Приспособления для спуска по веревке чертежи. Спусковые устройства. Устройства без подвижных элементов

Травмы при падениях с высоты в странах Европы, США и Китая стоят на втором месте после дорожно-транспортных происшествий. Знание основ правил защиты от падения, умение пользоваться соответствующими средствами защиты позволяет во многих случаях избежать падения либо снизить вероятность получения травмы.

(СИЗ) — оборудование, экипировка, оснащение, предназначенное для предотвращения падения с высоты работника либо безопасной остановки его падения.

Основные потребители подобных СИЗ — строительные организации. Но и другим предприятиям для проведения любых высотных работ эти средства необходимы:

  • при осмотре колодцев, цистерн и других емкостей;
  • для проведении работ методом промышленного альпинизма, клининговым компаниям;
  • при аварийно-спасательных работах;
  • при обслуживании ЛЭП, труб вентиляции и котельных, теле и радио-вышек, башен, мостов и т. д.

Согласно Правилам охраны труда при проведении работ на высоте (НПАОП 0.00-1.15-07) к средствам защиты от падения с высоты принадлежат:

  • пояса предохранительные;
  • каски;
  • страховочные канаты;
  • предохранительные верхолазные устройства;
  • улавливатели с вертикальным канатом;
  • защитные ограждения, знаки безопасности и т. д.;
  • верхолазное снаряжение, используемое совместно с вышеупомянутыми средствами защиты.

Проведем краткий обзор этих средств защиты.

1. Пояса предохранительные

Не самая главная часть экипировки высотника — можно обвязаться и куском веревки, но очень облегчающая жизнь. А в случае зависания при срыве на срок более 15 минут — и сохраняющая ее, не позволяя наступить удушью.

Монтажный пояс (рис. 1) и верхняя система (рис. 2) может использоваться только для подстраховки человека, который передвигается по конструкциям ногами и при падении не зависнет надолго до момента своей гибели от асфиксии. Кроме того, при глубоком падении с поясом велика вероятность перелома позвоночника.

ТОРНАДО, Украина PETZL, Франция SINGING ROCK, Чехия
TRAVEL EXTREME, Украина VENTO, Россия PETZL, Франция

В качестве страховочной системы можно использовать только беседку (рис. 3), желательно в комплекте с верхней системой, чтобы не поломать позвоночник при срыве.

FIRST ASCENT, Украина PETZL, Франция TRAVEL EXTREME, Украина VENTO, Россия

Или универсальную полную систему (рис. 4).

Вполне оправданный элемент защиты «мозгов» от соприкосновения с металлоконструкциями при движении или падении на них, не говоря уж о падающих вдруг сверху гаечных ключах и прочих «наказаний господних».

Лучше использовать каски армированные стекловолокном, но на «безрыбье» подойдет и обычная строительная «мыльница».

3. Страховочные канаты (веревки)

Для работы на высоте требуется две верёвки. Одна для спуска или подъема, другая является страховочной. Либо второй рабочей и, по совместительству, страховочной. Если перерезана, перебита или перекушена одна — вторая, это Ваш билет в мир живых.

При работе на перегибе через острый козырек всегда используйте протектор для веревки и лучше стальной — мягкие часто перерезаются вместе с веревкой.

Верёвки бывают динамические и статические , различных диаметров (от 8 до 12 мм).

Динамическая верёвка — удлинение более 7% при подвешенном грузе 80 кг.

В промышленном альпинизме лучше не использовать. Работать на ней сложно — как на резинке. Исключение — когда специфика работы требует динамической страховки.

Статическая верёвка (удлинение 3-5%) используется чаще всего.

Супер-статическая верёвка (до 2% удлинения), изготавливается с применением кевлара и стали, опасна при любых динамических нагрузках, которые часто возникают при работе на высоте. Ее сверхпрочность — безопасности не способствует. Те деньги, которые нужно потратить на приобретение такой верёвки, можно потратить на весь остальной набор снаряжения.

Нет смысла использовать дорогие верёвки, которые по задумке производителя имеют большой срок службы за счет крепкой к истиранию оплетки. На монтаже — да, а на покраске или герметизации зданий верёвка все равно портится от краски или герметика.

Помните:

  • объявляемая прочность на разрыв не является показателем, по которому можно судить о надежности веревки. Предельная нагрузка, при которой веревка рвется, относится только к первоначальному состоянию, не подверженному действию неблагоприятных факторов (потертость, действие влаги, загрязнение краской и т. п.);
  • наличие узлов уменьшает прочность веревки до 40% от начальной! Повторю, не на 40%, а до 40%!
  • старение веревки — постепенное уменьшение прочности, не зависящее от того, используется веревка или все еще лежит нераспечатанной в магазине или на складе. При сроке более пяти лет с момента производства веревку вообще нельзя применять для высотных работ;
  • при нормальной интенсивности использования и внимательном к ней отношении любую веревку надо выбрасывать самое большее через четыре года, даже если на вид она хорошо сохранилaсь.

Подробнее о веревках и их испытаниях: П. Недков «Азбука одноверевочной техники» .

4. Карабины

Карабин — важный и многофункциональный инструмент промышленного альпиниста, выполняющий функцию соединительного звена. От него напрямую зависит не только успех высотных работ, но и жизнь самих специалистов в области промышленного альпинизма.

Карабины представляют собой скобу, замыкающуюся замком-защелкой, который в свою очередь фиксируется от открытия предохранительной муфтой.

Самый распространенный тип муфты — на резьбе. Блокировка производится с помощью закручивающейся муфты. Однако есть вероятность забыть завинтить муфту.

Поэтому иногда предпочтительнее автоматическая поворотная муфта. Плюс таких карабинов — в защите от забывчивости или неопытности пользователя.

Обязательное правило — все карабины, которые используются для страховки и закрепления должны быть с муфтой. Кроме того, сам карабин должен быть защелкнут так, чтобы веревка при движении вверх не развинчивала резьбовую муфту или не поворачивала в положение возможного раскрытия автоматическую муфту. Кстати — величина раскрытия замка, не менее важный параметр карабинов.

Карабины без муфты используют только как оттяжечные или вспомогательные.

Для страховки могут использоваться карабины с допустимой нагрузкой не менее 2200 кг (22 кН) в продольном направлении при закрытой муфте. Для страховки этого достаточно, а более мощные карабины требуются там, где допустимые рабочие нагрузки могут достигать больших величин, например при поднятии грузов.

Поперечные нагрузки на разрушение у карабинов обычно гораздо меньше продольной, но не менее 7 кН. Поэтому очень опасно, когда карабин встает в устройстве, например спусковом или страховочном, на излом или поперек.

Чтобы избежать этого, некоторые производители заведомо делают отверстие под карабин диаметром 12-14 мм, что меньше диаметра большинства муфт карабинов практически всех торговых марок: Black Diamond (США); Climbing Technology (Италия); CAMP (Италия); Kong (Италия); Petzl (Франция); Mammut (Швейцария); Salewa (Германия); Simond (Франция); Singing Rock (Чехия); Vertical (Россия); Манарага (Россия); Vento (Россия); Ring (Россия); Krok (Украина) .

Но нужно помнить, что зарубежные аналоги дороже отечественных СИЗ в разы, а то и в десятки раз. Это касается не только карабинов, но и остального снаряжения для высотных работ.

Карабины изготавливаются из стали или алюминиевых сплавов. Дюралевые карабины значительно легче по весу, однако и прочность их также значительно ниже. Поэтому при выполнении высотных работ методом промышленного альпинизма используют главным образом стальные карабины, так как они значительно меньше подвержены износу и выдерживают большие нагрузки.

По внешней форме существует целая масса разновидностей карабинов — трапециевидной формы, овальной, треугольной, грушевидной, дельтообразной. Максимальную нагрузку держит трапеция, а овал и груша удобнее.

Овальный. За счет симметрии по продольной оси, он имеет наименьшие шансы встать в устройстве или в точке вщелкивания поперек нагрузки или на излом.

Трапециевидный. Эти карабины наиболее прочные на разрыв. Но не всегда могут использоваться с определенным видом страховочных устройств. Не желательно использовать со стропой и лентой.

KROK, Украина RING, Россия VENTO, Россия PETZL, Франция

Треугольный. Пришли к нам из истории.

Груша или «HMS». Карабин, имеющий наибольшее раскрытие защелки.

VENTO, Россия SINGING ROCK, Чехия PETZL, Франция

Монтажные карабины. Имеют максимальную простоту открытия предохранительного замка, поэтому удобны для работы в брезентовых рукавицах.

KROK, Украина VENTO, Россия PETZL, Франция

Рапиды. Карабины, не имеющие защелки. Блокировка происходит за счет резьбовой муфты. Применяются для организации стационарных страховочных звеньев и для вспомогательных целей (например, крепление конструкций).

D-Rings и Delta. Применяются в тех случаях, когда нужно использовать карабин со стропой или лентой. Например, в системах. Рабочая нагрузка — поперечная.

KONG, Италия MAILLON RAPIDE, Франция

Карабины для труб и балок. Страховочные карабины для организации перемещения вдоль трубы, балки или троса большого диаметра.

5. Спусковые устройства (СУ)

Делятся на ручные и автоматические .

В ручных устройствах коэффициент трения (т. е. скорость спуска и усилие торможения) зависит от того, каким образом заправлена верёвка в СУ и с каким усилием человек натягивает веревку ниже спускового устройства.

Восьмерка Инвар двурогий Pirana
Решетка Корзинка Паук Краб

Автоматические спусковые устройства имеют механизм, позволяющий изменять коэффициент трения (т. е. скорость спуска и усилие торможения), воздействуя на само устройство. Если говорить проще, то для начала движения вы тянете за ручку или давите на нее, и регулируете скорость спуска. Правда при этом, контроль за верёвкой ниже устройства не отменяется, поскольку при его потере может начаться лавинообразное нарастание скорости спуска, а панический эффект не позволит вам отпустить ручку управления и остановиться. Для этого разрабатываются СУ с антипаником, которые при паническом давлении на рукоять СУ останавливают падение.

Стопор-Десантер Cinch Grigri Гриша
I’D Антипаник Десантер с антипаником

Наиболее удачные, на мой взгляд, I’D PETZL и Десантер с антипаником KROK.

6. Зажимы

Вообще зажим — это техническое средство, которое свободно перемещается вдоль веревки, но при нагрузке автоматически заклинивает на ней. Увы, как правило, при нагрузке в одну сторону. Крепится к самостраховке (длиной до 60 см), которая закреплена в свою очередь на вашей системе.

Зажимы бывают перегибающего , заклинивающего и смешанного (перерегибающе-заклинивающего) типов.

Корпус зажима — открытый или закрытый .

Открытый Закрытый

Перегибающего типа — практически не используют.

Заклинивающего — это жумары и их разновидности. Игольчатый кулачек пружиной прижимается к веревке.

Перегибающе-заклинивающий тип — это зажимы, использующие вместо кулачка шарнирно закрепленный рычаг. Или рычагом является корпус зажима и подвижный кулачек.

Из двух зажимов и стремени состоит комплект для подъема по веревке. Если в качестве спускового устройства используется автоматическое устройство, то оно само может играть роль одного из зажимов.

А вот использование зажимов для самостраховки, это тема отдельного разговора. Мнений много, но все сходятся в главном: при использовании зажимов для самостраховки, необходимо минимизировать фактор рывка. Другими словами — не допускать нахождение зажима ниже точки нахождения страхуемого. Поскольку поголовное большинство зажимов «снимают» оплетку современных веревок при нагрузке чуть более 400 кгс. Остальные ее просто перекусывают или пережигают при падении уже с фактором 1.

Одно из немногих устройств, допускаемых к использованию как средство самостраховки — это трехкулачковая Капля и ее зарубежный аналог — зажим Back-up, а также зажим ASAP PETZL.

7. Петли

Веревочные, ленточные и тросовые.

Необходимы для организации точек закрепления верёвок и дополнительных точек самостраховки, а так же для вспомогательных целей. Можно сделать петли из куска веревки или полноценной стропы (не меньше 22 кН на разрыв).

Еще проще — просто купить готовые петли. Пожалуй, наиболее часто используемые длины — это 60 см и 120 см.

8. Сиденье

Сидушка — предмет удобства и только, она никак не должна быть предметом обеспечения безопасности.

KROK, Украина VENTO, Россия PETZL, Франция

Основную массу применяемых сидушек можно разделить на два условных типа — короткие сидушки и длинные.

У длинной сидушки стропы достаточно далеко закреплены на доске, чтобы не врезаться в бока.

9. Комплект для подъема грузов

Простейший — карабин с блоком (блок-роликом) и желательно с вертлюгом, для предотвращения скручивания веревки. Этого комплекта достаточно, чтобы поднимать легкие грузы.

Если необходима фиксация поднимаемого груза, то к этому комплекту может быть добавлен жумар или кулачковый зажим, а также может использоваться фиксирующий блок-ролик, который американцы называют «houler», а мы — зажим с блок-роликом.

Но помните, что как и жумары, все ролики с зажимами игольчатого типа «снимают» оплетку современных веревок при нагрузке чуть более 400 кгс.

Исключение составляет, пожалуй, только «Блок-стоп» производства KROK, Украина. Оригинальная конструкция не повреждает веревку на усилиях до 900 кг, а после увеличения нагрузки начинает ее протравливать.

Нужно понимать, что усилия, которые вы прилагаете для подъема груза через блок или houler, очень сильно зависят от КПД блока. Поэтому для обеспечения минимального КПД необходимо использовать качественные блоки с подшипниками. Диаметр ролика также сильно влияет на КПД. Чем больше диаметр ролика в блоке, тем КПД больше.

Собирается из двух или более блоков и насчитывает великое множество разновидностей. Для промальпа обычно используются простейшие, состоящие из двух одинарных, двойных, тройных блоков.

На этом стоит остановиться, чтобы не углубиться в технологию проведения работ.

Не забывайте, что любая цепь прочна настолько, насколько прочно ее слабейшее звено!!!

Представляю Вашему вниманию первую статью и целой серии посвященной горной подготовке в арсенале выживальщика.

Первая статья посвящена снаряжению, а также технике спуска. Будут рассмотрены спусковые устройства "лукошко" и "восьмерка" и некоторые моменты самостраховки.

Т.к. я самоучка возможно совершаю некоторые ошибки, на которые, я надеюсь, мне укажут в комментариях. Но не забывайте про конструктивное и дружелюбное общение, не опускаясь до банального срача.

Прошу прощения за качество фото, света практически не было, снимали со вспышкой. Кое что пришлось доснимать дома.

Начнем со списка снаряжения.

Нам понадобится:

Подвесная система.
Я использую Petzl Corax, но можно обойтись и более бюджетным Венто.

Спусковое устройство. Я использую вентовское лукошко и рогатую восьмерку.
Примерно по три муфтующихся карабина на человека.
Два куска веревки 25м и 10м. Я использую статику диаметром 10 мм
Перчатки, чтобы не обжигать руки.

На фото еще попали наколенники и налокотники.

Ботинки так и не использовались. Вместо них я лазил в Lowa Zephyr.

Комплект на двух человек, меня и супруги.

Все это включая термос с чаем убралось в баул.

Теперь расскажу про каждый элемент поподробнее.

Подвесная система.
Petzl - все таки бренд с мировым именем, поэтому и купил его. Опыта у меня не слишком много, но в целом нравится. Широкий, удобный пояс и ножные обхваты. Большой диапазон и очень легкие регулировки. Много точек подвеса дополнительного снаряжения. Короче отличный вариант.


Веревка - отечественная статика 10мм диаметром. Для того, чтобы привязаться к точке закрепления надо выучить узел восьмерка. Он простой, при этом очень прочный и практически не ослабляет веревку. Порядок вязания на фото.


Завязанный узел выглядит так.

Далее в петлю встегивается карабин. С помощью этого карабина можно закрепиться на различные крюки, закладные детали, ушки, анкера и пр, но это не очень безопасно, т.к. крепеж может быть ржавым и не очень надежным.

Наиболее надежное крепление - за монолитные объекты, ж.б. опоры, крупные швеллеры и двутавры, тогда с помощью карабина делается скользящая петля, с помощью которой и происходит закрепление.

Веревка вывешена, подвесная надета. Дальше встегиваем спусковое устройство.
Я встречал два типа встегивания карабина в систему. В центральное кольцо или одновременно в петли поясного и ножного обхватов. Petzl прямо указывает, что карабин должен быть встегнут в кольцо.

Я пока использовал вентовское лукошко и рогатую восьмерку. Начну с лукошка.
Его преимущества:
- не крутит веревку.
- удобно пользоваться.
- можно использовать, как автоматически блокирующуюся страховку (но об этом в другой раз)

Тросик на этом СУ может использоваться только для транспортировки, нагружать его нельзя.

Для использования на веревке надо сделать петлю и продеть его в СУ так, чтобы свободный конец веревки проходил через губки устройства.

Потянув свободный конец веревки вверх выбираем слабину.

Заводим руку со свободном концом за спину натягивая веревку. Все, можно вывешиваться. Спуск производится путем небольшого расслабления руки с веревкой.

Спусковое устройство "восьмерка" работает аналогичным образом, но при этом закручивает веревку, что не удобно при длинных спусках.

Есть два способа крепления веревки в восьмерку.
Первый - через карабин.

Это способ создает меньше трения, в результате скорость спуска выше.

Второй способ - через шейку СУ. Трения больше, а скорость ниже.

Аналогично лукошку выбираем слабину и заводим руку с натянутой веревкой за спину.

Особенностью рогатой восьмерки в том, что на ней можно зафиксировать веревку и освободить руки.

Некоторые моменты самостраховки.
Всегда есть некоторая вероятность того, что вы выпустите веревку из руки, при этом СУ сразу вытравит всю веревку и вы упадете. Чтобы этого избежать существуют различные способы страховки и самостраховки.

Я использую узел "автоблок". Он вяжется следующим образом.
Для этого узла я использую стандартную оттяжку длиной 60см.

Закрепляем оттяжку полусхватывающим узлом (удавкой) на ножном обхвате, рядом вешаем карабин.

Оборачиваем оттяжку 4-6 раз вокруг веревки.

Затем защелкиваем ее за карабин. Все. Узел готов.

В случае срыва вы повисните на этом узле и не упадете. Руку при этом надо держать между СУ и автоблоком регулируя скорость спуска.

Теперь к практике.

Первое. Встаем на "подоконник" откуда будем выходить, выбираем слабину веревки и натягиваем ее.

В результате вывешивается пятая точка.

Функциональное тестирование спусковых устройств для промышленного альпинизма.

Владислав Еремеев

Испытания подготовлены и проведены общественной исследовательской группой. Организаторы – М. Шлычков, Т. Ахмедханов, А. Рудых, В. Еремеев.
Тестирование представляло собой спуски добровольцев на различных спусковых устройствах с высоты 10-12 м, при чем после каждого спуска предлагалось оценить ряд критериев, всесторонне характеризующих конкретное устройство – для чего заполнить анкету.

Использовались веревки:

  1. Коломенская ВСС 24-прядная 11 мм статическая, 2 года в эксплуатации в промышленном альпинизме умеренной интенсивности.
  2. Тендон 10 мм экспериментальная статическая, 1 год малоэксплуатировавшаяся в промышленном альпинизме.
  3. Аналогичная первой веревке – но вымоченная в воде.

Тестируемые устройства и соответствие их стандартам:

  1. RIG Petzl (EN 12841C, EN 341).
  2. INDI EVO Kong (EN 12841C, EN 341).
  3. SPARROW Climbing Technology (EN 12841C, EN 341).
  4. «Бандо-СТОП» Серафимова, опытный образец (базовый вариант STOP – EN 341).
  5. Double Stop DSD 30+25 Anthron (EN 12841C, EN 341).
  6. Промальп-БЕРКУТ Орион-Альп, модиф. 2012. (Протоколы испытаний ВИСТИ.).
  7. TROLL Pro ALLP Tech SAR (EN 12841C).
  8. EDDI Edelrid = AXEL Camp (prEN15151, EN 12841C, EN 341).
  9. GRI-GRI Petzl (Cтарая).
  10. «Федя» Крок (Украина).

Последние 2 – вне статистического тестирования.

Испытания получились действительно независимые.
Анкетированию подверглось 103 спуска, с тестированием 10 различных спусковых устройств.

В тестировании приняло участие 11 добровольцев. Кое кто из них добросовестно отработал, сделав более чем 16 спусков; кто то – приехал лишь «сам для себя» – и сделал всего несколько спусков, не потрудившись заполнить анкету даже на них; большинство «откатало» как минимум по разу на каждом из основных тестируемых устройств. Результаты конечно не лишены субъективности, но думаю, отражают реальное положение вещей. Дополнительное преломление оценке устройств дало то, что рядом устройств многие добровольцы постоянно пользуются в своей практике – а ряд устройств был увиден и опробован ими впервые.

Все добровольцы были взвешены в снаряжении. Наблюдается четкая корреляция между весом испытателя и оценкой им ряда параметров устройств. Это говорит о том, что при выборе спускового устройства и способа его эксплуатации – вес конкретного пользователя должен быть принят во внимание.
Для всех спусковых устройств инструментально измерялось абсолютное усилие натяжения входящей ветви веревки – фиксировалось усилие натяжения для начала спуска и для стабильного состояния спуска.

Список участников тестов, их опыт в промышленном альпинизме, вес и спусковое устройство, используемое каждым из них обычно:

Участник Стаж в промальпе, лет Спусковое устройство,
используемое обычно
Вес в снаряжении
Валл С.О. 23 GRI-GRI 58 кг
Фролов М. 10 ГD 62 кг
Демидов П. 13 STOP, RIG
67 кг
Разуваев А. 10 EDDY 74,5 кг
Еремеев В. 16 RIG 80 кг
Пименов В. 8 RIG 84 кг
Шлычков М. 24 RIG, «треугольник»
85 кг
Мухин К. 30 в спелео
«Решетка» 90 кг
Ахмедханов Т. 15 ГD 90 кг
Рудых А. 24 RIG, «треугольник» 112 кг


Сводная таблица оценивания спусковых устройств для промышленного альпинизма
при функциональных тестах

Для оценивания использовалось среднее арифметическое из баллов оценки устройств, указанных добровольцами-испытателями в заполненных ими анкетах.
Оценка производилась по 5 – бальной шкале, где 5 – наивысшая положительная оценка. Оценки для первых трех пунктов: очень значительное (1) – значительное (2) – удовлетворительное (3) – комфортное (4) – незначительное (5). Для последующих – аналогично школьной 5 – бальной оценочной системе.


Устройства
Критерии оценки
ANTHRON
DSD 30+25
EDDY = AXEL KONG INDY EVO PETZL RIG Climbing technology
SPARROW
TROLL ProALLP
Tech
«БАНДО-СТОП»
Серафимова
Промальп-БЕРКУТ
Орион-Альп 2012
Вес устройства, г:
Заявленный производителем 340 360 450 380 520 575 630
Фактический 340 360 390 540 600 410 630
Габариты, мм 190x80 125x70 200x60 175x70 180x85 150x95 270x75 220x90
Усилие удержания веревки рукой 4,92 4,08 3,92 4,44 4,6 4,91 4,05 4,5
Усилие натяжения веревки для начала спуска / стабильного спуска, для веревки
11 мм – 10 мм, измеренное, кг
5-6,75/
2,3-3,3
9,83-17,75
18,8-22
9 / 9
3,75-5,17/
1,5-1,0
5,0-6,5/
2,3-3,0
6,5-11,5/
3,5-6,5
13-12/
6-8
Усилие надавливания на рукоятку 4,5 4,27 3,08 4,22 4,54 4,0 3,7 3,19
Удобство работы с рукояткой 4,92 3,58 3,79 4,4 4,71 3,32 2,9 3,6
Плавность «троганья с места» 5,0 3,83 4,0 4,6 4,77 4,55 4,2 4,25
Выбирание веревки вверх 0 4,66 3,37 4,7 4,57 2,6 2,2 4,0
Стабильность плавность, прохождения по веревке 4,83 4,08 4,08 4,7 4,85 4,7 4,2 4,13
Важные замечания Совсем не идет вверх. неизвестна скорость износа. Опасно: для заправления веревки - устройство надо полностью отстегнуть! Чрезмерное усилие надавливания на ручку. «Антипаник» практически не работает. Есть большая статистика эксплуатации. Неизвестна надежность и скорость износа при эксплуатации. Сложная заправка веревки. Нет статистики эксплуатации. Управляется одной рукой. Опытный образец. Чрезмерное усилие на ручку. «Плюс» - крайне низкая цена. Есть большая статистика эксплуатации.


Выводы по устройствам

Если бы на Anthron DSD 30+25 можно было подниматься--он бы был безусловным лидером. Откинув критерий «выбирания веревки вверх», собственно для спуска – устройство остается самым комфортным и безопасным. Однако, у нас нет данных по его степени износостойкости. Очень заинтересовало всех новое устройство от Climbing Technology – SPARROW, заслужившее также самых высоких оценок. Для полноты картины не хватает статистики опыта практической эксплуатации – только исходя из которого можно будет судить о надежности конструкции и степени её износостойкости.

Возможно, незаслуженно невысоких оценок заслужил TROLL Pro ALLP Tech – но устройство действительно требует серьёзной тренировки и обучения перед использованием; обладает специфическими способами заправки веревки и подвески к обвязке. При этом оно на самом деле обладает уникальной способностью – позволяет так отрегулировать силу трения фрикционного механизма под любую конкретную веревку, что можно будет штатно спускаться вообще без участия рук. К сожалению, разочаровал новый INDY EVO Kong, у которого большинством испытателей отмечено чрезмерное усилие надавливания на ручку вплоть до болезненных ощущений, усугубляемых угловатой её конфигурацией; и низкое внутреннее трение при уже отжатой ручке – требующее удержания веревки со значительной силой. Возможно, для эксплуатации его требуются какие то очень специфические веревки или дополнительное обучение. Но пока мне непонятен факт сертификации его с нагрузкой 200 кг – если и с весом 1 человека усилие контроля веревки было одним из самых высоких из зарегистрированных.

Недавно получивший сертификацию EN 12841C – LORY, он же AXEL, он же EDDY – при всех его достоинствах (наличие антипаника, небольшой вес и габариты) обладает принципиальной опасной отрицательной чертой: для заправки в него веревки – его необходимо полностью отстегнуть от комплекта снаряжения. А это чревато возможностью уронить его. Другим «минусом» устройства является низкое внутреннее трение фрикционного механизма – в связи с чем требуется значительное усилие удержания веревки рукой.

Российский «Промальп-БЕРКУТ от компании Орион-Альп подтвердил в целом неплохие результаты, и своё твердое положение лидера из простых и надежных автоблокирующих устройств в дешевой ценовой категории. Модифицированное устройство позволило уменьшить нагрузку на ручку (хотя она и осталась значительной) и практически избежать свободного хода ручки и самого устройства при каждом шаге на подъёме. Многолетняя положительная статистика использования нескольких модификаций устройства также является серьёзным «плюсом» для него.

Экспериментальный опытный образец автоблокирующего спускового устройства, управляемого одной рукой, «БАНДО-стоп Серафимова» вызвал неоднозначную реакцию, во многом связанную с субъективно новой логистикой управления устройством, но в целом заслужил на удивление хорошие результаты.
Прогнозируемо уверенные результаты показал RIG Petzl. Несмотря на оценки – чуть выше среднего, – устройство обладает отличным от большинства других дополнительным критерием выбора: по нему имеется большая статистика по использованию, износу и наработке «на отказ». И в целом эта статистика – положительная. Кроме того, вес и габариты его – одни из самых минимальных. Характерным «минусом» устройства является кручение им веревки во время спуска.

Восьмерка — как правило первое спусковое устройство, которое осваивают альпинисты, она простая как топор и надежная как лом. Кроме того, восьмерку можно использовать и для страховки, и как кольцо, вобщем, на что хватит фантазии. О ней и поговорим.

Разновидности

Сейчас на рынке огромное множество разных по функциональности восьмерок, некоторые из этих спусковых устройств уже и не похожи на «8».

Все восьмерки можно разделить на две группы, с рогами и без них. Рогатая восьмерка удобна там, где нужно зависнуть и освободить обе руки, безрогие просто легче и считаются более спортивными.


Современные версии этого спускового устройства предлагают также и разные способы заправки в них веревки для разной скорости спуска и для понтов.


Есть разновидность восьмерок с прямоугольным большим отверстием, это нужно чтобы устранить перекрут веревки при спуске. Именно из-за сильного перекрута, восьмерки были запрещены для использования спелеологами при спуске.

Есть разновидность по имени «Девятка». Она имеет более прогрессивный способ блокировки, только не понятно, как безопасно им воспользоваться во время спуска. Ведь для этого нужно ослабить идущий к руке свободный конец веревки. Как?? Только если подтянуться одной рукой на веревке, выходящей вверх. Если знаете как ее безопасно блокировать, пишите в комментарии. Но, помимо новой схемы блокировки, эта «девятка» имеет и классические рога, хоть и короткие, но пользоваться ими можно. Думаю, она хорошо подойдет для промальпа, где нужны длительные зависания.

Есть восьмерка от Petzl со специальной накладкой, чтобы брать за нее руками при сильном нагреве. Это странно и непонятно. Объясню, при спуске, восьмерка нагревается настолько сильно, что может обжечь руку.. Но про веревку почему-то производитель не подумал, а ведь если переплавится она, то в лучшем случае висеть вам на страховке, а в худшем, думаю ясно.. Лично я при спуске контролирую нагрев, и если восьмерка для руки горячая, то немного снижаю темп.


Также есть восьмерка по имени «Лепесток», это интересная разновидность. Она очень компактная и имеет один рог и вырезы в верхней части для блокировки веревки.


Применение

Если говорить про спуск, то есть несколько способов заправить веревку в восьмерку.

Первый способ – через шейку восьмерки, без вщелкивания веревки в карабин. При этом способе, трение веревки выше, а значит и скорость спуска ниже. Кроме того, легче держать свободный конец веревки. Минус в том, что для такой заправки веревки нужно отщелкнуть восьмерку от карабина.

Второй способ — через карабин и большее отверстие восьмерки, при этом способе достигается наибольшая скорость спуска и наименьший перекрут веревки.


Есть еще один способ, но применять его не стоит никогда. Смотрите на фото ниже. Еще раз повторю, не применяйте этот способ, я говорю о нем только для того, чтоб вы знали, что он есть и что применять его нельзя. Это опасно для жизни, вы можете просто потерять веревку и продолжить почти свободный полет.


Другие способы требуют нестандартных конфигураций восьмерки, да и не нужны они особо.

Лучший способ спуска, это второй, он самый быстрый, нет риска потерять восьмерку и перекрут веревки минимален.

Рога восьмерки

Отдельно стоит упомянуть про использование рогов восьмерки. Они бывают с двух сторон (такую восьмерку называют «Инвар») и с одной. Нужны для блокировки веревки с целью зависания и освобождения обоих рук. Многие просто наматывают свободный конец веревки на рога, но это так же не безопасно. Правильно — после намотки, дополнительно перебросить свободный конец через ходовой, смотрите на фото.


Двойные рога можно использовать для блокировки при спуске на сдвоенной веревке и для спуска зигзагом.

Спуск зигзагом, это когда две веревки, удаленные друг от друга на 1-2 метра одновременно пропускаются через восьмерку с двойными рогами. При спуске, одна веревка блокируется рогом, а другая немного выпускается, потом веревки меняются. Этот способ спуска может быть полезен для промальпа.


Альтернативные способы использования восьмерки

Помимо использования восьмерки по ее прямому назначению, у нее есть еще и другие возможности. Например, восьмерку можно использовать вместо кольца. Если с двух сторон в нее вщелкнуть карабины, то она, в некоторых случаях, может заменить оттяжку. В паре с жумаром, восьмерка может быть использована и для подъема. Однако, для подьема, ее лучше заменить каким — либо схватывающим узлом. Именно восьмерку, из-за отсутствия на ней движущихся и чувствительных к удару частей, лучше всего крепить к веревке вместо груза для закидывания на ветку или еще куда-то. И конечно-же, восьмерку используют для страховки партнера, ведь при его срыве веревку будет достаточно просто удержать.

В течение многих веков люди поднимались на вершины и преодолевали перевалы в военных, религиозных, торговых и научных целях. Начиная с ХVIII века альпинизм в Европе начал развиваться как вид спорта, стали разрабатывать методы страховки и спуска при помощи верёвки. Наиболее простыми способами торможения верёвки для страховки были: через скальный выступ с петлёй из верёвки и карабина, на снегу — через поясницу, ледоруб. Но такие способы не подходили для крутых и отвесных склонов. А для спуска по крутым и сложным участкам применялся другой метод спуска: верёвку обматывали вокруг тела или заправляли в карабин, тем самым увеличивая её трение, благодаря которому можно было контролируемо спускаться.

В 1912 году немецкий альпинист Ганс Дюльфер впервые применил метод спуска по верёвке, сидя на ней без специальных спусковых приспособлений. Этот метод позволял спуститься значительно быстрее нежели спуск лазанием со страховкой через рельеф, но при этом причинял дискомфорт и требовал постоянного контроля. Поэтому в СССР обязательно подстраховывались схватывающим узлом (Прусик, Маршара т.п.). Сейчас дюльфером называют спуск по закреплённой верёвке с помощью страховочно-спусковых устройств.

В зависимости от того, как на теле человека расположена верёвка, соответствующим будет и торможение:

  • а — спуск спортивным гимнастическим способом (на склонах средней крутизны);
  • б — спуск на крутых склонах с подстраховкой схватывающим узлом;
  • в — спуск с торможением, способом Дюльфера (через бедро) с подстраховкой схватывающим узлом.

Для сбора такой системы желательно использовать карабины одинаковой формы, защёлки карабинов должны смотреть в разные стороны.

Плюсы:

  • собирается из подручных средств;
  • можно работать на одинарной и двойной верёвке;
  • не крутит верёвку;
  • работает с верёвками разных диаметров;
  • достаточно легко может быть заблокирована и разблокирована под
    нагрузкой одним человеком.

Минусы:

  • такая конструкция, особенно собранная при помощи молотка или ледоруба, требует постоянного контроля;
  • достаточно долго собирается и разбирается;
  • работает только в одном направлении — на спуск.

Узел UIAA (УИАА)

Показан один из способов вязки узла UIAA:

Узел UIAA — это самое простое, надёжное средство для спуска и страховки.

Плюсы:

  • для его использования нужен минимум снаряжения (страховочная система, карабин, желательно HMS, так как он для этого узла и разработан, и верёвка);
  • работает на верёвках любых диаметров;
  • быстро и просто собирается, разбирается;
  • легко блокируется и разблокируется под нагрузкой при необходимости остановки спуска. Для блокировки UIAA применяется узел Мунтера-мула — он позволяет без рывков развязать его под нагрузкой;
  • работает в обе стороны — при необходимости перейти от спуска к подъёму
    не требуется дополнительных манипуляций: узел легко переворачивается и
    переходит в положение верхней страховки.

Минусы:

  • быстро изнашивается верёвка и карабин. При спуске на мокрой верёвке, особенно там, где много песка, карабин «пропиливается» на несколько миллиметров за пару дюльферов;
  • крутит верёвку;
  • для оптимальной работы узла необходим большой грушевидный (HMS) карабин с муфтой. На карабинах другой формы узел работает хуже;
  • при спуске карабин нагревается, что может привести к оплавлению верёвки.

Страховочные устройства

Большинство происшествий в горах происходит не в момент штурма, а на спуске. Альпинисты теряли своих товарищей в простых, банальных ситуациях. Это и было толчком создания спусковых устройств.

С внедрением синтетических альпинистских верёвок были придуманы устройства, объединяющие в себе методы и функции страховочных и спусковых приспособлений, получившие название «страховочные устройства» (страховочно-спусковые устройства).

Страховочное устройство представляет собой конструкцию, закрепляемую с помощью соединительных элементов (карабинов) на страховочной системе или рельефе (на станции), через которую проходит страховочная верёвка, идущая от страхующего к лидеру. Также как сказано выше, эти устройства служат и для спуска по верёвке. В связи с этим часто их называют «спусковыми устройствами», «спусковухами». Необходимо помнить, что спусковые устройства, предназначенные только для спуска по верёвке (например «восьмёрка»), не могут быть использованы для страховки.

Страховочные устройства можно разделить на две большие группы:

1. Устройства с ручной блокировкой верёвки (EN 15151-2 «механические»).

В таких устройствах блокировка хода верёвки осуществляется за счёт трения верёвки об устройство и мускульной силы руки.

2. Устройства со вспомогательной блокировкой верёвки (EN 15151-1 «полуавтоматические»).

В таких устройствах первичная блокировка хода верёвки осуществляется с помощью механических или конструктивных деталей устройства, а затем — мускульной силы руки.

Как правило, для работы с современным страховочным устройством (за исключением полуавтоматических) потребуется HMS-карабин, то есть грушевидный. При этом пруток карабина должен быть достаточно толстым (примерно 10-12 мм), чтобы радиус перегиба верёвки был достаточно большим, а карабин должен быть выполнен из алюминиевого сплава или стали. Титановые карабины абсолютно непригодны для страховки из-за крайне низкой теплопроводности — разогревшийся от трения карабин может повредить верёвку.

Было придумано множество конструкций, некоторые из которых были удачными, но забытыми, а какие-то стали классическими. Дальше расскажем о самых известных из них.

Шайба Штихта

Шайба Штихта имеет две прорези для работы с одной или двумя верёвками. Работает на верёвках диаметром от 8 до 12 мм. При работе с верёвками небольших диаметров хорошо держит даже на обледенелой верёвке.

Свою родословную это устройство ведёт от звена обычной морской цепи (как вариант такого тормоза — карабинный тормоз). Фриц Штихт (Fritz Sticht) предложил использовать для торможения простейшую металлическую пластину со щелями.

Фото из группы Вконтакте " Библиотека Альпиниста"

Верёвка продевается в прорезь петлёй, в которую вщёлкивается карабин (или два — для сильного торможения). Торможение происходит за счёт трения верёвки о карабин и края прорези, а также зависит от угла охвата верёвкой Шайбы Штихта. В режиме сильного торможения (с двумя карабинами) Шайба Штихта превосходит степень торможения современных «стаканов» с клиновидными щелями, и становится незаменимой при работе на тонких верёвках.

Минусы — верёвка не фиксируется. При выстёгивании верёвки можно потерять шайбу, если не пристраховывать её отдельно. И ещё: нет разных вариантов заправки верёвки, т.е. нет возможности увеличивать или уменьшать трение без дополнительных карабинов или других приёмов. Также после нагрузки устройство «прилипает» к верёвке, что затрудняет её выдачу, поэтому к нему со временем приделали пружину. Позже, когда в конструкцию добавили страховочный тросик, необходимость в пружине отпала.

«Корзинка», «стакан», Reverso

Современные варианты страховочных устройств, работающие по принципу Шайбы Штихта, в обиходе имеют много названий: «корзинка», «стакан», «реверсо», «лукошко».

Reverso (Verso-вариант без дополнительных колец) — одно из самых популярных страховочных устройств фирмы , его название уже стало нарицательным для подобных устройств.

Устройства без подвижных элементов

Сейчас стали появляться страховочно-спусковые устройства, не имеющие механических подвижных элементов, но блокирующие верёвку при нагружении за счёт конструктивных особенностей.

  • авыдаём верёвку;
  • бвыбираем верёвку;
  • вустройство само блокируется, помогая остановить срыв. При этом необходимо обязательно нагружать свободный конец верёвки, выходящий из спускового устройства. Ни при каких обстоятельствах нельзя отпускать свободный конец верёвки!!!
  • гспуск с возможностью контролировать скорость спуска.

Плюсы

  • Устройство само блокируется при срыве, что позволяет подстраховать человека.
  • Очень простая конструкция.
  • Меньший вес по сравнению с «полуавтоматическими» устройствами.

Минусы

  • Работает с одной верёвкой, что не позволяет использовать его в альпинизме.

Mammut Smart 2.0 работает аналогично , плюсы и минусы те же.

Mammut Smart Alpine предназначен для двух верёвок с возможностью использования в режиме «автоблок». Это устройство подходит для использования, как в скалолазании, так и в альпинизме.

Плюсы

  • Возможно использовать в режиме «автоблок».
  • Нет механических деталей, что облегчает эксплуатацию.
  • Не подвержено паническим рефлексам при использовании.

«Восьмёрка»

Устройства типа «восьмёрка» разрабатывались для спуска. Благодаря конструктивным особенностям, таким как «рога» или прорези в самом устройстве, можно по-разному заправлять верёвку в устройство, что позволяет изменить коэффициент трения.

Минусы

  • Не подходят для страховки, т.к. при глубоком срыве недостаточно трения эффективного удержания.
  • Невозможно раздельно управлять двумя верёвками, т.к. верёвки проходят вместе.
  • Верёвка сильно перекручивается из-за наличия перегибов в нескольких плоскостях.

Классическое спусковое устройство типа «решётка» со съёмными перекладинами. Конструкция позволяет легко снимать и устанавливать их на верёвку, регулируя силу трения в зависимости от меняющихся условий (вес верёвки, пользователя и т.д.). Компактное и лёгкое устройство.

  • Благодаря съёмным перекладинам устройство легко устанавливается на верёвку.
  • Регулируется под необходимую нагрузку.
  • Устройство защищено от нагревания при трении для защиты верёвки.
  • Не перекручивает верёвку при спуске.

Полуавтоматические спусковые и страховочные устройства с функцией самоблокировки

Спусковые устройства разработаны для обеспечения контролируемого плавного спуска, а страховочные — для обеспечения как нижней, так и для верхней страховки, также они повышают безопасность страховки, помогая остановить падение.

Одним из первых полуавтоматических спусковых устройств стал Petzl Stop. Он ведёт историю от спускового устройства, придуманного для спелеологов Бруно Дресслером, производимого и позже доработанного Фернандом Петцелем (основателем Petzl), а впоследствии применяемого и в альпинизме.

Устройство представляло собой стальную пластину, согнутую посередине, и закреплённые неподвижно внутри два валика. Заправленная в устройство верёвка изгибалась в форме буквы S, и трение, создаваемое в устройстве, позволяло контролировать скорость спуска, а также останавливаться простым натяжением одной рукой свободного конца верёвки, выходившего из устройства. Оно позволяло спускаться по верёвке (закреплённой внизу или в промежуточной точке), не скручивая её, что было особенно актуально для спелеологов. Не боялось грязи.

Современная версия этого устройства имеет уже две независимые друг от друга алюминиевые пластины. С прорезью у верхнего валика и специальной пластиковой клипсой в отверстии для крепления карабина к страховочной системе, что позволяет открывать устройство и быстро заправлять / извлекать верёвку. Также два неподвижных стальных валика можно по мере износа заменить на новые. Это значительно повышает ресурс устройства, т.к. спелеологи почти всегда работают с грязной и мокрой верёвкой, которая очень быстро протирает устройства, особенно алюминиевые.

на сегодняшний день — одно из самых популярных устройств среди спелеологов. Основные конструктивные элементы у него такие же, как у но он имеет подвижный несимметричный нижний валик, слитый с рукоятью. Благодаря этому, если отпустить рукоять во время спуска, валик (кулачок) перекашивается и прижимает верёвку к верхнему валику, тем самым останавливая спуск.

Плюсы :

  • Не крутит верёвку.
  • Сменные валики, что повышает ресурс устройства.
  • Контроль спуска.
  • Верёвка заправляется, не оттягивая устройство со страховочной системы.
  • При отпускании рукояти останавливает спуск, но есть возможность отключить этот режим с помощью карабина.

  • Можно при помощи верёвочного зажима или схватывающего узла подняться по верёвке.

Минусы

  • Для спортивного альпинизма на сегодняшний день тяжёлое и громоздкое.
  • Травит верёвку (поэтому, если нужно зависнуть во время спуска и отпустить, свободный конец нужно заблокировать узлом).

.

Также одно из первых полуавтоматических страховочных устройств, созданное Petzl в 1992 году. Оно было очень компактным и имело подвижный кулачок, который при нагрузке (при срыве или рывке) захватывал верёвку, увеличивая степень блокировки до полной остановки проскальзывания верёвки.

Для разблокировки устройства имелась рукоять. Нажав на неё, перекинув выходящую верёвку и прижав её к специальной щёчке (которая создавала дополнительное трение), можно было плавно приступить к спуску. На спуске контроль скорости осуществлялся рукой, удерживающей свободный конец верёвки.

Несмотря на автоматическую блокировку, нельзя было отпускать свободный конец верёвки, т.е. могла сложиться ситуация, когда кулачок не блокировался, и для помощи нужно было натянуть свободный конец верёвки. Например, это могло произойти из-за большого трения верёвки в оттяжках / об рельеф / из-за плавного соскальзывания по наклонной поверхности.

Подобная конструкция и техника работы с устройством осталась и на последующих моделях устройства.

Важно: устройство требует ознакомления с инструкцией и практики!

Плюсы

  • При рывке блокируются, что позволяет почти не прилагать усилия для остановки падения (более лёгкий страхующий может комфортно страховать тяжёлого лидера).
  • С помощью этого устройства и верёвочного зажима (жумара) или схватывающего узла можно очень эффективно подниматься на небольшое расстояние по верёвке в безопорном пространстве.

Минусы

  • Нет возможности работать с двумя верёвками.
  • Устройство конструктивно подвержено паническим рефлексам. Они проявляются, когда при спуске страхующий слишком сильно нажимает на рычаг — скорость спуска резко возрастает, и человек рефлекторно ещё сильнее давит рычаг на себя, полностью убирая блокировку устройству. Конструктивно это устранили только на последней модели GRIGRI +. Панический рефлекс можно устранить путём правильного использования устройства: перед началом спуска перекинуть верёвку через щёчку, увеличив трение, а на рукоять надавливать не всей ладонью, а несколькими пальцами.

  • Также при страховке, чтобы быстро выдать верёвку и не нарушать правило постоянного контроля, свободный конец верёвки нужно удерживать таким образом, чтобы свободный конец был в ладони, и большим пальцам правой руки нажимать на блокировочный кулачок.

Современное GRIGRI 2 — это компактное и ультралёгкое полуавтоматическое устройство, разработанное для комфортной работы на более тонких верёвках, с одинарными верёвками диаметром от 8,9 до 11 мм (идеально для верёвок от 9,4 до 10,3 мм). Всего 170 г, на 25 % меньше и на 20 % легче предыдущей версии GRIGRI.

Минусы и плюсы те же, что и у предыдущей модели.

GRIGRI + — это последняя версия в семействе одного из самых популярных страхующих устройств, имеющая переключение между верхней и нижней страховкой и функцию антипаники, что позволило исключить минусы предыдущих моделей.

.

Устройства Кашевника

Из-за отсутствия в продаже специальных устройств энтузиасты в СССР вытачивали спусковые устройства кустарно. Одним из таких умельцев был Борис Лазаревич Кашевник, автор целого ряда приспособлений для спуска по верёвке и страховки, например, «Букашки-3».

а — закладка одной верёвки для страховки и спуска; б — закладка двух верёвок для страховки и спуска; в — максимальное расстояние от карабина до корпуса пластины (усилие торможения меньше); г — минимальное расстояние от карабина до корпуса пластины (усилие торможения больше); д — фиксация верёвки; е — использование устройства в качестве амортизатора.

Наличие круглого и овального отверстий позволяет менять расстояние от карабина до пластины и тем самым выбирать оптимальную силу торможения в зависимости от конкретных условий.

Сертификация и маркировка спусковых и страховочных устройств

В СССР многое снаряжение создавалось кустарно. Было придумано множество действительно удачных приспособлений, однако они нередко приводили к травмам, потому что изготавливались из подручных материалов, не прошедших должной обработки, а испытания зачастую проводились теми же энтузиастами «в полевых условиях».

Для современного снаряжения разработаны нормы и стандарты, в которых прописаны технические требования к минимальной разрушающей нагрузке, используемым материалам, методам испытаний спусковых устройств, маркировке, типу устройств.

В России спусковые и страховочно-спусковые устройства не входят в «Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации», нет технического регламента (стандарта для «СПОРТИВНЫХ» устройств), поэтому все пользуются европейскими стандартами EN 15151-1 и EN 15151-2.

Стандарты EN 15151-1 и EN 15151-2

Стандарт EN 15151-2: устройства с ручной блокировкой верёвки

  • Тип 1 : для спуска без функции регулировки трения.
  • Тип 2 : для страховки и спуска без функции регулировки трения.
  • Тип 3 : для спуска с функцией регулировки трения.
  • Тип 4 : для страховки и спуска с функцией регулировки трения.

Стандарт EN 15151-1: со вспомогательной блокировкой верёвки

  • Тип 5 : для спуска со вспомогательной блокировкой верёвки («полуавтоматические»), без элемента блокировки в случае паники («антипаника»).
  • Тип 6 : для страховки и спуска со вспомогательной блокировкой верёвки («полуавтоматические»), без элемента блокировки в случае паники («антипаника»). Например, .
  • Тип 7 : для спуска с элементом блокировки в случае паники («антипаника»).
  • Тип 8 : для страховки и спуска с элементом блокировки в случае паники («антипаника»). Например, .

Для промышленных устройств, применяемых в работах на высоте или спасательных операциях, существуют свои стандарты. Стандарты, разработанные для техники верёвочного доступа для спусковых устройств, называются EN 341 «Индивидуальные средства защиты от падения с высоты. Устройства для спуска» и EN12841 «Устройства позиционирования на канатах». Такие устройства могут применяться в качестве компонентов в позиционирующих и удерживающих системах.

Маркировка

  1. Производитель.
  2. Название устройства.
  3. Направление установки верёвки:
  1. Рабочий конец верёвки.
  2. Свободный конец верёвки.
  1. Соответствующий стандарт.
  2. Этикетка качества UIAA (Международного союза альпинистских ассоциаций).
  3. Допустимые типы и диаметры верёвки.
  4. Серийный номер: номер партии продукции и год изготовления (на картинке расшифровка номера фирмы Petzl, у каждого бренда в паспорте к изделию указано, как расшифровывается серийный номер).

  1. Необходимо ознакомиться с инструкцией перед использованием.
  2. Организация, осуществляющая контроль за производством.

Последовательность, в которой указываются сведения, у каждого бренда своя.