Организация работы секции баскетбол в образовательных учреждениях методическая разработка на тему. Спортивные секции Число и год рождения

Спорт -- это одна из основных форм организации школьников для систематических занятий физическими упражнениями. Составным элементом занятий спортом является учебно-тренировочный процесс, который осуществляется в соответствии с программами спортивных секций.

Основными задачами спортивных секций в общеобразовательной и профессиональной школе являются:

  • · всестороннее физическое развитие, укрепление здоровья и закаливание организма учащихся;
  • · развитие индивидуальных физических способностей до высокого уровня с целью достижения спортивного успеха в соответствии с возрастом и полом;
  • · формирование в процессе занятий моральных и волевых качеств, привитие навыков культурного поведения;
  • · совершенствование организаторских способностей в спортивно-массовой и оздоровительной работе с учащимися разного возраста.

В спортивные секции общей физической подготовки принимаются все учащиеся, отнесенные к основной медицинской группе, в возрасте от 7 до 17 лет.

Учащихся распределяют по учебным группам в зависимости от возраста: первый год обучения -- подготовительная группа (7--8 лет); второй год обучения -- младшая детская группа (9--10 лет); третий год обучения -- старшая детская группа (11--12 лет); четвертый год обучения -- подростковая группа (13--14 лет); пятый год обучения -- юношеская группа (15--17 лет). Комплектовать группы целесообразно из учащихся одного класса. Занятия в спортивных секциях по видам спорта организуются в соответствии с программами. В соответствии с программами по видам спорта разрабатывается также учебная документация -- учебный план, графический план (график распределения учебного материала), рабочий план, конспекты и календарь соревнований секции. Приводим один из таких документов (Таблица 1).

Спортивные соревнования, которые организует совет физкультуры школы, не ограничиваются отдельными видами спорта.

Практика физической культуры накопила огромный опыт проведения спортивных соревнований в школе под названиями «Вас вызывает Спортландия!», «Веселые старты», «Старты надежд», «Малые Олимпийские игры» и др.

Для их проведения необходимы:

  • · разработка сценария, привлечение всех желающих участвовать в соревнованиях;
  • · создание торжественной и праздничной атмосферы;
  • · соблюдение традиционного ритуала открытия и закрытия соревнований;
  • · четкое выполнение сценария и объективное судейство;
  • · награждение победителей соревнований, физкультурного актива школы;
  • · продолжительность соревнований не должна превышать двух часов.

Таблица 1. Примерный календарь соревнований секции легкой атлетики на 2005-2006 учебный год для группы учащихся 13--14 лет

Учащиеся среднего и старшего школьного возраста участвуют в соревнованиях по видам спорта, туристских походах, во Всесоюзной игре «Орленок».

Для пропаганды занятий физической культурой и спортом в общеобразовательных школах организуются вечера спортивной славы, на которые приглашаются ведущие спортсмены. Они демонстрируют свои спортивные качества, рассказывают об успехах советских спортсменов.

Учащиеся общеобразовательных школ в результате такой физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы достигают оптимального уровня физической подготовки.

Выводы

Используемая литература

Приложение

Введение.

Массовый спорт - часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях. .

Внеклассная спортивная и физкультурно-оздоровительная работа является одной из важнейших составляющих физического воспитания в школе.

Проведение физкультурно-массовых и спортивных мероприятий – важнейшая составляющая процесса физического воспитания учащихся. Цели этих мероприятий - пропаганда физической культуры и спорта, приобщение учащихся к систематическим занятиям физ. упр. и видами спорта, подведение итогов физкультурно-спортивной работы, активный отдых.

Школьные соревнования – самая действенная мера повышения физической подготовленности учащихся. Особенно велико значение спортивных соревнований для формирования морально-волевых качеств и черт характера. Спортивные мероприятия используются для проверки качества учебно-тренировочной и воспитательной работы. Они так же позволяют педагогически воздействовать на зрителей.

Спорт - деятельность, которая служит интересам общества, реализуя воспитательную, подготовительную, коммуникативную функции, но не является постоянной специальностью человека. Это наиболее ярко выражено в детском спорте, поскольку спортивная деятельность учеников является внеучебной, предусмотренной государственными планами и программами в качестве учебной дисциплины в школе и осуществляется через внеклассные и внешкольные формы работы, то есть сугубо на добровольных началах.

Спортивные соревнования – яркое эмоциональное зрелище. Удовольствие от спортивных зрелищ возникают вследствие соучастия в них зрителя, которого привлекает высокий уровень развития двигательных качеств, смелые, решительные действия участников, их высокие достижения.

В спорте представлены практически все виды человеческой деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная, общение и т.д. Поэтому в процессе физического воспитания можно активно формировать сознание и поведение людей в нужном направлении. В процессе спортивных мероприятий осуществляется умственное воспитание участников.

В процессе занятий так же происходит нравственное развитие, занимающихся спортом. Оно направленно на формирование у человека социально-ценностных качеств, которые определяют его отношение к другим людям, к обществу, к самому себе и в совокупности представляют то, что принято называть нравственной воспитанностью. В играх и спортивных соревнованиях заключены богатые возможности для формирования норм коллективного поведения. Овладевая различными командными функциями, учащиеся учатся не только организовывать своё поведение, но и активно влиять на действие своих товарищей, воспринимать задачи коллектива как свои собственные. Под руководством учителя укрепляются такие важные нравственные качества, как ответственность перед коллективом, чувство долга, гордость за успехи команды и т.д.

Основными задачами любых соревнований являются:

Содействие укреплению здоровья, закаливанию и разностороннему развитию учащихся.

Воспитание их в духе патриотизма, коллективизма и дружбы, выработка высоких морально-волевых качеств, повышение дисциплины и организованности.

Широкое развитие отдельных видов спорта в школе и повышение спортивно-технических результатов учащихся.

Подведение итогов учебно-тренировочной работы, выявление интересов детей к отдельным видам спорта, привлечения учащихся к систематическим занятиям физкультурой и спортом, пропаганда и популяризация спорта.

Глава 1

Организация спортивно-массовой работы в школе.

Правильно поставленная физкультурно-оздоровительная работа в школе – основа здорового образа жизни, укрепления здоровья учащихся. В условиях общеобразовательной школы большое значение придаётся двигательному режиму школьников. От его правильной организации во многом зависит здоровье и работоспособность учащихся.

Рациональная организация двигательного режима отвечает требованиям времени, обеспечить учащихся ежедневными занятиями физическими упражнениями.

Рациональный двигательный режим должен включать все виды физкультурно-оздоровительной работы. Чередование их с учебными занятиями обеспечивает высокий уровень двигательной активности, в известной степени снижает утомление учащихся и повышает эффективность учебной работы.

Средства физической культуры оказывают различное воздействие на психическую напряжённость и психические свойства личности, в частности на агрессивность и тревожность.

Ещё И. П. Павлов отмечал, что поведенческая деятельность людей носит социальный характер. Конечно, социальные условия влияют на эмоции, поведение, характер, психику людей, особенно молодых. И в сфере спорта это выявляется особенно остро.

В.И.Малинак подчёркивает в своём исследовании, что дальнейшее повышение эффективности комплексного физического воспитания школьников в значительной мере связано с совершенствованием методов обучения детей различным формам двигательной деятельности. Однако отсутствие единого мнения по многим вопросам выбора и эффективности различных применяемых методов и методик обучения свидетельствует о том, что этот вопрос недостаточно изучен.

Дерево также нуждается в испарении и частом освежении при помощи ветров, дождей, холодов, иначе оно легко слабеет и вянет. Точно так же человеческому телу необходимы вообще сильные движения, д еятельность и серьезные упражнения. (Коменский Я.).

Затяжная социально-экономическая неустойчивость в нашей стране явно сказывается и на школьниках. Учащиеся в трудных, критических ситуациях проявляют агрессивность, тревожность, конфликтность, совершают правонарушения. Всё это в результате влияния на формирования личности.

Физическое образование ребенка, есть база для остального, без правильного применения гигиены в развитии ребенка, без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколения. (А.В.Луначарский) .

В этой педагогической ситуации физкультурно-оздоровительная работа решает не только оздоровительные, образовательные, воспитательные, но и профилактические, коррекционные задачи. Такая работа способна приостановить процессы негативного воздействия на школьников, оздоровить в какой-то мере психическое состояние каждого учащегося и микроклимата в группе школьников.

Нужно, чтобы к физическим упражнениям приобщился каждый человек. Без этого немыслимы никакие разговоры о здоровом образе жизни. (Н.Амосов). .

Очевидно, что физические упражнения, выполняемые системно и целенаправленно, положительно влияют на психофизиологическое развитие школьников.

К выражению «здоровьесберегающие технологии» многие уже привыкли, хоть и понимают его по-своему. Одни внедряют обучающую программу «Уроки здоровья», другие организуют соревнования классов, третье используют универсальную программу, рекомендованную Министерством образования, четвёртые ограничиваются фиточаем и витаминными салатами и т.д.

Конечно, надо приветствовать любой подобный способ, только важно помнить главное: здоровье – это больше, чем просто отсутствие болезней. И работу по его сохранению и укреплению надо вести целенаправленно педагогическими методам

Виды соревнований

В российской системе физического воспитания выработана стройная система спортивных соревнований. Все крупнейшие спортивные соревнования условно можно разделить на три группы:

1.Комплексные соревнования с зачетом по многим видам спорта.

2.Ехегодные соревнования на первенство Российской Федерации по всем видам спорта.

3.Соревнования российского масштаба, посвященные знаменательным датам, а так же на призы, учрежденные различными организациями.

В зависимости от целей соревнования по видам спорта делятся:

1) первенства, в которых определяется чемпион (лучшая команда, участник соревнования);

2) отборочные соревнования с целью выявления сильнейших спортсменов или комплектования сборной команды;

3) контрольные соревнования в ходе учебно-тренировочных занятий (цель этих соревнований – педагогический контроль за состоянием тренированности и спортивным достижениям занимающихся);

4) массовые соревнования (Президентские игры, Президентские состязания);

5) показательные соревнования для популярности различных видов спорта.

По форме организации различают следующие виды соревнований:

а) закрытые соревнования в классе, школе, спортивном клубе, в которых участвуют учащиеся только данного коллектива;

б) открытые соревнования, в которых могут участвовать команды, отдельные спортсмены других школ, полноправно оспаривая призовые места, медали т.д.;

в) товарищеские (матчевые) встречи – соревнования по предварительной договоренности между командами классов, школ;

г) заочные соревнования между классами, школами в районе, городе, области и т. д.

По условиям зачета соревнования могут быть личными и командными.

Структура спортивно-массовых мероприятий. Соревнования могут быть внутренние - (первенство школы по различным видам спорта, Дни здоровья, турниры, спартакиады), внешние - (городские, зональные, областные и т.д.).

1.2.Планирование спортивных соревнований.

Так как спортивные соревнования – неотъемлемая часть учебно-тренировочного процесса, то их характер и сроки проведения планируются заранее. Основными документами планирования и проведения соревнований являются календарный план и положение о соревнованиях.

План спортивно-массовой работы школы составляется всеми заинтересованными лицами до начала нового учебного года с учетом возрастных групп учащихся и школьных традиций. При составлении плана необходимо взвесить все возможности: наличие и состояние спортивной базы, спортинвентаря и погодные условия региона.

Черновой вариант плана надо вывесить на доску объявлений для ознакомления с ним школьников. На первом же совете физоргов классов план обсуждается, дополняется или что-то изменяется и утверждается. Потом в течение учебного года он будет осуществляться.

В каждой школе план спортивно-массовых мероприятий может быть сугубо своим с учетом состояния и наличия спортивной базы, спортинвентаря и квалификации преподавателей физической культуры.

В нашей школе - «Гимназия им. Н.В. Пушкова» г. Троицка спортивно-массовые мероприятия проводятся по следующему плану (см. приложение №1)

Глава 2

Рабочая гипотеза заключается в том, что дифференцированный подход к комплексному, систематическому проведению физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий в школе и индивидуальных особенностей физического развития и физической подготовленности школьников, посещающих кружки и спортивные секции обеспечит достаточную двигательную активность детей, будет всемерно содействовать их нормальному физическому развитию, укреплению их здоровья, развитию умственных способностей, окажет положительное влияние на учебу в целом, их конституцию, на приобщение к здоровому образу жизни, на их дальнейшую жизнь.

Цель исследования- научно обосновать средства и методы, комплексных физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, проводимых в школе с учётом индивидуальных уровней физического развития и физической подготовленности учащихся.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

1. Определить уровень и динамику физической подготовленности школьников.

2. Разработать возрастные ориентиры физического развития и физической подготовленности школьников.

3. Проверить эффективность предлагаемых средств и методов, комплексных физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, влияющих на физическое развитие и физическую подготовленность учеников.

Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в ГБОУ Гимназия №1506

Под спортивно - массовой работой понимается система действий, направленных на развитие личностных ресурсов, формирование позитивных стрессоустойчивых форм поведения, установок на здоровый образ жизни у школьников.

Под спортивно-массовой работой понимается привлечение школьников к организованной спортивной занятости и участию в спортивно-массовых мероприятиях различного уровня.

Педагогические усилия школы сконцентрированы на организации работы, которая направлена на формирование у молодого поколения ориентации на здоровый образ жизни , создание единого социокультурного пространства на территории школы.

Новые цели воспитания выдвигают на первый план индивидуальный гуманистический подход к личности ребенка. Одной из задач является расстановка акцентов в воспитательно-образовательном процессе на необходимости сохранения и поддержания здоровья в любом возрасте и психолого-педагогических технологиях формирования активной психологической защиты, ценностного отношения к здоровью, индивидуальной жизнестойкости.

Цели организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе

  1. Формирование нового качества воспитательно-образовательного пространства школы, в котором физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая деятельность школьников выступает социальным процессом, базирующемся на принципах социального партнерства и объединяющем все здоровые интеллектуальные, нравственно-волевые, культурно-ценностные, мировоззренческие, профессиональные ресурсы.
  2. Пропаганда культуры досуга среди детей и подростков через организацию и участие в спортивно-массовых мероприятиях.
  3. Социализация детей и подростков на основе инициируемых в школьной среде экологичных моделей альтернативного поля устойчивой нравственной позиции и получения необходимого физического развития через приобщение к занятиям физической культурой и спортом.
  4. Формирование образа школы как территории здоровья в общественном сознании.

Задачи организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе:

  • всесторонняя забота о сохранности жизни и здоровья, физическом, психическом развитии детей и подростков;
  • пропаганда и утверждение здорового образа жизни среди детей и подростков, их родителей, педагогов школы;
  • организация содержательного, познавательно-развлекательного досуга детей и подростков;
  • создание условий для социализации личности подростка на ранней стадии его становления;
  • осуществление мониторинга здоровья детей и подростков и оценка эффективности проводимых мероприятий.

Виды организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе:

Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работы в школе включает в себя следующие виды деятельности :

  • мониторинг состояния физического развития современного поколения детей, которое вызывает тревогу и требует активных действий всех структур законодательной и исполнительной власти;
  • пропаганду здорового образа жизни через урочную, внеклассную, досуговую деятельность, организацию физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе;
  • участие в разработке и внедрении профилактических и воспитательных программ, программы «Здоровье», развития школы;
  • расширение возможностей сферы досуга обучающихся через сохранение и развитие сети спортивных и оздоровительных секций на базе школы, внеклассную и внеурочную деятельность;
  • воспитание будущих родителей и психолого-педагогическое просвещение взрослых в области семейного досуга через участие в спортивных мероприятиях;
  • формирование позитивного родительского мнения по вопросам воспитания детей средствами спорта;
  • формирование привычки спортивного досуга и внимания к своему здоровью, как семейной ценности;

Система организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе содержит несколько модулей:

  • уроки физической культуры;
  • лечебная физическая культура;
  • работа школьных спортивных секций и спортивных секций другой ведомственной принадлежности.
  • спортивно-массовые мероприятия различного уровня;

Физическое воспитание и сохранение здоровья учащихся - одно из важнейших направлений деятельности нашей школы. Оно осуществляется в соответствии с уставом средней общеобразовательной школы, в котором подчеркивается, что охрана здоровья учащихся - забота всего педагогического коллектива в том числе и учителей физической культуры.

Материально-техническая база для физкультурно-оздоровительной работы

  • В школе действует два спортзала, оборудован спортивный комплекс, который включает в себя поле для мини футбола, площадка для игры в волейбол и площадка с тренажёрами. Образовательным учреждением активно используется также материальная база бассейна "Полярная звезда". Уроки физической культуры полностью обеспечены необходимым оборудованием.

Методическая подготовка учителей; освоение современных технологий

Вопросы о теоретико-методических основах здоровьесберегающей педагогики, о личностном подходе к сохранению здоровья и физическому развитию учащихся постоянно рассматриваются на заседаниях методического объединения. Учителя физкультуры выносят их обсуждение на совещания всего педагогического коллектива школы. Рекомендуют проведение гимнастики до начала уроков и физкультурных пауз в ходе урока. Педагоги участвуют в разработке уроков, внеклассных мероприятий по здоровьесбережению и пропаганде ЗОЖ. Учителя методического объединения привлекаются к взаимопосещению и анализу уроков со здоровьесберегающих позиций.

  • Ведется методическая работа по обобщению и распространению опыта работы педагогов школы. 20 октября 20013 года в школе проведен муниципальный семинар учителей физической культуры "Уроки физической культуры без освобождённых", получивший высокую оценку коллег.

Организация учебного процесса

Особое внимание при организации учебного процесса в школе уделяется составлению расписания учебных занятий, факультативов и кружков в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.

Школа осуществляет личностный подход к сохранению здоровья учащихся. Каждый учитель начинает учебный год с изучения листка здоровья каждого школьника, чтобы в соответствии с рекомендациями медицинских работников организовать образовательную деятельность учеников.

Учитель физкультуры ведет индивидуальные карты физического развития школьников, регулирует индивидуальную физическую нагрузку учащихся на уроках физкультуры в зависимости от уровня подготовки ребенка, для дальнейшего физического совершенствования и укрепления здоровья предлагает индивидуальные домашние задания на отработку тех или иных навыков.

В школе организована работа с детьми с различными нарушениями здоровья. Поскольку в специальную группу входят дети разного возраста и диапазон их заболеваний разнообразен, учителя физкультуры используют, в основном, индивидуальную работу с каждым учеником СМГ.

Организация внеклассной спортивно-оздоровительной работы

Внеклассная спортивно-оздоровительная работа - одно из важнейших направлений системы воспитательной работы школы в целом. Разработана ежегодная циклограмма физкультурно-оздоровительных мероприятий.

На базе школы были созданы и работают спортивные кружки: футбол, аэробика, оздоровительная гимнастика, шахматы, большой теннис, бальные танцы В рамках этого направления ребята принимают активное участие в районных, окружных, городских соревнования.

В школе проводятся Дни здоровья, предметные недели посвящённые физической культуре, туристические слеты, походы, спортивные праздники. Школьники участвуют в спортивных соревнованиях школьного, муниципального уровней. Образовательное учреждение рассматривает участие школьников в спортивных соревнованиях как прекрасную возможность для их самовыражения, самореализации, самоутверждения.

Ежегодно учащиеся старших классов в рамках Спартакиады допризывной молодёжи принимают участие в военно-полевых сборах.

Большая работа ведется работа по профилактике курения, употребления спиртных напитков и наркотических средств, формированию гигиенических навыков и ЗОЖ школьников.

В школе организовано тесное сотрудничество и соблюдается преемственность в физическом воспитании и развитии детей с дошкольными образовательными учреждениями, расположенными в микрорайоне образовательного учреждения. Воспитанники старших групп дошкольных учреждений приходят в школу на занятия в группу «Раннего развития» , знакомятся с будущими учителями, занимаются в школьном спортивном зале.

Школьное методическое объединение учителей физической культуры

Тема методического объединения: Система методической работы по физической культуре как средство повышения профессионального потенциала учителей, обеспечивающего достижение нового качества образования.

Цель: Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и компетентности в области учебного предмета и методики его преподавания.

Задачи:

  • Повышение компетентности педагогических кадров.
  • Создание системы поиска и развития одарённых детей.
  • Сохранение и укрепление психофизического здоровья каждого ученика.
  • Повышение учебной мотивации обучающихся.
  • Обобщение и распределение положительного педагогического опыта педагогов.

Состав МО учителей физической культуры

Ф.И.О.

Число и год рождения

Образование

ВУЗ (год окончания)

Курсы повышения квалификации

Методическая
тема

Зуева Лариса Александровна

АРМГИФК, 1986

ЦОМОФК, 2013г.

Совершенствование физических качеств посредством дыхательных техник

Скрипник Наталья Валерьевна

РГУФКС и Т,

ЦОМОФК, 2013г.

Совершенствование физ.качеств посредством оздорровительной аэробики.

Викторов Даниил Андреевич

Высшее ГБОУ ВПОТВГУ, 2006

Совершенствование физ. Качеств посредством игры футбол

Новикова Юлия Святославовна

ГБОУ СПОСПТ «Спорт», 2010

МИФК и С, 2014

Совершенствование физ. качеств у старшекласниц посредством оздоровительной аэробики.

Информация об учебных программах и их методическом обеспечении по предмету

Предмет - физическая культура 1-11 класс

  1. Комплексная программа физического воспитания 1 - 11 кл. «Просвещение», Москва, 2011 г., В.И.Лях и Н.А.Зданевич
  2. Рабочие программы согласованы на ШМО и утверждены завучем и директором
  3. Учебники:
  • «Мой друг - физкультура!» 1 - 4 кл. В.И.Лях, «Просвещение». Москва, 2011 г.
  • «Физическая культура» 5 - 7 кл. В.И.Лях, «Просвещение», Москва, 2011 г.
  • «Физическая культура» 8 - 9 кл. В.И.Лях, «Просвещение», Москва, 2011 г.
  • «Физическая культура» 10 - 11 кл. В.И.Лях, «Просвещение», Москва, 2011 г.

План работы МО на 2014-2015 учебный год

Тема заседаний

Вопросы для обсуждения

Ответственный

Дата

Заседание № 1 «Планирование и организация методической работы на год».

Цель: откорректировать и утвердить деятельность МО учителей физкультуры; выработать единые представления о перспективах работы над метод. темой.

  1. Утвердить план работы МО на новый учебный год.
  2. Обсуждение и утверждение рабочих программ на 2014-2015 уч.г.
  3. Утверждение календарного плана физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий на учебный год.
  4. Корректировка и утверждение работы по темам самообразования
  5. Изучение нормативно-правовых актов и документов.(Положение о проведении предметных олимпиад)

Учителя физической культуры.

сентябрь

Заседание № 2

«ФГОС на пути перехода от ФГОС НОО к ФГОС ООО»

Цель: повышение проф. мастерства и обеспечение условий роста профессионализма

  1. Конструирование технологической карты урока физической культуры в соответствии с требованиями ФГОС.
  2. Баскетбол по новому согласно требованиям ФГОС.
  3. Адаптированная программа для начальной школы «Основы безопасности дорожного движения».
  4. Использование нестандартных форм проведения уроков физической культуры в контексте компетентностного подхода в образовании.
  5. Итоги проведения I тура предметных олимпиад (анализ)
  6. Итоги I четверти

Учителя физической культуры.

Заседание № 3

«Повышение качества знаний учащихся в результате активного использования в процессе обучения методов и технологий, способствующих формированию положительной мотивации учащихся»

  1. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом через сочетание игровых, соревновательных и современных информационных технологий.
  2. Психофизиологические закономерности восприятия информации учащихся.
  3. Игра - путь к физическому развитию.
  4. Итоги II четверти
  5. Итоги районного тура олимпиад
  6. Утверждение плана работы предметной декады
  7. Повышение эффективности и качества обучения на основе новых подходов в модернизации российского образования.

Учителя физической культуры.

Заседание № 4

«Формирование здоровьесберегающей компетентности через уроки и внеклассную работу»

  1. Спортивно - оздоровительное направление во внеурочной деятельности.
  2. Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни.
  3. Формирование у школьников практических умений и навыков по физической культуре.
  4. Итоги предметной декады (анализ)
  5. Безопосность как форма поведения ученика в повседневной жизни.
  6. Итоги работы за первое полугодие

Учителя физической культуры.

Заседание № 5

«Анализ результативности МО за год»

  1. Анализ работы МО за 2014-2015уч.г.
  2. Подведение итогов года по успеваемости учащихся и выполнению программы.
  3. Сравнительный анализ тестирования физической подготовленности (мониторинг).
  4. Анализ (итоги) районной спартакиады школьников.
  5. Обсуждение перспективного плана работы МО.
  6. Обзор новинок методической литературы.
  7. Разное

Учителя физической культуры.

План внутришкольного соуправления и контроля

I четверть

  • Согласование плана работы МО.
  • Утверждение рабочих программ, кружков, секций
  • Проверка учебно-методической базы учителей
  • Формирование групп для занятий в кружках и секциях
  • Проведение мониторинга физического развития
  • Проведение школьных предметных олимпиад
  • Охрана здоровья на уроках физичкой культуры (проверка журналов по т/б)
  • Проверка уровня физической подготовленности учащихся в 5 - 8 классах на начало учебного года

II четверть

  • Участие в муниципальном туре предметных олимпиад
  • Контроль за документацией по спортивно-массовой работе.
  • Обеспечение техники безопасности на уроках физической культуры

III четверть

  • Анализ посещаемости обучающимися занятий по физической культуре (9-11)
  • Ведение журналов кружковой работы
  • Предметная декада
  • Контроль за выполнением программ, учебных планов, своевременность и объективность выставления оценок, качество заполнения журналов

IV четверть

  • Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня (5-8 кл.)
  • Уровень физической подготовленности учащихся на конец года (мониторинг физической подготовленности)
  • Эффективность приемов и методов организации учебной деятельности на уроках физической культуры (2 - 4 кл.)
  • Контроль выполнения программ, учебных планов.
  • Проверка готовности экзаменнационных материалов
  • Годовая аттестация учащихся
  • Анализ результативности работы ШМО

Работа между заседаниями

  1. Подготовка к школьным и районным олимпиадам.
  2. Ремонт оборудования школьной спортивной площадки.
  3. Взаимопосещение уроков.
  4. Изучение научно-методических журналов и дополнительной литературы по предметам.
  5. Приобретение новинок методической литературы.
  6. Пополнение методических копилок.
  7. Организация и проведение внеклассных мероприятий.
  8. Участие в конкурсах, выставках соревнованиях.
  9. Помощь коллегам (по мере необходимости).
  10. Приобретение нового и списание старого оборудования.
  11. Пропаганда здорового образа жизни и занятий физической культурой и спортом через газеты, уголки, выступления.
  12. Оформление и обновление спортивных уголков и стендов.
  13. Работа над пополнением и развитием кабинета физической культуры.
  14. Выступление на родительских собраниях и индивидуальные беседы с родителями.
  15. Выпуск предметных газет.

Работа с одаренными и мотивированными детьми

  1. Работа кружков и секций.
  2. Подготовка и участие в выставках, соревнованиях.
  3. Работа в научном обществе школьников
  4. Рецензирование докладов и рефератов.
  5. Применение докладов, рефератов, а также стендового материала на уроках, классных часах, в методических уголках, на родительских собраниях, в подготовке к экзаменам.
  6. Участие в школьной, муниципальной, региональной, Всероссийской олимпиаде школьников
  7. Участие в школьном и муниципальном этапах районных предметных олимпиад, а также всероссийского и международного уровне.
  8. Подготовка и проведение декады физической культуры.

1.Артемьев, В.П. Теория и методика физического воспитания. Двигательные качества: Учеб. пособ. / В.П. Артемьев, В.В. Шутов. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2004. - 284 с.: ил. 2.Ашмарин, Б.А. Педагогика физической культуры: Учебное пособие /Б.А. Ашмарин, Ю.Ф. Курамшин. - СПб.: ЛГОУ, 2009. - 352с. 3.Выдрин, В.М. Современные проблемы теории физической культуры как вида культуры. Учебное пособие / В.М.Выдрин - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 2001. - 76с. 4.Гужаловский, А.А. Основы теории и методики физической культуры. Уч.пособие /А.А. Гужаловский. - Мн.: Нар.асвета, 2009. - 456 с. 5.Деминский, А.Ц. Основы теории и методики физического воспитания /А.Ц.Леминский. - Донецк, АО Донеччина, 2006 - 366с. 6.Кун, Л. «Всеобщая история физической культуры и спорта»: М., 2007 7.Кривцун, В.П. Музыкальная тропа здоровья как инновационная форма оздоровления лиц юного и среднего возраста / В.П. Кривцун, Д.Э. Шкирьянов // Мир спорта. - 2009. ? № 1. - С. 53 ? 61. 8.Матвеев, Л.П. Теория и методика физ. культуры. Введение в предмет: учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений/ Л.П. Матвеев. - 4-е изд., стер. - М.: Лань, 2004. - 160 с. 9.Нахаева, Е.М. История физической культуры и спорта: Курс лекций / Е.М. Нахаева. - Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2005. - 77 с. 10.Максименко, А.М. Теория и методика физической культуры: учебник /А.М. Максименко - М.: Физическая культура, 2005. - 544с. 11.Теория физического воспитания: учеб. пособие для институтов физ. культуры / Г.И. Кукушкин [и др.]; под ред. Г.И. Кукушкина. - М.: Физкультура и спорт, 2003. - 458 с. 12.Теория и методика физического воспитания: учеб. для институтов физ. Культуры / Л.П. Матвеев [и др.]; под ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - Т.2. - 256 с. 13.Харабуги, Г.Д. Теория и методика физического воспитания. Изд. 2-е, Учебник для техникумов физической культуры / Г.Д. Харабуги. - М.: Физкультура и спорт, 2004. - 256 с. 14.Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2003. - 456 с. 15.Хрестоматия по физической культуре: Учебное пособие / Под ред. Ю.Ф. Курамшина, Н.И. Пономарева, В.И. Григорьева. - СПб.: изд-во СПбГУЭФ, 2001. - 254с.

Введение

Особенности двигательной активности в младшем школьном возрасте.

Организация физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы в школе.

Формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми младшего школьного возраста

Заключение.

Введение.

Одной из главных задач школы является укрепление здоровья и правильное физическое развитие учащихся. С этой целью используются различные формы: урок физической культуры, физкультминутки, спортивные секции, подвижные перемены, час здоровья, спортивные праздники, дни здоровья и спорта. Ведётся совместная работа учителей начальной школы, физической культуры и медицинского работника по отслеживанию состояния здоровья.

При всей значимости урока как основы процесса физического воспитания в школе главенствующую роль в приобщении к ежедневным занятиям физическими упражнениями учащихся, безусловно, принадлежит внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе.

В последние годы эта работа наряду со сложившимися ее формами практически обогатилась весьма эффективными видами оздоровления учащихся, повышения их работоспособности, в определенной степени психологического воздействия на их сознание идеи о необходимости использования физической культуры и спорта в своей повседневной деятельности. Физкультурно-оздоровительные мероприятия, как правило, должны охватывать всех учащихся школы.

Рассматривая двигательную деятельность детей, мы наблюдаем ее в различных по форме движениях, в которых проявляются в той или иной мере быстрота, сила, ловкость, выносливость или сочетание этих качеств. Степень развития физических качеств и определяет качественную сторону двигательной деятельности детей, уровень их общей физической подготовленности.

Сочетая занятия физической культурой с общей физической подготовкой, мы тем самым осуществляем процесс всесторонней физической подготовки, имеющий большое оздоровительное значение.

Особенности двигательной активности в младшем школьном возрасте

Основными показателями общей физической подготовленности школьников были, есть и будут достижения в основных движениях. В них, как в фокусе, видно умение владеть своим телом, умение выполнять движение экономно, быстро, точно. В этих движениях выявляется уровень развития физических качеств, скорости, ловкости, силы и др. Разумеется, педагогический процесс по физическому воспитанию не ограничивается узким набором упражнений, «приложимых в жизненных условиях». Чем больше число двигательных условных рефлексов приобретает ученик, тем более сложные и разнообразные двигательные задачи может ставить учитель перед учениками, тем легче приобретается навык. А двигательный навык характеризуется объединением частных операций в единое целое, устранение ненужных движений, задержек, повышением точности и ритмичности движений, уменьшением времени на выполнение действия в целом, строгой системностью в движениях, слаженностью различных систем организма.

Двигательный навык позволяет экономить физические и психические силы, облегчает ориентировку в окружающей среде, освобождает сознание для своевременного осмысливания действия.

Известно, недостаток движений в жизни детей младшего школьного возраста является одной из причин нарушения осанки, ухудшение дееспособности стопы, появление избыточного веса и других нарушений в физическом развитии: недостаточная двигательная активность снижает функциональные сердечно-сосудистой и дыхательной систем ребенка, в результате чего появляется неадекватная реакция сердца на нагрузку, уменьшается жизненная емкость легких, замедляется моторное развитие. Малоподвижный ребенок владеет меньшим объемом двигательных навыков, ему свойственен более низкий уровень двигательных качеств. Дети с дефицитом движений обладают меньшей силой и выносливостью, менее быстрые и ловкие, менее закалены, чаще болеют.

Известно, что потребность детей младшего школьного возраста двигаться на 18-22% в сутки удовлетворяется самостоятельными, спонтанными движениями. К таким относятся движения рук, ног. Повороты туловища, головы, движения рук во время письма, труда, рисования, выход к доске и т.д. однако спонтанно созданные движения на уроках не могут полностью удовлетворить движения учащихся.

В дни, когда по расписанию проводится урок физкультуры, дефицит двигательной активности составляет 40%, а в дни когда их нет, увеличивается до 80%. Исходя их данных о том, что урок максимально компенсирует 40% естественной биологической потребности школьников в движении, суточный объем активных движений должен быть не менее 2 часов, а недельный не менее 14 часов.

На современном этапе развития школ, недопустимо ограничение двигательной активности учащихся только на уроках физической культуры. В условиях школы гиподинамию можно ликвидировать теми видами физического воспитания, которые являются ежедневными, массовыми и обязательными для всех здоровых детей.

Огромную роль здесь играют все виды физкультурно-оздоровительной работы в режиме школ с продленным днем. Они являются основными поставщиками необходимых ребенку движений. В школах, где физкультурно-оздоровительная работа всем своим видом, где она является обязательной для всех здоровых людей, не стоит проблема «двигательного голодания» со всеми вытекающими последствиями. Поэтому с первых дней нужно учить школьников строго соблюдать режим. Несоблюдение режима, неумение планомерно распределять время отрицательно сказывается на растущем организме ребенка.

Когда мы видим вялого, нервозного, недостаточно физически развитого ребенка с плохой осанкой, то также безошибочно можно сказать, что он мало бывает на воздухе, малоподвижен, поздно ложиться спать. А значит и не досыпает. Отсутствие занятий физической культурой, физическими упражнениями отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и психоневрологическом статусе ребенка.

Твердый распорядок предусматривающий все моменты двигательного режима, поможет детям так построить день, чтобы хватило времени и на уроки, и на помощь дома, и на игры и развлечения, и занятия спортом. Разнообразия движений необходимы для роста и жизнедеятельности ребенка. О том, что движение способствует здоровью, люди знали еще давно. Мы часто слышим разговоры о гиподинамии, т.е. о снижении физической активности, недостаточной физической нагрузки. Семилетний ребенок проводит 3-4 часа за партой в школе, потом 1-1,5 часа готовит уроки дома и столько же просиживает у телевизора. А без движения, без полноценного отдыха на воздухе нет, как правило, и полноценного развития.

Гиподинамия чревата опасностью вызвать различного рода нежелательные отклонения в здоровье ребенка, привести к психическим расстройствам и нервным срывам. И наоборот, у школьников, ежедневно занимающихся физическими упражнениями, отличаются несколько большие прибавки в росте, значительное увеличивается окружность грудной клетки, повышается жизненная емкость легких и сила мышц. Существенные изменения происходят и в обмене веществ: лучше усваиваются питательные вещества, более интенсивно протекают окислительные процессы. Благоприятно отражаются занятия физической культурой и на развитии всего опорно-двигательного аппарата ребенка, что создает условия для развития здоровья.

Физкультура в школе в начальных классах продолжает обучать детей:

Правильно дышать, сочетать дыхание с движением;

Усложненным ходьбе и бегу;

Бегу с препятствиями;

Начальным навыкам прыжков в длину и высоту с разбега;

Подбрасывать и ловить мяч одной и двумя руками;

Метать мяч в цель на разном расстоянии;

Лазать различными способами по гимнастической стенке;

Элементам спортивно-командных игр;

Часто обучают плаванию, ходьбе на лыжах.

Организация физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы в школе

Основная роль в организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного и внеурочного дня, для организации внеклассной и спортивно-массовой работы может принадлежать школьному совету коллектива по физической культуре.

Спортивные секции - создаются для учащихся, желающих регулярно заниматься тем или иным видом спорта. При создании спортивной секции, прежде всего, учитываются условия, позволяющие обеспечить их успешную работу - наличие спортивной базы, специализации тех лиц, которые могут проводить занятия. В каждой спортивной секции учащиеся распределяются по возрастным группам: младшая, средняя, старшая. Занятия в секциях проводятся 2 - 3 раза в неделю. До зачисления в секцию учащиеся обязательно должны пройти медицинский осмотр у школьного врача или поликлинике по месту жительства.

Наряду со спортивными секциями в школе создаются группы по общей физической подготовке (ОФП). В их задачу входит повышение общей физической подготовленности учащихся путем использования в занятиях с ними различных средств физической культуры и спорта, составляющих основу учебной программы по физической культуре. К занятиям в таких группах привлекаются учащиеся, которые несколько отстают в своем физическом развитии или нуждаются в дополнительных занятиях как недостаточно подготовленные к выполнению требований учебной программы.

Работа с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ), занимает одно из важных мест в осуществлении задач физического воспитания школьников и осуществляется в группах лечебной физической культуры (ЛФК). Занятия в группах (ЛФК) проводятся с детьми отнесенным к специальной медицинской группе (СМС) имеющие отклонения в состоянии здоровья, которым противопоказана усиленная физическая нагрузка. Занятия в группах (ЛФК) могут носить как постоянный, так и временный характер, в зависимости от заболевания.

Задача подготовки учащихся к выполнению учебных нормативов занимает одно из центральных мест в учебной деятельности по физической культуре. Реализация задачи по сдаче контрольных нормативов напрямую зависит от эффективности уроков физического воспитания, от того, в какой степени учащиеся овладели практическим и теоретическим материалом учебной программы, какой уровень освоения навыков, умений, качеств и знаний смог учитель физической культуры обеспечить своим учащимся. Необходимо помнить, что подготовка к сдаче учебных нормативов ведется не только на уроках физической культуры, но и на внеклассных и внешкольных занятиях по различным видам спорта.

Особое внимание требуется к учащимся с недостаточным развитием двигательных качеств и навыков. Для этой группы учащихся организуются дополнительные внеурочные занятия по подготовке к сдаче учебных нормативов. Учитель физической культуры должен для этой группы учащихся, подобрать и определить индивидуальные задания физических упражнений, исходя из индивидуальных, возрастных особенностей развития физических качеств учащихся. Необходимо также учителю физического воспитания установит прямой контакт с родителями, для осуществления контроля физического состояния учащихся, по согласованию с родителями вести дневник самоконтроля своего физического состояния.

Специальные задачи по подготовке юных спортсменов решают группы подготовки ДЮСШ. Организационная структура этой работы позволяет привлечь широкий круг детей и подростков к регулярным занятиям спортом. В зависимости от специфики видов спорта культивируемых в школе могут создаваться филиалы ДЮСШ при школе. Важной организационно-педагогической проблемой является отбор учащихся в группы начальной подготовки ДЮС.

В группы начальной подготовки ДЮСШ осуществляется по принципу осуществления массовости спорта, а затем уже с целью достижения определенных спортивных результатов. Создание в структуре школы такого звена позволяет дополнительно привлечь к регулярным занятиям большое количество учащихся. Данная группа начальной подготовки ДЮСШ - должна являться самостоятельной структурной единицей школы, которая должна решать главную задачу - привлечение к физической культуре и спорту максимального числа школьников средствами ОФП на базе одного из видов спорта. Важно помнить, что в этих группах, учащиеся должны приобщаться к спорту в целом.

Особо следует отметить такую форму работы, как организация летнего спортивно-оздоровительного лагеря, позволяющего осуществлять круглогодичную учебно-тренировочную работу с учащимися.

Внеклассная спортивно-массовая работа в школе не может стать полноценной, если не будет сопровождаться системой школьных спортивных соревнований - Спартакиад. Их любят учащиеся, Спартакиады стимулируют учащихся к систематическим, регулярным занятиям спортом. Спартакиады являются эффективной формой пропаганды физической культуры и спорта среди учащихся.

Организаторам внутри школьных соревнований необходимо помнить, что участию в спортивных соревнованиях любого ученика должна предшествовать спортивная подготовка. Только в этом случае соревнования будут для учащегося полезными.

В программе дней здоровья и спорта предусматриваются: подвижные спортивные игры, массовые соревнования "" Веселые старты "", "" А, ну-ка мальчики! "", "" А, ну-ка девочки! "", "" Папа, Мама - Я спортивная семья! "", "" Кожаный мяч "", "" Белая ладья "", "" День прыгуна "", открытые старты на лучшего бегуна, прыгуна, метателя и т. д.; в зимних условиях - катания на лыжах, санках.

Необходимо, чтобы все эти виды активного отдыха проходили без чрезмерной повышенной физической нагрузки, интересно для всех учащихся. Одним из обязательных условий является обеспечение этого мероприятия медицинского обслуживания.

Основным показателем результативности дня здоровья является массовость. Поэтому, при проведении главное внимание уделяется занятости школьников, активному участию всех их в запланированных видах программы. Временно освобожденные врачом от занятий физической культурой учащиеся также находятся в составе класса на местах проведения спортивных мероприятий, что положительно скажется и найдет достойное применение полученных знаний и навыков в дальнейшей жизнедеятельности учащихся, повышения уровня учебной и внеклассной физкультурно-оздоровительной работы в школе.

Формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми в начальной школе.

Физкультурно-оздоровительная программа школы включает в себя:

Подготовку и проведение разнообразных спортивных праздников и состязаний, игр, дней здоровья;

Проведение тематических классных часов, бесед, родительских собраний;

Организацию экскурсий, походов, прогулок;

Организацию интересного и плодотворного досуга, включая каникулярное время;

Пропаганду здорового образа жизни детей и подростков;

Привлечение родителей и других представителей взрослого населения

Для физической и психологической разгрузки учащихся созданы спортивные секции, кружки. Физкультурно-оздоровительная деятельность в школе в режиме учебного дня осуществляется в самых разнообразных формах.

В оздоровительных целях созданы условия для удовлетворения биологической потребности детей в движении. В общей сумме время физической активности ученика составляет не менее 2-х часов в день. Такой объём достигается благодаря проведению гимнастики перед началом учебных занятий, физкультминуток на уроке, подвижных игр во время перемен, уроков физкультуры, внеклассных спортивных занятий и соревнований, дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой.

В школе для учащихся 1-5 классов в течение урока обязательно проводится физкультминутка. Физиологически обоснованным временем для физкультурной паузы, длящейся 1-5 минут, считается 15-20-я минута урока, поэтому учитель планирует его так, чтобы после завершения работы над логическим блоком можно было провести физминутку и перейти к следующему этапу обучения.

Неукоснительно соблюдается продолжительность перемен. Между уроками ребята отдыхают не менее 10 минут, а после второго и третьего урока - 15 минут.

При этом в обязательном порядке выполняются следующие требования: максимальное использование свежего воздуха, проведение подвижных игр на свежем воздухе. Этому способствует наличие игровой площадки для 1-5 классов, стадиона и спортивного городка на территории школьного двора.

В зависимости от времени года день здоровья проводится по-разному: осенью - турслёт «Осенняя тропа», зимой-«Зарница», весной-«Молодецкие забавы» и др.

Результатом отличной спортивной подготовки стали высокие показатели детей в районных соревнованиях. Примечательно то, что выпускники школы, продолжая обучения в ССУЗах и ВУЗах, входят в состав спортивных команд этих заведений, участвуют в соревнованиях.

Заключение.

Главной целью образования всегда считалось развитие умственных, интеллектуальных задатков ребенка. Стремительный темп научно-технической революции неизбежно приводит к возрастанию учебных нагрузок, которые не способствуют улучшению здоровья учащихся.

Компьютеризация современной школы, внедрение вычислительной техники в учебный процесс без должного соблюдения возрастных ограничений отрицательно сказываются на здоровье, приводя к развитию резкого утомления у детей и подростков.

Наш бурный XXI век можно без преувеличений назвать веком гиподинамии, или пониженной подвижности, и гипокинезии - уменьшение силы и объема движений. Поэтому охрана здоровья детей одна из важнейших задач нашего времени. Ведь правильное, гармоничное развитие детей - залог здоровья будущих поколений. Единственный путь, ведущий к здоровью каждого ребенка - это отношение человека к своему здоровью. Одной из важнейших задач совершенствования учебно-воспитательного процесса является организация двигательного режима школьников, который обеспечивает активный отдых и удовлетворяет естественную потребность в движениях.

Спортивные соревнования должны способствовать тому, чтобы привлечь к занятиям физкультурой как можно больше детей и взрослых.

Основная задача - довести до детей, что здоровье это драгоценность, ради которой действительно стоит не только не жалеть сил, времени, но и отказаться от пагубных привычек. Каждый ребенок должен знать, что здоровый образ жизни - самое надежное средство сохранения и укрепления здоровья.

В целях пропаганды здорового образа жизни предполагается использовать следующие формы работы со школьниками: конкурсы рисунков, газет и плакатов, конкурсы сочинений, проведение бесед на классных часах.