Троеборье iron man. Все о триатлоне ironman. Железный человек. Начало

Участник турнира IRONMAN
2015-10-16 Просмотры: 7 801 Оценка: 5.0

На фото Марков Максим сразу после финиша

История турнира IRONMAN

Ironman (анг. "железный человек") зародился в далеком 1978 году на Гавайях. 18 февраля 1978 года 15 человек решили выяснить кто из них самый выносливый человек на Земле. Для этого они выбрали виды спорта и дистанции:
  • Заплыв в открытой воде на 2,4 мили (3,86 км),
  • Шоссейная велогонка на 112 миль (180,25 км),
  • Марафон - забег на 26,2 мили (42,195 км).
В сумме было необходимо преодолеть 226 км (поэтому и называется Ironman 140,6 mile) без перерывов на отдых. Единственном моментом прерывающим этапы являлась смена экипировки. В итоге только 12 дошли до финиша. Ironman считается самым сложным однодневным соревнованием. Атлет должен быть одинаково хорошо подготовлен в трёх различных видах спорта - плавание, велосипед и бег. На каждый из этапов даются отсечки времени, и если спортсмен не успевает в них уложиться, его дисквалифицируют. На сертифицированных стартах Ironman, которые проводит The World Triathlon Corporation («Всемирная корпорация триатлона») обычно лимит времени составляет 17 часов. Те, кто смог закончить гонку в указанное время, получают медаль, футболку финишера и гордое звание "Ironman". Вот уже 39 лет формат Ironman остаётся неизменным, а гавайский Ironman до сих пор считается почётным и престижным мероприятием по триатлону во всём мире. Ему присвоен статус Чемпионата мира Ironman и предшествует серия отборочных соревнований (около 20 стартов Ironman), проводимых в различных частях света. В соревнованиях могут принимать участие мужчины и женщины с 18 лет. Верхней границы ограничений по возрасту не существует, что подчеркивает философию "железной" дистанции - попробовать может каждый. Но есть несколько "железных" этапов, которые стоят особняком. Их называют Xtreme Ironman:
  • CELTMAN (Шотландия)
  • SWISSMAN (Швейцария)
  • NORSEMAN (Норвегия)

Первый этап - плавание. Куча-мала из сотен человек.

Данные этапы отличают особенно жестокие условия проведения соревнований. Хотя старты проводятся в весенне-летний период это никак не влияет в сторону облегчения участи участников, которые начинают бороться на плавательном этапе (средняя температура воды около 10 градусов), продолжают на очень холмистой велогонке под проливным холодным ливнем и в заключении бегут марафон в рамках которого штурмуют горы с общим набором высоты до 5 километров. В обычном Ironman стартуют около 2500-2700 участников, на экстремальных же триатлонах всего 250-300 участников прошедших тщательный отбор и имеющих возможность иметь поддержку 2-3 человек на всех этапах гонки. Участие в соревнованиях принимают несколько категорий спортсменов: профессионалы (мужчины и женщины - обычно стартуют раньше основной группы), любители (мужчины и женщины) и паратриатлонисты (люди с ограниченными возможностями и инвалиды). Чтобы Вы понимали разницу между спортсменами категории PRO и любителями то мы расскажем вам о времени, за которое и те и другие проходят Ironman. PRO пролетают "железную "дистанцию в среднем за 8 часов (рекорд принадлежит Яну Фродено на Chellenge Roth - 7 часов 35 минут 39 секунд), любители же показывают среднее время в районе 13-15 часов. В художественной литературе наиболее интересными произведениями про "железную" дистанцию являются биография австалийского триатлета-профессионала Криса Маккормака "Я здесь, чтобы победить" и книга Джона Кэллоса "Железный человек есть в каждом" . В данной литературе раскрыты особенности подготовки к соревнованиям, описание правил и регламентов гонки, а также ощущения авторов о неоднократном прохождении Ironman. Из этих книг любой человек может почерпнуть много познавательного и интересного. Также существует бренд "HalfIronman 70,3" под юрисдикцией The World Triathlon Corporation («Всемирная корпорация триатлона») - это ровно половина "железной" дистанции. Существует более 25 популярных стартов по всему миру на этой дистанции, для тех кого интересуют не такие изматывающие старты как полный Ironman.

IRONMAN в России

В России начало развития Ironman положили в 2009 году Алексей Панферов, Виктор Жидков и Андрей Добрынин, услышав рассказ американского коллеги об Ironman и загорелись идеей триатлона. Ничего толком не зная об этом спорте, они записались на соревнования в Сан-Ремо в мае этого же года. После первой с трудом пройденной олимпийской дистанции у упорных русских мужчин возникло желание сделать все правильно и улучшить результат. Начинаются системные тренировки и многочисленные выезды на старты. Год спустя в августе 2010 Алексей Панферов штурмует казавшуюся недосягаемой вершину - Ironman в Регенсбурге. Параллельно, в триатлон вовлекается все больше людей из числа близких знакомых. Появляется идея создать сайт, на котором друзья могли бы размещать отчеты и фотографии о разных спортивных событиях и интересных путешествиях. После нескольких месяцев работы создается общероссийское сообщество Trilife. Сообщество начинает привлекать любителей триатлона со всей страны. Формируется активное движение, объединенное общим увлечением - участием и популяризацией гонок Ironman. Но, несмотря на активное развитие, в настоящий момент в России всего около 650-700 мужчин и женщин имеют звание Ironman. Вдумайтесь всего семь сотен человек на 148 миллионов жителей. В Краснодарском крае сейчас есть трое мужчин, которые смогли финишировать на сертифицированной "железной дистанции" - Сергей Передельский, Александр Брыкин и я, автор этой статьи - Макс Марков. Небольшое количество русских финишеров объясняется несколькими причинами:
  1. Триатлон довольно дорогой по российским меркам спорт. Минимальная экипировка включает в себя гидрокостюм для плавания в открытой воде, шоссейный или разделочный велосипед, триатлонный костюм и беговые кроссовки, выезды за границу на старты.
  2. Малой известностью данного вида спорта среди широких кругов населения.
  3. А также трудностями с тренировочным процессом, ибо триатлон это "южный" спорт для которого часто необходимы тренировки на открытом воздухе, а с учетом того что в течении календарного года на большей части нашей страны погода не может порадовать русских спортсменов то приходится изгаляться и находить компромиссные решения (закрытые бассейны, велостанки и беговые дорожки в залах и на стадионах).
Вообще 2016 год должен стать неким "ренессансом" триатлона для любителей. Сразу несколько компаний готовят целую линейку различных стартов по триатлону в которых любой подготовленный человек может себя проверить перед "железной" дистанцией - супер-спринт, спринт, "олимпийка", "полужелезная" дистанция. В 2016 году в России будет проведено 3 старта на "железную" дистанцию под разными брендами. "Титан" - 7 августа 2016 г., "А1" - 21 августа 2016 г., "Ironstar" - 25 сентября 2016 г. на которых российские профессионалы и любители смогут проверить себя на прочность. Но, несмотря на все трудности, все больше мужчин и женщин выходят на старт, преодолевая 226 км на своих ногах, чтобы с гордостью добраться до финиша и услышать фразу, о которой мечтает любой "железный" человек - You are an Ironman!

Потрясший воображение своим масштабом и эффектами фильм Джона Фавро «Железный Человек» является одним из самых удачных экранизаций комиксов обширной вселенной Marvel. Фильм получился практически идеальным по всем своим составляющим.

Здесь и красивые девушки, и крутые тачки, и зрелищные спецэффекты, наличие сказочной фантастичности сюжета, не углубляющейся в какой-нибудь реалистично-мрачный нуар, наоборот — все пестрит ярчайшими красками в лучших традициях комиксов! Отличный актерский состав, великолепная музыка, интересный сюжет, а так же наличие искрометного легкого юмора — одни из главных достоинств картины.

Нам показана абсолютно вся история становления Железного Человека. К этой франшизе невозможно снять приквел, так как данный фильм и является началом всех начал в данной истории. Нам показывают, каким Тони Старк был, как он проходил свой жизненный путь, превращаясь в супергероя. Как осознавал, что нужен людям, что продукция его компании обращена против мирных целей, и лишь он один может все изменить.

В фильме мы увидим аж четыре модификации костюма Железного Человека, начиная от первого прототипа, изготовленного Старком еще в плену в шахтах, заканчивая потрясающим сочетанием золота и красного покрытия, в мощнейших сплавах рождающих потрясающую уникальную броню.

Сценаристы умудрились раскрыть максимально не только ключевой персонаж картины, но и множество второстепенных героев, передав всю глубину чувств, переживаний и эмоций через слова, поступки и их действия. Фильм наполнен яркими персонажами, колоритно вписывающимися в сюжет картины. Актерский состав талантливо сумел воплотить все образы на экране должным образом. Сказать по правде, до данной работы, с творчеством Роберта Дауни младшего я знаком был лишь по триллерам «Леший» и «Зодиак», а ведь за его спиной огромный список ролей. И надо сказать, что роль Железного Человека в его карьере является наиболее ключевой, важной и пробивающей актеру дорогу в большой мир высокого и качественного кино.

При просмотре фильма постоянно хочется заявить, что это просто нереальный блокбастер! Зрелищная фантастика на самом высшем своем уровне. Железный Человек всегда появляется неожиданно, в наиболее подходящее время, но при этом в самую последнюю секунду. При этом успевает не только всех спасти, но и крутым образом наказать злодеев. Супергеройский образ воплощен идеально, это один из лучших и ярчайших супергероев в истории кино!

Отдельное спасибо и композитору проекта — Рамину Джавади, сумевшему сделать для фильма изумительный саундтрек, причем настолько приятный для слуха, что даже финальные титры смотришь лишь ради музыки, до самого конца. А в конце, кстати, мои нетерпеливые друзья, вас ждет еще одна сцена фильма, да не просто там сценочка, а ключевой эпизод с самим Сэмюэлем Л. Джексоном! Саундтрек картины вызывает восхищение, красивые мелодии в своем разнообразии от тяжелого метала Оззи Осборна до пафосных и чувственных фанфар в стиле «Трансформеров».

Отдельное внимание стоит уделить и самому сюжету. Наконец-то подобное кино выезжает далеко за пределы лав-стори. В фильме не будет никакого финального поцелуя, и романтики. Будут раскрыты отношения, но под немного другим, непривычным, углом. В этаком легком служебном романе. Сценарий фильма довольно интересный, особенно когда после поломки первой модели Железного Человека, понимаешь, что первые 40 минут фильма представляют собой обильный пролог, а все остальное начинается как раз после. Фильм не оставляет времени скучать. Если на экране не экшн, значит остроумные шутки или умные диалоги со смыслом.

Фильм поучительный, с глубокой долью морали, так важной для детских кинокомиксов. Поучительность фильма видна невооруженным глазом, и здесь она касается непосредственно одной из самых страшных тем нашего быта — войны и терроризма. Мало какой фильм способен на уровне «кино для всех» поднять такие проблемы, объяснив так, чтобы задумались и взрослые и дети. В этом плане «Железный Человек» преуспел, картина очень сильная.

А вот минусом картины можно считать обилие цитат других своих аналогов. Фильм вышел в 2008 году, от чего вобрал в себя элементы сразу всех современных кинокомиксов. Первоначальный образ Железного Человека напоминал «Робокопа», а маской косил под «Спауна», финальная схватка двух «железяк» во многом копирует аналогичный поединок из «Робота-Полицейского 2», сам герой миллиардер-супергерой большой привет «Бэтмену» Брюсу Уэйну по своей сути, сборка финального костюма сильно напоминает «Транформеров», а так же во время экшн-сцен нельзя не заметить влияние таких картин как «Люди-Икс», «Фантастическая Четверка» и «Человек-Паук».

Процитировав отдельными сценами, фрагментами, и даже режиссерскими приемами все выше перечисленное, фильм рискует быть обвинен в глобальном количестве штампов и плагиата. Однако, с другой стороны, фильм цитирует свои аналоги очень грамотно и уместно. Выезжая на традиционных клише все-таки куда-то дальше обыденной предсказуемости и наивности кинокомикса.

И если в «Людях-Икс» вы всегда знали, что Магнето — плохой, то в «Железном Человеке» настоящего главного злодея вы не угадаете никогда! Отличная сюжетная линия заставляет вас удивляться множество раз, так как в отличие от своих коллег «Железный Человек» отнюдь не предсказуем и не банален. Фильм уникален, нов, довольно эффектен и интересен.

К сожалению, не идеальна и операторская работа. Есть сцены, где дрожащая камера мешает красивому обзору происходящего на экране. Не хватает съемки с дальних планов, панорам, вращения камеры вокруг мест событий, а так же плавных движений. При этом с режиссурой картины как раз все в порядке, режиссер демонстрирует нам все самое нужное, вкусное и интересное. А вот оператор не понимает, как нужно подобные фильмы снимать, и с камерой порой не справляется. Однако отнюдь не вся операторская работа «Железного Человека» страдает, всего лишь некоторые сцены. В остальном же мы можем наблюдать кучу зрелищных моментов, отличную съемку и постановку сцен, сделано действительно очень качественно.

Подытожив все вышесказанное, хочется отметить, что не смотря на пару минусов, «Железного Человека» можно назвать эталоном экранизации комиксов к которому должны стремиться все остальные. Он получился на голову выше Людей-Икс, Электры, Женщины-Кошки, Сорвиголовы и многих-многих других, уступая лишь Шумахеровским «Бэтменам» по колоритности персонажей. Не хватило для фильма этакого еще более яркого злодея в стиле Дума, Двуликого, Ридрела или Джокера. Поэтому остаются надежды на дальнейшее продолжение франшизы, где мы увидим и отряд «Мстителей» во главе с Ником Фури, и более ярких злодеев.

Здесь интрига держалась больше на угадайке и итоговом непредсказуемом шоке, когда выясняется личность главного антагониста. В сиквелах же стоит подать идею немного по-другому, показав становление врагов врагами, как было с Джокером Джека Николсона, например. У франшизы очень богатый потенциал, а с лихвой окупивший себя бюджет, помог развернуться спецэффектам на высоком уровне, показав потрясный видеоряд в сопровождении интересной истории.

Шедевр комиксов, шедевр фантастики, эталон супергеройских-муви и просто нереально крутой блокбастер!

Триатлон набирает все большую популярность в России. Главная цель увлечения триатлоном для многих – преодоление полной дистанции Ironman. Ironman – это классическая и самая длинная дистанция в триатлоне: 3,8 км плавание, 180 км велогонка, 42,2 км бег. Многие начинающие триатлеты задаются вопросом: а можно ли сразу начать с Ironman или нужно выбрать короткую гонку в качестве первого старта в триатлоне? Сегодня мы разберемся в этом вопросе.

Дистанции в триатлоне:

  • Полная дистанция – 3,8/180/42,2
  • «Половинка» – 1,9/90/21,1
  • Олимпийская дистанция – 1500/40/10
  • Спринт – 750/20/5
  • Суперспринт – 300/8/2

Начинающие спортсмены думают, чем меньше дистанция, тем легче. Большинство тренеров советуют начинать свой спортивный путь со спринта. Считается, что эта достаточно короткая гонка под силу почти каждому человеку, если нет ограничений по здоровью. Рассмотрим подробней каждую дистанцию и разницу в подготовке и прохождении, чтобы ответить на вопрос – помогут ли соревнования на короткие дистанции подготовиться к классическому Ironman?

Дистанции в триатлоне отличаются в основном по:

  • подготовке;
  • питанию на гонке;
  • драфтингу;
  • оборудованию.

Драфтинг – это езда на велосипеде за впереди едущим велосипедистом с целью попасть в яму разряженного воздуха, образующуюся за велосипедистом, как следствие, уменьшить собственное сопротивление воздуха. По разным оценкам драфтинг экономит в среднем 30% энергии. Это дает шанс тем спортсменам, кто не обладает качествами быстрого пловца, а также не отрабатывает транзитную зону со скоростью профессиональных атлетов, догнать соперников на велоэтапе.

Полная дистанция 3,8/180/42,2

Подготовка

При подготовке к полной дистанции Ironman большая часть тренировок выполняется на низком пульсе с постепенным увеличением интенсивности и длительности. На классической дистанции и половинке драфтинг запрещен. Внушительная дистанция на велоэтапе дает возможность раскрыть весь свой потенциал и наработанную базу.

Питание

Организм способен работать на запасах гликогена порядка 2-х часов. Без дополнительного питания спортсмен будет чувствовать сильный голод, не сможет выдать запланированную мощность, а, возможно, и закончить дистанцию. Выбор питания индивидуален, поэтому его надо отрабатывать на тренировках, репетировать прохождение реальной трассы и готовить желудок к выбранному типу.

Велосипед

Разделочный велосипед позволяет:

  • ехать быстрей за счет уменьшения сопротивления воздуха. Рама велосипеда более обтекаемая. Геометрия рамы позволяет спортсмену занять более обтекаемую позицию. Чтобы принять решение о покупке разделочного велосипеда, важно понимать, что реальное преимущество с точки зрения аэродинамики будет лишь при скорости езды порядка 35 км/час и выше.
  • Занять более удобную позицию. Спортсмен меньше устанет, будут меньше задействованы мышцы, используемые при беге.

«Половинка» 1,9/90/21,1

Для подготовки к «половинке» тоже требуется немало времени, хоть и ощутимо меньше, чем к полной дистанции. На этой дистанции надо питаться, использовать ту же экипировку и велосипед. Мы видим, что «половинка» – это репетиция перед длинной дистанцией, так как питание присутствует и играет важную роль, и зона энергообеспечении в целом та же. Единственное отличие – время прохождения.

Короткие дистанции

Подготовка

Подготовка к более коротким дистанциям потребует от вас не так много времени. Но все тренировки проходят преимущественно в скоростном режиме. Человек с неподготовленным сердцем просто физически не сможет постоянно работать на высоком пульсе. Тут могут быть два варианта развития событий:

  • либо вы будете делать определенные тренировки по пульсу, но с меньшей интенсивностью. В этом случае не развиваются скоростные качества, так необходимые для коротких дистанций.
  • Либо вы делаете все с нужной интенсивностью, но из-за постоянно высокого пульса идет быстрое закисление и начинается процесс “недовостановления” организма. В этом случае, вы работаете “в долг” у организма на тренировках, а к соревнованиям подходите в состоянии “выжатый лимон”.

Гонка

Короткие дистанции отличаются по тактике, зоне энергообеспечения и питанию от длинных и на них, как правило, разрешен драфтинг. Это значит, что можно ехать группой и преследовать тех, кто едет впереди. Редко бывает, что организаторы запрещают драфтинг.

Основные нюансы тактической подготовки к коротким дистанциям с разрешенным драфтингом:

  • быстрое плавание с лидирующей группой и быстрая транзитка после. Если же вам не удастся после плавания оказаться с лидерами, то шансов в одиночку догнать группу спортсменов нет. Естественно, выиграет по времени на беге более быстрый и свежий бегун, но если его не привезла группа во вторую транзитку, то догнать он никого не сможет.
  • Умение уверенно ехать в группе.

Отдельно рассмотрим суперспринт . Время прохождения около 30 минут. В этом случае про питание на дистанции речи не идет совершенно. Тактика прохождения, как на олимпийской дистанции. Зона энергообеспечения смешанная всю дистанцию. Если по-простому – вы всю дистанцию в жесточайшей закиси.

Вывод

Короткие дистанции не несут особой пользы для подготовки к длинному триатлону, так как сильно отличаются и по подготовке, и по тактике на гонке, и по оборудованию:

  • зоны энергообеспечения разные;
  • тактика прохождения дистанции разная;
  • питание в одном случае фактически отсутствует, в другом случае играет ключевую роль;
  • велосипеды разные. На длинных дистанциях сильно поможет разделочный велосипед. А на коротких дистанциях с драфтингом его использовать нельзя.

Но короткие дистанции позволят вам познакомиться с триатлоном и отработать некоторые технические нюансы прохождения дистанции. Подготовка займет намного меньше времени, а экипировка и регистрационные взносы на коротких дистанциях сильно дешевле. Поэтому рекомендую даже самым отчаянным тренерам и их спортсменам начать подготовку сначала с «половинки», а потом с высоты опыта сфокусироваться на полном Ironman. Если же вы не планируете специализироваться на коротких дистанциях совсем, то не тратьте время и начинайте сразу с длинных.

В моей спортивной команде Rullez есть более 10 человек, которые готовятся к главному командном старту Ironman Tallin 2018. Естественно, большинство будет принимать участие в коротких дисциплинах, но основная часть подготовки к длинному триатлону проходит на тренировках аэробной направленности, есть репетиции питания и прочие нюансы длинной дистанции.

Подготовка к первому триатлону включает в себя:

  • подбор подходящей экипировки и оборудования. Важно настроить новое оборудование под конкретного спортсмена.
  • Тренировочную деятельность. Нельзя начинать подготовку в сжатый промежуток времени, бессмысленно начать тренироваться за 1-2 месяца до старта. Минимальный срок – 4 месяца для любой дистанции.
  • Индивидуально проработанный план. Это касается как плана тренировок, так и тактического плана на соревнования.

Основные отличия дистанций в триатлоне

характеристики короткие дистанции ½ Ironman Ironman
Рабочая пульсовая зона суперспринт и спринт, смешанная “олимпийка”: преимущественно аэробная, смешанная аэробная, нужно избегать смешанную зону аэробная, остальное противопоказано
Среднее время прохождения дистанции 30 минут – суперспринт, 60-90 минут – спринт, 2 часа 30 минут – “олимпийка” 5 часов 11 часов
Среднее время на подготовку в неделю 4-5 часов 4-10 часов 12-17 часов
Минимальный период подготовки 4 месяцев 6 месяцев 12 месяцев
Оптимальный период подготовки 12 месяцев 12 месяцев 12 месяцев
Питание на гонке не обязательно обязательно обязательно
Драфтинг обычно разрешен запрещен запрещен
Велосипед для гонки шоссейный разделочный разделочный
Общие затраты на оборудование и сам старт велосипед – 70-100 тыс. руб., стартовый взнос – 3-7 тыс. руб. велосипед – 150-300 тыс. руб., стартовый взнос – 8-12 тыс. руб. велосипед – 150-300 тыс. руб., стартовый взнос – 18-40 тыс. руб.

Соревнования международного уровня уже давно превратились в многоборье. Быть чемпионом только в одном виде спорта, конечно, престижно, но престижнее быть чемпионом в двух и даже в трех видах спорта. Именно так появился биатлон, а позднее триатлон и айронмен триатлон. Первые соревнования (подобие современного триатлона), когда одни и те же спортсмены сначала бежали три километра, потом ехали на велосипеде двенадцать километров и еще переплывали канал, прошли во Франции в 1920 году. И хотя в 1974 году в США уже был создан первый официальный клуб триатлона, первые, по-настоящему серьезные состязания были проведены только в 1978 году.

Однажды Джон Коллинз, коммандер ВВС США, и его жена Джуди решили выяснить, представители какого вида спорта могут быть самыми выносливыми. 18 февраля 1978 года на Гавайях была устроена гонка ironman, в которой стартовали 15 человек, а смогли добраться до финиша только 12. Победитель, бывший военнослужащий ВМС США Гордон Халлер, впервые был удостоен звания “Железный человек” с результатом 11 часов 46 минут 58 секунд. Так с 1983 года триатлон ironman стал стремительно набирать популярность.

Триатлон ironman (что и переводится как “железный человек”) – это целая серия соревнований на длинной дистанции, которую проводит Всемирная корпорация триатлона (WTC). Каждая серия включает три этапа, проводимых без перерыва: заплыв на 3,86 километра (2,4 мили), заезд по шоссе на велосипедах на 180,25 километров (112 миль) и марафонский забег на 42,195 километра (26,2 мили). Все этапы укладываются в один день, поэтому такая разновидность триатлона считается одной из самых сложных в мире.

Как сейчас?


С 1978 года прошло уже почти 40 лет, но неизменными остаются правила, заложенные Джоном Коллинзом:

  • состязания проходят на Гавайях;
  • участие в официальных соревнованиях стоит 600 долларов;
  • гонка начинается в 7 утра и завершается в полночь (когда добегут последние участники);
  • любой триатлет, финишировавший в это же день, может с уверенностью назвать себя айронменом;
  • ответственность за свою жизнь и собственное здоровье лежит на самих участниках (они даже пишут расписку, что в случае проблем с преодолением дистанции претензий к организаторам не будет).

Когда девизом первого соревнования триатлона ironman стал слоган: “Преодолей дистанцию, чтобы гордиться этим до конца жизни”. Участники свято верят в эти слова, ведь люди, решившие вступить в эту гонку, демонстрируют чудеса выносливости: они соревнуются не столько с соперниками, сколько с собой, со своим телом.

Можно ли подготовиться к “железной” гонке?

Подготовка к такому виду соревнований под силу только профессионалам. Настоящие спортсмены тратят на тренировки от 15 до 20 часов в неделю. 10-15 километров ежедневного бега, около 30 километров в день на велосипеде и длительные заплывы в бассейне через день – вот примерная схема тренировки. Такую нагрузку осилит, скорее всего, только очень замотивированный человек. Правда, есть примеры, даже в России, когда гонку выигрывали обычные люди. Но неподготовленный человек не выдержит такую нагрузку, поэтому нужна спортивная подготовка, хотя бы минимальная.

Лимит гонки – больше 12 часов, но современные триатлеты умудряются преодолеть дистанцию даже за 8 часов. Все дело в постоянных многочасовых тренировках. Чтобы проплыть 3,8 километров, нужно потратить не менее полутора часов. В этом случае 100 метров нужно преодолевать минимум за 2 минуты. Для достижения такого результата лучше пользоваться проверенной схемой: разминка – четыре раза по 100 м, далее 600 м (чередуя 100 и 200 метров), соблюдая интервалы секунд по 30. Не нужно работать на грани усилий – лучше использовать свои возможности на две третьих.

Разогревшись за 5 минут вращения педалей велосипеда, стоит переходить на монотонный режим (около часа), время от времени ускоряясь. Дополнительно нужно развивать скорость вращения педалей, достигая 90 оборотов в минуту. Говоря о беговой подготовке, стоит отметить, что тренироваться нужно в медленном темпе – бегом трусцой. Во-первых, после интенсивной велоподготовки и заплыва организму требуется отдых. Во-вторых, такой темп позволит спортсмену восстановить силы с помощью энергетических напитков и питания. Ведь, как известно, первый марафонец, пробежав дистанцию в 40 с лишним километров, просто упал замертво от истощения физических сил.

Полезные советы тем, кто решил участвовать в триатлоне ironman

Профессиональному спортсмену не составит особого труда переключиться на более интенсивный режим тренировок в том случае, если он решил стать айронменом. Гораздо серьезнее обстоит дело с любителями.

Итак, советы для тех, кто далек от спорта, но решил участвовать в “железной” гонке:

  1. Наймите тренера : без профессиональной помощи тренировка может привести к травмам и надолго отобьет желание стать спортсменом. Только тренер может рассчитать оптимальный режим тренировок.
  2. Настоящая подготовка должна осуществляться минимум год. При этом важно ставить перед собой конкретные цели и задачи: например, проплыть 4 км за один час к 16 ноября.
  3. Совмещать тренировки на первых порах не следует: один день полностью посвятить бегу, другой – плаванью, а на третий день тренировок выложиться полностью на велотреке. Уже став более опытным спортсменом, можно начинать совмещение разных видов спорта, но сперва на небольших дистанциях.
  4. Не нужно ускоряться сразу – лучше начинать со спокойного темпа , постепенно увеличивая интенсивность движения. Это касается и бега, и велосипедной гонки.
  5. Последовательно работайте над мышечной и анаэробной выносливостью: сначала должны быть подготовлены мышцы, а после дыхание . В плавании самым эффективным является кроль, поэтому, в первую очередь, нужно освоить именно этот стиль плавания.
  6. Важно разработать (лучше тоже под руководством специалиста) систему питания, которая позволит снизить вес, увеличить физическую выносливость, а также будет способствовать формированию правильных привычек в питании. Например, многие триатлеты совсем отказываются от соли и сахара.

Возможно, вам будет интересно видео, где спортсмен делится своим опытом подготовки к Ironman:

Если Вас заинтересовал триатлон, то значит Вы либо бывший спортсмен, не желающий расставаться со спортом, либо человек с амбициями;)

Вообще в триатлоне есть две основные разновидности - Олимпийская дистанция (1500 плавание - 40 км велогонка - 10 км бег) и дистанция Ironman (3800 плавание, 180 км велогонка и марафон). Соответственно, отталкиваясь от своего уровня подготовленности Вы можете выбрать фактически старт «под себя»! В России, к сожалению, в год проводится всего 3–4 старта на дистанции Олимпийского триатлона и около десятка на дистанции спринт-триатлона (половина Олимпийской дистанции). Это хорошая возможность проверить и понять, интересен ли этот вид спорта для Вас. Благо затраты там невелики - можно обойтись без гидрокостюма, велосипеда достаточно самого простого (а на КК- триатлоне вообще обходятся маунтинбайком), да и стартовый взнос идентичен общепринятым - не более 500 рублей. Также к такому старту достаточно просто подготовится, т.к. не так уж много нужно тренировочного времени при условии, что Вы уже умеете плавать и ездить на велосипеде.

Если же речь заходит о таком «аристократическом» виде триатлона, как Ironman, то к сожалению для россиян, тут мы упираемся в две проблемы - время и деньги… Для подготовки к дистанции Ironman нужно представлять, что минимальный объем для финиширования на дистанции в удобоваримое время (а это около 12–13 часов) необходимо достаточно много свободного времени для тренировок. Ведь как минимум, в неделю нужно плавать 2-3 раза, наезжать на велосипеде минимум 200-300 км и пробегать около 60–90 км (с учетом цикличности цифры могут отличаться на 20%), что превращается в примерно 15-20 часов чистых тренировок.

В противном случае возможен коллапс, который хорошо описан в статье Ивана Житенева, спасибо ему за откровенность кстати. Далее второй существенный момент - затраты на выезды к месту старта. В России есть только один старт на половинке Ironman в Выборге (Vyborgman), что во многом связано и с политикой ФТР, и с особенностями законодательства о перекрытии дорог, так что чтобы поучаствовать в самом старте приходится выезжать зарубеж. Здесь опять есть две альтернативы - подешевле, т.е. старты на дистанции, аналогичной Ironman, но не имеющей лицензии WTC (компания - владелец бренда Ironman), где стартовый взнос составляет 100-150 евро; и подороже - официальный старт Ironman (сертифицированный WTC, всего таких около 25 по всему миру с финальными соревнованиями на Гавайях) - там взнос одинаков и составляет 600 долл США. Далее нужно учесть стоимость переезда на место старта и проживания там. Естественно, что потратив столько времени на тренировки и солидную сумму на стартовый взнос и билеты, приходится задуматься об экипировке. Необходим гидрокостюм типа Orca, 2XU (это еще 200-600 долл США в зависимости от крутизны модели, правда иногда из-за жары можно плыть и в плавках), велосипед (здесь возможны варианты, но все-таки представляется логичным ехать не на самом дешевом велосипеде при таком стартовом взносе - цена на б/у велосипед достойного уровня составит около 1200-2500 долл США, но его можно взять напрокат) и беговая обувь (фирменные кроссовки, без них добежать марафон проблематично - это еще 100 долл). Общий бюджет поездки по нашему опыту на европейский старт Ironman с учетом взноса составляет 1000 евро. Но в этом случае Вы смело можете именовать себя Ironman, ведь только официальные старты WTC могут именовать себя так (остальное Iron-distance старты). Но для истинных триатлетов это не так важно - важнее ощущение преодоления себя и раскрытие новых граней своего характера.

Коснемся более подробно дистанции Ironman. Бытует мнение, что Ironman это такая дистанция, где сам факт финиша является достижением. Внесем ясность - несомненно, любой человек, набравшийся мужества и вышедший на старт в триатлоне (а тем более Ironman) заслуживает уважения. Важно только выявить грань, за которой триатлон превращается в авантюру, плата за которую часто бывает немалой.

Начнем с финишного времени - старт в котором идет контроль времени уже подразумевает сравнение участников по критерию, в данном случае - время. В противном случае само соревнование превращается в турпоход, где суть является только покорение вершины. Но такое соревнование с самим собой можно организовать в любое время и в любом месте - надевайте кроссовки, либо садитесь на велосипед и катайтесь по определенной трассе сначала 100, потом 200 км; это доступно любому и гордость от достигнутого результата будет для спортсмена ничуть не меньше - он победит в соревновании с самим собой, поднимет свою самооценку. Но для любителей, пусть и не далеких от спорта, сначала даже слово "марафон" вызывает трепет, но все-таки после того, как марафон пройден, у бегунов возникает желание пробежать ту же дистанцию пусть немного, на своем уровне, но быстрее.

Во-вторых, в случае форсирования подготовки довольно часто (опять же на примере марафона) добегание дистанции превращается в такую муку, что после этого спортсмен ничего не хочет слышать о беге вообще, настолько сильным бывает удар по психике. Та же ситуация с триатлоном Ironman, только умноженная на три, т.е. удар получается гораздо сильнее - НЕфинишировать нельзя, поскольку очень много поставлено на кон - взнос на соревнования, перелет, проживание - поэтому финиш здесь действительно является целью.

Другой вопрос - а каков тогда достигнутый результат? Получено звание финишера, но при этом последние часы дистанции вызывают дрожь в коленях и стойкое отвращение. Слава Богу, если спортсмен переборет это состояние и вернется к тренировкам, однако часто возвращения не происходит.

В то же время, у физкультурников, наблюдающим за такими соревнованиями со стороны складывается впечатление, что действительно, само финиширование на Ironman является неимоверным достижением. При том, что об Ironman и результатах в нем у нас говорят мало, сравнить действительно не с чем... Ну если конечно не лень заглянуть в протоколы

Что же мы видим в протоколах соревнований? Большинство финишеров вписываются в лимит 12-13 часов. Из чего складывается этот лимит:

3800 плавание время 1:30 + транзитная зона 5 минут. Такой результат вполне под силу показать продвинутым физкультурникам, которые научились плавать около полугода назад и добились стабильной скорости 2 мин/100 метров; для пловцов такой результат возможно и непонятен, но как показывает опыт это вполне достижимо при условии умения плавания и 2-3 месяцев тренировок;

180 км велогонка время 6:30 часов + транзитная зона 5 минут. Как мы видим, средняя скорость 30 км/час, и при условии НЕсильно горного рельефа поддерживать такую скорость опять же не является проблемой. Единственно что, обычно после 150км в случае нарушения режима питания может возникнуть "заголодание", но для недопущения этого вопросы питания на дистанции отрабатываются индивидуально;

марафон время 3:50 часа. Темп чуть быстрее трусцы (это по определению Лидьярда 6 мин/км, что он же уже не приравнивал к бегу, но еще и не ходьба). Конечно, на такой результат достижим только если после велогонки у спортсмена есть предыдущий беговой опыт на низком пульсе, ибо после велогонки организм плохо воспринимает ударные беговые нагрузки, да и на первое место выходит именно питание и воспринимание организмом энергетических напитков. В связи с этим в тренировочном процессе необходимо большое количество аэробной работе на низком пульсе чтобы иметь базовый уровень для финиширования.

Итого: общее время 12 часов.

Отступление от данного времени финиширования больше чем на час говорит о том, что в тренировочном процессе были допущены ошибки, форсирование или переоценка собственных сил. К сожалению, это не было бы так грустно, если бы не последствия таких финишей для организма и психики спортсмена. Задумаемся - стоит ли это того, ведь главная цель любителей триатлона - получения удовольствия от преодоления трех стихий, а не гонка за медалью!

(C) Владимир Регенсбургский, 2010