Упражнения и техника выполнения шаолиньских монахов. Шаолинь – история, путь и философия, секрет способностей монахов гимнастика монахов Шаолиня

Если речь заходит о монастыре Шаолинь, то в голове почти каждого человека возникает один образ - шаолиньское кунфу. Даже в средствах массовой информации о Шаолине пишут прежде всего как о месте, где живет братия, виртуозно владеющая мастерством ведения боя, как о таинственном месте, полном секретов боевых искусств.

В 80-е годы, когда по кинотеатрам мира прошел фильм «Монастырь Шаолинь», за воротами Шаолиня чуть ли не ежедневно можно было видеть стоящих на коленях мальчишек, мечтавших поступить в послушники. Выступления же по миру шаолиньских монахов-мастеров привели в ряды поклонников кунфу и немало иностранцев. Так почему же Шаолиню придает блеск прежде всего не учение чань, а его боевые искусства, дошедшие до нас через 1500 лет и прославившие этот монастырь по всему миру?

«РУКА АРХАТА»

Родоначальником шаолиньской школы считают (Бодхидхарму), индийского монаха, который проповедовал в монастыре Шаолинь учение чань. Целыми днями неподвижно сидел он в созерцании лицом к стене. Тело сковывало, одолевал сон. К тому же монастырь находился далеко в горах, в лесных дебрях, где водились звери, поэтому для того, чтобы отогнать сон, уберечь себя от хищников и защитить в нужную минуту сам монастырь, нужно было закалять тело. Именно поэтому Дамо придумал «приемы движения тела». Кроме того, в целях самообороны он разработал несколько упражнений с цепью, палкой и мечом, которые были унаследованы потомками и названы соответственно «цепь Дамо». «палка Дамо» и «меч Дамо».

Позже новые стили, имитирующие полет и прыжки птиц, зверей, насекомых, совершенствовали и развивали «приемы движения тела». Все это и созданный Дамо комплекс «рука архата», сочетавший воедино состояние движения и покоя, и стало основой, из которой впоследствии постепенно сформировалось ушу. Оно вобрало в себя свыше ста комплексов и стало называться «шаолиньским кунфу».

Следы тренировок, оставленные пальцами монахов на стволе тысячелетнего дерева

Об истоках этого искусства есть и другая версия. Когда монастырь Шаолинь еще только строился, его монахи уже занимались боевыми единоборствами. К VII веку, в период династий Суй и Тан, императоры одарили Шаолинь обширными землями и прочим богатством. В годы же смены династии Тан на династию Суй, когда Китай переживал смутные времена, находящийся глубоко в горах монастырь Шаолинь часто подвергался нападениям местных бандитов. Тогдашние монахи занимались боевыми искусствами не только ради закалки тела, но и для элементарной защиты собственной жизни и имущества своего монастыря. После того как 13 монахов Шаолиня, вооруженных только палками, спасли императора династии Тан Ли Шиминя, слава этого монастыря разнеслась далеко за его пределы, благодаря чему шаолиньское кунфу постепенно превратилось в первую в Поднебесной школу боевого мастерства.

В мире ушу известно такое выражение - «лучшее кунфу Поднебесной пришло из Шаолиня». А как же иначе? Ведь монастырь Шаолинь за 1500-летнюю историю своего существования неизменно оставался перед миром открытым не только как центр чань-буддизма, но и как лучшая школа боевого мастерства ушу, которая не только заимствовала множество народных приемов и стилей, но одновременно с этим всегда принимала в свои ряды учеников из мирян. Предание гласит, что первый император Сунской династии Чжао Куанъинь был именно таким учеником в храме Шаолинь. Поэтому неудивительно, что шаолиньское ушу получило широкое распространение в народе.

Показательно и то, что выходцы из Шаолиня основывали другие монастыри. Начиная с VII века, появились десять подчиненных Шаолиню монастырей - в горах Цзюляньшань провинции Фуцзянь, в Хэрине, ныне на территории Монголии, в Тяныгзине, Чанъанс и Лояне, и еще пять его монастырей - в горах Ляньхуашань провинции Шаньдун, в Бафаныпэ Тайваня, в горах Эмэйшань провинции Сычуань и др. Таким образом, шаолиньское кунфу распространилось по стране. Истоки множества школ имеют прямое отношение к Шаолиню. Так, две другие большие школы китайского ушу - удан и эмэй, по преданию, также имеют свои корни в Шаолине.

Постепенно боевые искусства ушу и философия чань-буддизма органически слились воедино; шаолиньское ушу как бы растворилось в учении чань. Именно в этом существенное отличие шаолиньского ушу от других направлений единоборств, и секрет того, что шаолиньское кунфу смогло сохраниться до наших дней.

БОРЬБА И ВЕРА

Кто побывал в монастыре Шаолинь, тот вряд ли забудет увиденный там громаднейший котел диаметром 1,68 метра, который могут разом обхватить только три взрослых человека. Тем не менее, это самый маленький в истории монастыря железный котел для приготовления пищи, его возраст - 400 лет. Вес его 1300 кг. В те времена вверху над котлом горизонтально была укреплена перекладина, и, для того, что бы приготовить пищу, повару-монаху приходилось подпрыгивать вверх, ногами цепляться за перекладину и, повиснув на ней вниз головой, лопатой помешивать в котле пищу. Вот такая тренировка! Естественно, для того, чтобы проделывать такие трюки, от монаха требовалось мастерское владение телом. Не зря говорят, что на кухню Шаолиня допускались лишь многоопытные мастера. Кстати, Шаолинь сохранил немало преданий, связанных с кухней. На это настоятель храма Ши Юнсинь объяснил, что чань-буддизм не отделяет пищу и размышление, физическое движение и покой. Во всем - радость, во всем - гармония.

И хотя занятие медитацией ставится на первое место, а тренировки в силе, ловкости и прочем - на второе, монахи признались, что лишь занятиями ушу добиваются того, чтобы усмирить свой норов, успокоить сердце, выбросить из головы посторонние мысли и привести себя в состояние покоя и равновесия, а одновременно с этим закалить тело в целях самозащиты и охраны храма. Различные комплексы шаолиньского кунфу, за исключением отдельных, имеют в среднем по 36 упражнений, которые помогают человеку сконцентрироваться, снять психическое напряжение, выбросить все посторонние мысли и привести себя из состояния хаоса в состояние покоя.

Само слово «кунфу» является специальным термином в учении чань и означает «результат упорных занятий в духе чань». Так, например, «пребывание в созерцании» называют «занятием кунфу», а «занятие кунфу» преследует цель «прозреть и стать Буддой», «превзойти обыкновенного и стать мудрым», то есть полностью изменить свою сущность.

В противовес ошибочному мнению, в учении чань не уделяется чрезмерно много внимания боевым искусствам, за основу практики всегда берется медитация, позволяющая погасить порывы к превосходству над другими и оторваться от мирских заблуждений. Поэтому монахи Шаолиня привыкли заниматься упражнениями, когда «настроение ровное, как гладь воды, и душу ничто не тревожит». И в том, что шаолиньские монахи в овладении боевыми искусствами достигали высокого совершенства, немалая заслуга именно учения чань. Каждое движение и каждый прием в шаолиньском кунфу содержит смысл нападения и защиты. В буддизме это отражено в идее «я наношу удар и непременно получаю удар в ответ, ведь за все воздается. В этом нет сомнения».

Буддизм учит не только добиваться самосовершенства, но и призывает к спасению всех живых существ. Бороться со злом - значит делать добро. Поэтому рациональное использование шаолиньского кунфу также необходимо для совершенствования. Однако кунфу может и помочь человеку, и ранить его, отсюда мысль - кунфу должно находиться под постоянным контролем буддийского учения, которое призвано погасить в человеке жестокость, чтобы в его душе всегда сохранялись добро и сострадание к другим. В монастыре Шаолинь этом смысле существуют строгие запреты. Начиная от учеников до отцов-настоятелей - для всех незыблем запрет убивать живое.

ВИРТУОЗЫ КУНФУ

За 1500 лет истории монастыря разработано 708 комплексов упражнений кунфу, причем комплексов упражнений с оружием и без него было 552. Остальные 156 относились к особой категории и пестрели самыми разными названия - «схватить и удержать», «бой-поединок», «сжаться в теле», «нажать на точку» и т.д. До наших дней сохранилось 545 комплексов упражнений, свыше 200 из них подходят для демонстрации и обучения.

Кроме общераспространенных приемов, в Шаолине есть немало старейших уникальных приемов, не ведомых иностранцам. Именно эти секретные методы снискали Шаолиню такую таинственность. Самый ранний из них - нэйгун» («внутренний»), то есть «созерцание внутреннего бытия», отражающий сокровенную суть шаолиньского учения чань, а также основа всех других «уникальных приемов».

Весьма интересна шаолиньская дыхательная гимнастика цигун, который делится на внутренний и внешний. Внутренний цигун можно охарактеризовать так: регулирование дыхания с помощью вдоха и выдоха помогает кровообращению и прочищению каналов, что, в свою очередь, оздоровляет организм и придает легкость телу. Внешний же, или твердый, цигун заключается в том, чтобы с помощью контроля дыхания сосредоточить внутреннюю энергию «ци» в определенной части тела, чтобы в этом месте как бы сконцентрировать сверхсилу. К нему относятся такие известные трюки, как «железная рубаха», «железная голова», «каменный живот», «огонь», «железная ладонь в песке»... - одни только названия говорят сами за себя. Однако самым непревзойденным шаолиньским чудом считается комплекс упражнений «тунцзыгун» («младенец»). Овладевший им человек имеет «убеленную сединой голову и молодое, как у младенца, тело».

«Тело его порой мягкое, как вата, порой легкое, как ласточка, и порой твердое, как камень». Наиболее известные упражнения - «спящий архат» и «два пальца». Многие приемы кунфу, такие как «Шаолиньская палка», «меч Дамо», «железная рубаха» и другие давно уже знакомы миру по художественной литературе и кинофильмам. Однако овладеть ими дано далеко не каждому.

Прежде всего нужно пройти экзамен признания ученика. Дело в том, что традиционный метод обучения проводится главным образом путем устной передачи учителем необходимых знаний. Лишь получив признание со стороны учителя, сможешь официально стать учеником Шаолиня. Причем овладение шаолиньским кунфу является частью буддийского воспитания. Помимо умения неустанно тренироваться нужно еще иметь некий дар мудрости и просветления. Так что обладая только хорошим телом, не обязательно станешь искусным мастером.

В период расцвета монастырь сосредоточил в своих стенах самых лучших мастеров боевых искусств. В те времена поступающим в Шаолинь ученикам нужно было пройти испытание - за три года освоить один уникальный прием. Огромная часть охотников, естественно, отступала перед такой задачей, и за три года из тысячи оставалось лишь человек 15, выдержавших экзамен. Отсюда можно видеть, какой строгий отбор существовал в монастыре. Немногим счастливчикам предстояло пройти суровую школу. «В одежде, пище, быте и поступках - во всем ставилась цель совершенствования, а оно в свою очередь было необходимо для овладения боевыми искусствами». В храме и по сегодня сохранились следы длительных неутомимых тренировок. На территории Шаолиня есть дерево гинкго, которому 1507 лет. Оно растет в одиночку, поэтому только цветет, но не дает плодов, почему люди называют его деревом-отшельником. Подойдя к нему поближе, можно увидеть на его стволе множество ямочек - следов тренировок, оставленных пальцами монахов. А в «Зале тысячи будд» посетители могут насчитать 48 глубоких отпечатков ступней ног, которые продавили ученики за полторы тысячи лет. По сегодняшний день сохранился комплекс упражнений с палкой, называемый «Горящая палка». А в фильме «Монастырь Шаолинь» зритель вряд ли забудет сцены с монахами, несущими на коромыслах наполненные водой ведра с острым дном? Почему с острым? Чтобы монахи не могли на полдороге сделать передышку, поставив ведра с водой на землю. Так они тренировали силу рук и выдержку.

Шаолиньским монахам известно выражение - «биться с лежачего быка». Это значит, что монахи могли упражняться на маленьком кусочке земли, которое было не больше размера лежачего быка. Однако в настоящее время после 9 часов утра храм Шаолинь становится местом такого столпотворения туристов, что этот вид упражнения монахам приходится практиковать и сегодня.

Однако за идущих по пути Будды можно не волноваться, они всегда найдут способы для своих тренировок. Каждое утро, спозаранку, когда еще нет и шести часов, уже позавтракавшие монахи собираются перед воротами, готовые к пробежке. Их маршрут лежит к «пещере Дамо», что за горой. Чтобы добраться до нее, простому туристу, пожалуй, потребуется затратить не менее часа. Для монахов же это - совсем пустяковое дело. Чтобы подняться наверх и быстро спуститься с горы на руках, у них не уходит и двадцати минут.

Спустившись, они спешат на утренние практики, к которым зовет звон колокола. К шести часам, будь то свободные площадки за храмом или лесные чащобы поблизости, - все кругом оживает: монахи начинают свои тренировки с ножами, палками, мечами... - перед глазами все вертится, кружится, трудно остановить на чем-то свой глаз. Только выхватываешь из этого вращения лица совсем юных учеников, 4-5-летних мальчишек.

искусство Шаолиня

Альтернативные описания

Вид борьбы с характерными очень низкими ударами ногами на уровне колена

Вид восточного единоборства

Китайская гимнастика, искусство

Традиционная китайская система совершенствования личности, включающая физич. упражнения и приемы боя с оружием и без него

Традиционный китайский вид спорта

Система самосовершенствования человека, включающая его оздоровление и самозащиту

Боевая зарядка китайцев

Воинское искусство Китая

Китайская гимнастика

Именно его «внешние» стили базируются на развитии физических качеств, а «внутренние» - на выжидании и использовании жизненной силы ци

Это китайское слово состоит из двух иероглифов, и традиционно переводится как «воинское искусство»

Традиционная китайская система совершенствования личности, включающая физические упражнения и приемы боя с оружием и без него

Китайская борьба

Китайский вид спорта

Восточное единоборство

Гимнастика монахов Шаолиня

Гимнастика

Религиозно-боевое китайское искусство

Разминка по-китайски

Зарядка китайцев

Гимнастика из Поднебесной

У японца айкидо, а что у китайца?

Китайский аналог японского айкидо

Единоборство

Утрення зарядка родом из Китая

Дисциплина в Шаолине

Китайское боевое искусство

Борьба из Китая

Гимнастика китайца

Утренняя зарядка родом из Китая

Китайские воинские искусства

Традиционные китайские воинские искусства

Должно быть всем, кто когда-либо интересовался, что такое боевые искусства востока , знакомо словосочетание «боевые искусства Шаолиня ». Школа, практикуемая в знаменитом китайском монастыре, неоднократно воспета кинематографистами Китая, Кореи, США. Такая популяризация привела к появлению постоянно растущего интереса европейцев и американцев к загадочным боевым искусствам Шаолиня и вообще востока.

И это неудивительно. Способности монахов Шаолиня будоражат сознание. вызывают самые противоречивые чувства: от восхищения до вполне объяснимой зависти.


"Звериные" стили Шаолиня

Родоначальником боевых искусств Шаолиня считают индийского монаха Бодхидхарма Дамо. Согласно легенде, он создал первичные комплексы упражнений для местных монахов, развивающие силу и выносливость, чтобы те могли полноценно исполнять свои обязанности, предписанные религией и правилами монастыря. И лишь позднее эти комплексы постепенно развились в то, что теперь принято называть «боевые искусства Шаолиня».

Как гласит еще одна легенда - стили боевых искусств Шаолиня основаны на созерцаниях и наблюдениях монахами повадок диких животных, обитавших в окрестностях монастыря. Скрупулёзно собранные воедино комплексы упражнений, имитирующих движения богомола или обезьяны впоследствии положили начало первым школам боевых искусств.

Считается, что существует пять древнейших стилей: тигр, змея, журавль, богомол, обезьяна. Тигр характерен хорошей силовой подготовкой, мощными ударами и передвижениями по прямой, низкими стойками. Богомол хорош скоростью и работой на точность ударов. Обезьяна, змея, журавль тоже имеют свои особенности, якобы присущие тотему-покровителю стиля.

Сейчас уже нельзя определить, что из легенд соответствует действительности, а что просто показалось более красивым, запоминающимся и привлекательным. Однако нельзя отрицать, что все вышеупомянутые стили развивались, менялись, преобразовывались в новые . С течением времени информация и сами мастера, представители различных школ распространились на Окинаву, в Корею, Японию, возникли окинава-тэ, тэнг су до, каратэ-до.

На сегодняшний день в Китае существует монастырь Шаолинь, открытый для туристов, где им готовы продемонстрировать боевые искусства Шаолиня. Существуют труппы, гастролирующие по миру с программами, основанными на старых традициях, но адаптированными для современного зрителя. Снято и продолжает сниматься множество фильмов по этой теме. Однако хочется надеяться, что все-таки сохранились именно боевые искусства Шаолиня, проверенные веками практики защиты справедливости, как гласят принципы Шаолиня.

Древний монастырь Шаолинь – настоящая икона мира боевых искусств. Буддистская философия широко распространилась по западному миру благодаря современному кинематографу: начиная Брюсом Ли и заканчивая Кунг-фу Пандой, восток проникает в наши сердца с широких экранов. Однако, несмотря на то, что боевые искусства Шаолиня прочно укоренились в современной культуре, большинство из нас знает на удивление мало об этом феномене.

10. Шаолинь был основан индийцем

Монастырь Шаолинь кажется столь неотъемлемой частью китайской культуры, что многие удивляются, узнав, что его основателем был вовсе не китаец. Основателем Шаолиня был странствующий буддийский монах из Индии по имени Батуо или Буддхабхадра. Он появился в имерии Северная Вэй в 464 году нашей эры и проповедовал там несколько десятков лет, прежде чем император Сяовэн приказал построить для него монастырь Шаолинь на горе Сун (нынешняя провинция Хэнань). Старец стал первым настоятелем этого монастыря. К сожалению, у нас мало исторических свидетельств того времени, но по тем из них, что попали в руки историков, было сделано заключение, что монастырь в те времена служил центром перевода буддийских текстов на китайский язык. Во главе с Батуо, монахи следовали уставу буддийской школы Хинаяна, но поскольку даже монахам было достаточно трудно следовать этому пути, монастырь долгое время оставался относительно небольшим. Только с приходом Бодхидхармы, другого буддийского монаха, монастырь отказался от пути Хинаяна и заменил его дзэн-буддизмом, которому монахи Шаолиня следуют и по сей день.

9. Это не единственный орден монахов-воинов


Вопреки распространенному мнению, Шаолинь не единственный орден монахов-воинов. Более того, это даже не первый по счету монастырь, где обучались боевые монахи. За столетие до того, как был основан Шаолинь, многие китайские монастыри уже располагали своими запасами оружия и практиковали боевые искусства. Сам же Шаолинь был построен в качестве мирного обучающего центра. По легенде, лишь с приходом Бодхидхармы в 5-6 веках нашей эры, монахи Шаолиня начали практиковать боевые искусства. Первые же реальные записи, свидетельствующие о практике боевых искусств в Шаолине, датируются 14-м веком. В самом деле, в мире не было недостатка в религиозных орденах, практикующих обучение боевым искусствам. В Индии, к примеру, Нага Садху была одной из самых хорошо вооруженных и воинственных сект во всей стране. Преданные Шиве воины Садху хорошо знакомы современным туристам, как индуистские святые в набедренных повязках со спутанными волосами, но в эпоху Великих Моголов они были в числе самых опасных бойцов Азии, вооруженные вселяющими ужас заточенными железными щипцами. Корейские буддийские монахи монастыря Бул Кио Му Суль также занимались изучением боевых искусств, и даже призывались одно время на защиту страны во время чрезвычайных ситуаций. В Японии монахи-воины Сохэй когда-то контролировали крупные территории, веря в путь к спасению посредством священной войны. Даже в Тибете насчитывалось несколько братств монахов-воинов под командованием Далай-ламы.

8. Кунг-фу пошло не от Шаолиня


В Китае часто можно услышать, что все боевые искусства пошли от Шаолиня, но на самом деле это не так. Несколько столетий после основания монастыря, это было мирное сообщество, без малейших признаков изучения боевых искусств. Монахи действительно участвовали в боях, которые помогли прийти к власти династии Тан (618-907 годы нашей эры), но и это не доказывает тот факт, что они разработали особые методы ведения боя. Историки полагают, что во время боевых действий монахи просто пользовались оружием, предоставленным им династией Тан, и были не более опытны в боевых искусствах, чем обычные солдаты. В то время, как самые первые упоминания о боевых искусствах, практикуемых в монастыре Шаолинь, датируются 14-м веком, другие ордена монахов начали усердно заниматься изучением боевых искусств и боям на палках уже в 12-м веке. Возникновение первых упоминаний о рукопашном бою в Шаолине датируется 16-м веком, тем временем история кунг-фу началась задолго до этого времени, не говоря уж о том, что первые упоминания об этом искусстве восходят к временам, когда монастырь Шаолинь еще даже не был основан. Записи Чуньцю, которые были сделаны около 800-500 годов до нашей эры, ссылаются на «жесткие» и «мягкие» техники ведения рукопашного боя – именно эти две техники легли в основу современного кунг-фу. Во время правления династии Мун (1368-1644 года нашей эры), когда Шаолинь только начал ассоциироваться с совершенными боевыми искусствами, кунг-фу уже был известен во всем Китае.

7. Шаолинь помог королевской династии прийти к власти


Начало становления могущества Шаолиня пустило корни в конце правления династии Суй (581-618 года нашей эры). Династия Суй объединила Китай, но серия народных восстаний и последующее убийство императора привело к их скорому свержению. После этих печальных событий несколько благородных домов начали соперничать в борьбе за контролем над разваливающейся на глазах империей. Одним из претендентов на престол был Ван Шичонг, бывший генерал при династии Суй, успевший уже захватить провинцию Чжэн. Чтобы укрепить свою власть над древней столицей Лоян, Ван Шичонг соорудил сигнальную башню и оасположил военный лагерь на горе Хуаньюан – участке земли, который был подарен монастырю Шаолинь императором Вэнь-ди династии Суй. Опасаясь, что монахи будут бунтовать, он послал армию к стенам монастыря, приказав осадить его. Чтобы оказать должное сопротивление, монахи поклялись в верности его сопернику – Ли Юаню, который, в конце концов, и стал основателем династии Тан. Ли Юань отправил своего сына Ли Шимина на помощь монахам. При помощи монахов Ли Шимин смог разбить армию Ван Шичонга, освободил Лоян и вынудил захватчика сдаться. После этой победы династия Тан заняла правящее положение в Китае, которое удерживала до 907 года. Роль, которую сыграли монахи Шаолиня в этой войне, обеспечила им долгие годы почета и уважения.

6. Мифическое происхождение чая


Любимый напиток всего Китая окружает множество мифов и легенд, относящихся к его возникновению. Один из мифов о чае восходит еще к временам правления династии Тан. Это довольно жуткая история о невероятной религиозной преданности и нескольких отрубленных частях тела. Согласно легенде, спустя столетие после основания монастыря Шаолинь, один набожный монах по имени Бодхидхарма предпринял долгое и опасное путешествие из родной Индии в Китай, надеясь там распространять свое учение. Пройдя через весь Китай, он, наконец-то, добрался до храма Шаолинь, и решил остаться отдохнуть в пещере неподалеку от него. Девять лет он медитировал в этой пещере, прислонившись спиной к холодной каменной стене, без еды и воды, сидя с широко раскрытыми глазами. Спустя некоторое время он решил повторить этот подвиг, но на этот раз задремал посреди медитации. Возмутившись своей недисциплинированности, в наказание он отрезал себе веки, чтобы никогда больше не поддаваться сладкому соблазну сна. К его удивлению, на том месте, куда упали его веки, выросло растение, листья которого обладали свойством, помогающим оставаться бодрым и не засыпать. Таким образом, на свет появился чайный куст. Считается, что именно поэтому сухие чайные листья так напоминают увядшие веки.

5. Шаолиньский вервольф


Согласно легенде, во второй половине 19-го века жил человек по имени Тай Джин, которого прозвали Шаолиньским оборотнем. Джин страдал гипертрихозом и был известен на всю округу благодаря своему покрытому волосами телу, но не только это придало ему такую известность – он был лучшим бойцом во всем Китае. Шаолиньский обротень родился в суеверной китайской семье, где его посчитали демоном. Полагая, что он навлечет на семью несчастья, мальчика завернули в пеленки и оставили умирать в ближайшем лесу. К счастью, проходящие в то время мимо монахи Шаолиня услышали крики мальчика и сжалились над ним, забрав с собой в храм Шаолинь, расположенный в провинции Фуцзянь. Монахи пытались найти семью, готовую усыновить Тай Джина, но никто не желал брать покрытого волосами ребенка. В конце концов, монахам ничего не осталось, как вырастить мальчика самим. В храме мальчик учился боевым искусствам у монахов, и в отличие от других, посвящающих всю жизнь лишь одному виду единоборств, мальчик решил выучить их все. Говорят, что мальчик освоил более 200 приемов «пустой руки» и мог использовать в бою более сотни видов оружия. Более того, он обучился печально известному приему Дим Мак под названием «смертельное прикосновение». Кроме того, многие считают, что Тай Джин обладал сверхчеловеческими органами чувств. Широко известна история, рассказывающая следующее: когда Джин пошел на встречу с 12-ю мастерами Шаолиня, вместо положенного приветствия, мальчик метнул нож в крышу. К удивлению и шоку всех присутствующих, сверху упал прятавшийся на крыше убийца. Кинжал торчал из его груди. Когда Джина спросили, как он узнал, что там был убийца, мальчик ответил, что когда он вошел в комнату, он услышал дыхание 13 человек, а не 12. К сожалению, не сохранилось никаких официальных свидетельств того, что Тай Джин был связан с Шаолинем и что он вообще существовал. В любом случае, эта легенда продолжает вдохновлять мастеров боевых искусств и по сей день.

4. Божество Шаолиня


Богоподобное существо, которое монахи Шаолиня особенно уважают и почитают как покровителя и святого, чаще всего упоминается под именем Бодхисаттва Ваджрапани. Как и христианские святые, Ваджрапани окружена множеством странных легенд. Одна из самых странных историй, связанных с Ваджрапани рассказывает о том, как она спасла молодого монаха от хулиганов. Давным-давно, почти сразу после основания Шаолиня, жил неподалеку от него монах по имени Шенчу, который постоянно страдал из-за издевательств со стороны своих товарищей-монахов. Устав от этого, он принялся просить о божественной помощи, которая прекратила бы его мучения. Для этого он отправился в храм, где находилась статуя Ваджрапани, и принялся ей молиться. Он молился шесть дней и шесть ночей, без еды, которая могла бы утолить его голод и без воды, которая могла бы утолить его жажду. На шестую ночь перед ним предстала дева. Громовым голосом она вопросила монаха, готов ли он стать сильнее. Когда Шенчу нетерпеливо кивнул головой, Ваджрапани поднесла ему огромную миску, наполненную дымящимся мясом, и приказала съесть его. Шенчу пришел в ужас, поскольку монашество подразумевало отказ от всякого мяса. Раздраженная реакцией монаха, Ваджрапани достала его нож и угрожая им заставила монаха открыть рот и затолкала в него мясо. Шенчу попытался выплюнуть мясо, но Ваджрапани пригрозила ему побоями, если он не начнет сотрудничать. Придя от одной лишь мысли об этом в ужас, Шенчу наконец-то проглотил мясо. По возвращении в монастырь, Шенчу подошел к задиравшим его монахам. Ко всеобщему удивлению, он показал впечатляющую силу и физические навыки, с легкостью победив всех. Его новые способности были настолько удивительны, что, рассказывают, он был способен бегать по стенам, прыгать на высоту в несколько этажей и с легкостью поднимать огромные предметы. Излишне добавлять, что с этого дня издевательства прекратились, а все благодаря Ваджрапани и огромной миске мяса.

3. Шаолинь против японских пиратов


По мере развития своих боевых навыков, монахи Шаолиня часто участвовали в сражениях за Китай. Одна из самых значимых угроз стабильности экономики страны возникла со стороны моря в лице свирепых Вокоу, «карликовых пиратов» из Японии. В начале 16-го века прибрежные города Китая постоянно подвергались грабежам со стороны этих пиратов. Торговля была сильно затруднена, и люди бежали с побережья в массовом порядке. Последней каплей стало нападение Вокоу в 1553 году на портовый город Ханчжоу. Сотни погибли, тысячи остались без крова, множество зданий было разрушено, весь город был разграблен до нитки. Тогда по королевскому приказу 120 элитных монахов-воинов были направлены на уничтожение угрозы в лице пиратов. Руководили этим походом генералы Шаолиня по имени Тяньчжен и Тяньчи. Монахи искали пиратов, чтобы уничтожить их, но это было не так-то просто, как им казалось. В трех из четырех сражений монахам не удалось ничего сделать, лишь во время последней битвы монахам удалось одержать победу и разбить врага. Во время этого похода монахи показали себя с довольно жестокой стороны, убивая каждого пирата, который попадался на их пути. Один из монахов даже воспользовался железным посохом, чтобы убить жену пирата, за то что тот попытался сбежать.

2. Jieba

Любители фильмов о кунг-фу с участием монахов Шаолиня, возможно, заметили, что тех часто изображают с девятью круглыми точками на лбу (по три точки в ряду). Этот рисунок известен, как Jieba – священная метка, нанесенная на монаха его наставником, и означает, что монах закончил свое обучение. Эта метка обладает важным значением в мире Шаолиня. Каждая точка означает одно из фундаментальных правил поведения, которым должен следовать каждый монах. К сожалению, вплоть до недавних пор эта метка была запрещена. Процесс нанесения метки представляет собой целую церемонию, которая включает в себя целый месяц интенсивной медитации и физической подготовки. В кульминационный момент на голову монаху прикрепляют девять палочек с благовониями, которые затем поджигают и ожидают, пока те не сожгут кожу вокруг себя. В 2007 году правительство Китая частично отменило запрет на проведение этой церемонии, позволив монахам возродить древнюю традицию. Всего лишь сотня монахов была признана физически и морально готовой перенести эту процедуру, и только 43 из них удалось пройти через нее. На сегодняшний день в мире есть лишь один житель запада, получивший эту метку – это Франко Тестини, также известный, как Ши Янь Фан. Это монах итальянского происхождения, который в настоящее время управляет небольшим храмом в Калифорнии.

1. Звездные Войны и Шаолинь

По словам самого Джорджа Лукаса, монахи Шаолиня были ключевыми фигурами, вдохновившими его на создание персонажей рыцарей-джедаев. Все фильмы из серии Звездных войн целиком и полностью обязаны своим появлением настоящим монахам Шаолиня. Концепция всеохватывающей «Силы», находящейся в каждом живом существе, сопоставима с понятием «Чи» в Шаолине. Легендарные монахи Шаолиня черпали свою сверхчеловеческую силу в контроле и манипуляциях с Чи, так же, как и джедаи черпали энергию в Силе. Используемый джедаями стиль драки на световых мечах очень похож на акробатические приемы, используемые монахами в драках с применением обоюдоострых мечей и посохов. Даже вера джедаев в полу-пацифизм (применяя силу лишь, когда в этом есть острая необходимость) и воздержание от земных благ и удовольствий зеркально отражает основные идеи буддизма. Кроме того, нельзя не заметить сильное сходство между предысторией ордена джедаев и историю становления монастыря Шаолинь, а борьба за власть между орденом джедаев и императором Палпатином напоминает конфликт монахов Шаолиня с императором династии Цин. В фильме «Месть ситхов», Палпатин приказывает Анакину Скайуокеру напасть на Храм джедаев и убить всех детей, что обучаются там. Шаолинь испытал схожую судьбу, когда император Цин приказал уничтожить храм и перерезать всех его жителей, включая и детей.

  • Утром, после пробуждения, не открывая глаз, протрите их большими пальцами, несильно нажимая на глазные яблоки 14 раз.
  • Все еще с закрытыми глазами сделайте в обоих направлениях 7 вращений галзными яблоками.
  • Затем несколько раз плотно сожмите веки и полностью раскройте глаза.

Далее нажмите большими пальцами на внутренний край надбровной дуги — 72 раза, немного вращая, вдавливайте подушечки пальцев. Упражнение должно сопровождаться слабой болью. Теперь массируйте ладонями ушные раковины, делая 36 круговых движений.

После этого пальцами обеих рук проведите 72 раза, нажимая на череп ото лба до затылка. Сделайте насколько круговых движений языком, скользящим по верхнему небу, и проглотите слюну.

  • Hаходясь в темной комнате сядьте напротив свечи, на расстоянии примерно 1м., успокойтесь.
  • Чуть прикрыв глаза, смотрите на огонь 15 — 20 минут, закройте их, отдохните.
  • Повторите упражнение.

Старайтесь сосредотачиваться на источнике света, не давая ему расплываться. Постепенно удаляйте свечу о себя.

Шаолиньские монахи тренировали «чистоту взгляда» по 4 часа в день, что позволяло им видеть мельчайшие подробности удаленных предметов, и моментально реагировать на движения соперника.

«Сила удара должна исходить от всего тела» — гласит шаолиньское наставление, начинающим обычно трудно соединить в одном движении импульс всего тела.

  • Выберите камень (примерно 40 кг.) и положите его на стол, упритесь в камень ладонями и приймите стойку «гунбу».
  • Толкайте камень от себя, постепенно подключайте все тело.

Шаолиньские монахи считали начальным уровнем мастерства умение правильно толкать камень весом 150 кг.

Шаолиньцюань: удары пальцами и ладонями

Сложите кисть, показано на рисунке — это называется «золотая игла». Упритесь пальцем в жесткую поверхность — дерево, стену, стол,и не отрываясь надавливайте. Постепенно увеличивайте нагрузку.

Ежедневно выполняйте упражнение 2 раза по 2-10 минут. После занятий желательно втереть питательный крем.

Эффективное жесткое упражнение для укрепления предплечий. Скрестите руки так, как показано, чтобы они соприкасались внешними поверхностями. Hачните постукивать друго о друга по всей длине, не доводя до болезненных ощущений.

Аналогично постукивайте запястья. тыльные и фронтальные стороны кулаков, ладони.

Шаолиньцюань: искусство легких шагов

  • Hайдите возвышенность высотой примерно 30 -100 см.
  • Запрыгивайте на нее, постепенно усложняя прыжки: боком, спиной, с разворотом.
  • Длительность упражнение по усмотрению, но не реже 2 раз в день.

Hарисуйте 5 кругов диаметром примерно — 10 см., четыре из них должны образовать вершины квадрата, пятый — посередине. Расстояние между ближайшими — 60 — 80 см. Передвигайтесь то по периметру, то по диагонали «квадрата».

Обретя уверенность, начните наносить удары. Старайтесь не смотреть вниз. Когда у вас будет получаться, выполняйте упражнений на высоте, например: на табуретках, на кирпичами и т.п.

  • Стойте в стойке «мабу» три раза в день по 5 минут, а лучше по десять.
  • Концентрируйтесь на точке «дань — тянь», дыхание глубокое.

После нескольких месяцев занятий, когда вы сможете стоять 10 минут свободно, положите на бедра груз весом 10 — 15 кг. Каждые три месяца прибавляйте по 5 кг.

Хроники утверждают, что шаолиньские мастера стояли с большим шрузом на бедрах и с 50 килограммовой плитой на голове, читая сутры.

Это довольно тяжелое упражнение для тренировки рук. Когда выполняется данное упражнение, один кулак ставится на землю, а ноги отрываются от земли и плавно поднимаются вверх, так что голова смотрит вниз, еще данное упражнение называется «будда на руке вниз головой».

Упражнение выполняется следующим образом: нужно встать лицом к дереву, столбу или стене на расстоянии 30 см, предварительно язык поднимается к небу. После этого обе руки помещаются ладонями на землю, а ноги отрываются от земли и поднимаются вертикально вверх, так что опираются на стенку или столб, или дерево. В этом положении следует находиться в течение пяти минут, после чего ноги плавно возвращаются в первоначальное положение.

Это упражнение нужно повторять много раз. Hаилучшее время для практики это рассвет. Вначале упражнение выполняется от 5 до 10 раз. Через месяц занятий ноги станут легкими и подвижными и будут без труда подниматься вверх. В этом случае следует отойти от стены и держаться целиком только на руках, которые должны выдерживать вес всего тела.

Время должно постепенно увеличиваться от одной минуты и доводиться до десяти минут. Потом вместо ладоней следует стоять на кулаках. Через один месяц занятий можно будет становиться на один кулак и держать на нем все тело. В этом случае упражнение считается выполненным и называется алмазный кулак.