Альпинизм подъем по веревке. Подъем по веревке с жумаром и без него. Завязывание концов веревки

Жумар - это приспособление для подъёма по верёвке.
Официально эту железку зовут «зажим», но в народе принят термин «жумар», по названию первой фирмы-изготовителя.
Его предназначение двигаться вверх, и не двигаться вниз.
Для новичков зажим - второй по важности инструмент. Первый - голова.

Запомните:
Не допускайте, чтобы жумар, которым вы прикреплены к верёвке, находился ниже уровня пояса. Это опасно.

- Я так не делаю!
- Вы молодец. Но статью дочитайте, в ней полезные цифры.

Если груз, весом 80 кг, привязать к куску динамической верёвки длиной 60 см и уронить, он создаст нагрузку 5,7 кН. А если груз сбросить с той же высоты, но на самостраховке из Дайнимы, то нагрузка будет 16,7 кН.
То есть если жумар прикреплён к усу из верёвки, то он, вероятно, останется целым, а если к стропе из Дайнимы, то сломается. Про нагрузки мы недавно писали в статье .

Как показывают опыты, зажимы не дожидаются разрушения. При нагрузке 6 кН они срывают оплётку с верёвки. Разные зажимы делают это при разных нагрузках. Старый Петзл на видео рвёт оплётку при нагрузке 6,14 кН, а зажимы Венто при 5,4 кН.
Самые «добрыми» по отношению к верёвке показали себя схватывающие узлы. Они срывают оплётку при нагрузке от 12 кН. О схватывающих узлах на Риск.ру есть хорошая статья - схватывающие узлы на Риске.

Жумар - поднимаемся по верёвке и открываем пиво

Жумар - это приспособление для подъёма по верёвке. Официально эту железку зовут «зажим», но в народе принят термин «жумар», по названию первой фирмы-изготовителя. Его предназначение двигаться вверх, и не двигаться вниз. Для новичков зажим - второй по важности инструмент. Первый - голова.

Рассмотрим прочность зажимов и ошибки при их использовании.

Запомните:
Не допускайте, чтобы жумар, которым вы прикреплены к верёвке, находился ниже уровня пояса. Это опасно.
Так получается, если лезть вдоль перил, а зажим двигать «для подстраховки». Обычно это оправдывают фразой: «Мне так легче!».

Так нельзя!

Я так не делаю!
- Вы молодец. Но статью дочитайте, в ней полезные цифры.

В паспорте к зажимам Петзл указана предельная нагрузка - 4–6,5 кН, к Роупмэну от Вайлд Кантри - 4 кН, а Венто говорит о предельной нагрузке выше 550 кг.

Если груз, весом 80 кг, привязать к куску динамической верёвки длиной 60 см и уронить, он создаст нагрузку 5,7 кН. А если груз сбросить с той же высоты, но на самостраховке из Дайнимы, то нагрузка будет 16,7 кН. То есть если жумар прикреплён к усу из верёвки, то он, вероятно, останется целым, а если к стропе из Дайнимы, то сломается. Про нагрузки мы недавно писали в статье «Сравнение петель из нейлона и Дайнимы».

Мы сгущаем краски. Динамика верёвки (даже статической), затягивание узлов, рельеф и мягкость человеческого тела сделают нагрузку на зажим меньше. У нас нет данных насколько, однако проверять на себе не хочется.

Из за агрессивности обычные зажимы не используют при спасательных работах.

Если вам предстоит подниматься по диагональным перилам, подстрахуйте зажим карабином.
Вставьте его в отверстие в верхней части зажима:


Или пропустите верёвку сквозь карабин, на котором висит жумар:


Производители (в частности Петзл) допускают оба способа.

При движении не упирайте зажим в узел на верёвке. В таком случае вы потратите лишнее время на то, чтобы его снять. Из за своего строения и основной функции (ехать вверх, и не ехать вниз) жумар застрянет на месте. Чтобы снять, протолкните его немного вперёд, и откройте кулачок.

Мы не будем затрагивать технику передвижения на жумаре в этой статье. Отметим, что по верёвке поднимаются разными способами:


  • На одном жумаре
      На двух:
    • Рука-нога
    • Нога-нога
    • Грудь-нога
  • С использованием схватывающих узлов
  • С использованием полуавтоматического страховочного устройства (Гри-Гри и аналоги) в комбинации со схватывающим узлом/зажимом

А ещё зажимом можно открывать пиво.

Методический материал, разработанный в качестве учебного пособия для обучения технике верёвочного доступа в Учебном Центре «Промышленный альпинизм».

Методический материал, разработанный в качестве учебного пособия для обучения технике верёвочного доступа в Учебном Центре «Промышленный альпинизм» . Автор: Антон Юрьев (Записки спасателя )

Важно

  • Необходимо постоянно следить, чтобы все карабины были замуфтованы и нагружались по главной оси;
  • Спусковое устройство, установленное на верёвку, должно быть заблокировано всегда, когда свободный конец верёвки не удерживается в руке;
  • Не допускайте попадания волос и свободной одежды в спусковое устройство и другие движущиеся элементы снаряжения;
  • Не допускайте возможность высоких динамических нагрузок (срыва) на ручной и грудной зажимы;
  • Необходимо постоянно следить за правильным положением страховочного устройства;
  • Ус страховочного устройства не должен проходить под рукой;
  • Присоединяя страховочное устройство первым и снимая последним, работник исключает возможность забыть про страховку;

Индивидуальное снаряжение



Усы изготавливаются из динамической верёвки (EN 892 single rope). Ввязываются в брюшную точку обвязки узлами восьмёрка или проводник. На концах узлы баррела, восьмёрка или проводник. Длинные усы должны быть такими, чтобы работник, повиснув на них, мог дотянуться рукой до карабина. Длина короткого уса должна быть такова, чтобы его карабин почти доходил до подбородка.

Устройства

Страховочное устройство ASAP присоединяется к грудной точке, А обвязки работника посредством амортизатора Absorbica или Asap’sorber. К амортизатору ASAP присоединяется карабином OK Triact-Lock .

Спусковое устройство присоединяется к брюшной точке обвязки. Карабин должен располагаться таким образом, чтобы во время спуска защёлка находилась со стороны работника. Ось защёлки должна находиться со стороны спускового устройства.

Ручной зажим присоединяется к длинному усу.

Педаль присоединяется отдельным карабином к карабину ручного зажима. Длина педали выбирается таким образом, чтобы при полностью выпрямленной ноге ручной зажим оказывался непосредственно над грудным.



Установка верёвки в спусковое устройство (СУ)




a) Хранение, транспортировка
b) Блокировка
c) Спуск
d) Положение срабатывания системы антипаник (для ID)
e) Страховка напарника

Спуск по верёвке

Спуск осуществляется путём протравливания верёвки через СУ. Скорость спуска регулируется силой удержания свободного конца верёвки. Во время спуска не отпускайте руку, удерживающую свободный конец верёвки. Для начала спуска переведите рукоятку СУ в положение спуск и плавно нажмите на неё.

Спуск должен быть плавным, без рывков, максимальная скорость - 2 м/с.

При спуске вдоль стены упирайтесь в стену слегка согнутыми в коленях ногами.

Остановка

Для остановки плавно отпустите рукоятку. Чтобы освободить обе руки, переведите рукоятку в положение блокировки. Не отпускайте свободный конец верёвки пока устройство не заблокировано.

Освобождение от зависания на страховочном устройстве

Превышение допустимой скорости спуска приводит к срабатыванию страховочного устройства. В этом случае устройство зафиксируется на верёвке, и окажется нагруженным весом работника.

Действия при зависании на страховочном устройстве во время спуска

  1. Снять вес со страховочного устройства: для этого установить на рабочую верёвку ручной зажим и привстать на педали или приподняться по верёвке на спусковом устройстве;
  2. Разблокировать и приспустить вниз страховочное устройство;
  3. Продолжить действия, прерванные зависанием на страховочном устройстве;

Данный метод применяется для подъёма на короткие расстояния. Для больших расстояний используйте подъём на зажимах.

  1. Разблокировать СУ, если оно заблокировано;
  2. Встать на педали, одновременно выбирая слабину верёвки через СУ. Собственный вес поднимается за счёт ноги, а не за счёт подтягивания на руках. Корпус располагается параллельно верёвке;
  3. Перенести вес на СУ;
  4. Повторять пункты 2–4 до достижения цели;
Для удобства подъёма допускается пропустить верёвку, выходящую из СУ, через карабин или ролик, присоединённый к ручному зажиму.


Присоединение зажимов к верёвке




Техника подъёма

  1. Поднять ручной зажим на веревке настолько высоко насколько возможно, одновременно выполняя уступающее сгибание ноги, вставленной в педаль. Держите ступню ноги под собой;
  2. Встать на педали и подвести грудной зажим к ручному. Собственный вес поднимается за счёт ноги, а не за счёт подтягивания на руках. Корпус располагается параллельно верёвке. При подъёме верёвка должна проскальзывать через грудной зажим без участия работника. Для этого плечевые лямки обвязки должны быть хорошо затянуты, верёвка должна располагаться между ног работника и не цепляться за снаряжение, присоединённое к обвязке. Первые несколько метров подъёма может потребоваться протягивать верёвку через грудной зажим рукой;
  3. Перенести вес на грудной зажим;



  1. Установить на верёвку ручной зажим с педалью;
  2. Открыть кулачок грудного зажима;
  3. Встать на педали, полностью выпрямив ногу;
  4. Установить грудной зажим на верёвку над СУ, перенести вес на грудной зажим;
  5. Снять с верёвки СУ;



  1. Установить на верёвку спусковое устройство ниже грудного зажима, но максимально близко к нему, заблокировать;
  2. Снять с верёвки грудной зажим, перенести вес на спусковое устройство;
  3. Снять с верёвки ручной зажим;



  1. Опустить ручной зажим к грудному;
  2. Слегка привстать на педали, чтобы разгрузить грудной зажим, нажать пальцем на его кулачок;
  3. Сгибая в колене ногу, вставленную в педаль, опускать грудной зажим вниз по верёвке;
  4. Убрать палец с кулачка грудного зажима до того как натянется ус присоединённый к ручному зажиму, перенести вес на грудной зажим;
  5. Повторять указанные действия до достижения цели;



Прохождение оттяжки


Подъём



  1. Подтянуться за оттяжку и выстегнуть первый карабин оттяжки, расположенный выше устройств. Придерживаясь за верёвки, выходящие из оттяжки вниз, плавно сместиться по горизонтали;

  2. Продолжить подъём;

Спуск


Прохождение промежуточного закрепления

Спуск


Подъём

  1. Подняться до ПЗ. Оставить 1–2 см от ручного зажима до узла;






  2. Продолжить подъём;

Прохождение узлов

  1. Переставить ручной зажим выше узла;
  2. Ещё немного подняться на зажимах, чтобы грудной зажим оказался в нескольких сантиметрах от узла;
  3. Установить спусковое устройство на рабочую верёвку ниже грудного зажима, заблокировать;
  4. Привстать на педали, выстегнуть грудной зажим и переставить его выше узла, перенести вес на грудной зажим;
  5. Снять спусковое устройство с рабочей верёвки;
  6. Продолжить подъём;

  1. Спуститься до узла. От узла до спускового устройства должно оставаться несколько сантиметров;
  2. Перейти со спускового устройства на зажимы;
  3. Приспуститься на зажимах к узлу. От узла до грудного зажима должно оставаться несколько сантиметров;
  4. Установить спусковое устройство ниже узла, выбрать слабину, чтобы узел упёрся в устройство, заблокировать;
  5. Привстать на педали, отсоединить от верёвки грудной зажим, плавно перенести вес на спусковое устройство. Ручной зажим должен располагаться так, чтобы не повиснуть на его усе;
  6. Снять ручной зажим;
  7. Продолжить спуск;

  1. Спуститься/подняться до узла;
  2. Создать вторую точку присоединения к страховочной верёвке: завязать узел австрийский проводник и встегнуть в его петлю ус или установить и заблокировать спусковое устройство;
  3. Переставить страховочное устройство через узел;
  4. Снять вторую точку присоединения, созданную в пункте 2;
  5. Продолжить движение;

Переход с одной пары верёвок на другую


Важно!
Во время горизонтального перемещения работник должен быть присоединён к четырём верёвкам: двум рабочим и двум страховочным. Такой способ организации страховки предотвращает падение по траектории маятника при разрушении одной из рабочих верёвок, что могло бы привести к несчастному случаю при столкновении с окружающими объектами или к повреждению движущейся нагруженной верёвки.

Прохождение длинного карема

Подъём











Спуск









  1. Привстать на педали ручного зажима и отсоединить грудной зажим, плавно перенести вес на спусковое устройство. Отсоединить ручной зажим и страховочное устройство с верёвок до ПЗ.

  2. Продолжить спуск;

Работа на разнесённых верёвках

Метод работы на разнесённых верёвках позволяет расширить доступное пространство. Работник использует две пары верёвок: две рабочие, удерживающие его в требуемой позиции, и две
страховочные. Такой способ организации страховки предотвращает падение по траектории маятника при разрушении одной из рабочих верёвок, что могло бы привести к несчастному
случаю при столкновении с окружающими объектами или к повреждению движущейся нагруженной верёвки.

Выдавая или выбирая верёвку через спусковые устройства, работник может перемещаться по горизонтали и вертикали. Использование спусковых устройств аналогично их использованию для
спуска и подъёма.


Если между зоной спуска и точками закрепления верёвок имеются перегибы, при горизонтальном перемещении работника нагруженные верёвки будут смещаться вдоль перегибов, что может
привести к их повреждению. Следует предотвращать смещение верёвок при помощи оттяжек или промежуточных точек закрепления.

Преодоление протектора

Во время подъёма

  1. Подняться к протектору
  2. Снять протектор
  3. Подняться выше места установки протектора
  4. Продолжить движение

Во время спуска

  1. Спуститься к протектору
  2. Отвести веревку от места трения
  3. Снять протектор
  4. Спуститься ниже места установки протектора
  5. Восстановить местоположение протектора на веревке
  6. Продолжить движение

Перемещение по конструкциям при помощи усов с амортизатором рывка

Работник перемещается по конструкциям лазанием. Страховка осуществляется путём последовательной перестановки усов, содержащих амортизатор рывка и присоединённых к точке А на обвязке работника.


При необходимости освободить руки для выполнения каких-либо действий, работник, в дополнение к усу с амортизатором, присоединяется к конструкции усом, соединённым с брюшной
точкой обвязки, и повисает на нём.

Для освобождения рук также можно присоединиться к конструкции в обхват. Ус, обхватывающий конструкцию, соединяется с боковыми точками обвязки или с брюшной точкой. На конструкции ус
располагается выше точек присоединения к обвязке, глубина возможного скольжения уса вдоль конструкции в случае падения не более 0,5 метров. Работник опирается ногами.

Важно:

Перемещение по искусственным точкам опоры в горизонтальном направлении


Перемещение по столбам с помощью петель

Для перемещения используется три петли: одна в качестве опоры для ноги, вторая для удержания веса работника, третья для страховки. На поверхностях с хорошим трением петли крепятся к
столбу при помощи полусхватывающего узла, на скользких - при помощи узла пруссика.
Удерживающая петля присоединяется к брюшной точке обвязки, страховочная - к грудной точке
А. Петля для ноги к обвязке не присоединяется.

Подъём

  1. Встать на ножной петле
  2. Поднять выше по столбу удерживающую и страховочную петли
  3. Повиснуть на удерживающей петле
  4. Поднять выше по столбу ножную петлю
  5. Повторять указанные действия до достижения цели

Спасение пострадавшего при зависании на спусковом устройстве



  1. Необходимо придать пострадавшему по возможности вертикальное положение. Для этого грудная точка обвязки пострадавшего присоединяется скользящим карабином к верёвке над его спусковым устройством (или карабином к карабину его спускового устройства), после чего при необходимости утягиваются плечевые ремни обвязки;


  2. Спуститься на зажимах до натяжения короткого уса. Отсоединить грудной зажим и перенести вес на короткий ус. Отсоединить ручной зажим и своё страховочное устройство;


  3. Осуществить спуск на спусковом устройстве пострадавшего;
Важно!
Использовать верёвки пострадавшего для осуществления спасательной операции разрешается только в том случае, если они и их точки закрепления не были повреждены. Недопустимо
использовать снаряжение, подвергшееся высоким нагрузкам.

Спасение пострадавшего при зависании на грудном зажиме

  1. Подняться к пострадавшему на зажимах, используя его страховочную верёвку в качестве своей рабочей, а его рабочую в качестве своей страховочной. Необходимо оказаться на одном уровне с пострадавшим: при необходимости поднимите выше по верёвке его страховочное устройство, можете переставить ручной зажим выше страховочного устройства пострадавшего;
  2. Присоединить длинный ус к брюшной точке обвязки пострадавшего, после чего переставить страховочное устройство выше его грудного зажима;


  3. Подтянуть грудь пострадавшего к себе и присоединить грудную точку его обвязки карабином к карабину своего спускового устройства. Если длины одного карабина не достаточно для выполнения этого действия, используйте цепочку из двух-трёх карабинов или короткую анкерную петлю (не более 30 см, можно сложить более длинную петлю в несколько раз);

  4. Отсоединить ус пострадавшего от его ручного зажима. Отсоединить от верёвки страховочное устройство пострадавшего;
  5. Присоединить педаль к грудной точке обвязки пострадавшего, пропустить через карабин, присоединённый к ручному зажиму пострадавшего. Педаль отрегулировать таким образом, чтобы её длина была максимальной;

  6. Отсоединить грудной зажим пострадавшего. Максимально выбрать слабину в спусковом устройстве, заблокировать его;

  7. Сгибая в колене ногу, вставленную в педаль, перенести вес на спусковое устройство. Отсоединить от пострадавшего педаль, снять с верёвки ручной зажим;
  8. Пропустить верёвку, выходящую из спускового устройства, через дополнительный карабин для увеличения трения. Осуществить спуск;

Важно!
Использовать верёвки пострадавшего для осуществления спасательной операции разрешается только в том случае, если они и их точки закрепления не были повреждены. Недопустимо использовать снаряжение, подвергшееся высоким нагрузкам.
Программа разработана специалистом верёвочного доступа Антоном Юрьевым для

Оригинал взят у mr_aug в

Оригинал взят у survivalpanda в Вертикальная подготовка для новичков. Ликбез. Теория и практика начального уровня

В этой статье я постараюсь, в меру своего понимания, наиболее просто объяснить основы горной подготовки для абсолютных новичков в теме.
Расскажу про термины и простейшие техники спуска и подъема которые может освоить каждый.

Мне буквально несколько месяцев назад, чтобы собрать эту информацию пришлось довольно долго полазать по интернету, поэтому я и решил систематизировать и преподнести ее максимально просто, думаю она окажется полезной.

Статья получилась большой, но из песни слов не выкинешь. Писалась она долго. Прямо параллельно написанию я испытывал или осваивал что-то новое и включал в статью.
Также я не исключаю некоторых ошибок, которые вполне мог допустить.

Предупреждение: заниматься такими вещами лучше под присмотром профессионалов. Иначе можно очень запросто убиться или покалечиться.


Итак. Все началось с великого взрыва. Вся горная подготовка, по моей классификации, делится на два типа организации движения по веревке. Это движение вверх т.е. подъем и движение вниз т.е спуск.

Теперь мы потихоньку начнем разбирать каждый элемент снаряжения и термин, который может встретится на тернистом пути новичка, который захотел немного освоиться в данной теме.

Первое что нам понадобится - это веревка .

Без веревки мы никуда не влезем и потом оттуда не спустимся.

Веревки в альпинизме используются двух типов: статическая (статика - жарг.) и динамическая (динамика - жарг.). Они отличаются динамическими качествами, а именно способностью удлинения под нагрузкой.

Основное свойство динамических веревок - способность амортизировать рывок, который происходит при срыве скалолаза (про фактор срыва мы поговорим ниже). Поэтому динамика очень часто используется для страховки при скалолазании. Для нижней страховки она вообще обязательна.

Для простого спуска и подъема по веревке новичку будет достаточно приобрести себе статическую веревку. Бухты в 50 м. хватит на все и еще останется. Бюджетным вариантом будет приобретение отечественной веревки (Коломна, Дзержинск и т.д.).

Стандартные диаметры используемые в альпинизме 9-11 мм (в промальпе - 10-12). Чем больше, тем прочнее и тяжелее веревка. Тем сильнее она тормозит в спусковом устройстве.

Советую остановиться на золотой середине - 10 мм.

И если мы затронули веревки, то нельзя обойти вниманием репшнур (репик, репчик - жарг.). Это вспомогательная статическая веревка диаметром 3-8 мм. Имеет кучу применений, начиная от организации самостраховки и заканчивая изготовлением шнурков.

В общем паракорд рядом не валялся.

Я пользуюсь репшнуром 5мм, моток которого почти всегда лежит в рюкзаке.

С веревками вроде разобрались.

От веревок плавно переходим кузлам.

Различных узлов очень много и разучивать их можно бесконечно. Я остановлюсь лишь на некоторых, наиболее на мой взгляд востребованных.

Во-первых это восьмерка , можно сказать - это главный узел, который можно применять практически в любом случае. Очень надежный узел, практически не ослабляет веревку.

Используется восьмерка для привязываний, как к индивидуальной страховочной системе (ИСС), так и к опоре. Для соединения и удлинения веревок, в общем практически для всего.

Надо выучить, как вязать восьмерку петлей.

Булинь - очень распространенный узел для привязывания и создания петель. Менее надежен, чем восьмерка, но быстрей вяжется. Необходим контрольный узел. Не абсолютно надежен. Завяжите лучше восьмерку.

Надо знать, как минимум один схватывающий узел. Им потом будем самостраховаться.

Ну и узел УИАА (UIAA), нужен для аварийных спусков и спусков с минимумом снаряжения.

Обратите внимание! Свободный конец веревки должен выходить со стороны противоположной муфте карабина.

Веревку купили, узлы освоили, теперь можно лезть и спускаться?

В принципе да, можно, как в старые добрые времена дюльферять без всякого снаряжения.
Дюльферять - совершать спуск дюльфером. Многие считают, что это любой спуск, но это не так. Дюльфер - это прием спуска по фамилии изобретателя.

Так вот, спускаться таким способом можно, но не безопасно и неудобно.

Для удобства и безопасности уже довольно давно придуманы Индивидуальные Страховочные Системы (ИСС, система, беседка, подвесная).

Они служат для распределения нагрузки на тело при висении и срыве и не дают вам упасть.

Системы бывают полные и поясные .

Я использую поясную систему. При желании ее можно превратить в полную купив специальные лямки.

Для начинающих я бы посоветовал обычную ИСС без плечей.

Если нужен бюджетный вариант, тогда отечественной фирмы Венто. В любом случае не стоит брать системы состоящие только из стропы. В народе они нежно называются "яйцерезки". Ежели денег достаточно, то лучше не скупиться и взять что-то от именитых брендов Petzl, Black Diamod и т.д.

На следующей фотографии видны основные элементы страховочной системы:
Ножные обхваты
Поясной обхват
Страховочное кольцо (зеленое)
Петли для подвеса снаряжения - они не грузовые, страховаться и повисать на них ни в коем случае нельзя.

С страховочными системами разобрались.

Теперь надо совместить веревку с ИСС . Можно сделать это двумя способами. Узлом и через карабин.

Узел - все та же восьмерка, а про карабины я расскажу чуть ниже.

Карабин встегивается в центральную страховочную петлю. Это настойчивая рекомендация всех производителей.
Очень часто учат встегиваться одновременно в поясную петлю и ножную - эта ошибка т.к. увеличивает шанс, что карабин перекосит и он нагрузится в поперечном направлении. Одновременно в обе петли можно крепиться только узлом.

Не верите мне, почитайте тогда инструкцию к своей ИСС.

Теперь перейдем к карабинам.

Итак, какие бывают карабины .
Во-первых они бывают муфтованные и немуфтованные.
Их отличие в том, что муфтованные оснащены специальной муфтой мешающей карабину самопроизвольно раскрыться.

Муфты бывают резьбовые, байонетные и автоматические.
С автоматическими удобно манипулировать одной рукой, но их надежность оставляет желать лучшего. Я советую использовать карабины с резьбовыми муфтами. И главное всегда следить чтобы карабин был замуфтован.


Также карабины отличаются по форме и бывают: овальные, трапециевидные, треугольные, грушевидные и др.

Овальные карабины самые универсальные и недорогие.
Трапециевидные при аналогичном весе имеют большую прочность нежели овальные.
Треугольные и грушевидные карабины имеют увеличенный зазор для веревки. Ими удобней встегиваться и использовать узел УИАА.


Карабины изготовляются из разных материалов. Это сталь, сплавы аллюминия и титан.

Стальные карабины тяжелые и очень прочные, аллюминиевые карабины гораздо легче весят. Титановые встречаются достаточно редко и я с ними не общался.

Теперь по прочности.

Каждый карабин снабжен вот такой маркировкой. Она значит, что карабин с фотографии в замуфтованном состояниии выдержит нагрузку 22 кН (2,2 тонны) в продольном направлении. 8 кН если защелка открыта и 8 кН в поперечном направлении.

Видите, как важно муфтовать карабины и следить чтобы они располагались, как надо.

Обратите внимание! Муфта карабина должна всегда "смотреть" на вас. Так вы увидите, если карабин случайно размуфтовался.

Если есть возможность, что нагрузка будет приложена с нескольких сторон, применяются так называемые рапиды. Это стальные карабины у которых нет откидной защелки, а только муфта на резьбе.

Новичку я бы советовал прикупить 3-4 карабина разной формы с резьбовыми муфтами. Материал изготовления - по желанию.

Переходим к Спусковым Устройствам (СУ, спусковуха).

Главный принцип работы всех СУ - создание трения веревки в механизме. В результате можно прикладывая совсем небольшие усилия контролировать спуск.

СУ бывают ручные и автоматические .

В ручных СУ скорость спуска и торможение зависит только от способа заправки веревки и от того, с какой силой человек натягивает веревку ниже СУ.

В автоматических спусковых устройствах присутсвует специальный механизм. Тянем ручку - едем вниз. Отпускаем ручку - зависаем. При этом свободный конец веревки все равно должен контролироваться.

В данной статье я расскажу только про ручные устройства т.к. для новичка, который не планирует заниматься пром.альпом автоматические устройства совершенно избыточны.

А расскажу я про два типа спусковых устройств - это восьмерка и шайба Шихта.

СУ восьмерка - это одно из самых классических устройств. Выглядит примерно так.

Рог нужен для фиксации веревки, есть восьмерки и без рогов.
К недостатком можно отнести то, что восьмерка крутит веревку. Это значит, что после нескольких спусков на веревке будет полно "барашков" которые потом придется распутывать.

К достоинствам можно отнести несколько вариантов заправки веревки.

Их два. Через карабин (скорость спуска выше) и через шейку восьмерки.

Ну и в любой момент рогатую восьмерку можно заблокировать намотав веревку на рог.

Еще один, более современный вариант восьмерки - пиранья фирмы Petzl. Имеет еще больше способов встегивания и регулировки скорости спуска. Подробнее об этом спусковом устройстве будет в отдельном обзоре.

Кстати, взгляните не пецелевский же карабин. Когда он размуфтован, видна красная полоска анодирования - замечательная идея, на мой взгляд.

Второй тип ручного СУ - это шайба шихта . Они же: стакан, лукошко, реверсо и пр.

Отлично работают с одинарной и двойной веревкой. Не крутят ее. В общем рекомендую начать именно с такой спусковухи.

Заправка веревки осуществляется следующим образом. Создается петля, которая продевается в прорезь на устройстве. Свободный конец веревки направлен к губкам СУ.

Внутрь петли встегивается карабин.
Обратите внимание! Тросик - не нагружаемая деталь и служит только для транспортировки.

Предположим, звезды сложились. Вы купили бухту веревки, ИСС, карабины и страховочное устройство.

По хорошему, еще нужна каска . Но это уже оставляю на вашей совести.
Хотя даже банальная строительная каска не помешает.
Я пользуюсь баллистическими шлемами, что не всегда вызывает здоровую реакцию.

Не лишними будут наколенники . Иначе синяков на коленях не избежать.

Так же важны хорошие перчатки. При быстром спуске веревка натирает и обжигает ладонь, вы можете инстинктивно от боли выпустить веревку из рук, что может оказаться фатальным.

Теперь берем все это и отправляемся на импровизированный скалодром.

Не забываем позвать с собой товарища, который будет осуществлять страховку. Не забыли? Молодцы!

Наш скалодром будет предствавлять из себя небольшую стенку с которой можно спуститься. На фото, например подпорная стенка.

Для первых тренировок чем ниже, тем лучше.

Теперь надеваем обвязку. Затягиваем и проверяем все пряжки. Просим товарища проверить еще раз.

Первым делом надо закрепить веревку. В альпинизме принято крепиться либо за одну безусловно надежную точку, либо за две менее надежные. Такие точки крепления веревки называются станции .

Мы будем привязываться к живому дереву. Это вполне надеждная точка крепления.

К дереву мы привязываемся все той же благословенной восьмеркой, ну или булинем не забывая контрольный узел.

Есть еще вариант прикупить себе оттяжку из стропы длинной 120 см и с помощью карабина создать вот такую станцию.

Использование полусхватывающего узла уменьшает прочность на 50 процентов, зато "удавка" (полусхватывающий узел ) позволяет закрепиться повыше.

Мы же сделаем вот так.

Ну и вообще такие оттяжки из стропы очень полезны в хозяйстве. Парочку надо брать.

Станцию создали. Первым делом пристраховываемся к ней усом самостраховки. Если Вы не знаете, что это, то можно пристраховаться репиком, как я на фото.

И раз уж зашла речь, пару слов скажу про усы самостраховки .
Это отрезки стропы или динамической веревки, которые одним концом крепятся к системе, а другим к точке страховки.

Бывают промышленного производства и самосвязанные.

Покупные выглядят так.

Самосвязанные так. Узлом восьмерка усы прикреплены к системе.
Первый ус, как правило имеет стандартную длину - 55 см. В основном служит для пристраховывания к окружающим объектам, типа, как станция, которую мы сделали на предыдущем шаге.

Ко второму усу обычно крепится жумар. Его длина должна быть такой, чтобы вися на этом усе вы дотягивались до защелки жумара (как жумар выглядит, где у него защелка и что это вообще такое я расскажу немного ниже).

На свободных концах усов самостраховки вяжутся узлы в которые встегиваются карабины. Я использую полу-грейпвайн с тремя оборотами. Если не умеете такой узел, юзайте восьмерку.

Теперь вернемся в начало "цикла". Нашли опору. Создали на ней станцию, вщелкнули самостраховку. Получилось? Молодцы!

Теперь на конце веревки, по которой будем спускаться, вяжем восьмерку и вщелкиваем ее в карабин, который повесили на станции.

На другом конце веревки тоже вяжем узел и сбрасываем бухту в "пропасть".

Это узел гарантирует, что даже если веревка не достанет до дна вы просто остановитесь, а не упадете проскочив конец.

Даже если вы думаете, что веревка достала до дна, все равно нужно в этом убедиться. Спросите товарища внизу.

Если веревка проходит через край стенки и трется об него, то стоит надеть на нее протектор . Это полоса плотного материала (тэза, кусок пожарного рукава и пр.) с липучкой. Оборачивается вокруг веревки и защищает от истирания.

Если протектор не надевать, то за пару раз получается такая картина. Согласитесь, не дело.

Продеваем веревку в спусковое устройство (надеюсь вы его не забыли внизу). Тянем свободный конец вверх и выбираем слабину.

Теперь, если натянуть свободный конец веревки, то вы не сможете упасть.

На этом этапе можно выщелкнуть ус самостраховки из станции.

Кстати, на этом же принципе будет основана Ваша страховка. Снизу должен стоять страхующий, причем желательно чтобы это не был ваш злейший враг, который уже потирает потные ладошки в предвкушении вашего падения.

Страхующий должен быть наготове натянуть свободный конец веревки.
Он должен не отвлекаться от страховки на симпатичных альпинисток или разговоры по сотовому. Все его внимание должно быть сосредоточено на вас.

Руку с веревкой заводим под попу, при этом веревка будет дополнительно контролироваться об бедро.
Спиной выходим на край, потихоньку выдавая веревку путем легкого расслабления ладони.

Упираясь ногами, вывешиваем пятую точку так, чтобы ноги были под прямым углом к стене. Спина прямая и параллельна стене.

Первый спуск делаем не спеша, шагами. Переставляем ноги и потихоньку выдаем веревку до тех пор, пока не коснетемся земли.

Поздравляю, первый спуск завершен!

В дальнейшем, спуски можно усложнить по желанию.

От страхующего товарища можно и нужно перейти к самостраховке (а еще, для максимальной безопасности оба этих варианта можно совместить).

Как раз для этого мы и разучивали схватывающий узел.

Узел обычно вяжется либо выше СУ либо ниже. В чем же разница?

Если мы вяжем схватывающий узел выше СУ, то в случае срыва мы зависаем на нем. Спусковое устройства становится разгружено.

Для продолжения спуска нам надо ослабить узел и снова нагрузить спусковое устройство. Для того, чтобы ослабить узел нам надо немного подняться. Для этого нам понадобится зажим (о них я расскажу дальше) или связать на веревке стремя.

В общем задача не очень тривиальная.
Более простой вариант - вязать схватывающий узел ниже СУ. На фото применен узел автоблок.

В этом случае при срыве мы остаемся висеть на узле, при этом спусковое остается нагруженным.

Нам надо только взяться за веревку между СУ и узлом, тем самым мы разгрузим узел, его можно будет ослабить и продолжить спуск.
Вроде хороший метод, но у него тоже есть недостатки. Если причина срыва будет в разрушении СУ, то нас перевернет вниз головой, что очень неприятно. Хотя такая вероятность достаточно мала, ей не стоит принебрегать.

Подробнее про крепление самостраховки ниже СУ читайте в очень толковой статье:

Все, спуск освоен. Можно не останавливаться на достигнутом, а продолжать тренировки, например освоить элементы штурмового альпинизма, который в основном, как раз и состоит из зрелищных спусков.

Даже если остановиться освоив только азы, вы уже получили навыки, способоные, в случае определенных обстоятельств, типа пожара на лестничной клетке, спасти вам жизнь.

Про спуск все.

Теперь настал момент затронуть подъем по веревке, но прежде немного расскажу про зажимы.

Зажим - устройство свободно перемещающееся по веревке, но при возникновении нагрузки устройство фиксируется, зажимая веревку, отсюда и название.

Для подъема по веревке нужно два зажима или один зажим + автоматическое страховочное устройство.

Самые распространенный зажим - жумар . Это зажим с ручкой за которую удобно держаться. Самый удобный инструмент для подъемов (отсюда пошел термин жумарить, значит подниматься). Желательно иметь хотя бы один.

Жумары бывают левые и правые, под любую руку.

Принцип работы у жумара довольно простой. Он основан на прижиме веревки подпружиненным кулачком с шипами.

Открытый жумар надеваем на веревку и защелкиваем. Вверх он свободно скользит по веревке, а при нагружении фиксируется. Нагруженный жумар снять не получится.

Для большей безопасности можно прощелкнуть карабин вот так.

К ручке жумара пристегивается педаль. Все таки самые сильные мышцы у человека в ногах.
Педаль должна быть такой длины, чтобы стоя в ней с полностью распрямленной ногой жумар оказывался на уровне груди.

Пусть жумар у нас будет первым зажимом. Вторым зажимом также может быть жумар, но уже под левую руку.

Подъем на двух жумарах производится так.

Встаем в педаль левого жумара. Правый жумар проталкиваем по веревке максимально вверх, при этом сгибаем правую ногу в колене. Совершаем толчок правой ногой -"поднимаемся на ступеньку". Потом проталкиваем левый жумар и т.д.

Усами самостраховки лучше пристраховаться к обоим жумарам.

Вместо второго жумара можно (и даже нужно) взять кроль . Это зажим, который очень похож на жумар с отпиленной ручкой. Он вешается на грудь. В случае использования со поясной ИСС надо дополнительно вешать специальную веревочку на шею.


Принцип подъема на паре жумар+кроль.
Этот способ я дополнительно покажу в отдельном видео.

Зависаем на кроле. Проталкиваем жумар, как можно выше, сгибая ногу с надетой педалью в колене. Подтягиваемся на педаль. Веревка при этом сама проходит через кроль. Затем зависаем на кроле и проталкиваем жумар дальше.

При этом за жумар можно держаться обеими руками, а в стремя жумара продеть обе ноги.

Подъем с помощью жумар + кроль самый быстрый и простой в освоении.

Есть вариант вообще обойтись без жумара.
Например применив схему кроль+пантин.

Пантин - это тот же кроль, только крепящийся к ботинку. Принцип подъема схожий.

Но я бы советовал хоть один жумар, да приобрести. Кроме подъема на нем еще и страховаться можно, хоть и не рекомендуется.
Второй вид зажимов, которые я выделяю - страховочные.

Вы поднимаетесь, а страховочный зажим едет рядом по второй веревке или над вами, если веревка только одна.

Вверх они едут свободно, а при срыве блокируются и не дают вам упасть. Самые известные представители: разнообразные капли, шанты, бэкапы и асапы.

Еще хочу упомянуть различные мини-зажимы. Они способны выполнять функции аналогичные большим, хотя и менее надежны и удобны. Их неоспоримое преимущество - маленький вес и размер.

В результате один-два таких зажима можно всегда держать на обвязке. Подробнее про них можно прочитать в обзоре .

В общих чертах по подъему все.

Теперь про неприятное, а именно про срывы . А еще конкретнее про фактор рывка.

Новичок зайдя на любой форум в обсуждение любого железа, практически сразу видит этот термин.
Его суть весьма проста для понимания.

"Фактор рывка " - это отношение высоты падения к длине веревки, которая останавливает его.

Довольно грубый показатель, по которому просто определить развалится данная железка при рывке или нет.
Настоятельно рекомендую избежать падений с фактором больше одного.

Совсем просто: если мы пристраховались к чему либо (оттяжке, страховочному устройству на второй веревке и т.д.), точка страховки не должна быть ниже пояса.

На этом все. Спасибо за внимание!

Наиболее распространенными видами экстремальной деятельности, в которых регулярно возникает необходимость подъема по веревке, можно назвать альпинизм (причем как спортивный, так и промышленный) и спелеотуризм. Очевидно, что для осуществления такого подъема, в первую очередь, нужно иметь в своем распоряжении надежно закрепленную вверху веревку или, как ее еще называют, перила. Тем, кто как-то связан с использованием альпинистских веревок, прекрасно известно, что залезть по ней как по канату, т.е. что называется вручную, довольно трудно, а на большую высоту уже и не очень реально, поскольку диаметр такой веревки редко превышает 10-11 миллиметров. Следовательно, для совершения комфортного и безопасного подъема необходимо использование дополнительных средств. До не таких уж и давних пор этими средствами являлись всевозможные схватывающие узлы, которые вязались вокруг перильной веревки петлями из репшнура. Но удобство их использования было невелико, поэтому со временем на смену узлам пришли технические средства подъема – зажимы.

Как же происходит подъем по веревке?

Самих вариантов подъема существует великое множество, но все они сводятся к попеременному нагружению зажимов и продвижению вверх того из них, который в данный момент не нагружен. (Думаю, что из сказанного вполне понятно, что зажима должно быть два)

При этом руки служат только для передвижения зажимов по веревке и поддержания равновесия, а подъем осуществляется за счет силы ног, для чего к одному или обоим зажимам пристегиваются петли достаточной длины, так называемые «стремена». Стремя бывает под одну ногу или сразу под обе.

Основные принципы:

Для подъёма используется всегда основная (спусковая) верёвка и никогда не страховочная;

При подъёме по верёвке используются дополнительные зажимы, страховочный зажим должен одновременно осуществлять свою функцию и не может использоваться для подъёма;

Схватывающий узел «пруссик« - это короткий кусок веревки (5-6 мм), связанный кольцом при помощи двойного рыбацкого узла.

Важен диаметр, 5 мм - оптимальный вариант - важно, чтобы он фиксировался, а не то, чтобы он был толстым.

Прусский узел может крепиться на основную веревку несколькими различными узлами, кроме прусского, однако название «пруссик» используется для любого из них.

Ниже - описание двух наиболее часто используемых:

Простейший схватывающий узел, не требует карабина:

Обычно вяжется петлёй, как показано на рисунке, но полезно уметь вязать его и одним концом, когда второй уже к чему-то привязан.


Часто применяется для временного удержания натянутой основной верёвки (например, при натягивании её полиспастом для переправы или при пропускании узла через страховочное устройство) и для подъёма по верёвке.

Может быть весьма опасен при неправильном применении - нужно иметь в виду следующие ограничения:

  • Репшнур, которым связан прусик, должен быть заметно тоньше основной. Стропа не годится.
  • При рывке узел может очень сильно затянуться - и развязывать его тогда, в висячем положении, очень неприятное занятие.
  • Если прусик не «схватывает» в первый же момент после рывка, он не схватывает никогда. Скажем, если Вы используете его для подстраховки при спуске по верёвке, завязав выше спускового устройства (чего я очень не рекомендую делать, хотя это весьма распостранённый метод), то, чтобы прусик сработал и удержал Вас при падении, нужно выпустить его из руки мгновенно - иначе, уже начав проскальзывать, он потом при попытке затянуться и «схватить» просто проплавится насквозь.

Так что хорошего Вам спуска!

Если на скользкой верёвке обычный прусик плохо держит, можно попробовать сделать три витка вокруг основной вместо двух:

Преимущества:
- лёгкость
- удобно крепить к «системе»
- может использоваться и для других целей, кроме как подъема вверх по верёвке
- простой
- щадящий по отношению к верёвкам

Недостатки:

- прусик необходимо ослаблять при подъеме, тем самым подъём при помощи прусика - достаточно медленный процесс

- если узел проскальзывает под нагрузкой, есть шанс того, что трение нейлон по нейлону перетрёт прусик и это будет очень плохо

Специальные приспособления:
Описанные ниже устройства - взаимозаменяемы - любое из двух используемых одновременно устройств может быть как вверху над вторым, так и ниже, так как любое из них легко ОТПУСКАЕТСЯ, когда натянута.

Механические подъемники:

Эти устройства задумывались как попытки улучшить классический прусик. Кроме Shunt, все эти устройства работают только на одинарную верёвку.


Специально сконструированные для подъема на одинарной верёвке, Wild Country Ropeman - компактное и очень эффективное устройство. Представляет собой блок с встроенным камалотом и карабином.


Преимущества:
- простой в использовании
- надёжный в использовании
- щадящий по отношению к оплетке

Недостатки:
- нельзя использовать с двойной верёвкой
- не очень лёгкий


Умный дизайн этого устройства, абсолютно без движущихся частей, сближает его с прусиком в смысле простоты.

Единственным недостатком устройства можно считать то, что зубья достаточно агресивны, и, если недостаточно правильно установить устройство на верёвке, они могут проскользить вниз одновременно повреждая верёвку и пугая вас до смерти.

Однако при достаточной тренировке пользоваться этим устройством абсолютно несложно.

Преимущества:
- лёгкий
- нет движущихся частей

Недостатки:
- медленный
- нужна практика, чтобы научиться пользоваться устройством не портя при этом оплётку

Petzl Handled Ascender (привычный для всех жумар)

Petzl


CAMP



Petzl Ascender - это Роллс-Ройс в подъеме. Быстрый, удобный, безопасный, однако тяжелый и недешёвый. Это именно то, что нужно брать с собой, когда вы абсолютно уверены в том, что вы будете подниматься. У этого устройства ручка эргономичной формы, превосходно спроэктированный замок/защёлка, которой можно управлять одной рукой. Сверху устройства есть отверстие, в которое можно установить карабин, чтобы быть уверенным в том, что устройство не соскользнёт. Снизу устройства также есть большое отверстие для карабина и меньшее - для «педали».

Преимущества:
- Абсолютное удобство в использовании

Недостатки:
- большой
- тяжелый
- дорогой


На первый взгляд Petzl Croll выглядит как неполная версия Petzl Ascender’а - без ручки. Я так думал до тех пор, пока в этом году мне не пришлось воспользоваться croll’ом - во время съемок большой стены на Сардинии - я моментально понял, что быстрый подъем без croll’а невозможен. Croll - это подъемник для туловища, крепится прямо к страховочной петле и держится на месте при помощи петли, которая идёт вокруг шеи.

Если использовать croll совместно с Petzl Handled Ascender двойной петлёй для ног, croll позволяет действительно очень быстро подниматься вверх, потому что техника, применяемая при таком подъеме позволяет использовать одновременно обе руки на верхнем подъемнике и обе ноги на ножной петле, это менее изнуряюще, чем другие методы.

Преимущества:
- быстрый
- менее изнуряющий
- небольшой вес

Недостатки :
- неудобен при преодолевании препятствий, таких как углы, узлы, другое оборудование на верёвке.




Это «умное» многофункциональное устройство может быть использовано для транспортировки грузов вверх, самостраховки и подъема.

Как подъемник это устройство хоть и не так удобно как подъемник с ручкой, но всё ещё остаётся очень эффективным.

Преимущества:

- встроенный блок позволяет очень удобно использовать устройство для подъема грузов.

Недостатки:
- тяжелый и громоздкий
- не так удобен, как подъемник с ручкой
- больше действий для подготовки к использованию

Шунт был придуман для страховки при спуске по веревке, однако может быть использован и для подъема.

У этого устройства большое преимущество в том, что его можно использовать с двумя верёвками, а также, если вам вдруг понадобится спуститься, вы можете легко отпустить шунт и спуститься вниз легче, чем с любым другим устройством, о которых тут упоминается.

Основное правило в инструкции Petzl - это правильное использование Shunt.

Преимущества:

- возможность использовать 2 веревки
- щадащий по отношению к веревкам

Недостатки:
- тяжелый и громоздкий

Самозакрепляющиеся страховочные устройства и их использование .

Устройства, о которых пойдёт речь далее, могут быть использованы как часть системы для подъема. Поскольку они блокируются, когда веревку, к которой они закреплены, нагрузили, их можно использовать только снизу от одного из устройств, описанных выше. Преимущество использования самозакрепляющихся устройств состоит в том, что вам понадобится брать с собой на одно устройство меньше, также, если вы используете устройство типа Гри-Гри или SRC, вы можете быстро спуститься, если вам это понадобится.
(и подобные устройства)


Гри-Гри - достаточно популярное устройство при прохождении стендовых маршрутов, обычно применяется в комплекте с подъемником с ручкой. Гри-Гри предоставляет дополнительное крепление и даёт возможность быстрого безопасного спуска, если он понадобится.

Хотя Гри-Гри может быть использовано для крепления «педали», наиболее эффективным способом использования является крепление Гри-Гри прямо к беседке таким же образом, как если бы вы крепили страховку к ней.

Подъемник с ручкой, в который продета «педаль», размещается над Гри-Гри.

Преимущества:

Легкий спуск по веревке
- автоблокировка

Недостатки:

Тяжелый
- не самый быстрый метод подъема
- достаточно изнуряющий способ подъема
- веревки должны свободно проходить через Гри-Гри - забудьте об использовании очень толстых верёвок.


Magic Plates
(Магические пластины)

Petzl Reverso, Reversino и другие страховочные устройства типа «магические пластины» могут быть использованы на нижней части верёвки при подъеме.

Для использования необходимы два карабина, однако работает устройство достаточно хорошо, не требуя использования каких-либо других устройств, однако подъем не будет таким простым, как с использованием специализированных устройств для подъема, однако будет полезным научиться использовать это устройство как подъемник.

Преимущества:

Устройство двойного назначения, полезно в случае непредвиденных обстоятельств и отсутствия специализированного подъемника

Недостатки:

Необходимы дополнительные карабины
- очень сложное в использовании

Триггер «Рефлекс» — надежная самостраховка при спуске

Рад представить вам новое использование «хватательной реакции» для обеспечения 100-процентно надежной самостраховки при спуске по веревке — это Self-Belay Trigger «Reflex»

После полугодовых полевых испытаний мне удалось создать устройство, которым можно без труда оснастить «Ascension» фирмы «Petzl».

В отличие от первоначальной конструкции «Курок-Рефлекс» — складной и может быть примкнут к фиксатору пуани на время подъема.

На самом деле им можно оснастить любой эксцентриковый зажим, если он принципиально пригоден для четкого схватывания на любой нормальной веревке (не обледеневшей)

Официальное представление Самостраховочного Курка «Рефлекс»на основе «Ascension» фирмы «Petzl» , которую можно скачать на сайте по адресу: http://www.soumgan.com/srt/descriptions/Trigger-Reflex.htm

Итак, сегодня всем, кто хочет иметь 100-процентно надежный эксцентриковый зажим для самостраховки при спуске по веревке, я могу предложить такое решение. Это «Курок Рефлекс» к пуани фирмы «Petzl», использующий панический рефлекс для безотказного срабатывания и остановки падения при срыве.

Примечательно, что оно появилось через 25 лет после использования панического рефлекса в конструкции самостраховочного зажима, названного мной "Универсальный самостраховочный зажим «Рефлекс», первый экземпляр которого был создан Шынгысом Дюйсекиным, клуб спелеологов «Сумган», в 1982 году.

Тогда мы впервые обратили панический хватательный рефлекс на пользу целям самостраховки, и добились успеха, хотя мировое сообщество обошло наш прорыв гробовым молчанием, продолжая платить жертвами за отказ от самостраховки при спуске или использование для этого мало пригодных устройств.

«Курок-Рефлекс» уже получил одобрение тех, кто с ним познакомился на практике.

ТЕХНИКА

Метод одной ноги:

Это наиболее простая техника и очень понятная. Не важно, используете ли вы пруссик или подъемники с ручкой или что-либо другое - принцип остаётся тем же самым. Необходимо иметь две точки крепления к веревке. Если одна из точек - «магическая пластина», убедитесь, что точка её крепления ниже, чем другого устройства, в противном случае
- двигаться вверх вы будете ОЧЕНЬ медленно.

Верхнее устройство должно крепиться к страховочной петле на вашей беседке, нижнее - к «педали». Имеет смысл также прикрепить нижнее устройство к страховочной петле на вашей беседке для большей безопасности.

Подъем производится путём нагрузки «педали», передвижения верхнего устройства вверх по верёвке, нагрузке верхней точки, после чего - передвижения устройства, к которому крепится «педаль». Повторять эту последовательность до достижения необходимой точки.

Необходимое снаряжение:

Два подъемника
- «педаль»
- до 4-х карабинов

Метод двух ног:

Используя пару подъемников вы можете подниматься быстрее путём крепления к каждому из них «педали», одновременно крепя каждое устройство к вашей беседке. Фактически вы должны будете «идти» по верёвке делая небольшие шаги.

Необходимое снаряжение:

2 подъемника
- 2 петли достаточной длины
- 2 «педали»
- 2 карабина (в зависимости от способа крепления - может понадобиться ещё 2)

Метод с использованием подъемника или croll’а:

Считается один из самых быстрых способов подъема.

Кролл прикрепляется непосредственно к страховочной петле вашей беседки и пристраховывается петлёй за шею или беседку, если она у вас с грудной частью.

Подъемник с ручкой размещается над кроллом и к нему крепится «педаль», а также он пристраховывается к вашей шее или беседке. Возьмитесь за подъемник обеими руками и нагрузите «педаль».

Петля на вашей грудной обвязке натянется и потянет кролл вверх по верёвке (если этого не произойдёт - укоротите петлю, которая крепит кролл). Такая техника движения менее изнурительна, чем с использованием двух подъемников, тем самым больше подходит для длинных подъемов, зачастую в спелеологии.

Необходимое снаряжение:

Кролл
- петля для шеи
- подъемник
- «педаль», в которую уместятся обе ноги
- «самострах», петля или другое приспособление достаточной длины
- два карабина

Метод с использованием подъемника и Гри-Гри:

Схема аналогична схеме с кроллом, за той лишь разницей, что вместо кролла используется Гри-Гри или другое аналогичное самоблокирующееся устройство.

Однако при использовании этого метода веревка сама не будет проходить через Гри-Гри, поэтому её нужно будет подтягивать вручную.

Необходимое снаряжение:

Подъемник
- «педаль»
- Гри-Гри
- петля
- 2 или 3 карабина

Предостережение: невозможно учесть все нюансы безопасности в статье, поэтому предполагаемый, что читатель имеет достаточные базовые знания по использованию снаряжения, не говоря уже о здравом смысле.

Наилучшим вариантом станет использование помощи инструктора при изучении способов подъема и спуска.

http://alp.org.ua/?p=8838 — link

Начинать разговор о захвате веревки ногами надо с самого начала техники подъема по веревке системой «Дэд»

Эффективность подъема зависит от :

1) Правильного подбора и регулирования снаряжения.

2) Правильной постановки движений.

Снаряжение собственно для подъема способом «Дэд» состоит из :

1) Беседки с низкой и жесткой точкой подвески.
2) Грудной обвязки для подтягивания «кролля» вверх (кому что удобно).
3) Пары зажимов: грудной + ведущий
Обычно это «кролль» + «пуани» («бэйсик» с дополнительным карабином по французской моде). Возможно также применение вместо «кролля» «бэйсика».
4) Спаренных усов, длинный из которых служит страховочным к ведущему зажиму.
5) Педали со стременем под две стопы (некоторым удобны вариации раздельных стремян на каждую ногу, но мне это не кажется удобным).

Очень важно правильно отрегулировать педаль. Ее регулировка основана на соблюдении трех базовых принципов .

1) Длина педали должна быть такой, чтобы стоя в ней одной ногой и с силой натянув вверх вудущий зажим, обеспечить расстояние между скобой его корпуса и скобой корпуса «кролля» — 3-5 см.

Обратим внимание! Одной ногой!

Из этого следует, что если поместить в стремя обе стопы и стоять так, как мы привыкли делать это на земле (стопы рядом и параллельны поверхности земли), то длина педали заметно укоротится и станет маленькой. То есть мы не сможем встать на полностью выпрямленные ноги! А это резко снижает эффективность подъема, вызывает усталость и вообще тоска. Из этого следует второй элемент.

2) При постановке двух стоп в стремя, они располагаются внешними рантами вниз и одна слегка наступает на вторую. При этом практически используется тот же объем стремени, что и при работе одной ногой, стоящей плоско. То есть длины педали хватает для полностью выпрямленных обеих ног!
(смотрим фото ниже)

Обратим внимание! При упоре в стремя педали стопы слегка наступают одна на другую! Именно это дает возможность четко прихватывать стопами рапель.

3) Величина стремени должна быть достаточной для свободного упора в него обеими ногами, свободного вдевания и вынимания стоп и свободного разведения их в стороны сантиметров на 5 — достаточно для прохождения веревки...

Чтобы не мудрить, ориентир такой: длина стремени со вставленной в него одной стопой должна доходить до колена. Чуть ниже, но не выше, так как в противном случае колено норовит юркнуть в стремя, а это неприятно.

Захват веревки ногами при подъеме

Стоит подробнее рассказать о технике работы ногами для захвата ими веревки под «кроллем» без помощи рук. Вроде, все очевидно, ан нет — даже небольшие нюансы движений играют свою роль.

Сегодня повальное увлечение «Пантином» («Petzl Pantin») может создать впечатление отсутствия необходимости уметь вытягивать ногами рапель из «кролля», но это не так.

Еще задолго до появления «Пантина» кейверы (и мы в том числе) уже крепили к стопе самые разные зажимы, из которых «Basic» до сих пор остается актуален для этой цели, так как это полноценный зажим для любых операций, а не предельно специализированный, как «Пантин».

В итоге выяснилось, что зажим на стопе действительно удобен: на больших пролетах , но там веревка через несколько метров и сама выходит вниз из «кролля» под своим весом и при грамотной технике подъема.

Но есть и минусы

На каждом ПЗ необходимость отстегивать и пристегивать дополнительную железяку тоже не радует, а потом еще пару метров выдирать из нее рапель, пока она не пойдет сама (несмотря на слабую пружинку «Пантина» с ним аналогичная история).

Кроме того, существует масса мелких отвесов, где пристегивать «ногу» просто в лом.

Кроме того, навалом наклонных подъемов, где зажим на ноге просто мешает — валит нас пузом на скалу.

Между отвесами не очень удобно ковылять по пещере с зажимом на ноге... Значит, снимать, а потом одевать?

Ну, и другое.

Все это я говорю не для того, чтобы опорочить «Пантин» — нет! Прекрасная железка, когда к месту.

Просто подчеркиваю актуальность совершенного владения техникой работы ногами для вытаскивания рапели из «кролля» при подъеме.

Подъем с упором в педаль и захватом веревки двумя ногами

Эта техника полезна в следующих случаях

1) При движении в чистом отвесе и вдоль отвесных стен. Даже если веревка уже сама проваливается через «кролль», упор в веревку помогает удерживаться вертикально, не так устаешь.

2) При подъеме с грузом

3) Когда устал.

Исходное положение:

1) Оба зажима на веревке, сидим на «кролле».

2) Чересплечный ремень затянут до отказа, чтобы исключить люфт «кролля».

3) Обе стопы вставлены в стремя педали, а веревка из-под «кролля» заложена между стопами снаружи, со стороны носков.

Цикл подъема таков:

1) Поднимаем руками ведущий зажим, одновременно как бы переворачиваясь навзничь и этим поднимая ноги.

В этот момент держим носки разведенными на 5-10 см, чтобы веревка могла свободно проходить между ними вниз. Если веревка все же зацепилась, изогнувшись, легко поправить ее рукой.

(технику демонстрирует Алина Гаузштейн, клуб «Сумган», 1988 год)

Вот этот подъем ног переворотом редко понимается сразу — народ начинает тянуть вверх бедра, напрягая пресс и руки. На самом деле все делается без малейших усилий — качнулся назад, и ноги наверху!

2) Теперь смыкаем носки стоп, направляя их внешними рантами вниз — упор в стремя, а носочками прихватывая и прижимая веревку — как бы наступая нога на ногу

3) Постепенно перенося вес на сомкнутые в стремени и сжимающие веревку стопы, подтягиваем ноги под себя для последующего вставания.

Не вперед! — показывает Алинка, — Хотя бы и скала была рядом. А именно под себя.

4) После чего встаем, отталкиваясь ногами в стремя вниз, под себя, как быдо встаем со стула без помощи рук (попробуйте!).

Руки держат веревку и ведущий зажим повыше и подтягивают нас вверх. В этом моменте вставания прнимает участие все тело, а не только ноги, или еще того хуже — руки!

Не держитесь так, как Алина на правой фото — это трудно. Руки должны располагаться чуток повыше — не за ручку пуани, а за его корпус. За ручку удобно на наклонках, не на отвесах.

Внимание! Если ставить стопы параллельно и разводить их целиком, а не только носочки, то веревка, скорее всего уляжется на стремя между ногами, и как только сможет — скинет стремя в сторону пяток! (это помимо того, что длины педали будет немного не хватать для полного распрямления коленей).

Подъем упором в педаль и зажватом веревки одной ногой

Очень часто работать двумя ногами трудно из-за характера самого подъема или в этом просто нет необходимости. Например:

1) При движении вдоль наклонных стен, и чем положе уклон, тем более проблемно использовать обе ноги в педали.

2) На каскадах мелких уступов, где дольше впихивать ноги в стремя и вытаскивать, чем выйти одной ногой.

3) При движении налегке, с небольшим грузом, при отсутствии усталости.

Кроме всего, работать одной ногой часто удобнее из-за координации движений и более стабильного равновесия — вторая нога отталкивается от стены. Одной ногой чуть выше поднимаешься на педали — парадоксально, но как-то так получается. Может быть за счет дорабатывания стопой и лучшей координации?

Подниматься одной ногой проще, чем двумя, и осваивается легко.

Но чтобы успешно протаскивать веревку одной ногой, есть одна небольшая тонкость в движении ноги .

1) Вставляем опорную ногу в стремя, оставляя веревку снаружи-справа, так, чтобы она улеглась на взъем ноги, вставленной в стремени. Помогаем рукой (часто на первом шаге без этого никак)

2) Поднимаем руками ведущий зажим, одновременно поднимая опорную ногу в стремени. Но не просто поднимаем!

Нога должна сделать этакий балетный финт: колено идет в сторону, а стопа под себя — при этом мы обеспечиваем веревке наилучшую прямизну из под «кролля», и она легче всего проваливается вниз даже под минимальным своим весом

Ни в коем случае не следует поднимть ногу просто прямо вверх — веревка обязательно застрянет у стремени и даст изгиб, который придется продергивать руками

3) После того, как зажим с педалью и ногой подняты, перед тем как встать, надо сделать обратное движение — вернуть колено внутрь, поставив ногу прямо. При этом веревка обязательно прижмется между голенью и педалью!

4) Встать на опорной ноге, помогая руками, которые держатся повыше — за корпус зажима и веревку над ним.

5) И тут же без паузы мягко сесть на «кролль». Не надо плюхаться на «кролль», как дома на диван, — мы на веревке!

Вот этот «финт» — колено в сторону — внутрь — встали , и дает без проблем протаскивать веревку из «кролля» одной ногой.

http://www.soumgan.com/ — link

Это потом все получается как бы само собой — тело уже автоматически совершает нужные движения. А поначалу в процессе изучения техники иногда один неверно понятый или недопонятый момент может напрочь сбить удовольствие и впечатление от техники.

Ведь хороший спуск - это безопасный спуск!

Принцип активного подъема по закрепленной веревке основан на поочередном использовании как точки опоры двух зажимов (схватывающих узлов), установленных на несущей веревке. Принцип реализуется двумя основными способами, получившими названия «грудь-нога» и «нога-нога», имеющими несколько разновидностей.

4.6.1 Способ «грудь-нога»

Способ заключается в следующем. На несущую веревку устанавливаются два зажима. Один из них («грудной») соединяется с ИСС поднимающегося, а второй, соединенный также с ИСС усом самостраховки, имеет «педаль» - веревочную или ленточную тягу с петлей (стременем) для ступни ноги. Длина тяги должна быть такой, чтобы при поднятой ноге и поднятом рукой зажиме тяга не имела провисания (ножной зажим).

В качестве педали можно использовать специальные изделия, петли из репшнура, лесенки и т.п.

На отвесах и нависаниях тяга педали пропускается под грудной обвязкой ИСС. Что выше по веревке – «грудной» зажим или «ножной» - не принципиально, но наиболее распространено более высокое размещение «ножного» зажима. Иногда педаль делается сразу для обеих ног, или используются две педали для каждой ноги, соединенные с ножным зажимом. Такой вариант делает подъем более легким. Есть вариант закрепления специального зажима прямо сбоку на обувь, тогда не требуется никаких педалей (см. Рис.83).

Рис. 82

Алгоритм действия при подъеме достаточно прост. Вначале сгибается нога с педалью и зажим рукой передвигается как можно выше до натяжения тяги, затем производится отжимание на ноге. «Грудной» зажим одновременно при этом перемещается на то же расстояние. Затем вес тела переносится на «грудной» зажим, вновь перемещается «ножной» (вместе с ногой) и цикл повторяется (Рис.82).

Грудной зажим закрепляется к ИСС разными способами:

  1. На коротком усе самостраховки.
  2. Непосредственно карабином к беседке ИСС.
  3. Рис.83
    На растяжке между беседкой и грудной обвязкой, причем закрепление к беседке является основным, а грудная обвязка только фиксирует зажим в вертикальном положении. При таком соединении зажим автоматически перемещается при движении и участия рук для его передвижения не требуется.

В первых двух случаях в качестве зажимов предпочтительнее зажимы с ручкой типа «Жумар», в третьем на груди предпочтительнее зажим типа «Кролл», разработанный специально для такого применения и плоско располагающийся на груди.

Если ИСС состоит из одной беседки, верхняя часть грудного зажима закрепляется лентой на теле поднимающегося (Рис.83).

Вместо «грудного» зажима может быть использовано спусковое устройство. При этом в цикле подъема нужно активно передвигать веревку через спусковое устройство, для чего регулирующая рука поднимается вверх, выше него и веревка протягивается при минимальном трении. После окончания цикла рука переводится ниже спускового устройства к бедру и вес тела переносится на спусковое устройство. Можно повторять цикл подъема. Этот способ более трудоемок, но оправдывает себя в некоторых случаях, например, при не очень длинных подъемах, когда требуется быстрый переход на спуск и т.п. Самоблокирующееся спусковое устройство в этом случае предпочтительнее.



При подъеме с дополнительным грузом, его не следует нести за спиной – возможно опрокидывание из-за высокого расположения центра тяжести. Груз легче всего и удобнее подвесить к ИСС на короткой веревке. Если груз достаточно большой, подъем длинный и усилия даже двух ног недостаточно для подъема, можно порекомендовать использовать полиспастную систему. Один из вариантов самый простой по организации и может быть налажен в процессе подъема. Для этого педаль выключают из «ножного» зажима, устанавливают на зажиме ролик (можно просто карабин), через который проводят тягу педали, и включают ее в ИСС поднимающегося. Способ позволяет производить длительные подъемы с грузом, хотя и замедляет движение.

4.6.2 Способ «нога-нога»

В этом способе обе ноги снабжаются педалями (либо зажимами на щиколотке Рис.83) . Зажимы могут быть включены в одну несущую веревку или в две. Оба соединяются с ИСС усами самостраховки.

При подъёмах и способом «грудь-нога», и способом «нога-нога» необходимо, чтобы верёвка под зажимами была слегка натянута. Это может делать напарник по движению, либо на конце веревки закрепляется небольшой (1-2 кг) груз (связка карабинов, крючья, молоток и т.п.). Эти действия позволяют более свободно перемещать зажимы по веревке.



Естественно, что использование схватывающих узлов для подъема тоже возможно, но более трудоемко и затрудняет движение – затянутый узел нужно вначале ослабить, затем передвинуть, для чего требуется работа двумя руками.

К активным способам можно отнести вариант подъема работоспособного пострадавшего из расщелин, люков, когда ему спускаются две веревки с петлями на концах, которые в начале пропускаются под ИСС, затем одеваются на ступни ног. Наверху спасатель устанавливает на веревках зажимы (схватывающие узлы), и по команде нижний поднимает ногу, спасатель выбирает веревку через зажим, затем те же действия повторяются на второй ноге, и так происходит подъем (Рис. 84).

Рис.84

В заключение этого раздела необходимо рассмотреть технику перехода после подъема на спуск из зависания, без выхода на площадку. Алгоритм этого действия достаточно прост:

  • По окончании подъема включить тормозное устройство (ТУ).
  • Поднявшись на «ножном» зажиме, разгрузить и выключить «грудной».
  • Поднять ТУ как можно выше и, заблокировав его, перенести вес на ТУ.
  • Снять ножной зажим и начать спуск.

4.7 Подъём пострадавшего и грузов с помощью веревки

Подъём пассивного пострадавшего является довольно тяжелой и трудоемкой проблемой. А если еще с сопровождающим... Конечно, при проведении спасательных операций надо находить решения, сводящие к минимуму эти проблемы.

Во многих случаях в спасательных работах нельзя использовать какие-то механизмы и специальные приспособления в силу отдаленности проведения работ (например, в горах), недоступности транспорта (труднодоступные места в техногенной зоне) и т.п. Поэтому спасатели вынуждены использовать только то снаряжение, которое всегда при себе – веревки, спусковые устройства, карабины, ролики, в некоторых случаях зажимы и т.д.

Организовать подъём пострадавшего спасателям помогают простейшие механизмы, известные человеку с незапамятных времен – полиспастные и рычажные системы.