировками и силовыми упражнениями, то попытайтесь рассчитать, сколько времени уделили этим занятиям в прошлом году. Складывая вместе получившиеся значения в часах, получите примерную картину вашего годового объема тренировок.

Изучив данные за прошедшие три года, вы, возможно, заметите тенденции, связанные с объемом тренировок. К примеру, удавалось ли вам показывать более хорошие результаты в годы с высоким объемом тренировок? Разумеется, на ваши результаты в предыдущие годы влияло множество других факторов, однако подобный анализ поможет вам принять решение об оптимальном объеме тренировок в наступающем сезоне.

Но, даже не имея данных о часах тренировок или пройденных расстояниях, вы можете сделать примерный расчет. Это даст вам необходимую отправную точку. Для этого распишите на листе бумаги, как выглядит ваша типичная тренировочная неделя. Постарайтесь указать типичные, а не максимальные или минимальные значения. Сложите количество часов для каждого вида тренировок и умножьте этот показатель на 50 (количество недель) – таким образом вы получите приблизительное годовое количество тренировочных часов.

В табл. 8.2 приведены общие указания по количеству часов, типичные для гонщиков, активно участвующих в соревнованиях. Разумеется, на ваши результаты в предыдущие годы влияло множество других факторов, однако подобный анализ поможет вам принять решение об оптимальном объеме тренировок в наступающем сезоне. Существует множество спортсменов, имеющих многолетний опыт занятий, которые в ходе тренировок проезжают значительно меньшие расстояния, но все равно демонстрируют отличные результаты. Объем тренировок особенно важен для эффективного развития выносливости. Когда вы уже выработали значительную выносливость, вам следует переключить акцент с объема на интенсивность тренировок.

Табл. 8.2. Предлагаемый план годовых тренировок в часах

Вы можете показать куда лучшие результаты, аккуратно ограничивая количество часов тренировок, а не пытаясь справиться с завышенными объемами. Если вы имеете постоянную работу, семью, дом, то будьте реалистичны: не пытайтесь тренироваться в тех же объемах, что и профессионалы. Тренировка – их основная работа.

Если же в предыдущие годы вы были недостаточно успешны, а выносливость – ваш основной ограничитель, при этом вы занимаетесь меньше, чем требуется для участия на запланированных дистанциях, то вам стоит подумать о повышении объема тренировок хотя бы до минимально допустимого (обратите внимание на то, чтобы повышение составило не более 15 % от прежнего уровня). В остальных случаях, если вы решите повысить объем тренировок по сравнению с предыдущим годом, увеличьте его в пределах 5–10 %.

Многим людям часто приходится ограничивать время тренировок из-за различных повседневных обязанностей, что негативно влияет на развитие их спортивных способностей. В таком случае расчет годового объема тренировок следует основывать лишь на том времени, которое реально можно посвятить занятиям спортом.

Запишите объем ваших годовых тренировок в часах вверху годового плана. Позднее эта цифра понадобится вам для распределения нагрузки по неделям.

Шаг 4: определите приоритеты гонок

Для этого вам понадобится список соревнований, в которых вы планируете принять участие. Если график гонок еще не опубликован, посмотрите на календарь гонок предыдущего года и попытайтесь сами рассчитать, в какие дни могут пройти гонки текущего сезона. Обычно гонки из года в год проводятся в одни и те же выходные дни.

Перечислите в годовом плане тренировок все соревнования, на которых вы планируете присутствовать: впишите их названия в соответствующих рядах колонки «Гонка» с указанием дат. Помните, что дата, которую вы указываете в первой колонке, всегда соответствует понедельнику определенной недели. Ваш список должен включать в себя исчерпывающее количество гонок, поэтому внесите в него даже те соревнования, с участием в которых вы еще не определились. Решения по ним вы можете принять позднее, но в данный момент просто предположите, что будете участвовать во всех.

Затем разбейте гонки по приоритету на типы A, B и C, руководствуясь критериями, приведенными ниже. Если вы являетесь участником команды, то ее руководитель может помочь вам с определением приоритетов на сезон. Постарайтесь обсудить с ним этот вопрос перед тем, как двигаться дальше.

Гонки типа A

Выберите не более двух-трех гонок, наиболее важных для вас в наступающем году. Многодневная гонка будет считаться одним событием. Две гонки типа A, проходящие в один уик-энд, точно так же считаются одной гонкой. К гонкам типа A не всегда относятся гонки со значительным призом или те, вокруг которых раздувается ажиотаж. Гонка может проходить и в небольшом городке, но если это ваш родной город, то именно она может стать для вас событием года.

Гонки типа A являются наиболее важными в вашем графике, и весь тренировочный процесс будет выстраиваться вокруг них. Цель тренировок – набор пика формы именно к моменту начала гонок типа A.

Лучше всего, когда эти старты разделены между собой периодом в две-три недели или, напротив, разнесены на более продолжительное время – не менее восьми недель. К примеру, две гонки могут попасть в трехнедельный период в мае (и быть разделенными между собой одной неделей), а две следующие – на конец августа. Может быть и так, что две гонки будут проводиться в мае, одна – в июле, а еще одна – в сентябре. Идея состоит в том, чтобы достичь пика к началу каждого из этих важных событий. Для этого перед каждым из них понадобится период длиной в несколько недель, в течение которого вы будете совершенствовать свою физическую подготовку. В промежутках между гонками типа A вы будете участвовать и в других соревнованиях, однако при этом окажетесь не в самой хорошей форме. Следует понимать, что каждый раз, когда вы проходите период сужения нагрузки или достижения пика, ваша физическая подготовка немного снижается. Поэтому если гонки типа А будут частыми и у вас не останется времени на восстановление основных способностей, то от этого пострадают ваши результаты. Вот почему вам следует сократить количество гонок типа А до трех-четырех за сезон и максимально разнести их между собой в вашем календаре. Для большинства спортсменов имеет смысл планировать участие в наиболее важном событии на вторую половину сезона, когда физическая подготовка может оказаться на самом высоком уровне.

Если вам не удается сгруппировать гонки типа A правильно, не волнуйтесь. Приоритеты сезона определяются не календарем, а вашими собственными целями. График, в котором гонки размещены или сгруппированы неудобно, сделает процесс планирования и набора пиковой формы куда более сложным, чем график, следующий описанному выше принципу. Тем не менее в ходе сезона даже в этом случае вы можете работать над улучшением своих навыков. В колонке «Приоритет» поставьте букву «A» напротив названия каждой гонки типа A. Помните, что в течение года у вас должно быть не более трех-четырех гонок такого типа.

Гонки типа B

К ним относятся гонки важные, но не столь приоритетные, как гонки типа A. Перед этими соревнованиями вы можете позволить себе отдых в течение нескольких дней. Количество гонок типа B может составлять не более двенадцати в год. Так же как в случае с гонками типа A, две гонки типа B, приходящиеся на один уик-энд (или одна многодневная гонка), считаются одним событием. В колонке «Приоритет» напишите «B» напротив каждой из этих гонок.

Гонки типа C

Итак, у вас уже расписано примерно 16 недель, посвященных гонкам типов A или B. Это значительная часть вашего гоночного сезона. Все другие гонки в списке будут относиться к типу C. Участие в гонках этого типа следует рассматривать лишь как возможность для приобретения опыта. Их можно расценивать или как тяжелые упражнения, или как своеобразный тест для оценки вашего продвижения к главным намеченным целям, или как развлечение, или, наконец, как одну из форм настройки на предстоящую серьезную гонку типа А. Вы будете тренироваться в ходе этих гонок, не достигая пика формы и не имея возможности отдохнуть между ними. Вполне нормально, если накануне одного из таких стартов вы решите в нем не участвовать. Если ваше сердце подсказывает вам такой вариант, то лучше просто заняться тренировками или вообще отдохнуть.

Внимательно относитесь к гонкам типа C. Именно на них вы можете приобрести негативный опыт или оказаться на грани перетренированности из-за усталости или элементарного отсутствия мотивации к упорной работе. Часто подобные гонки сопровождаются не очень хорошей организацией или неинтересными стимулами к участию в них. Для того чтобы включить в ваше расписание каждую из гонок типа С, у вас должна быть веская причина. Поэтому вам следует понять, что вам даст участие в ней. Если вы не знаете ответа на этот вопрос, откажитесь от гонки. Чем более опытным велосипедистом вы будете становиться, тем меньше вам нужно участвовать в гонках типа C. Напротив, юниорам и гонщикам категорий IV и V рекомендуется делать это для приобретения необходимого соревновательного опыта.

Приоритеты гонки никак не связаны с тем, насколько упорно вы готовите себя к ней. За некоторыми исключениями, ваши усилия в процессе гонок всегда должны быть высокими. По сути, гонки типа С являются для вас своего рода упражнением, и не исключено, что вы примете участие в них, находясь в уставшем состоянии. Тем не менее к этому стоит относиться серьезно, особенно если хорошо представляете себе, в чем состоит цель вашего участия. Даже если вы не победите в гонке, это не должно вас расстраивать. Помните, что вы находитесь не на пике формы и сохраняете силы до гонки типа A.

Шаг 5: разделите тренировочный год на периоды

Теперь вы знаете, когда вам нужно оказаться в наилучшей форме (перед началом гонок типа A). Можно приступить к определению периодов. Периодизация была описана в главе 7. Чтобы освежить в памяти ее принципы, обратитесь к табл. 8.3.

Табл. 8.3. Периодизация

Найдите первую гонку типа A в своем графике и впишите в колонку «Период» слово «Гоночный». Это первый Гоночный период из тех, которые будут возникать каждый раз при участии в гонке типа А. Он принимается равным трем неделям. Двигаясь вверх по графику, отсчитайте две недели от «Гонки» и напишите в этом месте «Пик». Теперь, двигаясь вверх по графику, отсчитайте 3 (для спортсменов в возрасте свыше 40 лет) или 4 недели от начала Пикового периода и обозначьте этот период «Строительство 2». Используя параметры, приведенные в табл. 8.4, проделайте то же самое для периодов Строительства 1 (3–4 недели), Базовый 3 (3–4 недели), Базовый 2 (3–4 недели), Базовый 1 (3–4 недели) и Подготовка (3–4 недели). Таким образом, вы определились со сроком первого пика.

Теперь переходите ко второй гонке (или группе гонок) типа A и напишите напротив нее «Гоночный» точно так же, как вы делали чуть раньше. Отсчитайте две недели назад и вновь напишите в соответствующем месте слово «Пик». Используя тот же самый критерий, отсчитайте 4 недели назад для определения периода Строительства 2, а затем еще 4 – для Строительства 1. Не стоит повторять Базовый период, кроме случаев, когда: 1) вашему первому пику соответствует трех– или четырехнедельный Гоночный период; 2) вы чувствуете недостаток базовых способностей, в особенности выносливости и силы; 3) вы включили в свой план Переходный период после первого Гоночного периода (что, кстати, является отличной идеей).

Маловероятно, что продолжительность периодов Строительства и Пикового в промежутке между двумя Гоночными будет в точности соответствовать указанному в плане количеству недель. Как только вы определите время для второго Гоночного периода, вам может понадобиться изменить продолжительность других периодов с тем, чтобы, с одной стороны, улучшить степень своей физической подготовки, а с другой – выделить время на достаточный отдых. Помните, что цель вашей работы по определению периодов заключается в том, чтобы обеспечить оптимальный уровень подготовки к гонкам типа A. Только вы сами можете определить, что это значит с точки зрения тренировок. Вы единственный человек, который понимает, на каком уровне находится ваша физическая подготовка в каждый момент времени по ходу сезона. На этом этапе вы можете подумать над тем, каким образом можно изменить план, имея в виду второй пик сезона. Помните, что годовой план тренировок, создаваемый в начале сезона, не всегда является неукоснительным руководством к действию. Вы можете изменять его по мере прохождения той или иной стадии.

Обычно имеет смысл запланировать после первого Гоночного периода Переходный период продолжительностью 5–7 дней. Это позволит вам восстановиться и избежать выгорания по ходу сезона. Переходный период, проводимый в это время, всегда помогает сохранить высокий уровень энтузиазма в тренировочном процессе и позволяет улучшить физическую подготовку для гонок, запланированных на конец сезона. По окончании последнего Гоночного периода запланируйте более длительный Переходный период.

Если в процессе планирования вас что-то смущает, обратитесь к главе 11, в которой вы сможете изучить шесть практических примеров.

Шаг 6: распределите часы по неделям

В течение всего сезона вы постепенно то увеличиваете, то уменьшаете объем и интенсивность тренировок. Этот процесс, имеющий волнообразный характер, отображен на рис. 7.3 и направлен на то, чтобы обеспечить поддержание должного уровня выносливости и позволить интенсивности повышаться без чрезмерного напряжения различных систем организма. На этом этапе вы должны расписать тренировочные часы по неделям, используя в качестве руководства табл. 8.4.

Табл. 8.4. Еженедельные часы тренировок в зависимости от годового их объема

Теперь, после того как вы рассчитали общий объем годовых тренировок и разделили год на периоды, можно приступить к распределению часов по неделям. Найдите значения годового объема тренировок в табл. 8.4. Количество часов в неделю постепенно нарастает с интервалом в полчаса. В левой стороне таблицы указаны периоды и недели. Двигаясь по таблице слева направо и сверху вниз, определите количество часов для каждой недели и запишите эти значения в своем годовом плане тренировок в разделе «Часы». Если вам больше 40 лет или в случаях, когда вы указали в своем графике несколько периодов продолжительностью по 3 недели, исключите неделю 3 из каждого периода. В главе 14 приведено более детальное описание метода тренировок для спортсменов старшего возраста.

Вы завершили работу над годовым планом тренировок. Теперь вам осталось разобраться с наборами упражнений для каждого этапа, и об этом мы поговорим в следующей главе.

Из книги Акционерные общества. ОАО и ЗАО. От создания до ликвидации автора Сапрыкин Сергей Юрьевич

1.4. Годовой отчет общества Годовой отчет общества, выносимый на утверждение годового общего собрания, должен содержать:– положение общества в отрасли;– приоритетные направления деятельности общества;– отчет совета директоров (наблюдательного совета) общества о

Из книги Фотосъемка. Универсальный самоучитель автора Кораблев Дмитрий

ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ В ФОТОГРАФИИ МЕЛКИЙ ПЛАН, СРЕДНИЙ ПЛАН, КРУПНЫЙ ПЛАН (ФРАГМЕНТ) Эти понятия являются базовыми в фотографической композиции. Если брать изображение человека или какого-либо объекта, то на мелком плане они будут изображены полностью на фоне какого-либо

Из книги Секреты быстрого плавания для пловцов и триатлетов автора Таормина Шейла

Составляем план тренировок Далее в этой главе я излагаю свои советы, адресованные трем группам читателей, которые, как я подозреваю, составляют основную аудиторию этой книги: опытным пловцам, желающим подняться на новый уровень, пловцам и триатлетам, потратившим годы на

Из книги Библия велосипедиста автора Фрил Джо

Изменение годового плана тренировок После того как вы создали годовой план тренировок, следует избегать двух ошибок. Первая ошибка – игнорирование плана и продолжение тренировок в прежней, привычной для вас манере. Я надеюсь, что, потратив значительное время на создание

Из книги Дерзкая книга для девочек автора Фетисова Мария Сергеевна

Организация еженедельных тренировок Итак, ваш годовой план тренировок составлен, все недели расписаны по периодам, и единственное, что вам остается сделать, – решить, какими упражнениями заниматься в тот или иной день и сколько отвести на них времени. Это очень

Из книги Занимательный тайм-менеджмент … или Управляемся играя автора Абрамов Станислав

План тренировок Создание плана тренировки для многодневной велогонки представляет собой непростую задачу – почти такую же сложную, как разработка плана на весь сезон. В первую очередь (так же, как и при создании годового плана тренировок) важно решить, что потребуется

Из книги Базовая подготовка спецназа [Экстремальное выживание] автора Ардашев Алексей Николаевич

Преимущества силовых тренировок Исследования показывают, что повышение силы спортсмена приводит к повышению уровня общей выносливости, но его аэробная способность остается на прежнем уровне. Возможная причина этого парадокса кроется в том, что повышение силы медленно

Из книги Уроки чемпиона мира по бодибилдингу. Как построить тело своей мечты автора Спасокукоцкий Юрий Александрович

Фазы силовых тренировок В течение года, в процессе приближения к наиболее важным гонкам года, велосипедисты должны пройти через три фазы тренировок с отягощением.Подготовительный период: анатомическая адаптация (AA) и максимальный переходный период (МПП)Aнатомическая

Из книги автора

Сезонная периодизация силовых тренировок Силовые тренировки необходимо совмещать с велотренировками так, чтобы они дополняли друг друга. Если этого не происходит, то в определенный момент вы обнаружите, что чаще чувствуете усталость, а ваши навыки езды на велосипеде не

Из книги автора

Волнообразная периодизация силовых тренировок Линейная модель периодизации силовых тренировок, о которой мы говорили выше, соответствует общей модели тренировочного процесса, описанной в главе 7. В ней же упоминалась и другая модель – волнообразной периодизации,

Из книги автора

Глава 15 Ведение дневника тренировок Суть хорошей программы тренировок состоит в управлении временем. Конни Карпентер, победитель Олимпиады 1984 г., шоссейный гонщик Каждый спортсмен по-своему реагирует на тренировочный процесс. Если два велосипедиста имеют в начале

Из книги автора

3. Полигон для тренировок Но намного важнее, чем выдрессировать, - приучить кошку к совместному с тобой проживанию, то есть научить выполнять бытовые требования.Домашнее животное должно уметь так приспособиться к совместной с тобой жизни, чтобы, сохраняя своё

Из книги автора

5.3. Годовой план Основное назначение годового плана – распорядиться в первом приближении годовыми запасами времени в соответствии с поставленными целями. Желательно в годовом плане сохранить структуру такую же, как и в месячных планах, особенно направления нашей

Из книги автора

Из книги автора

Не забудем про дневник тренировок Почти все серьезные бодибилдеры планируют свои тренировки, рабочие веса, контролируют питание и регулярно снимают антропометрические данные. Даже если вы не планируете стать серьезным бодибилдером, ведение дневника – опыт полезный,

Из книги автора

Тренер и партнер для тренировок Многие начинающие посетители тренажерных залов наивно полагают, что если тренер допущен к работе в зале, то это автоматически подтверждает его квалификацию. Это неверно, так как девяносто процентов тренеров, работающих в тренажерных

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
Глава 1 Особенности тренировки велосипедистов-шоссейников 5
Особенности тренировочной и соревновательной деятельности велосипедистов
Глава 2 Структура и содержание тренировочного процесса 31
Средства и методы -
Специфические нагрузки -
Тренировочные нагрузки с использованием специальноподготовительных упражнений 33
Общефизическая подготовка (ОФП) 37
Методы тренировки 39
Физическая подготовка 42
Технико-тактическая подготовка 54
Формирование тактического мышления 63
Воспитание морально-волевых качеств 66
Социальные факторы 71
Структура и содержание тренировочного процесса 74
Подготовительный период 79
Соревновательный период - 85
Переходный период 95
Периодизация тренировочных нагрузок 96
Тренировка в условиях среднегорья
Особенности подготовки при переезде в контрастные поясно-географические зоны 111
Как тренируются велосипедисты-профессионалы 114
Глава 3 Управление процессом подготовки 127
Общая характеристика системы подготовки спортсменов
Технология управления тренировочным процессом
Контроль подготовки велосипедистов 131
Педагогический контроль -
Определение рациональной посадки, аэродинамика системы «велосипедист - велосипед» 135
Проблемы управления с учетом индивидуальных особенностей велосипедистов 140
Медико-биологический контроль 144
Психологический контроль 153
Технология управления 156
Восстановительные процедуры 159
Питание велосипедиста 163
Питание на дистанции соревнований 171
Некоторые гигиенические советы -
Основные компоненты процесса управления 174

Введение
В нашей стране теоретические основы спортивной тренировки формируются применительно к особенностям каждого вида спорта - легкой атлетики, гимнастики, плавания, велосипедного спорта и т. д. Наряду с этим развивается также общая теория спорта, представители которой (Н. Г. Озолин, JI. П. Матвеев, Ю. В. Верхошанский, В. Н. Платонов и др.) пытаются сформировать интегральные основы тренировки, характерные для всех видов спорта. Соотношение общих и частных особенностей наложило глубокий отпечаток на теорию тренировки велосипедистов, особенно шоссейников.
До 1966 г. теория шоссейного велосипедного спорта в основном базировалась на описании и анализе практического опыта выдающихся гонщиков того времени.
В 1966 г. в сборнике «Велосипедный спорт» (М., ФиС, с. 5 - 25) была опубликована статья JI. П. Матвеева, в которой излагалась суть универсальной теории построения тренировки с ее следующими основными положениями: утверждение фундаментального значения подготовительного периода, продолжительность которого должна быть не менее 6 месяцев; значительные перепады в объемах нагрузки, выраженные в виде малых, средних и больших волн; наличие большой волны объема нагрузки на стыке переходного и подготовительного периодов; особое значение общефизической подготовки; использование эффекта запаздывающей трансформации и принципа «маятника» при подведении гонщиков к ответственным стартам; фактическое исключение интенсивных, а также специфических тренировочных нагрузок в переходном периоде и т. д. Тренерам предлагалось в дальнейшем формировать подготовку спортсменов, специализирующихся в гонках на шоссе и треке, на базе указанной теории.
Ряд специалистов велосипедного спорта (А. А. Красников, Е. М. Архипов, В. П. Музис, Ю. Г. Крылатых, С. М. Ми-наков, Д. А. Полищук и др.) в своих трудах пытались «стыковать» тренировочный процесс велосипедистов с универсальной системой JI. П. Матвеева и В. Н. Платонова.
Однако указанное направление не стало общепринятым.
В 1960 - 1970 гг. в практике велосипедного спорта сформировалась оригинальная методика тренировки. В отличие от первого направления здесь разрабатывались такие методические установки, в которых пересматривалось соотношение продолжительности подготовительного и соревновательного периодов, отвергалась практика большой волны тренировочных нагрузок на стыке переходного и подготовительного периодов, подвергалась сомнению фундаментальная роль подготовительного периода, расширялся объем соревновательных нагрузок, уменьшалась амплитуда волн нагрузки в подготовительном и соревновательном периодах и отрицалось ведущее значение общефизической подготовки в формировании базы функционального состояния.
К числу представителей второго направления относятся: В. А. Капитонов, А. А. Кузнецов, В. П. Петров, JI. И. Живодеров, Н. Г. Морозов, С. В. Ердаков, Н. П. Кириенко, А. Д. Нижегородцев, В. Г. Минченко, А. Г. Карпенко и др.
В настоящей книге содержатся сведения о спортивной тренировке велосипедистов, специализирующихся в шоссейных гонках. Авторы попытались синтезировать практический опыт подготовки велосипедистов средней и высокой квалификации с современными научными концепциями и конкретными исследованиями, раскрывающими отдельные компоненты подготовки гонщиков, управления тренировочным процессом, службы направленного восстановления работоспособности спортсменов, сущности комплексного контроля и т. д. Указанные проблемы характерны для представителей второго направления.
Авторы сопоставляли методические установки, принятые как в велосипедном, так и родственных - циклических видах спорта, которым свойственно повторение одних и тех же движений.
В пособии впервые представлены организационные и методические основы подготовки велосипедистов-про-фессионалов, а также особенности тренировки шоссейни-ков в условиях среднегорья.
Авторы надеются, что книга представит интерес для спортсменов и тренеров - представителей так называемых циклических видов спорта, а также для преподавателей физического воспитания и научных работников.
Все критические замечания будут с благодарностью приняты и внимательно изучены авторами.

Глава 1
ОСОБЕННОСТИ ТРЕНИРОВКИ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ-ШОССЕИНИКОВ
ОСОБЕННОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОЙ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ
Велосипедисты-любители соревнуются в следующих видах гонок на шоссе и на местности:
1. Групповая гонка, длина которой на каждом соревновании устанавливается организаторами, составляет 150 - 200 км. Она считается классической и входит в число обязательных гонок на национальных первенствах, чемпионатах мира и олимпийских играх. Неофициально считается самой престижной гонкой в любительском велосипедном спорте.
2. Командная гонка на 100 км также считается классической и включается в программы национальных первенств, чемпионатов мира и олимпийских игр.
3. Критериумы - гонки с промежуточными финишами, маршрут которых прокладывается по кольцевым трассам (длиной от 2 до 4 км каждая). Общая длина дистанции 70 - 90 км. Такие соревнования, равно как и гонки, обозначенные под порядковыми номерами 4 - 8, в программу чемпионатов мира и олимпийских игр не включаются. Однако в последние годы они входят в программы международных соревнований, а также чемпионатов СССР.
4. Парная гонка на 50 км.
5. Индивидуальная гонка на время, длина дистанции от 25 до 50 км.
6. Кросс - гонка по пересеченной местности, трасса которой прокладывается по проселочным дорогам и бездорожью, длина дистанции до 40 км.
7. Горный чемпионат страны на дистанции чаще всего от 20 км и более.
8. Многодневные шоссейные гонки.
9. Двух- и трехэтапные соревнования на шоссе.
По данным Единой всесоюзной спортивной классификации 1984 - 1988 гг., в СССР культивируется 96 видов спорта, не считая национальных, и у каждого есть свои специфические особенности. Но тренировочный процесс, помимо различий, имеет общие черты, особенно в родственных видах спорта. Так, аэробные возможности явля-
ются определяющим фактором не только для велосипедистов, но и для лыжников, бегунов-стайеров, скороходов, гребцов и др.
Сходные факторы предопределяют возможность заимствования методики подготовки и обмена опытом в родственных видах спорта. При этом недопустимо голое копирование велосипедистами методики тренировки гребцов или лыжников. Однако могут быть сходные методические подходы, организация управления подготовкой, использование опыта службы восстановления и т. д. Творческое заимствование опыта - это сложный раздел деятельности специалистов.
Общепризнано, что тренировочный процесс пловцов и велосипедистов значительно различается. Однако замечательный тренер сборной команды ГДР по велосипедному спорту Дитер Херман сумел в свое время позаимствовать опыт подготовки пловцов своей страны и творчески применить его в тренировке велосипедистов.
В советской системе физического воспитания циклическим видам спорта отводится особая роль.
Во-первых, следует указать на их использование в массовой физкультуре, особенно среди лиц среднего и пожилого возраста. Бег, ходьба, плавание, катание на велосипеде, ходьба на лыжах широко применяются в лечебной и оздоровительной физкультуре.
Во-вторых, в программу нормативов комплекса ГТО всех степеней входят многие циклические виды: бег на лыжах, бег легкоатлетический, плавание, ориентирование на местности, марш-бросок, туристические походы.
В-третьих, эти виды спорта занимают большую часть программы олимпийских игр. Выступающая по полной программе циклических видов спорта на зимних и летних олимпиадах национальная команда при максимальном успехе может набрать более 40 % очков в неофициальном зачете. Для сравнения укажем, что за счет спортивных игр при максимальном успехе команда в состоянии набрать лишь немногим более 3 % очков от их общего объема.
Велосипедисты разыгрывают на олимпийских играх девять комплектов медалей, уступая в этом отношении представителям легкой атлетики, гребли, водных видов спорта. Однако количество разыгрываемых наград, по мнению многих специалистов, явно не соответствует той популярности, которой пользуется велосипедный спорт во всем мире.
Согласно данным ООН, опубликованным в 1986 г., самым популярным видом спорта в мире является велосипедный - во всех его разновидностях. На нашей планете насчитывается более 420 млн велосипедистов. К 1987 г. только 3 % владельцев использовали велосипеды как транспортное средство, а 97 % пользовались ими в спортивно-оздоровительных целях.
В наш бурный век все острее ощущается дефицит времени, поэтому возрастает необходимость в одном виде деятельности решать несколько задач. Езда на велосипеде от места жительства к месту работы может удовлетворить потребность человека в двигательной деятельности как оздоровительном средстве и одновременно быть способом передвижения. В такой ситуации человек, экономя время, укрепляет здоровье, ибо физическая нагрузка во время езды на работу и обратно может быть достаточно интенсивной и продолжительной. Поэтому отпадает необходимость проводить специальные занятия по физической подготовке.
Внушительная цифра - 420 млн велосипедистов - станет еще более впечатляющей, если к ним присовокупить поклонников велотренажеров. Велотренажеры - одно из самых распространенных средств домашней физкультуры. Их можно встретить в кабине космического корабля, на ледоколах и судах дальнего плавания, в спорткомплексах подводных лодок. Велоэргометры и велостанки - непременные атрибуты врачебно-физкультурных диспансеров, кафедр физического воспитания вузов, научно-исследовательских и клинических лабораторий, санаториев, оздоровительных центров, профилакториев и спортивных баз.
Велосипедисты часто соревнуются. В Европе, например, в течение года велосипедисты стартуют значительно чаще, чем, скажем, пловцы, бегуны, лыжники, конькобежцы.
Одна из самых существенных специфических особенностей тренировки велосипедистов-шоссейников - возможность выполнения огромных объемов соревновательной нагрузки, о чем свидетельствуют данные табл. 1. Особый интерес представляют соотношения числа соревновательных стартов, а также процентное выражение объемов соревновательного километража к общему объему специфической нагрузки.
Как видим, у шоссейников нагрузки наибольшие по сравнению с представителями других видов спорта. Число стартов у велосипедистов составляет 100 - 125 в год, т. е. гонщики в среднем стартуют один раз в три дня. Объем соревновательной нагрузки у шоссейников высокой квалификации равен 11 000 - 16 000 км в год, что составляет
35 - 40 % общего объема специфической нагрузки. Соответствующие величины у спортсменов родственных видов спорта значительно меньшие. Именно эти различия представляют особый интерес.
В табл. 1 показаны объемы только специальных нагрузок. Они и принимались во внимание при определении относительного объема соревновательных нагрузок. Но эти величины изменятся, если при соответствующих расчетах за точку отсчета взять не объем специальной нагрузки, а объем всей нагрузки, т. е. суммарные объемы общефизической подготовки и специальных упражнений.
Объем ОФП в годичном цикле тренировки у велоси-педистов-шоссейников значительно меньший, чем у представителей родственных видов спорта. Если рассчитывать величины соревновательного километража от суммарного объема общей нагрузки, то обнаруженное в табл. 1 различие в величинах относительной нагрузки между велосипедистами и представителями всех остальных циклических видов спорта увеличивается еще более. Ориентировочно можно считать, что объем соревновательной деятельности велосипедистов-шоссейников, выраженный в относительных единицах, в 20 - 30 раз превышает соответствующий объем у спортсменов, специализирующихся в циклических видах спорта. Из всех спортсменов только велосипедисты преодолевают такой огромный объем соревновательной нагрузки.
В прошлом делались попытки увеличения объема соревновательной деятельности во многих видах спорта. Однако они не всегда были удачными. Если даже удавалось добиться успеха, то число соревнований в том или ином виде спорта никогда не достигало уровня велосипедного спорта. Можно утверждать, что если, например, бегуны или гребцы заимствуют опыт велосипедистов и увеличат объем соревновательных нагрузок с 1 - 1,5 %, как это свойственно им в настоящее время, до 35 - 40 %, то это не приведет к положительным результатам.
В недалеком прошлом у советских велосипедистов объем соревновательных нагрузок был практически таким же, как и в других циклических видах спорта. И в тот период результаты лучших советских гонщиков за редким исключением были весьма скромными. Наши спортсмены восторгались достижениями итальянцев, французов, голландцев и бельгийцев, прежде казавшимися нам недосягаемыми.
На основе теоретических разработок JI. М. Шелешнева, В. А. Капитонова и С. В. Ердакова велосипедисты высокой квалификации в период с 1969 по 1979 г. значительно увеличили число соревнований. Этот процесс осуществлялся в два этапа (рис. 1). На первом (1969 г.) число стартов увеличилось с 27 до 62, на втором этапе (1975 - 1979 гг.) - с 63 до 110. В эти же годы, особенно с 1972 г., значительно улучшились и спортивные результаты советских шоссейников, которые закрепились в авангарде мирового велосипедного спорта.
Любопытно отметить, что в тот же период, т. е. с 1969 г., и в некоторых других циклических видах спорта увеличились соревновательные нагрузки, что также сопровождалось улучшением спортивных результатов, но это увеличение не было столь значительным, как у велосипедистов.
Таким образом, высокий объем соревновательных нагрузок - важная особенность процесса подготовки шос-сейников высокой квалификации. Но почему только велосипедистам доступны высокие объемы соревновательных нагрузок?
Дать исчерпывающий ответ нелегко. И все же некоторые данные об особенностях езды на велосипеде позволяют высказать по этому поводу несколько суждений.
Динамографическая структура педалирования. Конструкция велосипеда определяет оригинальное распределение усилий мышц ног, рук и туловища, развиваемых гонщиком во время педалирования. Такое распределение дает возможность велосипедисту по сравнению, например, с бегуном более эффективно реализовать потенциальные возможности в ходе преодоления дистанции. Поясним это на следующем примере, сопоставляя динамографическую структуру шага легкоатлетического бега и оборота педали велосипедистом.
Во время марафонского бега средняя скорость передвижения по дистанции у бегуна высокой квалификации составляет 5,0 - 5,5 м/с. При беге с такой скоростью величина потребляемого кислорода в среднем составляет 80 - 85 % от МПК.
В биомеханической структуре бегового шага есть так называемый безопорный период: после заднего толчка ногой бегун отрывается от опоры и некоторое время передвигается вперед в безопорном состоянии. Затем следует приземление на другую ногу. В момент соприкосновения с опорой (передний толчок) возникает усилие, величина которого, например, у бегуна, имеющего массу тела 70 кг, составляет 185 - 200 кг. Следует подчеркнуть, что такое усилие развивает лишь одна нога бегуна. А ведь при пробегании марафонской дистанции спортсмен совершает до 25 000 шагов.
Мы не рассматриваем другие детали динамограммы бега, ибо в этом нет необходимости: достаточно и этой информации. Но приведенные данные позволяют представить ту огромную механическую нагрузку, которую испытывают ноги бегуна во время пробегания марафонской дистанции.
В отличие от бегунов ноги велосипедистов не испытывают такой огромной нагрузки. Вес тела гонщиков во время езды на велосипеде относительно равномерно распределяется на руль, седло и педали, а усилия прикладываются в пяти точках: кисти рук, таз, стопы ног.
KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ