Как выбежать 800 м из 2 минут. Современные проблемы науки и образования. Рекомендованный список диссертаций

Система упражнений скоростно-силовой подготовки направлена на решение основной задачи - развитие быстроты движений и силы определенной группы мышц. Решение этой задачи осуществляется по трем направлениям: скоростному, скоростно-силовому и силовому.

Скоростно-силовая подготовка, являясь составной частью процесса физического воспитания, имеет непосредственной целью комплексное развитие компонентных способностей, обеспечивающих эффект скоростно-силового движения.

Скоростно-силовое направление ставит своей целью развитие скорости движения одновременно с развитием силы определенной группы мышц и предполагает использование упражнений второй и третьей группы, где используются отягощения и сопротивление внешних условий среды. Как и воспитание других качеств, скоростно-силовая подготовка должна осуществляться на основе общих принципов физического воспитания с учетом специфических закономерностей физического развития, особенностей данного вида спорта, этапа тренировки и т.д. Успех решения задач скоростно-силовой подготовки во многом зависит от правильного подбора средств, по специфике тренирующего воздействия соответствующих требованиям, предъявляемым к организму при выполнении основного спортивного упражнения.

Ю.В. Верхошанский доказал, что тренировочные средства должны соответствовать основному упражнению по амплитуде и направлению движения, величине динамического усилия, акцентированному участку рабочей амплитуды и быстроте проявления его максимума, режиму работы мышц.

Различают три группы средств нервно-мышечного напряжения:

1. упражнения с отягощением;

2. упражнения, в которых мышечное напряжение стимулируется волевым усилием (статические);

3. упражнения с использованием кинетической энергии падения тренировочного инвентаря (тела);

Долгое время вопрос об использовании упражнений с отягощением для развития быстроты движения оставался спорным. В настоящее время целесообразность использования данных упражнений с целью развития скоростно-силовых качеств убедительно доказано спортивной практикой и экспериментально.

В зависимости от характера начального момента развития усилия можно выделить две группы упражнений с отягощением: упражнения в которых рабочее усилие развивается после предварительного напряжения мышц, равного весу снаряда и упражнения, в которых рабочее усилие развивается после предварительного напряжения мышц, равного весу снаряда и упражнения, в которых рабочее усилие развивается от нуля.

В первой группе упражнений тренировка не оказывает существенного влияния на процессы, связанные с химическими превращениями в мышце в цепи возбуждение-напряжение, и поэтому здесь создаются условия для развития абсолютной силы мышц или быстроты их сокращения (при оптимальном отягощении). Условия работы мышц во второй группе содержат в себе возможность для развития динамической силы, быстроты движения и главное, стартовой силы мышц.

Упражнения с отягощением, очень полезны для совершенствования в скоростно-силовых движения с преодолением значительного внешнего сопротивления, но лишь в том случае, если подбор конкретных упражнений осуществляется с учетом специфического или специализированного упражнения работы мышц, в разумном объеме, исходя из этапа тренировки.

Можно сделать вывод, что применительно к упражнениям, требующим высокой скорости движений изометрическая тренировка оказывается менее эффективной, чем динамическая. Однако, это не значит, что данные упражнения совсем не должны применяться для скоростно-силовой подготовки.

Взрывная сила играет большую роль в тренировках, не только потому, что она служит средством развития абсолютной силы, но и методом улучшения физических кондиций в том, что касается решения специфических спортивных задач.

Развитие взрывной силы становится возможностью повышения результативности тренировок, увеличение скорости роста мышечной массы. Принцип стимуляции мышц резким ударным растяжением, нашел свое практическое выражение в разработке так называемого "ударного" метода развития взрывной силы и реактивного способа нервно-мышечного аппарата.

Средства "ударного метода" являются сильным раздражителем и вызывают глубокие сдвиги в функциональном состоянии нервно-мышечного аппарата, поэтому используются его большие возможности для реализации резервов нервной и мышечной системы человека, необходимо соблюдать известную осторожность и требование предварительной подготовки спортсмена. Кроме того, при выполнении упражнений ударного характера необходимо учитывать следующее:

1. Амортизационный путь должен быть минимальным, но достаточно сильным для того, чтобы создать ударное напряжение в мышцах. Поэтому исходная поза должна предшествовать положению, при котором начинается рабочее движение в специализируемом упражнении.

2. Величина ударной нагрузки определяется весом груза и высотой его свободного падения. Оптимальное сочетание того и другого определяются эмпирически в каждом конкретном случае, однако, преимущество следует отдавать большей высоте, нежели большему весу.

3. Ударной тренировке должна предшествовать хорошая разминка с интенсивной проработкой рабочих групп мышц.

4. Дозировка ударного упражнения не должна превышать ориентировочно 7-9 движений в одной серии. Более точно ее величина определяется с учетом используемого груза и уровня подготовленности занимающегося. "Ударный метод" развития взрывной силы мышц уже занял прочное место в спортивной практике и используется многими выдающимися спортсменами.

Занимая в системе тренировки ведущее место, ударный метод начальных ее этапах должен сочетаться с упражнениями с отягощением, реализующими метод кратковременных максимальных напряжений. На последующих этапах, главным образом в тренировке спортсменов высокой квалификации, преимущественная роль в развитии взрывной силы и реактивной способности мышц должна принадлежать ударному методу.

Быстрая сила, проявляемая в скоростно-циклических движениях, характерна повторными напряжениями, которые разделяет фаза расслабления работающих мышц. В зависимости от характера специализируемого упражнения эффект быстрой силы в данном случае может определяться способностью нервно-мышечного аппарата к длительному сохранению качественных характеристик силы при том или ином темпе работы. Таким образом, в развитии быстрой силы в скоростно-циклических упражнениях важное значение приобретает оптимальный вес отягощения темп движения и длительность работы.

Существуют две основные группы движений, требующих проявления быстрой силы:

1. Движения, в которых рабочий эффект связан с быстротой развития двигательного усилия в условиях преодоления значительного сопротивления.

2. Движения, в которых преимущественную роль играет быстрота перемещения в условиях преодоления небольшого сопротивления.

Таким образом, в соответствии с современными взглядами методика развития быстрой силы предполагает упражнения преимущественно с небольшими отягощениями (порядка 20% от максимальной силы) при сочетании их (для ациклических однократных упражнений) с весом до 40% от максимума в соотношении 5:1. Режим работы должен соответствовать специализируемому упражнению (циклический, ациклический) и учитывать начальные условия развития усилия (из расслабленного, предварительно напряженного или растянутого состояния мышц).

Проявление быстрой силы чрезвычайно разнообразно, природа ее в высокой степени специфична, она обнаруживает относительно плохой "перенос" с одних движений на другие и сравнительно медленный темп развития. Отсюда и методика совершенствования быстрой силы очень специфична и имеет свои особенности.

Величины сопротивления и скорость выполнения упражнений должны быть такими, чтобы обеспечить адекватность нервно-мышечных процессов тем, которые имеют место при быстром проявлении силы.

Методические пути развития быстрой силы следует искать в определенном сочетании средств с использованием следовых явлений от предыдущей работы для повышения эффективности последующей.

Пауза между повторениями упражнения определяются уровнем тренированности, специальной выносливостью к повторным максимальным напряжениям и интенсивностью силового проявления. При оптимальной паузе 1-1,30 мин. Высокий уровень качественных характеристик силы может сохраняться довольно долго без существенных изменений.

Помимо направленного воздействия на рабочие группы мышц можно использовать также приемы затрудненного движения: бег с шиной, с поясами, с утяжелителем.

В.М. Зациорский советует конкретные приемы "разрушения" и "гашения" "скоростного" барьера. Сущность приемов "разрушения" заключается в стремлении поставить спортсмена в такие условия, чтобы он проявил свою наивысшую скорость и запомнил эти новые ощущения большой скорости (для этого используются приемы внешних условий, бег с горы). Приемы "гашения" "скоростного барьера" основаны на том, что при прекращении тренировки скорость угасания (забывания) для тех или иных черт динамического стереотипа различна, если некоторое время не выполнять основное упражнение, то "скоростной барьер" может исчезнуть, техника же движения сохранится. Если в этот период с помощью иных средств повысить уровень скоростно-силовых качеств, то затем после перерыва можно ожидать роста результатов.

Скоростно-силовых качеств (в особенности быстрой силы) решаются две задачи: увеличение скоростно-силового потенциала специфических мышечных групп и повышение степени его использования при выполнении бега на 800 метров.

Итак, пути совершенствования методики развития быстрой силы следует искать в определенном сочетании средств, учитывающем положительное последствие предыдущей работы на последующую. Причем для развития быстрой силы в беге на 800 метров, необходимым компонентом тренировки является утомление. Т.к. в этом виде требуется скоростная выносливость. Кроме того в циклических видах большое значение имеют средства, направленные на повышение уровня использования скоростно-силового потенциала. Детальная реализация этих положений возможна только в конкретных условиях тренировки.

Как известно, общая выносливость является основой для совершенствования специальной выносливости. Поэтому тренировка в этом виде лёгкой атлетики должна иметь преимущественную направленность на совершенствование специальной выносливости. Повышение уровня последней осуществляется путём использования широкого круга средств и методов тренировки, обеспечивающих развитие способности бегуна справляться с высокоинтенсивной нагрузкой в условиях изменения постоянства внутренней среды организма, вызванного развитием утомления. В этой связи необходимо отметить, что в процессе утомительной деятельности, какой является бег на средние дистанции, развивающееся утомление проходит две фазы - фазу компенсированного и фазу некомпенсированного утомления.

Компенсированное утомление выражается в том, что через некоторое время после начала напряженной работы, когда появляются субъективные и объективные признаки утомления, включаются компенсаторные механизмы, деятельность которых направлена на преодоление развивающегося утомления и поддержания работоспособности на заданном уровне. Эффективность работы в условиях компенсированного утомления главным образом и определяет уровень специальной выносливости спортсмена.

С педагогической точки зрения методика развития специальной выносливости бегунов на средние дистанции должна обеспечивать: неуклонное повышение уровня важнейших компонентов специальной выносливости (скоростных и силовых возможностей, энергетического потенциала и др.), развитие способностей удерживать необходимую скорость в фазе компенсированного утомления, повышение экономичности работы и эффективности использования функционального потенциала, а также увеличение её продолжительности, совершенствование способности к переключению скорости в процессе соревновательной деятельности.

Все перечисленные задачи по развитию специальной выносливости бегунов в большей или меньшей мере решают путём использования средств и методов повышения уровня функциональной подготовленности, в частности аэробных и анаэробных возможностей организма . Те и другие, как известно, являются важнейшими факторами, обусловливающими уровень специальной выносливости, а аэробные источники составляют основу общей

выносливости.

Бегун, как спортсмен, должен иметь высокий уровень специальной выносливости, то есть обладать способностью пробегать всю дистанцию в максимально высоком для себя темпе, зачастую при меняющейся скорости бега (ускорение на старте, рывки на дистанции, финиширование). Основой для формирования специальной выносливости являются физическая или силовая подготовленность бегуна, общая его выносливость и быстрота.

Для пробегания в высоком темпе 800 и более метров спортсмен должен обладать сильными мышцами, эластичными и прочными связками, подвижными суставами. Вот почему в тренировку бегуна включаются упражнения с отягощениями, на гимнастических снарядах, разнообразные прыжковые и скоростно-силовые упражнения. Хорошо физически развитый бегун должен прыгать в длину с места на 2,20-2,30 м и тройным с места на 8,25-8,50 м, поднимать ноги к рукам в висе на гимнастической стенке, приседать на одной ноге 10 раз и более.

Большую роль в приобретении специальной выносливости играет уровень быстроты бегуна. Особое значение имеет умение быстро бежать с ходу и с высокого старта, а также способность к быстрому бегу после значительного утомления. Естественно, что особо важна быстрота в беге.

Третьим важнейшим компонентом, определяющим уровень специальной выносливости, является общая выносливость бегуна.

При физической нагрузке потребление О2 и продукция СО2 возрастают в среднем в 15--20 раз. Одновременно усиливается вентиляция и ткани организма получают необходимое количество О2, а из организма выводится CO2.

Показателями работоспособности органов дыхания являются дыхательный объем, частота дыхания, жизненная емкость легких, легочная вентиляция, кислородный запрос, потребление кислорода, кислородный долг и др.

Дыхательный объем - количество воздуха, проходящее через легкие при одном дыхательном цикле (вдох, выдох, дыхательная пауза). Величина дыхательного объема находится в прямой зависимости от степени тренированности к физическим нагрузкам и колеблется в состоянии покоя от 350 до 800 мл. В покое у нетренированных людей дыхательный объем находится на уровне 350-500 мл, у тренированных - 700 мл и более. При интенсивной физической работе дыхательный объем может увеличиваться до 2000 мл.

Частота дыхания - количество дыхательных циклов в 1 мин. Средняя частота дыхания у нетренированных людей в покое - 17-20 циклов в 1 мин. У тренированных за счет увеличения дыхательного объема частота дыхания снижается до 8-13 циклов в 1 мин. У женщин частота дыхания на 1-3 цикла больше. При спортивной деятельности частота дыхания у бегунов увеличивается до 25-28 циклов в 1 мин.

Легочная вентиляция - объем воздуха, который проходит через легкие за 1 мин. Легочная вентиляция определяется путем умножения величины дыхательного объема на частоту дыхания.

Таким образом, постоянные занятия бегом способствуют адаптации тканей к гипоксии (недостатку кислорода), повышает способность клеток тела к интенсивной работе при недостатке кислорода.

Если вы достигли определенных успехов в беге на 800 метров, но перестали прогрессировать, то вам, чтобы пробежать дистанцию быстрее, нужно что-то менять в своих тренировках. Правильно питаясь и тренируясь, вы сможете улучшить показатели и установить новый личный рекорд.

Шаги

Часть 1

Подготовьте свой организм к быстрому бегу

    Правильно питайтесь. Улучшив свой рацион питания, вы уменьшите жировые отложения и укрепите мышцы - это поможет вам стать выносливее. Именно неправильное питание может мешать вам прогрессировать в беге на 800 метров.

    Пейте достаточно воды. Чтобы организм получал достаточное количество жидкости, нужно ежедневно выпивать около двух литров воды. В дни тренировок нужно пить еще больше воды, чтобы компенсировать ее потерю - это поможет вам не сбавлять темп. Однако не стоит пить лишнюю воду - прислушивайтесь к своему организму и пейте, когда захочется.

    Основательно делайте растяжку. Хорошая растяжка поможет увеличить длину шага (влияет на увеличение скорости). К тому же растяжка до и после тренировки помогает избежать травм.

    • Разминайте мышцы ног (мышцы задней поверхности бедра, четырехглавые мышцы и аддукторы) и нижней части тела (ягодичные мышцы и сгибатели бедра). Попробуйте два-три раза в неделю включать в график тренировки более длинную разминку.
    • , чтобы улучшить гибкость.
  1. Составьте график тренировок. Невозможно улучшиться в беге на 800 метров за один день. Как и при подготовке к марафону, лучший способ достичь цели - составить график. Если вы будете следовать графику тренировок, то сможете максимально выложиться и на короткой дистанции.

    • Установите конечный срок достижения цели. Выберите дату, когда бы вы хотели достичь своего наилучшего времени в беге на 800 метров.
    • Качественно и интенсивно тренируйтесь один-два раза в неделю. Тренировки должны включать в себя бег по холмистой местности и бег на скорость.
    • Выберите дни отдыха, когда вы сможете выполнять умеренные физические упражнения, например йогу, чтобы оставаться гибким.

    Часть 2

    Развитие тела
    1. Разберитесь с механикой бега. Бег на 800 метров - это бег на среднюю дистанцию. Подразумевается, что на протяжении всего забега бегун будет поддерживать быстрый темп, а затем, на последнем отрезке дистанции, сможет пробежать с максимальной скоростью. Во время тренировок вам нужно оттачивать три навыка:

      • Совершенствуйте технику бега на средние дистанции. Речь идет о скорости и выносливости. Вам нужно с самого начала забега задать быстрый темп и контролировать возможности своего тела. Ваша задача на протяжении всего забега - поддерживать быстрый, но при этом комфортный для вас темп, чтобы осталось достаточно сил для рывка в конце забега.
      • Научитесь бежать в потоке бегунов. Бегунам на 800 метров придется столкнуться с потоком бегущих по внутренней дорожке. Постарайтесь бежать так, чтобы вас на зажимали в тиски и учитывайте свое положение, чтобы не сбить с ног того, кто бежит перед вами.
      • Попробуйте бегать в анаэробных условиях. Во второй половине забега (350-400 метров) ваш организм будет изнурен из-за практически спринтовой скорости. Развивайте эту способность, пробегая спринт на 400 метров быстрее обычного; далее 2-х минутная ходьба и снова бег. Эта интервальная тренировка улучшит анаэробную выносливость.
    2. Бегайте часто. Бегайте как можно чаще, чередуя бег на 400 метров с бегом на 1600 метров.

      • Сосредоточьтесь на том, что поможет вам улучшаться в беге на 800 метров. Бегайте на 400 метров, чтобы научиться развивать максимальную скорость в конце забега. Бегайте на 1 600 метров, чтобы развивать выносливости при быстром темпе.
      • Помните о своем графике тренировок. Не забывайте о днях отдыха, разминке и здоровом питании, чтобы у вас были силы для следующего забега. Тренируйте свое тело разными способами, например с помощью бега по холмистой местности, который поможет разрабатывать мышцы ног и сердечно-сосудистую систему.
    3. Отдыхайте и восстанавливайте силы. Всегда чередуйте напряженные дни с днями отдыха. После напряженной тренировки отдохните или сделайте легкую тренировку, чтобы дать организму время восстановиться.

    Часть 3

    Во время забега

      Выпейте воды и перекусите, чтобы появились силы. За час до забега съешьте легкую закуску с высоким содержанием углеводов и выпейте 250 мл воды

      Разомните мышцы. Обязательно хорошенько разомнитесь перед бегом.

    1. Пробегите 800 метров. Основное правило на средних дистанциях (800 и 1600 метров): бегун должен поддерживать быстрый темп и сохранить достаточно сил, чтобы суметь совершить два резких ускорения..

      • Правильно начинайте забег. Бегите быстро на той скорости, которую вы сможете поддерживать. Главное здесь - это постоянство.
      • Не торопитесь в середине забега. Следите за другими бегунами и изменениями своего темпа. Вам нужны будут силы для спринта в начале забега и в конце. Первый рывок нужен для того, чтобы занять внутренние дорожки и по возможности выбиться в лидеры этого забега.
      • Помните о пределах своих возможностей, чтобы у вас осталось достаточно сил для второго рывка в конце забега. Поддерживайте равномерный темп, пока не наступит время для последнего рывка; не позволяйте другим бегунам влиять на ваш темп.
      • За 200-300 метров до финишной черты переходите на спринт и бегите в полную силу. Вот где пригодятся анаэробные тренировки. Делая последний рывок, бегите на пределе своих возможностей, чтобы выбиться в лидеры и победить в забеге.
    2. Успокойтесь. Научиться успокаиваться после забега также важно, как и тренироваться. Умение успокоиться позволит предотвратить травмы и поможет организму вернуться в нормальное состояние.

      • Пройдитесь пару минут, начав с более оживленного темпа и переходя на спокойный, чтобы сердечный ритм вернулся к своему обычному уровню.
      • Снова сделайте разминку 5-10 минут, чтобы расслабить мышцы после их усиленной работы.
    • Всегда разминайтесь перед бегом и после него, чтобы не повредить мышцы.
    • Питайтесь полезной пищей, чтобы организм работал максимально эффективно.
    • Обязательно надевайте кроссовки для бега.
    • Во время забега пристройтесь за кем-то, кто бежит чуть быстрее вас.
    • Убедитесь, что, заходя на второй круг, вы точно знаете, когда нужно увеличивать скорость, чтобы придти первым.
    • Не пропускайте тренировок.
    • Не изматывайте себя, иначе можете получить травму. Лучше начинать медленно и постепенно ускоряться.
    • Вдыхайте носом, выдыхайте ртом.
    • Бегайте на длинные дистанции, чтобы развивать выносливость, необходимую в беге на 800 метров.
    • Сделайте первый рывок на 200 метров, затем поддерживайте хорошую быструю скорость, делая широкие шаги, пока не достигнете последних 200 метров - тогда сделайте еще один рывок.
    • Увидев финишную черту, бегите на пределе своих сил, особенно если кто-то находится прямо перед вами.
    • Сделайте рывок на финишной черте. Пересекши черту, не останавливайтесь сразу же; продолжайте бежать спринт, замедляясь постепенно.
1

1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова»

Статья написана на актуальную во все времена проблему повышения показателей скоростной выносливости у бегунов на средние дистанции. Авторы показали проблемы сельской школьной секции лёгкой атлетики для 15–17 летних бегунов, которые успешно решаются, начиная от мотивации к занятиям бегом и завершая достигнутым положительным результатом. Лёгкая атлетика основана на естественных движениях, таких как ходьба, бег, прыжки, метания, толкания. Привлекает людей естественность двигательных действий, максимально адаптированных к условиям жизни и деятельности. Высокие показатели уровня развития выносливости у спортсменов гарантируют надёжную работоспособность, быстрое восстановление после нагрузок на тренировках и соревнованиях. Грамотный подбор тренировочных упражнений, индивидуальный подход к каждому занимающемуся, предсказуемый и значительный рост результатов в беге на 800 метров, являются основными стимулирующими факторами для школьников в занятиях лёгкой атлетикой.

возрастные особенности

бег на средние дистанции

физическая подготовка

физические способности

индивидуальный подход

скоростная выносливость.

1. Ахмадеев Р.Р. Физиологические основы физического воспитания и спорта: учебное пособие. – Уфа, 2005. – 130 с.

2. Баренцев С.А. Совершенствование техники бега на скорость // Физическая культура в школе. – 2002. – № 4. – С. 19-20.

3. Валик Б.В. Легкая атлетика для юношей. – М.: Физкультура и спорт, 2000. – 288 с.

4. Дедковский С.М. Скорость или выносливость? – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 46 с.

5. Макаров А.Н. Бег на средние и длинные дистанции. – М.: Физкультура и спорт, 2006. – 112 с.

6. Попов В.Б. Легкая атлетика для юношества. – М.: Физкультура и спорт, 2000. – 87 с.

7. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 2000. – 123 с.

Актуальность. Лёгкая атлетика основана на естественных движениях, таких как ходьба, бег, прыжки, метания, толкания. Привлекает людей естественность двигательных действий, максимально адаптированных к условиям жизни и деятельности. Кто желает тренироваться в беговых видах, в частности на 800 м, должен быть без отклонений в здоровье и сильной воли человеком, так как каждый забег на дистанцию является преодолением проявлений физической и психической слабости .

В основе подготовки школьников в беге на 800 м лежит комплексное развитие основных и специальных физических качеств, высокий уровень проявления функциональных и психических возможностей занимающихся, чтобы сформировать у бегуна такие показатели работоспособности органов и функций, чтобы справляться с утомлением в организме при работе .

Сложности формирования у спортсменов работоспособности в беге на 800 м тренеры видят с развитием качества выносливости. Высокие показатели уровня развития выносливости у спортсменов гарантируют надёжную работоспособность, быстрое восстановление после нагрузок на тренировках и соревнованиях . Основная задача тренера и спортсмена, при развитии общей и специальной выносливости у юношей 15-17 лет, это создание тренировочных условий для повышения уровня общей аэробной выносливости посредством различных движений. Оптимальным возрастом для развития выносливости считается 15-17 лет .

Исходя из сказанного, мы сформулировали основные положения работы.

Объект исследования. Учебно-тренировочные занятия школьников 15-17 лет в беге на дистанции 800 м.

Предмет исследования. Методика формирования скоростной выносливости у юношей 15-17 лет в беге на дистанции 800 м.

Цель исследования. Определить эффективность средств и методов, применяемых для повышения скоростной выносливости у 15-17 летних бегунов на дистанции 800 м.

Задачи исследования: 1) обобщить фактический материал, полученный при изучении проблемы развития скоростной выносливости у юношей 15-17 лет в беге на 800 м; 2) выявить показатели физических и функциональных возможностей, характеризующие уровень проявления скоростной выносливости у школьников 15-17 лет при занятиях бегом на дистанции 800 м; 3) определить эффективность средств и методов тренировки, направленной на развитие скоростной выносливости у юношей 15-17 лет в беге на 800 м.

Гипотеза исследования. Предполагается, что тренировка 15-17 летних бегунов методом равномерного и непрерывного выполнения упражнений повысит эффективность воздействия нагрузки на развитие скоростной выносливости в беге на 800 м.

Теоретическая значимость. Разработана учебно-тренировочная программа и методика подготовки бегунов 15-17 лет на специальную выносливость, для успешных занятий бегом на 800 м в школьной секции по лёгкой атлетике. Разработана методика индивидуального подхода к 15-17 летним бегунам на основе показателей «запаса скорости», адаптированная к нашему контингенту занимающихся .

Практическая значимость. Апробированная нами программа индивидуальной подготовки бегунов 15-17 лет на 800 м в школьной секции будет полезна для тренеров и спортсменов в тренировках, направленных на повышение аэробной производительности организма, лежащей в основе улучшения показателей скорости и выносливости.

Основы развития выносливости. Физические качества спортсмена характеризуются комплексом биологических и психических свойств, определяющих его готовность к активной двигательной деятельности. Общая выносливость есть ведущее свойство органов и систем человека, проявляющееся во всех сферах его деятельности. Под воздействием специальных упражнений на механизмы проявления выносливости в функциональных системах организма происходят адаптационные перестройки, которые обеспечивают устойчивое состояние, характеризующееся повышением возможности противостоять утомлению, переносить нагрузки, повышением физической, эмоциональной и умственной работоспособности .

В теории выделяют общую и специальную выносливость. Общая выносливость характеризуется комплексом возможностей органов и функциональных систем человека, которая является базовой основой работоспособности при выполнении разных физических упражнений . Специальная выносливость определяется способностью выполнять длительно и с заданными параметрами физическую нагрузку, характерную по объёму и интенсивности для избранного вида спортивной деятельности .

Физиологические механизмы развития выносливости характеризуются, в первую очередь, аэробными возможностями органов и систем, которые, обеспечивая энергией все рабочие процессы, способствуют быстрому восстановлению исходного уровня работоспособности организма после её окончания, удалению продуктов метаболического обмена, а затем и восстановлению выше исходного уровня. Такое обеспечение энергией играет главную роль в поддержании работоспособности при выполнении работы с максимальной интенсивностью и длительностью от 20 сек. до 5 мин .

Функциональная устойчивость органов и систем человека способствует сохранению заданных параметров техники и тактики спортивных действий, даже на фоне прогрессирующего утомления. При интенсивной физической работе на пределе возможностей приближающееся утомление является раздражающим фактором для органов и систем, вовлечённых в рабочий процесс, и играет роль стартового механизма для запуска и использования резервных возможностей организма, что, в свою очередь, стимулирует повышенное развитие качества выносливости .

При воздействии на механизмы совершенствования аэробных процессов организма в физическом воспитании и спортивной тренировке мы решаем несколько задач : 1) повышение возможности обеспечивать рабочие органы и системы человека максимальным уровнем потребления кислорода; 2) развитие способности организма долгое время поддерживать высокий уровень потребления кислорода, вовлечёнными в работу органами и системами; 3) повышение темпов вовлечения механизмов дыхания в процесс обеспечения максимального использования кислорода работающими органами и системами.

Педагогические средства и методы повышения выносливости. К средствам, повышающим функциональную производительность организма, относят физические упражнения, в процессе систематического выполнения которых достигаются высокие показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем, потребления кислорода в течение заданного времени выполнения упражнений. Для развития выносливости необходимо совершенствовать процессы энергообеспечения, используя педагогические средства регуляции физической нагрузки во времени : - фосфокреатинового механизма от 3 до 8 сек.; - гликолитического процесса от 20 до 120 сек.

При развитии выносливости с помощью педагогических воздействий нагрузка на органы и системы определяется следующими компонентами: 1) интенсивностью упражнений; 2) продолжительностью упражнений; 3) числом серий упражнения; 4) длительностью пауз отдыха; 5) характером отдыха (активный, пассивный). От разных сочетаний перечисленных компонентов зависят не только количественные составляющие нагрузки - объём и интенсивность упражнений, но и качественные характеристики ответных реакций, формируемых в организме спортсмена .

Основными педагогическими методами повышения возможностей организма, в целях развития общей и специальной выносливости, являются следующие методы:- равномерный, - непрерывный, - повторный, - переменный. Равномерный и непрерывный методы выполнения упражнений широко используются на этапах начальной подготовки при развитии общей выносливости у начинающих бегунов. В этом случае на уровне границы аэробного и анаэробного потребления кислорода продолжительность физической работы не должна превышать 10-12 мин. При повторной работе длительность пауз отдыха имеет значение в определении величины и характера ответных реакций систем организма на физическую нагрузку. При выполнении упражнений с субкритической и критической скоростью и при комфортных паузах отдыха, необходимых для приведения в норму физиологических процессов, каждое следующее повторение упражнения начинается примерно на том же фоне работоспособности, что и предыдущее выполнение .

Это говорит о том, что, в первую очередь, обеспечение энергией осуществляется фосфокреатиновыми механизмами, затем через 1-2 мин, после предыдущей работы, максимально развёртываются механизмы гликолиза, а через 3-4 мин после начала работы вступят компенсаторные дыхательные процессы обеспечения кислородом. Сущность этого процесса в том, что при непродолжительной работе они не успевают раскрыться в полной необходимости, а поэтому работа, как правило, осуществляется в анаэробных условиях. Если же мы, между повторениями упражнений, будем уменьшать длительность пауз отдыха, то процессы дыхательной системы организма, за короткий период времени, не будут успевать снизиться на много, и следующее повторение упражнения начнётся при достаточно высокой активности систем дыхания и доставки кислорода (кровообращения, внешнего дыхания) .

Методы исследования. В работе мы решали задачи, поставленные в исследовании, с помощью следующих методов: 1) анализ научной литературы по исследуемой проблеме; 2) изучение опыта подготовки лучших бегунов на дистанции 800 м; 3) устный и письменный опрос, беседа с тренерами и спортсменами; 4) наблюдения за тренировками и соревнованиями спортсменов; 5) экспериментальное исследование; 6) тестирование физической и функциональной подготовленности спортсменов; 7) статистическая обработка.

Организация исследования. Педагогический эксперимент был основным методом исследования контингента испытуемых бегунов 15-17 лет на средние дистанции, занимавшихся лёгкой атлетикой в школьной секции. В процессе 10 месяцев учебно-тренировочных занятий спортсмены бегуны на 800 м, с недельной нагрузкой 8-10 часов развивали скоростную выносливость. Для этого юношей 15-17 лет в беге на 800 м применяли разнообразные методы тренировки: непрерывный, интервальный, контрольный (соревновательный). В эксперименте мы проверили эффективность использованных нами средств и методов подготовки бегунов в течение учебно-тренировочного года.

В годичном тренировочном цикле этап предварительной базовой подготовки был основным для бегунов на дистанции 800 м. Основными способами достижения цели работы, с данным контингентом испытуемых, были: формирование устойчивого интереса к бегу на 800 м; выбор ведущих мотиваций к тренировочной и соревновательной деятельности; проверка эффективности средств и методов тренировки юношей 15-17 лет в беге на 800 м; выбор оптимальных форм разносторонней подготовки с учетом индивидуальных способностей; развитие скоростной выносливости, функциональных и двигательных возможностей, характерных для бега на 800 м для юношей 15-17 лет; организация соревновательной деятельности.

При развитии скорости и выносливости в беге на 800 м надо учитывать и индивидуальные особенности спортсменов. В эксперименте индивидуальные возможности испытуемых мы учитывали при расчёте запаса скоростных возможностей бегунов 15-17 лет на 800 м по методике А. Макарова .

Методика развития скоростной выносливости. Согласно методике, специальные упражнения испытуемые выполняли повторным методом, с показателями быстроты и скорости, близкими к индивидуальному пределу для данного спортсмена. Нагрузка по объёму и интенсивности подбирались так, чтобы к следующей тренировке испытуемые полностью восстановили свои функциональные, психологические и двигательные возможности и могли снова выполнять тренировочную нагрузку на заданном уровне .

Начиная совершенствование скоростной выносливости у испытуемых 15-17 лет в беге на 800 м, мы придерживались общих закономерностей в сочетании с индивидуально построенной тренировкой. Это рациональное сочетание в занятиях индивидуально подобранных физических нагрузок и пауз отдыха между повторениями разной физиологической направленности, что и привело к повышению показателей тренированности наших испытуемых.

На первом этапе тренировочного процесса мы сосредоточились на развитии аэробных механизмов работы функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, на развитии общей выносливости. На втором этапе мы увеличили объём нагрузки, который испытуемые выполняли в смешанном аэробно-анаэробном режиме энергообеспечения и в широком диапазоне режимов скорости бега, от умеренного до субкритического. Это позволило повысить эффективность выполняемой работы. На третьем этапе мы повысили объём тренировочных нагрузок специальной направленности, применяя более интенсивные упражнения интервальным и повторным методами в смешанном аэробно-анаэробном и анаэробном режимах. Это позволило нам избирательно и индивидуально воздействовать на компоненты скоростной выносливости испытуемых. Для того чтобы развить прогнозируемые показатели скоростной выносливости у испытуемых 15-17 лет, мы прилагали многократные максимальные усилия пороговой значимости в упражнениях короткой продолжительности и с полным восстановлением. С ростом тренированности спортсменов паузы отдыха между повторениями упражнений сокращались, а интенсивность увеличивалась. Такой режим тренировочных упражнений был ведущим методом в развитии скоростной выносливости в беге на 800 м.

Учитывая особенности бега на 800 м, мы разбили тренировочную работу на три специфических участка, характеризующих работу: 1) на старте и стартовом разбеге, 2) в беге по дистанции, 3) на финишном ускорении.

Для развития у испытуемых максимальной скорости на старте и стартовом разбеге, что связано с проявлением анаэробной мощности, мы использовали повторный режим бега на короткие отрезки до 60 м. Нагрузка с таким режимом работы составила 2240 м. Из них упражнения на общую выносливость составили в объёме - 800 м (36 %), а интенсивные упражнения на скоростную выносливость - 1440 м (64 %).

Скоростную выносливость в беге по дистанции на 800 м, связанную с алактатной анаэробной мощностью, у испытуемых мы развивали на более длинных отрезках от 80 до 150 м в повторном и интервальном режиме. Нагрузка на тренировке составила - 4250 м, в том числе: объём - 1200 м (28 %), интенсивность - 3450 м (72 %).

Скоростную выносливость в беге на дистанции 800 м во время финишного ускорения, связанную с алактатной анаэробной мощностью, мы у испытуемых развивали на тех же длинных отрезках (80-150 м) в повторном и интервальном режимах, но с большим количеством повторений в сериях и большими паузами отдыха между сериями. Нагрузка на тренировке составляла 4550 м, из которых: объём - 1000 м (22 %), интенсивность - 3550 м (78 %).

Объём и интенсивность указанных выше нагрузок претерпевали плавные изменения в соотношениях на каждой тренировке и во время пауз отдыха между повторениями. От обще-подготовительного этапа до специально-подготовительного этапа общий объём нагрузки увеличивался постепенно, интенсивность упражнений в процентном соотношении повышалась, а паузы отдыха уменьшались.

Такие подходы в тренировке скоростной выносливости у 15-17 летних бегунов на дистанции 800 м показали высокую эффективность. Это отразилось на функциональных системах организма, обеспечивающих работу на скоростную выносливость энергией. Как видно из таблицы 1, показатели ЧСС, ЖЁЛ и ЧД у 15-17 летних бегунов в педагогическом эксперименте, имели положительную динамику при достоверности различий P1<0,05.

Таблица 1

Показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем

бегунов 15-17 лет (до и после эксперимента)

Исследованная в работе методика тренировки 15-17 летних бегунов на 800 м показала высокую эффективность, как на функциональных системах организма, так и на показателях специальной скоростной выносливости. Как видно из таблицы 2, показатели скоростной выносливости у 15-17 летних школьников в педагогическом эксперименте, также имели положительную динамику и достоверные различия при P1<0,05.

Таблица 2

Показатели скоростной выносливости бегунов 15-17 лет (до и после эксперимента)

Изменение результатов тестов на развитие скорости и выносливости показали высокий уровень корреляции (от 0,670 до 0,890) с изменениями ССС и ДС. Это подтверждает высокую эффективность исследованных методов развития скоростной выносливости у бегунов 15-17 лет на 800 м. На 800 м все испытуемые показали свои лучшие результаты на соревнованиях, а 80 % из них выполнили требования следующего спортивного разряда.

В процессе нашего исследования выявлено, что решение проблемы развития скоростной выносливости у юношей 15-17 лет связано с выполнением определённой работы, с заданными параметрами объёма и интенсивности упражнений, несмотря на развивающиеся в организме стадии утомления. Исходя из исследования проблемы, нами были получены определённые результаты, которые мы сформулировали в выводах по работе.

1. Воспитание общей и скоростной выносливости является важной частью подготовки 15-17 летних бегунов на 800 м и представляет собой специализированный педагогический процесс, направленный на повышение функциональных и двигательных возможностей для достижения высоких спортивных результатов.

2. Уровень развития скоростной выносливости является достоверным показателем повышения специальной работоспособности в беге на 800 м.

3. Для эффективного развития скоростной выносливости нужно использовать такие методы, как равномерный, переменный, интервальный, повторный, контрольный (соревновательный), при различных соотношениях основных параметров нагрузки (объёма, интенсивности, отдыха).

4. В практике спортивной тренировки бегунов, в качестве средств развития скоростной выносливости могут применяться только физические упражнения циклического характера, аналогичные основному упражнению на соревнованиях, для более эффективного положительного переноса достигнутых изменений в организме на конечный результат в беге на 800 м.

5. При выполнении физических упражнений суммарная нагрузка на организм характеризуется компонентами: интенсивности при ЧСС 150-180 уд./мин, продолжительности (от 5 секунд до 5 минут), числом повторений, в зависимости от подготовленности, длительности пауз отдыха, в зависимости от нагрузки, характером отдыха, полным или частичным восстановлением.

6. Метод равномерного непрерывного выполнения упражнений значительно развивает скоростную выносливость у юношей 15-17 лет. Большая по объему физическая работа, являясь обязательной составляющей равномерного непрерывного метода, поэтапно приспосабливает организм юношей к высоким тренировочным нагрузкам, что в дальнейшем становится надёжной базой для выполнения интенсивной нагрузки.

7. Методом равномерной непрерывной работы у юношей 15-17 лет, для развития скоростной выносливости на 800 м, на тренировках можно эффективно осуществлять индивидуальный подход дозирования физической нагрузки каждому испытуемому, методом прогнозирования запаса скорости, который мы считаем обязательным.

Библиографическая ссылка

Хаупшев М.Х., Киржинов М.М., Атабиев А.М., Цагов С.З., Соблиров А.М., Перхичев Т.А. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СКОРОСТНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЮНОШЕЙ 15-17 ЛЕТ В БЕГЕ НА 800 М. // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24434 (дата обращения: 17.08.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Бег на 800 метров - это самая короткая из средних дистанций в программе крупнейших легкоатлетических соревнований. Спортсмены в беге на 800 метров начинают бег с раздельных стартовых позиций и с высокого старта. Там, где заканчивается первый вираж (115 метров), бегуны должны выйти на общую дорожку и всю оставшуюся часть дистанции пройти вдоль неё. Обычно на крупных соревнованих (Чемпионат Мира, Европы и Олимпийские игры) соревнования в беге на 800 метров проводятся в три круга (реже в два круга), согласно правилам и в зависимости от количества участников.

Для дистанции 800 метров характерны все тактические приёмы, обычные для средних легкоатлетических дистанций.

Как правило, при прохождении дистанции первые 400 метров бегуны преодолевают быстрее, чем последние и начинают решающее ускорение после 600-650 метров. Спортсменки высокого класса, чтобы достичь высокого результата должны быть способны преодолевать 400 метров за 54 секунды.

Силовая тренировка отражается на технике бега бегунов на 800 метров. В этом случае кинематические характеристики приближаются к показателям спортсменов в длинном спринте, особенно при проявлении утомления.

На основании кинематического анализа техники бега И.Чеплак мы пришли к следующим заключениям:

Постановка ноги на дорожку близка к линии проекции общего центра тяжести, что минимизирует потери горизонтальной скорости в момент амортизации.

Малые углы сгибания стопы и коленного сустава в амортизационной фазе характеризуют особенности нервно-мышечной системы поддерживать высокий потенциал даже в период утомления.

Оптимальный показатель подошвенного сгибания и разгибания в коленном суставе способствуют интенсивному отталкиванию и увеличению длины шага.

Амплитуда и угловая скорость маховой ноги превосходят соответствующие значения кинематических характеристик других спортсменов.

Вертикальные перемещения оптимальны, что способствует повышению экономичности бега.

Легкоатлеток специализирующихся на дистанции 800 метров, отличает высокий уровень всех видов выносливости (общей, специальной, скоростной, статической). Они гибки, ловки, быстры, имеют высокий силовой и скоростно-силовой потенциал, хорошо владеют своим телом.

Современные бегуньи успешно выступают не только на избранной, но и на смежных дистанциях, в том числе в кроссах. Опытных спортсменок отличает высокая экономичность всех систем организма Им присущи устойчивая нервная система, сильные волевые качества, высокий уровень мотивации к соревновательной деятельности.

Управление подготовкой спортсменок, занимающихся бегом на дистанции 800 метров, исходит из основной целевой установки достигнуть планируемый результат в главных соревнованиях. Выход на его уровень связан с достижением физического состояния, которое можно охарактеризовать как «должное», т.е. каждому спортивному результату соответствует свой уровень подготовленности. Нельзя иметь низкую подготовленность и высокие спортивные результаты. Бег на длинные дистанции для женщин - классическое циклическое упражнение продолжительностью около двух минут.

Организм квалифицированной бегуньи - это своеобразная функциональная высокоорганизованная система, которая под воздействием соревновательных и тренировочных нагрузок складывается годами. У бегуний, специализирующихся в стайерском беге, как правило, гармонично развиты исполнительное звено (опорно-двигательный аппарат, мышечная система), обеспечивающее звено (кардио-респираторная, сосудистая, выделительная системы) регулирующее звено (ЦНС, эндокринная система).

Организм постепенно адаптируется к адекватным тренировочным и соревновательным нагрузкам, под воздействием которых повышается уровень шальной физической специальной физической подготовленности. При неадекватности нагрузок (например, их недостаточности) нельзя рассчитывать на прирост уровня подготовденности. Не приводят к успеху и слишком напряженные нагрузки, не соответствующие уровню подготовленности спортсменки. Иными словами, для повышения уровня специальной подготовленности необходимо использовать такие тренировочные и соревновательные нагрузки, которые соответствуют возможностям. С ростом уровня подготовленности тренировочные и соревновательные нагрузки, ставшие привычными, должны также возрастать.

Уровень специальной подготовленности характеризуется многими показателями. Наиболее информативными специалисты считают:

    максимальное потребление кислорода (МПК) - относительная величина, выраженная в мл/мин/кг;

    скорость бега на уровне анаэробного порога (Упано);

    время удержания скорости бега на уровне анаэробного порога.

Высокий уровень специальной физической подготовленности обеспечивает высокую работоспособность на протяжении годичного цикла, и при условии хорошей психологической устойчивости и соответствующей мотивации позволяет за счет подводящей тренировки и контрольных соревнований вывести бегуний на высокие спортивные результаты, как в беге на 800 метров, так и на смежных дистанциях.

Высококвалифицированные бегуньи на данной дистанции отличаются друг от друга техникой бега, которая осуществляется на индивидуальной основе в соответствии с морфофункциональными особенностями. Спортсменки должны быть гибкими, что позволит им выполнять беговые упражнения с широкой амплитудой.

Умению бежать быстро можно научиться. Для того чтобы это умение развивать и поддерживать, необходимо регулярно включать в тренировочную программу быстрый бег. Чем больше спортсменка развивает умение бегать быстро, тем больше она будет привыкать к мысли, что высокая скорость ей подвластна, быстрый бег постепенно становится естественным. Если бегунья регулярно настраивается на быстрый бег (даже на этапе зимней подготовки), то ода будет чувствовать себя хорошо, ей это будет нравиться.

В методику подготовки легкоатлеток относит рекомендации А. Голдберга о психологической подготовке:

    научить спортсменок концентрироваться (фокусировать внимание на чем-то определённом, а затем спокойно вернуться в исходное состояние);

    не обвинять спортсменов в отсутствии концентрации (не говорить на что именно она должна сконцентрироваться а, нужно говорить чтоб обратила внимание…);

    учить пониманию взаимосвязей умственных и физических действий (лучшее и или худшее выполнение упражнения определяется только собственным проговариваем);

    На занятиях напоминать спортсменке что, она подготовлена к работе, должна расслабиться и выполнять двигательные действия;

    «Ты должна, ты обязана!» может привести к излишнему напряжению;

    Учить спортсменку думать конкретно по правилу «Здесь и сейчас!»;

    поощрять желание спортсменки бороться с самой собой;

    помогать спортсменке концентрировать внимание на том, что должно случиться (победители перед соревнованиями думают о том что они выиграют, в то время проигравие боятся как бы чего не случилось.);

    избегать сравнения (тренеры делают ошибку сравнимая спортсменок из одной и той же команды, может случится конфликт. Если сравнивать спортсменок то исключительно на позитивной ноте.);

    не затрагивать чувство собственного достоинства спортсменки при анализе результатов;

    поощрять спортсменок не угождая им;

    знав личные проблемы спортсменки, позволит развить лучшие отношения с ней;

    слушать (выслушать спортсменку когда она говорит о себе);

    сопереживать вместе со спортсменкой (нет ни чего приятнее, чем то, что человек, которого вы уважаете понимает вас);

    Признавать успехи («хорошо сделано!», «Удачно выполнено!»);

    Критиковать группу, спортсменку хвалить (когда спортсменка совершила ошибку, не выводите её перед всей группой, поговорите отдельно);

    Иметь чувство собственного достоинства (оставаться самим собой – это лучший фактор тренерской карьеры.).

Бег на средние дистанции требует оптимального соотношения выносливости и скоростных качеств спортсмена. Если этого нет, результаты будут не самыми лучшими. Бег на 1 км считается промежуточным испытанием между спринтерскими и стайерскими соревнованиями, и сочетает 2 техники.

Как готовиться к забегу с нуля

Так как 1 км является стандартной дистанцией для учебных заведений разных возрастных категорий, мы решили помочь новичкам подготовиться к подобным забегам.

Неважно, школьник вы, студент, или взрослый человек. Если вы не бегали ранее, следующая информация для вас.

Начинаем готовиться к 1000 метров с нуля

Возьмите за правило делать пробежку 4–5 раз в неделю. Бегайте по утрам. Первый этап – укрепление организма.

Не нужно сразу измерять скоростные данные. То есть неправильно с ходу проверять минимальное время, за которое вы пробежите 1000, 1500 метров и так далее.

Тренировка должна быть щадящей и начинаться с малого.

Лучше всего бегать с утра, когда улицы не забиты автотранспортом и народом. Выйдите из дома и быстрым шагом пройдитесь около 2–3 минут. Разомнитесь, помашите руками, покрутите головой, высоко поднимайте ноги.

Практика показала, что если из-за усталости переходить на шаг, то прогресса не будет. Поэтому, если у вас кончились силы, а нужное время еще не истекло, максимально замедлитесь, но продолжайте имитировать беговые движения.

Вторую неделю увеличивайте время бега на 2–3 минуты каждый день. Когда дойдете до 30–40 минут, вы готовы для дальнейшей подготовки.

Через 2–3 недели после начала тренировок

Ваш организм уже усвоил, что такое бег. Вы стали замечать, что при подъеме по лестнице одышка появляется реже и быстрее исчезает, если все же появилась.

Это радует и мотивирует! Вы чувствуете себя бодрее и радостнее. Все-таки бег прибавляет счастья в жизни, проверено.

Теперь начинаем практиковать . Каждая тренировка теперь будет немного иной.

2–3 раза в неделю мы будем пробовать пробежать по 100 метров с хорошим ускорением, после чего переходить на максимально медленный бег для восстановления дыхания. Пробежали 100 метров, затем 1 минуту бежим и выравниваем дыхание. Так нужно заниматься неделю.

На вторую неделю увеличиваем интервалы до 150 метров. На третью – до 200 метров. Теперь стараемся бежать максимально быстро.

Внимательно следите за организмом, если появятся проблемы с сердцем – ограничьтесь обычным бегом по утрам без ускорений, проконсультируйтесь с врачом.

Если покалывает в боку – все в порядке, просто ваш организм не совсем готов к серьезным нагрузкам на спринте.

Через 6 недель

Вам предстоит бег на 800 метров в быстром темпе. Сильно гнать не нужно, это не спринт, но скорость должна быть явно выше вашей средней. Всё, комфорт кончился, началась работа на время. Через день попробуйте пробежать 800 метров еще раз, учитывая собственные впечатления от прошлого бега.

Если вы в прошлый раз выдохлись раньше, чем дошли до финиша – стартуйте медленнее. Если остались силы – может, стоит чуть прибавить в скоростях?

В следующую неделю переходим на бег на 1000 метров (дважды в неделю). Скорость стараемся держать ту же, что и на 800 метров.

И, наконец, следующие 2 недели практикуем 1500 метров (дважды в неделю). Ещё раз отметим, что это не спринт, максимальных скоростей тут не нужно выдавать.

Тренировка на 1500 метрах позволит вам эффективнее пробежать заветную 1000. Организм привыкнет к этой дистанции, после чего вы легко обгоните всех соперников по классу или группе, показав шикарный результат.

Тренировка должна быть полноценной – разминка, бег, заминка. Программа простая – 5 минут разогрев, 1500 метров на время и 10–15 минут на восстановление дыхания и заминку. Тренируем выносливость. В остальные дни практикуем обычный легкий бег без ускорений.

Что делать дальше

Если вам интересно, можете устроить себе бег на 3000 метров в качестве мини-экзамена. Это норматив по физической культуре в ВУЗах РФ.

На самом деле вы уже готовы бежать километр, а также запросто можете устроить бег 3 км. К этому времени ваша техника бега уже отточена, вы чувствуете, когда нужно ускориться, а когда чуть сбавить темп, знаете свои возможности. Это главное. Для любителя вы уже неплохо ориентируетесь в беге.

Поэтому можно начинать практиковать бег на средние дистанции. Например, пробегать через день по 5–7 км трусцой. В остальные 2 дня ограничиваться 3 км (мы условились, что пробежки будут проходить с частотой 5 раз в неделю).

Когда вы сдадите норматив на 1000 метров, продолжайте бегать в свое удовольствие. Программа уже не будет включать интервальных элементов.

Другой вариант подготовки к 1000 метров

Можно сделать всё гораздо проще. Вариантов подготовки к километровому забегу много, каждый тренер предлагает свою проверенную методику. Но есть один простой метод, позволяющий пробежать на время 1500 метров, а также выдержать бег на 2 и бег в 3 км.

Программа в данном случае такая: бегайте через день с интервальными ускорениями. За пробежку длительностью 30 минут таких ускорений должно быть не менее 5. А их дистанция – 100 метров.

Ваш организм уже через месяц станет сильнее и выносливее, а вы сможете запросто пробежать на время 1500 метров.

За два дня до соревнований не бегайте вообще. Пусть ваше тело отдохнет и наберется сил. За день до события можно пробежаться трусцой 10 минут и всё. И не надо никаких интервальных тренировок, силовых и прочих упражнений.

Кстати, о силовых упражнениях – они хорошо увеличивают вашу скорость. Это полезно для спринтов. В нашем же случае это важно, но не так, как на стометровке.

Как нужно бежать 1000 метров на время

Когда придет время сдачи норматива или бега на соревнованиях, нужно запомнить несколько правил бега. Если вы уже тренировали бег в 1500 метров, а тем более бег 2 или 3 километра на время, то километр для вас покажется простым испытанием.

Однозначно придется попотеть, но вы не вымотаетесь так, как те, кто не готовил свое тело к этому.

Обратите внимание, если вам нужно сдать норматив на километр, пробегайте 1500 метров на тренировках. Если больше – практикуйте бег 2 или бег 3 км на время.

Берите запас в 500 метров сверх нужной дистанции. Это поможет выработать дополнительную «порцию» выносливости.

Итак, начинаете забег со скорости большей, чем ваша средняя скорость. Но не со спринта. Поддерживаете эту скорость до 500–600 метров, затем начинаете ускоряться. Последние 100 метров выкладывайтесь максимально, насколько можете. Таким образом, вы пробежите дистанцию быстро.

Когда вы бегали 1500 метров, то вырабатывали в себе дополнительный потенциал. Теперь его хватит, чтобы хорошо ускориться на последних 100 метрах.

Если вы сразу побежите очень быстро, вас может хватить на 500 метров. Спринты не работают на длинных дистанциях, ведь вы вряд ли выступите, как профессиональный бегун.

Проблемы на дистанции

Вы захотели пить

Перед забегом нельзя пить много жидкости. Но и не пить совсем тоже нельзя. Сделайте 3–4 глотка. На дистанции пить не рекомендуется – времени не так много. Ведь это не марафон.

Так что, если вы вдруг захотели пить, потерпите несколько минут. Пусть мысль о том, что на финише вы напьетесь чаем или водой, будет вас мотивировать.

Боли

Может заболеть бок, живот, голова. Заболеть может все что угодно. Если вдруг это произошло, вам нужно оперативно сориентироваться, в состоянии ли вы бежать дальше. Если да – бегите. Дистанция короткая, времени на нее вы потратите немного. Можно потерпеть.

Если же боль несовместима с бегом – вам придется отказаться от забега. Боль может появиться из-за резкого скачка давления, метеорологических условий, травмы, нарушения режима питания и питья.

Некоторые вещи сложно предугадать. Но большую часть можно избежать, если правильно готовиться к соревнованиям.

Резкая усталость

Так как время забега очень непродолжительно, усталость нужно перебороть. Держитесь, до финиша совсем немного!