Влияние плавания как спортивно оздоровительного процесса на уровень здоровья студента. Плавание, как обязательная тема для изучения дисциплины «Физическая культура» в ВУЗе Источники и движущие силы общества

В результате освоения дисциплины студент должен:

  • владеть основными навыками спортивного и прикладного плавания; способами и приемами оказания доврачебной помощи пострадавшему на воде;
  • уметь формировать с учетом возраста, пола и подготовленности занимающихся;
  • планировать индивидуальные и групповые уроки по начальному обучению плаванию лиц различного возраста и подготовленности;
  • организовывать и проводить соревнования по плаванию с различным контингентом занимающихся;
  • применять на занятиях по плаванию и методы, адекватные поставленным задачам;
  • оценивать эффективность используемых средств и методов формирования и совершенствования двигательной активности при занятиях плаванием;
  • использовать технические средства и инвентарь для повышения эффективности занятий по плаванию;
  • применять комплекс средств и методов формирования у обучающихся представлений и потребности в здоровом образе жизни, навыков соблюдения личной гигиены, профилактики и контроля за состоянием своего организма;
  • подбирать средства и методы для начального обучения технике различных способов плавания;
  • выполнить необходимые мероприятия по ;
  • провести занятие или часть занятия по начальному обучению плаванию.

Для определения уровня плавательной подготовленности студентов предлагается дифференцированная оценка техники трех спортивных способов плавания на основе наиболее часто встречающихся типичных ошибок при выполнении двигательных действий в воде.

Оценка «5» выставляется за выполнение движений, соответствующих требованиям к модельным характеристикам.

Оценка «4» выставляется за незначительные ошибки (неточное выполнение отдельных деталей техники, ведущее к снижению эффективности движений в воде).

Оценка «3» выставляется при наличии значительных ошибок, влияющих на эффективность пловца в воде в конкретном способе плавания.

Оценка «2» выставляется за грубые ошибки, искажающие основу техники двигательного действия.

Оценка «1» выставляется, если студент не может перемещаться по поверхности воды, используя движения, характерные для оцениваемого способа плавания.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Описания этапов эволюции плавания как вида спорта, культа тела в Древней Элладе. Характеристика особенностей плавательных видов спорта: прыжков в воду, синхронного плавания и водного поло. Анализ оздоровительного эффекта и прикладного значения плавания.

    презентация , добавлен 10.12.2011

    История плавания. История плавания. Оздоровительное значение плавания. Прикладное значение плавания. Общая характеристика отдельных техник плавания: брасс, кроль на груди, кроль на спине, баттерфляй. О некоторых принципах обучения плаванию.

    реферат , добавлен 30.04.2004

    Исторический экскурс в историю плавания, его влияние на здоровье человека. Стили плавания (брасс, кроль на груди, кроль на спине, баттерфляй). Роль плавания в повышении качества физической подготовки сотрудников Министерства внутренних дел России.

    реферат , добавлен 10.07.2016

    Плавание как учебный предмет, область знаний, которая включает гидродинамические и биохимические законы взаимодействия человека с водой, технику плавания и методику обучения. Понятие и разновидности техники плавания. Согласование движений рук и ног.

    реферат , добавлен 27.05.2013

    История плавания, первые Олимпийские игры. Механизм воздействия плавания на органы дыхания. Плавание как эффективное средство закаливания. Основные средства общей физической подготовки. Группы силовых упражнений. Характеристика основных свойств воды.

    доклад , добавлен 11.01.2012

    Кроль и брасс как наиболее популярные и быстрые спортивные способы плавания. Общее представление о технике плавания шестиударным кролем на груди. Положение тела и движение ногами. Движения руками и дыхание. Техника плавания брассом: основные правила.

    презентация , добавлен 19.11.2011

    Плавание как вид спорта, история его зарождения и развития в России. Обучение плаванию в русских войсках при Петре I. Эволюция способов и техники плавания. Развитие других плавательных видов: водного поло, синхронного плавания, подводного спорта.

    реферат , добавлен 11.05.2009

    Основные принципы организации оздоровительных занятий по плаванию для больных гипертонией. Исследование и оценка уровней показателей физического состояния больных гипертонией на момент первичной диагностики. Комплекс занятий плаванием для оздоровления.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2016

ст. преподаватель, ФГБОУ ВПО «Казанский федеральный университет»,
г. Казань

Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) уже давно стало доминирующим направлением в системе сохранения здоровья нации. В законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» подчеркивается, что именно физическая культура и спорт в образовательных учреждениях должны являться средством сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи. Целью физического воспитания в высших учебных заведениях, согласно образовательным стандартам 3-го поколения является: овладение средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.

Это означает, что выпускник ВУЗа должен иметь необходимые познания о своем организме и обладать знаниями в области физической культуры. Регулярные занятия физическими упражнениями должны стать важной составляющей его образа жизни, а единство содержания, формы, средств и методов образования должны стимулировать физическое и духовное развитие будущего специалиста. Недостаточная информированность молодежи в вопросах значимости физической культуры, как составляющей части здорового образа жизни, а в условиях учебной нагрузки – фактора снятия умственного и мышечного напряжения, ведет к формированию дефицита двигательной активности и к ухудшению здоровья. Для повышения мотивации студентов к регулярным занятиям физической культурой необходимо дать полный объем информации о средствах и методах физической культуры.

Средства практического раздела (в том числе и виды спорта) в рабочей программе по учебной дисциплине «Физическая культура» кафедрами физического воспитания определяются в каждом учебном заведении самостоятельно. В Казанском федеральном университете занятия традиционно проводятся по направлениям: тяжелая атлетика, аэробика, спортивные игры (волейбол, баскетбол, футбол и др.), группы ОФП и СМГ, в которых обучающиеся занимаются на протяжении нескольких лет.

Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения по предмету «физическая культура» предполагает включение в учебную программу следующие обязательные темы: легкая атлетика (бег 100м, бег 400м-женщины, бег 1000м-мужчины), спортивные игры, лыжные гонки, упражнения профессионально-прикладной физической подготовки и плавание.

До недавнего времени некоторые темы выпадали из программы обучения из-за отсутствия достаточной материальной базы. Исходя из требований Госстандарта (от которых мы не имеем права отходить), каждый обучающийся в высшем учебном заведении и претендующий на получение диплома о высшем образовании, обязан освоить программу обучения по предмету «Физическая культура» по всем темам. Но исходя из реалий приходится констатировать, что в преподавании дисциплины «физическая культура» в вузе имеются некоторые противоречия: между высоким учебно-методическим потенциалом и неэффективным его применением в разносторонней, гармоничной подготовке студентов в процессе физического воспитания.

Плавание, благодаря исключительно высокому спортивному, прикладному, оздоровительному и общеразвивающему эффекту – одна из важнейших тем дисциплины «Физическая культура» в высших учебных заведениях. Плавание является одним из основных разделов социальных программ оздоровления и физического воспитания различных возрастных групп населения. Обучение плаванию – основная профилактическая мера в борьбе с несчастными случаями на воде. Юноши и девушки, умеющие хорошо плавать, всегда смогут оказать помощь тонущему. Становясь в дальнейшем родителями, они смогут обучить своих детей навыкам плавания.

На предмет «Физическая культура» федеральным государственным образовательным стандартом предусмотрено 400 часов учебной нагрузки, из них определенная часть должна быть отведена и на занятия по теме «плавание» и каждый студент должен освоить программу обучения по этой теме. В связи с вводом в действие нового современного плавательного бассейна «Бустан», появилась необходимость для создания новой, более качественной рабочей программы по теме «плавание». Для ее создания необходим анализ базового уровня владения знаниями, умениями и навыками, а также изучение мотивирующих факторов посещения занятий по плаванию и причин нежелания ходить в бассейн. Нами для проведения исследования было составлено несколько анкет, в качестве респондентов выступали студенты 1курса КФУ (400 чел.) Задачи анкетирования предусматривали выявления мотивов потребности студентов в прохождении учебной программы по теме «плавание».

Для изучения мотивов посещения занятий по плаванию обучающимся было предложено 16 мотивов и предлагалось выбрать 5 наиболее значимых для них. Основными мотивами оказались:
— мне нравится плавать (48%);
— занятия плаванием укрепляют мое здоровье (41%);
— хочу совершенствовать свои плавательные навыки (37%);
— хочу улучшить свою физическую форму (31%);
— занятия плаванием улучшают общее самочувствие (25%).
Полученные данные, в результате анкетирования свидетельствуют, что большую значимость для посещения занятий имеет именно личностное отношение к этому виду спорта, что говорит о неразвитости понятия о значимости плавания и его влияния на организм занимающихся.
В то же время, у студентов имеется ложное представление о санитарно-гигиеническом состоянии плавательного бассейна, это подтверждается в полученных результатах при выявлении причин нежелания посещать занятия по плаванию:
— неудобство в расписании занятий (18%);
— дополнительные хлопоты (приобретение медицинской справки и покупка плавательных принадлежностей) (14%);
— высокая концентрация хлора в воде (12%);
— не комфортная температура воды (8%);
— не вижу необходимости посещать занятия, так как достаточно хорошо плаваю(10%).
Конечно, для улучшения качества учебного процесса необходимо учитывать отрицательные стороны, связанные с организацией занятий по плаванию.

Исследуя уровень знаний, выявлено, что 86% студентам необходимы знания в области плавания, 81% обучающихся считают свои знания достаточными, чтобы применять их в жизни. Из общего количества студентов, лишь 8% имеют представление о способах плавания. На вопрос: знаете ли вы, как влияет плавание на организм человека, 99% респондентов ответили положительно, однако в результате устного опроса выяснилось, что 75% студентов не смогли сказать на какое физическое качество, плавание оказывает более выраженное воздействие, что еще раз свидетельствует о том, что студенты обладают низким уровнем знаний в области плавания. Также можно предположить, что если далее исследовать уровень знаний по другим темам учебной программы, «картина» не будет существенно отличаться. Несмотря, на обилие источников доступа информации в наши дни, с небольшим перевесом основные знания студенты, все таки, получают от преподавателей физической культуры-36%, от друзей-34%, из интернета — 20% и лишь 2% от родителей, а ведь именно они в первую очередь должны прививать интерес к физкультурно-спортивному стилю жизни.

Анализируя умения и навыки у студентов умеющих плавать, выяснилось, что 83% научились плавать в школьном возрасте, из них 17% опрошенных в возрасте старше 17 лет, причем научившись плавать в более старшем возрасте, у обучающихся появляется желание усовершенствовать свои плавательные навыки, что положительно сказывается на мотивационно-ценностном отношении к физической культуре и потребности в регулярных занятиях для физического самосовершенствования. На вопрос: владеете ли вы навыками оказания помощи пострадавшим на воде, 41% студентов ответили утвердительно, 11% из них приходилось оказывать помощь в реальной жизни. Поэтому 87% респондентов считают, что занятия по плаванию в вузе необходимы, 2% опрошенных занятия не нужны и 11% студентов затрудняются ответить.

На сегодняшний день, занятия по плаванию студенты КФУ посещают по желанию. Конечно, нельзя спорить с тем, что возможность заниматься физической культурой с учетом спортивных интересов является мощным мотивационным фактором. Но анализируя требования госстандарта и исследования других авторов, что осознание роли и значения физической культуры приходит в более старшем возрасте, все обязательные темы по дисциплине «Физическая культура», обучающиеся должны осваивать в полном объеме. Такой подход к организации и проведению занятий повысит их эффективность и результативность, будет способствовать положительной динамике в изменении уровня физической подготовленности студентов, улучшению их психоэмоционального состояния, социального самочувствия и здоровья в целом, а так же сформирует множество умений, навыков и знаний у студентов, как будущих родителей для успешного воспитания здорового поколения.

Шокина Софья

Работа направлена на формирование у учащихся положительного отношения к плаванию.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Научно-практическая конференция

«Твои первые шаги в науку»

Тема

«Плавание – мой любимый вид спорта»

Работу выполнила

Ученица 3 «В» класса

МОУ «Национальная (татарская) гимназия»

Шокина Софья

Научный руководитель

Тугушева Р.Р.

Саратов, 2014

1. Введение

2.Основная часть

а)История возникновения плавания

б)Плавание как олимпийский вид спорта

в)Основные правила,стили,польза плавания

Г) Интересные факты

е) Мои исследования (анкетирование)

3.Заключение

4.Список литературы

5. Приложения

Введение

Я решила выбрать эту тему, так как она мне очень близка и интересна. В моей семье несколько спортсменов: дедушка – лыжник, папа мастер спорта по фехтованию. Поэтому и я решила продолжить спортивную семейную традицию - занялась плаванием. Плавать я научилась в 7 лет на Черном море. В 8 лет я пришла в бассейн и твердо решила стать спортсменкой. В своей работе я хочу рассказать о пользе, истории, стилях, интересных фактах этого вида спорта. И тем самым заинтересовать, привлечь учащихся к плаванию.

Плавание-вид спорта, заключающийся в преодолении вплавь за наименьшее время различных дистанций.

Занятия плаванием очень важны для человека. Они улучшают обмен веществ и кровообращение, укрепляют сердце, сосуды и легкие, развивают мышцы, избавляют от многих болезней, положительно влияют на психоэмоциональную сферу, делают человека стройнее и красивее, помогают нам всегда быть активными, работоспособными, сохранять интерес к жизни до конца своих дней.

Цели исследования :

Исследовать и изучить один из самых популярных видов спорта – плавание. С формировать у учащихся положительного отношения к плаванию, приобретение навыка надежного и длительного плавания в глубокой воде.

Задачи проекта:

  1. в ходе исследования собрать максимальное количество информации по данной теме, сформировать представления об образовании и возникновении плавания.
  2. подготовить и провести анкетирование
  1. на основе проведённого мною анкетирования сделать выводы, показать и рассказать, как плавание и спорт в целом влияют на воспитание и развитие подрастающего поколения.

Реализация этой цели обеспечивается решением следующих задач:

  1. Выработать у учащихся мотивацию на качественное выполнение требований программы.
  2. Укреплять здоровье учащихся, развивать и совершенствовать физические качества на протяжении всех лет обучения в школе.
  3. Обучить учащихся технике двух-трех способов спортивного плавания, совершенствовать разнообразные плавательные умения.
  4. Развивать у учащихся координационные и кондиционные (главным образом, выносливость) способности.
  5. Содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств.

Гипотеза исследования:

Плавание – это не только удовольствие, но и образ жизни человека.

Основная часть

История возникновения плавания .

Со времени своего появления на Земле человек всегда был связан с водой. Именно в долинах больших рек - Нила, Тигра и Евфрата, Хуанхе и Янцзы, Инда и Ганга - зародилась человеческая цивилизация. Вода имела огромное значение в жизни первобытных людей, что послужило причиной обожествления этой стихии, внушавшей слабому еще в борьбе с природой человеку чувство преклонения и страха. Культ воды существовал практически у всех народов с самых древних времен. Одним из главных олимпийских богов, владыкой морей у древних греков был Посейдон. Много позднее (III в. До н.э.), у древних римлян он стал отождествляться с Нептуном.

О том, что древние греки придавали большое значение умению плавать, свидетельствует и известное изречение Платона: "Можно ли людям, которые являются противоположностью мудрого, плавать и читать не умеют, вверить службу?" В Афинах человека, не умеющего плавать, считали ущербным. Крайнюю степень человеческого бескультурья выражала поговорка "Он не умеет ни плавать, ни читать»

Первые соревнования по плаванию носили ярко выраженный прикладной характер. Примером могут служить массовые соревнования древних славян на реке Почайне, притоке Днепра, где собирались лучшие пловцы-ныряльщики. Все они одновременно прыгали в реку и должны были в течение определенного времени ловить рыб руками. Тот, кому удавалось поймать самых крупных рыб, объявлялся победителем и получал в подарок шелковую рыбацкую сеть.

1890 г. впервые проходит первенство Европы по плаванию, в 1896 г. его включают в программу первых современных Олимпийских игр.

В 1889г. в Будапеште состоялись первые международные соревнования по плаванию с участием пловцов Венгрии, Австрии, Германии и Швеции. В 1896 г. плавание было включено в программу первых современных Олимпийских игр, которые оказали большое влияние на дальнейшее его развитие.

Плавание как олимпийский вид спорта

П лавание известно человеку с древнейших времен. Занимаясь охотой и рыбной ловлей, спасаясь от врагов, первобытный человек вплавь преодолевал водные преграды.

В конце XIX в., когда началось строительство искусственных бассейнов, спортивное плавание приобрело широкую популярность в различных странах мира. Отражением этого стало включение соревнований по плаванию в программу первых Олимпийских игр современности, состоявшихсяв 1896 году в Афинах и с тех пор этот вид спорта неизменно входит в программу всех Игр Олимпиад. Женщины стали принимать участие в олимпийских соревнованиях по плаванию с 1912 года.

Участники первых олимпийских соревнований плыли преимущественно способом брасс и способом на боку без выноса рук из воды. В начале XX века появился новый стиль плавания, оказавшийся самым совершенным и быстрым из известных человеку способов плавания. Он внешне напоминал движения ползущего человека и потому получивший название "кроль" . Это слово в переводе с английского означает "ползти". Впервые такой стиль плавания продемонстрировал Ален Викхем, родившийся на Соломоновых островах в Тихом океане и научившийся так плавать у местных жителей. В дальнейшем первоначальная техника плавания кролем, вольным стилем - так называемый двухударный кроль, при котором на гребок каждой руки приходится одно движение ноги, - неоднократно совершенствовалась.

В настоящее время на олимпийских играх используются так же следующие стили:

Плавание на спине

Баттерфляй

Длина бассейна на Олимпийских играх 50 м, глубина на всей площади - 3 м. Все дорожки обозначены линиями и пронумерованы от 1 до 8. Температура воды при проведении соревнований должна быть от 25 °С до 27 °С.

Основные правила

Существуют несколько основных правил плавания:

1.Плавать следует с пустым желудком. Вода оказывает сильное давление на всю брюшную полость. Во избежание проблем, за 2 часа до занятий лучше не есть. Через час после тренировки можно слегка перекусить (фрукты, йогурт). Лучшее время для нагрузки период между 16 -19 часами.

2. Плавать следует в купальном костюме, плотно прилегающим к телу.

3. Резиновая шапочка на голове надевается для защиты корней волос от расшатывания потоками воды. Поэтому волосы нужно тщательно прятать.

4 .В бассейне может подстерегать такая неприятность, как грибок. Поэтому ни в коем случае не следует ходить босиком по бассейну, душевой, сауне. Специалисты советуют смазывать стопы ног противогрибковым кремом.

5 .Прежде чем нырять в бассейн, нужно принять теплый душ. Он заменит легкую разминку перед плаванием, под кожей, на которую начинает воздействовать горячая вода из душа, активизирует кровообращение, мышцы разогреваются. Если сразу прыгнуть в воду без разминки, существует великая вероятность того что могут сводить мышцы голени, это не только больно, но и опасно.

6. Для похудения и укрепления мышц, тренироваться следует регулярно, не менее 3 раз в неделю. Плавать нужно без остановки 40 минут.

Каждый стиль плавания дает хорошую нагрузку на мышцы. Чемпионом по энергозатратам - кроль. Брасс немного отстает, зато отлично тренирует дыхательную систему. Есть секрет: ПЛАВАНИЕ ПРИНЕСЕТ БОЛЬШУЮ ПОЛЬЗУ, ЕСЛИ ВЫ БУДЕТЕ ПОЛУЧАТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ НЕГО. Регулярно плавающий человек защищает себя от всех болезней

Стили плавания

Кроль

Кроль на груди характеризуется попеременными и симметричными движениями рук и ног. Это самый быстрый спортивный способ плавания и самый популярный. Заплывы мастеров-кролистов, особенно на короткие дистанции, всегда смотрятся с большим интересом. Популярность кроля на груди объясняется еще и тем, что он преимущественно используется при игре в водное поло, фигурном плавании и при плавании в водоемах.

Брасс

Этот способ плавания был известен еще в глубокой древности. В некоторых наставлениях прошлого века этот способ назывался «плавание по- лягушачьи». Брассом легче, чем другими способами, плыть в одежде, транспортировать по поверхности воды какие- либо предметы, ориентироваться в направлении движения. Он экономичен и большинством людей легче осваивается.

Баттерфляй
Баттерфляй (англ. Butterfly – бабочка) – самый утомительный и технически сложный стиль плавания, второй по скорости после кроля.

Баттерфляй характеризуется одновременными симметричными движениями рук и ног, а также волнообразными движениями туловища, которые помогают движениям рук и усиливают работу ног. Отдельные элементы техники этого способа плавания (движение руки и ноги) мало чем отличаются от техники кроля на груди.
На Олимпийских играх с 1935 по 1953 год брассисты и сторонники баттерфляя соревновались вместе. Первым его продемонстрировал Джимми Хиггинс. В 1953 году баттерфляй стал самостоятельным стилем плавания, одновременно (вместо поочередного) было разрешено синхронное движение ногами вверх-вниз. Так появилась скоростная разновидность баттерфляя – «дельфин», при которой спортсмен совершает волнообразное движение всем телом .
По скорости плавания баттерфляй занимает второе место (после кроля на груди).

Польза плавания

Лечебное воздействие плавания на организм отмечается многими специалистами. Оно благотворно влияет на основные показатели физического развития человека:

Рост, вес
- является прекрасным средством профилактики и исправления нарушений осанки, сколиозов, плоскостопия
- укрепления сердечно-сосудистой и нервной системы


Подписи к слайдам:

Работу выполнила Ученица 3 «в» класса МОУ «Национальная (татарская) гимназия» Шокина С.В. Научный руководитель Тугушева Р.Р. Плавание-мой любимый вид спорта

Цели исследования: Исследовать и изучить один из самых популярных видов спорта – плавание. Сформировать у учащихся положительное отношение к плаванию, приобретение навыка надежного и длительного плавания в глубокой воде.

Гипотеза исследования: Плавание – это не только удовольствие, но и образ жизни человека

введение Плавание-вид спорта, заключающийся в преодолении вплавь за наименьшее время различных дистанций.

История возникновения плавания Древние бассейны

В 1889г. в Будапеште состоялись первые международные соревнования по плаванию с участием пловцов Венгрии, Австрии, Германии и Швеции.

Плавание как олимпийский вид спорта Соревнования по плаванию включили в программу первых Олимпийских игр в Афинах в 1896 году.

Участники первых олимпийских соревнований плыли преимущественно способом «брасс» . В настоящее время в играх используются так же следующие стили: «Плавание на спине» «Баттерфляй» Длина бассейна на Олимпийских играх 50 м, глубина на всей площади - 3 м.

Основные правила 1.Плавать следует с пустым желудком. 2. Плавать следует в купальном костюме, плотно прилегающим к телу. 3. Резиновая шапочка на голове надевается для защиты корней волос от расшатывания потоками воды. Поэтому волосы нужно тщательно прятать. 4. В бассейне может подстерегать такая неприятность, как грибок 5.Прежде чем нырять в бассейн,нужно принять теплый душ 6.Для похудения и укрепления мышц, тренироваться следует регулярно, не менее 3 раз в неделю. Плавать нужно без остановки 40 минут.

Стили плавания КРОЛЬ Это самый быстрый спортивный способ плавания и самый популярный.

Брасс Так же этот способ называется « плавание по-лягушачьи ».

Баттерфляй Баттерфляй (англ. Butterfly – бабочка) – самый утомительный и технически сложный стиль плавания. По скорости плавания баттерфляй занимает второе место (после кроля на груди).

Польза плавания -исправление нарушений осанки, сколиозов, плоскостопия - укрепление сердечно-сосудистой и нервной системы - развитие дыхательного аппарата и мышечной системы

Интересные факты В воде человек ощущает себя на 90% легче. Новорожденного можно обучать плаванию уже на третьей неделе. Плавание – второй после бега на лыжах вид спорта, который тренирует все основные группы мышц. Даже если минуту постоять в воде температурой +20 градусов, в крови повышается уровень гемоглобина. .

Виды спорта

Заключение В заключении хочу сказать, что плавание- это не только удовольствие и огромная польза, но и образ жизни человека. Рекомендую всем: занимайтесь плаванием!

Спасибо за внимание!

3 Угланов Ж.Ш. 3 Сармалаев А.С. 3 Ложкин А.А. 3 Маденов Н.Н. 3

1 Казахская академия спорта и туризма

2 Южно-Казахстанский Гуманитарный университет им. М.Сапарбаев

3 Казахский Национальный Медицинский университет им. С.Д.Асфендиярова

В процессе исследования осуществлялся дифференцированный подбор комплексов упражнений с учетом типичных ошибок характерных для спортсменов, специализирующихся в разных видах спорта, таких как циклические, спортивные игры и единоборства. В эксперименте студенты контрольной группы занимались по традиционной методике обучения плаванию, экспериментальная группа по разработанной нами программе практических занятий. Результаты исследования показывают, что разработанные комплексы упражнений и применение технических, вспомогательных средств в работе над техникой, в зависимости от исходного уровня подготовленности, позволили студентам овладеть техникой плавания в более короткие сроки. Эффективность обучения способам плавания во многом определяется: подбором методов и средств обучения с учетом специфики видов спорта каким занимается студент, особенностями телосложения и специальной подготовленностью студентов разных спортивных специализаций. Использования разработанных комплексов упражнений и технологий применения этих программ показало, что предложенные модификации в технике плавания качественно изменили характер выполнения техники движений.

обучение

физическая культура

плавание

1. Алексеева О. И., Григорьев В. И. Теоретико-методические основы подготовки пловца в вузе: учебное пособие // Теория и практика физической культуры. – 2003.

2. Булгакова Н. Ж. Плавание. – М.: Физкультура и спорт, 2001.

3. Водные виды спорта / под ред. Н. Ж. Булгаковой. – М.: Академия, 2003.

4. Кашкин Д. А. Плавание: примерные программы спортивной подготовки для детско- юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. – М.: Советский спорт, 2004.

5. Мухтарова Т. Л. Техника спортивного плавания. – М.: УГТУ, 2004.

6. Плавание / под ред. В. Н. Платонова. – Киев: Олимпийская литература, 2000.

7. Тарасевич Г. А. Специализированные восприятия у пловцов кролистов на этапе базовой подготовки: дис. … канд. мед. наук /Г. А. Тарасевич. – Омск, 2010. – 169 с.

8. Mooney R., Corley A., Quinlan L. R., OLaighin G. Inertial Technology for Elite Swimming Performance Analysis: A Systematic Review. Sensors 2016, P. 16–18.

9. Magalhaes F. A., Vannozzi G., Gatta G., Fantozzi S. Wearable inertial sensors in swimming motion analysis: A Systematic review. Et al Sports Sci. 2015; 33(7):732-45.

Актуальность. Эффективность организации процесса образования в вузе связана с соответствием качества образования, требованиям высшей школы и производства, которое предполагает разработку и внедрение инновационных педагогических технологий, обеспечивающих постоянное совершенствование в системе управления качества образования. Изучение курса плавания студентами всех спортивных специализаций по специальности «Физическая культура и спорт» предполагает обучение бакалавра спортивным способам плавания. Как показали наши педагогические наблюдения, исходный уровень плавательной подготовки студентов различен, что вызывает существенные трудности в овладении способами плавания и удлиняет процесс обучения . Учитывая, что курс обучения студентов ограничен количеством отводимых часов на плавательную подготовку, то это требует от преподавателя разработки новых технологий для ускорения процесса обучения разным способам плавания .

Сущность и содержание индивидуализации педагогического процесса в научно-педагогической литературе, касающейся вопросов обучения плаванию, показал, что на современном этапе ее развитие характеризуется исследованием результативных показателей двигательной деятельности обучаемых и практически не учитывает индивидуальные текущие составляющие . На практике это выражается в том, что целью педагогического процесса ставится достижения конкретного результата, характеризующегося количественными и качественными показателями, именуемыми нормативами.

В спорте - это стремление к наивысшему результату, рекорду как высочайшему нормативу, в профессиональном обучении - ориентированность на уровень показателей, определяющих успех в профессиональной деятельности . При построении учебного процесса педагог рассматривает начальный уровень подготовленности обучаемых, образно выражаясь, в качестве чистого листа, на который в процессе обучения заносится учебный материал в виде сформированных двигательных навыков, необходимых для усвоения обучаемых.

Целью исследования явилось повысить эффективность и время обучения способам плавания студентов различных спортивных специализаций путем разработки комплекса физических упражнений.

Объем и методы исследования. Основной задачей нашего эксперимента было быстрее и качественнее обучить плаванию студентов разных спортивных специализаций и проверить эффективность разработанных программ прохождения практического материала.

В процессе исследования осуществлялся дифференцированный подбор комплексов упражнений с учетом типичных ошибок, характерных для спортсменов, специализирующихся в разных видах спорта, таких как циклические, спортивные игры и единоборства. В эксперименте студенты контрольной группы занимались по традиционной методике обучения плаванию, экспериментальная группа по разработанной нами программе практических занятий.

Отличительными чертами программы и комплексов упражнений были такие особенности, как: использование ласт, «сачка», вспомогательные пояса, помощь партнера на занятиях по освоению техники плавания; увеличение объема плавания за счет использования ласт; применение упражнений для ног и рук с учетом специфических ошибок, характерных для групп циклических, спортивных игр и единоборств; соблюдение высокой плотности уроков с оптимальными паузами для отдыха; для каждой группы свой план прохождения учебного материала; отличия в объемах и интенсивности упражнений, интервалов отдыха, количества повтора упражнений.

Результаты и обсуждения. Результаты исследования показывают, что разработанные комплексы упражнений и применение технических, вспомогательных средств в работе над техникой, в зависимости от исходного уровня подготовленности, позволили студентам овладеть техникой плавания в более короткие сроки. Это указывает на то, что экспериментальное обучение было более эффективным, по сравнению с традиционным. По результатам исследования были внесены дополнения в типовую программу по дисциплине «Плавание с методикой преподавания». В ходе эксперимента доказана эффективность использования разработанных комплексов упражнений и вспомогательных средств для оптимизации учебного процесса по плаванию с учетом индивидуальных и групповых морфо-функциональных особенностей и физической подготовленности студентов, специализирующихся в разных видах спорта.

Для экспериментальной группы циклических видов спорта в содержание занятий были включены упражнения, направленные на развитие гибкости и подвижности верхнего плечевого пояса и упражнения аэробного характера. При изучении техники способа кроль на груди больше времени отводилось на изучение техники движений рук с подвижной опорой в ногах и упражнения, направленные на совершенствование техники гребка. В комплекс упражнений для изучения техники кроль на спине были включены упражнения исходного положения: руки вверху, одновременная работа руками; упражнения одной рукой, с фиксацией второй вверху. Студенты этой группы имеют лучшие показатели в выносливости, и в содержание их занятий были включены задания с более длительным, равномерным проплыванием отрезков дистанций. Во время освоения техники способа брасс больше использовались упражнения для работы ног, это связано с тем, что в циклических видах спорта ноги выполняют поочередные движения, сочетая сокращения с расслаблением мышц, и выполняют захлестывающее движение, а при способе брасс ноги находятся в напряженном состоянии и стопы развернуты в сторону. Кроме того, выполнялись упражнения на согласованность движений рук и ног с дыханием. Комплекс специально-подготовительных упражнений, разработанный для обучения студентов циклических видов спорта технике способов плавания, представлены в следующем порядке: упражнение на суше - выкруты прямыми руками вперед, назад; упражнение с резинкой: из стойки в наклоне вперед поочередные махи руками, круговые движения руками вперед-назад; на воде - упражнения для изучения техники кроль на груди и на спине: плавание с помощью движений одними руками; то же, но без поплавка, ноги расслаблены и вытянуты у поверхности воды; то же, но с «лопаточками» на руках; плавание кролем с поднятой головой; плавание кролем на «сцепление», одна рука вытянута вперед, другая у бедра, ноги выполняют непрерывные движения кролем. В методической рекомендации указано, что руки в локтевом суставе не сгибать; использование поплавка помогает приподнять таз и бедра, и это спортсмену позволяет подключить к рабочим движениям рук все крупные мышцы спины. Контролировать движения рук в воздухе, вход в воду и начало гребка; важное звено правильное выполнение вдоха; положить руки друг на друга, стараться лежать в вытянутом состоянии; обратить внимание на разворот стопы. Непрерывные и неширокие движения ногами; пронос руки прямыми.

Упражнения для единоборств направлены на развитие и совершенствование цикличности движений и постановки правильного дыхания. В этой группе был больший процент студентов, не умеющих плавать, поэтому в содержание занятий были включены упражнения с использованием сачка, помощи партнера, ласт, плавательных досок. Во время выполнения подготовительных упражнений акцент делался на дыхательные упражнения и на расслабление мышц. Из-за быстрой утомляемости слабо плавающих студентов упражнения выполнялись в коротких отрезках. При изучении способов кроль на груди и на спине применялись упражнения, направленные на удлинение «шага» и длины гребка. При обучении способа кроль на спине большое внимание уделялось горизонтальному положению тела в воде. Паузы между упражнениями заполнялись дыхательными упражнениями.

В спортивных играх использовались упражнения на скольжение. У спортсменов этой группы за счет ростовых показателей выше расположен центр давления воды и больше удельный вес нижних конечностей. Учитывая эти особенности, подбирались упражнения для ног с фиксацией их плавательной доской между голенью обеих нижних конечностей. Одной из отличительных черт программы практических занятий было применение для не умеющих и плохо плавающих студентов сачка, поддерживающего пояса и помощи партнера. Эти средства позволяют снять страх у студентов, боязнь воды, обеспечивают страховку, что способствует быстрому преодолению психологического барьера и ускоряют процесс овладения навыком плавания.

В экспериментальных программах, по мере освоения техники плавания использовались короткие отрезки (12 м, 25 м, 30 м, 50 м) с проплыванием на скорость, что позволяло подготовить студентов к сдаче контрольных нормативов.

Примечание: един - единоборства, спорт - спортивные игры, цикл - циклические виды спорта,

конт - контрольная, экспер - экспериментальная, исх - исходная оценка, итог - итоговая оценка.

Сравнительный анализ исходных и итоговых оценок контрольных и экспериментальных групп

Для студентов со слабой плавательной подготовленностью в программу было включено плавание в ластах, что позволяло быстрее плавать и увеличивать объем нагрузки. Кроме того, ласты обеспечивают крепкую опору в воде, и у спортсмена появляется уверенность: он плывет свободно, где создаются условия сосредоточения на элементах техники. Чередование плавания в ластах и без ласт создают предпосылки для ускорения обучения и повышения скорости плавания. В процессе обучения успешно применялись эстафеты с элементами техники плавания и нырянием.

В экспериментальной программе, в отличие от традиционной, акцент был сделан на овладение техникой способом кроль на груди, на спине и брасс, и на последних занятиях ознакомление с техникой баттерфляй. Отличия программ обучения заключались в разных поурочных планах обучения. В зависимости от вида специализаций, подход к объему нагрузки и выполнение отдельных упражнений в процентном отношении были разными. Для контроля интенсивности нагрузки проводили подсчет ЧСС, основная работа выполнялась в режиме 150-170 уд/мин. Для восстановления дыхания широко применялись дыхательные упражнения в воде. В конце педагогического эксперимента провели повторную оценку плавательной подготовленности студентов: оценка обтекаемости тела в воде, умение проплывать дистанцию, оценка техники 3-х способов плавания.

Анализ полученных данных показал, что результаты оценок за длину скольжения во всех группах улучшились. В циклических видах спорта оценки возросли в контрольной группе на 53 %; в экспериментальной группе - на 68 % (P<0,05). Результаты в экспериментальной группе выше на 11 %, чем в контрольной группе. В единоборствах - средние оценки в контрольной группе выросли на 56 %, в экспериментальной группе на 73 %, различия между группами составили - 10 %. В спортивных играх - разница между группами была 8,7 %, это объясняется тем, что исходные оценки в контрольной были высокими - 3,09 (S=1,54), экспериментальной - 3 (S=1,59), и по итогам оценок показатели многих студентов были выше 5 баллов.

Итоговые оценки в контрольной группе составили - 4,6 (S=0,53), в экспериментальной - 5 баллов. Оценка за проплывание дистанции показала, что в циклических видах спорта различия между экспериментальной и контрольной группами составили - 23 % (Р< 0,05). В спортивных играх разница в оценках за проплывание дистанции составила - 17,7 % (P<0,05). Если сравнить оценки с исходными данными в циклических видах спорта, то можно отметить, что в контрольной группе улучшение составило - 37 %, а в экспериментальной группе - 71 %, в спортивных играх - соответственно 47,3 % и 79,3 %, в единоборствах это отличие составило - 52,6 % и 76,6 %.

Диаграмма сравнительного анализа исходных и итоговых оценок контрольных и экспериментальных групп на примере проплывания дистанций представлена на рисунке. Средние оценки за технику выполнения способа кроль на груди у студентов экспериментальной группы циклических видов спорта составили 4,45 (S=0,43) балла с приростом 60 %, в контрольной группе - 3,92 (S=0,52) с приростом 37,5 %. В единоборствах, за счет введения дифференцированного подхода в учебный процесс, значительно повысилась оценка в экспериментальной группе до 4,40 (S=0,43), прирост 66 %, а в контрольной группе - 3,81 (S=0,60), прирост 43,2 %.

У студентов группы спортивных игр при первичных величинах 2,69 (S=0,80), в контрольной - 2,75 (S=0,79), в экспериментальной группе эти показатели повысились до 3,94 (S=0,47), прирост 46,4 %, 4,45 (S=0,46) прирост 61,8 %, соответственно (P<0,01).

Результаты оценки способов кроль на спине и брасс также улучшились. Следует отметить, что оценки за технику кроль на спине и брасс в результате подбора упражнений и учета особенностей специализации в экспериментальных группах стал выше, значит, они успешнее освоили технику спортивных способов, чем контрольные группы. Так, в циклических видах спорта средние оценки за выполнение способа кроль на спине составили: в экспериментальной группе - 4,43 балла, прирост достиг 63,4 %, а в контрольной группе - 3,89 балла, прирост 39,9 %. При способе брасс улучшение в экспериментальной группе составило - 67,4 % при оценке 4,32 (S=0,36) балла, в контрольной - 42,5 % при оценке 3,75 (S=0,56) балла.

Студенты экспериментальной группы из единоборств получили за технику способа брасс оценки 4,24 (S=0,43) балла, прирост составил 68,2 %, в контрольной группе оценка 3,71 (S=0,64) балла, достиг 44,9 %.

За технику способа кроль на спине получена оценка 4,34 (S=0,43) балла, прирост достиг 66,9 %. В контрольной группе средняя оценка возрастала на 44,6 % (3,79 (S=0,61) балла). Студенты этой группы лучше осваивали способ брасс, так как ими легче выполнялись одновременные движения. Студенты из экспериментальной группы спортивных игр улучшили свои показатели и получили по средним данным оценки за технику способа брасс - 4,28 (S=0,29) балла, прирост результатов достиг - 63,9 %, а студенты контрольной группы получили в среднем 3,89 (S=0,44) балла, где процент прироста составил - 50,7 %. За технику выполнения способа кроль на спине средняя оценка в экспериментальной группе возросла на 68,4 % (4,53 (S=0,38) балла), в контрольной прирост был ниже на 52,4 % (4,01 (S=0,45) балла. Студенты данной специализации с большими трудностями осваивали этот способ плавания. Длинные конечности, погружаясь под воду, создают повышенное сопротивление, тем самым увеличивая угол атаки.

Эффективность обучения способам плавания во многом определяется: подбором методов и средств обучения с учетом специфики видов спорта, какими занимается студент, особенностями телосложения и специальной подготовленностью студентов разных спортивных специализаций.

Учет групповых и индивидуальных особенностей студентов, в процессе обучения, были получены положительные сдвиги в динамике оценок за плавательные способности. Введение индивидуального подхода в учебный процесс содействовало значительному повышению уровня плавательных способностей студентов.

Использования разработанных комплексов упражнений и технологий применения этих программ показало, что предложенные модификации в технике плавания качественно изменили характер выполнения техники движений, что привело к успешной сдаче контрольных нормативов.

Библиографическая ссылка

Нурмуханбетова Д.К., Алдабергенов Н.А., Кабулбекова И.К., Зауренбеков Б.З., Тастанов А.Т., Жунисбек Д.Ж., Лесбекова Р.Б., Мусаев А.Т., Исмайлов Д.И., Колбекова А.А., Ермаханова А.Б., Ералиева Л.Т., Алмабаев Ы.А., Жангелова М.Б., Кожахметова А.Н., Угланов Ж.Ш., Сармалаев А.С., Ложкин А.А., Маденов Н.Н. ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ СПОСОБАМ ПЛАВАНИЯ ПУТЕМ РАЗРАБОТКИ КОМПЛЕКСА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В РАЗЛИЧНЫХ СПОРТИВНЫХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24226 (дата обращения: 15.06.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»