Конспект урока "Мышцы, их строение и функции" (8 класс). Урок на тему «Мышцы и их функции Открытый урок мышцы их строение и функции

Тема урока

Мышцы, их строение и функции

Цели:

1.Создать условия для усвоения материала по теме.

2. Создать условия для развития внимания, мышления.

3. Создать условия для воспитания культуры общения и

стремления к здоровому образу жизни.

Задачи:

1.Изучить строение скелетных мышц, способ

прикрепления мышц к скелету; выявить основные

функции мышц, познакомить с классификацией

мышц, выяснить значение физических упражнений.

2.Развить умение работать в группе, с книгой, анализировать и систематизировать изучаемый материал.

3.Воспитывать чувство взаимопомощи, культуры общения, стремление к здоровому образу жизни; расширить образовательное пространство.

Тип урока

Комбинированный

Оборудование

учебник, обучающие тесты, тетрадь,

Методы

Частично-поисковый, репродуктивный.

Средства

Беседа, работа с книгой, лабораторная работа, работа с диском, тест, объяснение.

Основные понятия

Мышца, мышечные волокна, миофибриллы, нити белков актина и миозина, сухожилие.

Структура урока

1. Организационный момент.

2. Целеполагание. Повторение домашнего задания

4. Закрепление материала.

5. Домашнее задание.

6. Рефлексия.

7. Оценивание.

План урока

1.Строение мышц.

2.Функции мышц.

3.Основные группы мышц, значение физических упражнений.

4.Классификации мышц.

Рефлексия

1.На каком этапе урока вам было легче всего, интереснее?

2.На каком этапе урока испытали затруднение?

3.Как вы думаете, какой вид деятельности вам помог лучше усвоить изучаемый материал?

4.Все ли вы узнали, что планировали в начале урока?

5.Вам понравился урок?

Домашнее задание

Изучить материал на с.106 – 109, задание из рубрики «Подумайте!» С.111
* Выясните откуда произошло слово «мышцы»; найдите примеры, людям каких профессий особенно важны знания о строении и расположении мышц.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Целеполагание.

3. Опрос домашнего задания «Кости скелета человека»

3. Изучение нового материала. Физминутка.

4. Закрепление материала.

5. Домашнее задание.

8. Рефлексия.

Цель: создание обстановки психологического комфорта на уроке, снятие напряжения.

Педагог предлагает детям представить, что они листочки, которые качаются на волнах. Дети садятся удобно, закрывают глаза, расслабляют мышцы рук и ног. Затем учащиеся открывают глаза и улыбаются соседу по парте. Успокоившиеся после перемены дети легко включаются в урок.

Выход на тему.

Эпиграфом к нашему уроку хочу предложить слова знаменитого философа Тиссо: «Движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все средства мира не в состоянии заменить действие движения» (слайд 1)

Как вам кажется, о чем пойдет речь на уроке?

Движения постоянно окружают нас. А благодаря чему человек движется?

Итак, тема нашего урока « Мышцы, их строение и функции». (запись)

Целеполагание

    Что вы уже знаете по этой теме?

    Что бы вы хотели узнать? (составление плана на доске)

    А зачем нужно изучать этот материал?

План урока 1.Строение мышц. 2.Функции мышц.

Изучение нового материала

1. Беседа.

А знаете ли вы, сколько мышц в теле человека? Как вы думаете? (656 и почти все парные).

Прежде чем перейдём к основной работе по теме, давайте вспомним, а из какой ткани состоят мышцы? (гладкая, поперечно - полосатая, сердечная).

Где в организме находятся данные виды мышечной ткани? Каковы их свойства?

Сегодня мы будем говорить о скелетных мышцах, а об остальных поговорим подробнее на последующих уроках.

Общая масса скелетной мускулатуры у новорожденных детей в среднем составляет 22% от массы тела, в 17-18 лет она достигает 35- 40%. У пожилых и старых людей относительная масса скелетных мышц уменьшается до 25-30%. У тренированных спортсменов мышцы могут составлять до 50% от всей массы тела.

Скелетные мышцы выполняют следующие функции:

I) удерживают положение тела и его частей в пространстве;

2) обеспечивают передвижение тела (бег, ходьба и другие виды движений);

3) осуществляют дыхательные и глотательные движения;

4) участвуют в артикуляции речи и формировании мимики;

5) вырабатывают тепло;

6) преобразуют химическую энергию в механическую.

Значение тренировки мышц. Установлено, что при работе любого органа в него поступает больше крови, чем во время покоя.

Чем большую работу совершают мышечные волокна, тем больше питательных веществ и кислорода приносит кровь. При регулярной физической работе, занятиях физкультурой и спортом мышечные волокна быстрее растут, утолщаются и человек становится сильнее. Мышцы нуждаются в систематической тренировке. Этому способствуют регулярные физические упражнения, ходьба на лыжах, плавание. Физические упражнения оказывают благоприятное действие на весь организм, укрепляют здоровье, делают человека закаленным, способным выдерживать самые различные неблагоприятные воздействия внешней среды.

ФИЗИЧЕСКАЯ МИНУТКА

Мы выяснили, какие функции выполняют мышцы. Давайте их разомнем.

    Разминаем мышцы пояса верхних конечностей (делаем круговые движения плечами; руки перед грудью, рывки в стороны).

    Разминаем мышцы тела. Руки на пояс наклоны в стороны.

    Разминаем мышцы нижних конечностей. Поочередно поднимаемся на носочки, а теперь поднимите носки.

Строение мышцы: стр. 116 учебника (составить схему строения на доске и записать в тетрадь)

Мышечные волокна- видоизмененные мышечные клетки. Виды волокон. (составить схему и записать)

Закрепление материала – выполнение теста совместно с ребятами

Домашнее задание: стр. 116- 118 , сделать практическую работу «Измерение массы и роста своего тела»

Урок по теме: «Мышцы и движение» 4 «А» класс 12.10.07

Цель: Показать учащимся значение, многообразие мышц, зависимость развития мышц от занятий физическими упражнениями.

Задачи:1) Познакомить учащихся со строением, функциями, видами

2) Формирование навыков диалогового общения и социального

Взаимодействия.

3)Формирование ответственности младших школьников за свое

Здоровье.

4) Развитие мыслительной деятельности и психических процессов.

Ход урока.

I. Организационный момент

Учащиеся встают в кружок, держась за руки; учитель произносит слова шепотом, учащиеся повторяют их хором вслух:

Мы умные!

Мы дружные!

Мы внимательные!

Мы старательные!

Мы отлично учимся!

Все у нас получится!

II. Введение в тему урока

На доске карточки с названиями наук: география, анатомия, история, антропология, валеология

- Какое задание я хочу вам предложить?

(Выполнить группировку названий наук: география и история изучают окружающий мир, а анатомия и антропология – строение человеческого тела, а валеология – как сберечь свое здоровье на долгие годы)

Как вы думаете, какую науку надо выделить среди них?

(Я бы выделил среди этих наук анатомию, которую мы начали изучать на уроках.)

- Что вы знаете об этой науке?

(Анатомия изучает строение человека.)

А зачем нам нужно знать строение своего организма? (чтобы уметь сохранять свое здоровье как можно дольше)

III Актуализация знаний.

Итак, сегодня мы продолжим разговор «как устроен наш организм», а вот о чем именно, догадайтесь сами.

Я предлагаю вашему вниманию небольшую сценку, отрывок из книги «Я – человек. Ты – человек!»

-Мой папа может поднять полкласса, хвастает Карол.

-Ври больше! – смеются ребята. – Он что у тебя. Подъемный кран?

- А вот и поднимет!- горячится Карол. – он у меня штангист!

Как вы думаете, сочиняет Карол или говорит правду? (лучшие штангисты мира поднимают вес больше 250 кг)

IV Сообщение темы и целей

А что для этого нужно? (нужна сила – то есть мускулы, мышцы) Какая тема сегодняшнего урока? (после ответа учеников – слайд) Какие цели мы себе поставим? (слайд)

V Работа над темой

(Узнать, что такое мышцы, какие они бывают, зачем они нам нужны)

Сейчас мы поиграем в известную вам игру «Замри» (под музыку). Условия: пока звучит музыка – вы двигаетесь, принимаете различные позы. Как музыка прекращается – вы замираете. (дети выполняют)

Подумайте и скажите, что позволило вам принимать и держать разные позы? (мышцы) (слайд)

Как появилось слово мышца?

Подумайте и скажите, на какое слово похоже слово мышца?(мышь) Хотите узнать почему?

Обхватите левой рукой плечо правой руки и начните сжимать и разжимать правый кулак. Что чувствуете? (как под кожей шевелятся, бегают, как мыши мышцы) так теперь поняли почему? А что такое мускул?(слайд)

Мы сейчас с вами говорили, Что напоминают мышцы, откуда пришло слово, а что оно обозначает?

Так что же такое мышцы? (после ответа – слайд)

- Мышца – орган человека и животного, состоящий из ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов.

Откройте страницу 30 в учебнике. Рассмотрите рисунок.

Какие по величине бывают мышцы? (большие и маленькие)

(слайд с таблицей)

Назовите самые большие мышцы.(ягодичная, большая грудная. Бицепс, мышца бедра, икроножная мышца)

Почему здесь расположены сильные мышцы?(выполняют самую тяжелую работу).

Что можно сказать о наших мышцах? (они труженики)

А какие они труженики вы узнаете, когда поработаете в группах.

Игра «мозаика». (Учитель раздает конверты с заданиями для групп. В конверте 5 текстов для каждого участника группы. Ученики выбирают, читают и запоминают прочитанное. Затем рассаживаются по номерам заданий и в парах рассказывают друг другу задание. Потом возвращаются в свои группы и там рассказывают материал. Отчет групп. Оценивание)

1. В нашем организме примерно 639 мышц. Они разнообразны по величине и форме. Крупные, сильные мышцы расположены там. Где приходится выполнять большую работу. Одна из самых сильных – икроножная мышца. Короткие, широкие мышцы находятся между ребрами и обеспечивают движение грудной клетки. Есть мышцы в стенках желудка. Кишечника. У всех у них определенный ритм: то они работают, то отдыхают. Сердце – это тоже мышца, только особенная. Этой мышце приходится работать всю жизнь.

2. В лицевой части черепа под кожей находится много небольших мышц. Они называются мимическими. Прикрепляются они по- разному. Некоторые из них одним концом прикрепляются к кости, а другим вплетаются в кожу лица, другие же мышцы располагаются по кругу, прикрепляясь только к коже, например, мышца губ. Самыми сильными в лицевой части являются жевательные мышцы. Приводящие в движение нижнюю челюсть. А речь обеспечивают развитые мышцы языка, губ, подъязычная мышца.

3.Мышцы – главные силачи. Каждая мышца прикреплена одним концом к одной кости скелета, а другим – к другой. По приказу мозга мышцы могут становиться короче, либо длиннее Они прикреплены к скелету с помощью связок или сухожилий. Сокращение и расслабление мышц и их сухожилий приводят в движение кости и соответственно различные части тела. И вот когда, скажем, мышца плеча сокращается, она поднимает руку, а когда расслабляется – рука опускается.

4.От развития мускулатуры зависит работоспособность человека и внешняя форма его тела. Время активного развития мышц – 13 лет. Когда мы регулярно занимаемся физкультурой, много играем в подвижные игры и правильно питаемся, наши мышцы становятся упругими и сильными. Максимальную силу мышцы набирают к 30 годам. Затем тренировками человек поддерживает их хорошее состояние.

5.У нашего организма есть одно удивительное свойство – ему полезна работа. Чем больше ты двигаешься, тем становишься сильнее. Организм всегда посылает больше крови тем клеткам, которые трудятся. Такие клетки лучше питаются и растут. Клетки – бездельницы же всегда остаются на голодном пайке. Вот почему спортсмены набираются сил, не валяясь в кровати, а упражняясь.

Отчет одной из групп. Оценивание работы группы.

Нашему организму полезна работа, поэтому сейчас дадим отдых одним мышцам, а другие пусть потрудятся.

VI Физкультминутка. (проводит ученик)

1.Наклоны головы вперед, назад, в стороны.

2.Поднимание плеч одновременно и поочередно

3.Поднимаем руки вверх, в стороны

4.Наклоны туловища вперед, назад.

5. Поднимание поочередно ног.

6.Приседание.

7.Поднимание на цыпочки.

8. Прыжки-ноги вместе, в стороны, руки в хлопке вверх.

Раз цветочек, два – цветочек,

Ежики, ежики,

Наковальня, наковальня,

Ножики, ножики,

Бег не месте, бег на месте,

Зайчики, зайчики,

Ну-ка дружно, ну-ка вместе!

Девочки, мальчики!

VII Закрепление.

Хотите послушать сказку? Тогда слушайте древнюю индийскую сказку.

Однажды молодая веселая сороконожка танцевала на солнце. Старая жаба злобно следила за ней из болота, завидуя легкости ее движений. И вдруг она спросила плясунью:

-Не объяснишь ли ты мне, дорогая, как тебе удается так замечательно распоряжаться всеми своими ножками? Откуда ты знаешь, какая ножка поднимется первой, а какая двадцать восьмой? Которая из ножек опускается, когда поднимаются одиннадцатая и седьмая?

Сороконожка остановилась и задумалась. Ей никогда в голову не приходили такие вопросы. А теперь ей стало и самой любопытно – как же поступает она на самом деле?

Ну какую, например, ножку ей сейчас надо поднять, чтобы продолжать свой танец? Но она этого не знала. И чем больше она об этом думала, тем все больше запутывалась. Так и осталась неподвижной со всеми своими сорока ножками, на радость зловредной жабе.

Что хотите сказать?

Мы тоже могли оказаться на месте плясуньи, если бы каждый раз задумывались, прежде чем сделать шаг или поднять руку и начинали соображать, как это сделать. Мы это делаем не задумываясь, автоматически. Интересно, что для того, чтобы сделать всего лишь один шаг, нужно сократить и расслабить 20 мышц. Все делается в определенном порядке и для нас это естественно. Когда пианист играет пьесу в быстром темпе, его пальцы делают до 120 ударов в минуту! Хорош бы он был, если бы думал, каким пальцем ему нужно ударить следующую клавишу! Но терпеливо упражняясь каждый день, разучивая пьесу медленно, а затем быстрее, повторяя ее бесконечное количество раз, пианист приучает мышцы своих рук действовать автоматически.

Практическая работа.(к доске выходят 3 ученика с портфелями.)

-Возьмите портфель в руку, не сгибая руки, поднимите портфель на уровне плеч. Держите его.(через некоторое время они устают и опускают портфель)

Что произошло? (мышцы устали)

Как вы думаете, почему одни люди устают быстрее, а другие могут работать долго? (дело в тренировке)

Что делать легче: Ходить по комнате 10 минут или стоять на одном месте? (ходить проще, т.к. мышцы меньше устают)

«Если хочешь быть сильным – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай».

Эти слова высечены на скале в Древней Греции. Как вы их понимаете? Правы ли были древние греки?

Сила и ловкость – это врожденные или приобретенные качества? (приобретенные)

Что нужно делать, чтобы развивать свои мышцы?(заниматься спортом).

Какими видами спорта нужно заниматься, чтобы укреплять свои мышцы? (любыми: боксом, спортивной гимнастикой, аэробикой, фигурным катанием, бодибилдингом, фехтованием….)

На Руси всегда было много сильных людей. Каких вы из них знаете?

Известен капитан Лукин(конец 18 века), который легко ломал подковы, держал на вытянутой руке пудовые ядра. Одним пальцем вдавливал в корабельную стенку гвоздь, а когда в Англии ему предложили провести кулачный поединок. Вызвал сразу 4 боксеров и, ухватив по очереди каждого за пояс, перекинул через голову.

Русский борец Иван Поддубный 33 года был чемпионом мира. Он так и остался непобежденным богатырем, возведенным в ранг национального героя. В 66 лет он продолжал выходить на ковер. Это уже загадка спортивного долголетия….

Каких современных спортсменов вы знаете? (ответы детей)

(показ слайдов)

Всем известен герой Геркулес. Он был очень сильным и выносливым.

Хотите стать такими же? А что для этого нужно делать? (после ответов –слайд «Уроки Геркулеса»)

VIII Рефлексия

Зачем нужны мышцы? (Мышцы – тягачи и силачи нашего тела. Они приводят его в движение.

Мы можем сидеть. Стоять, прыгать, улыбаться, хмуриться, благодаря мышцам.

Мышцы надежно укрывают наши внутренние органы. Заставляют их работать, поднимают и растягивают грудную клетку при дыхании, проталкивают кровь по сосудам, сжимают и разжимают сердце.

Физический труд, занятия физкультурой укрепляют мышцы и человек становится сильным и ловким).

IX Домашнее задание

Вспомните поговорку, написанную на скале.

1.Придумайте свою поговорку о здоровом образе жизни. Раскрой ее содержание.

2.Нарисуйте, какими видами спорта вы бы хотели заниматься, чтобы развивать свои мышцы и сделать свое тело красивым.

X Итог урока

Какой вывод можно сделать из нашего урока?

Ответьте на вопросы:

1.Что я знал раньше?

2.Что я узнал сегодня?

1. Вспомни свои впечатления на уроке.
2. Закончи предложение:
Я чувствовал себя .
Я работал с настроением .
Я доволен собой .
Я испытывал затруднения, когда .
Я бы хотел стать более .

Цель урока: создать условия для понимания учащимися особенностей строения скелетной мускулатуры, через ознакомление с теоретической информацией, ее анализом и последующим преломлением информации при выполнении заданий как теоретического, так и практического характера.

Самостоятельная работа. Проводиться может как в индивидуальном, так и в групповом режиме.

Информация для учащихся.

Информационная карта.

Уважаемые учащиеся! Прочитав информацию о строении и работе мышц в учебнике или выданном тексте, выполните задания.

1. Запишите в тетради схему строения скелетной мышцы (вместо точек вставить части, образующие мышцу): Мышца =... + ... + ... + ... + ...

2. Выполните в тетради рисунок – схему строения скелетной мышцы и подпишите все ее составные части, основываясь на задании 1 и рисунке №1.

3. Перепишите в тетрадь классификацию мышц и заполните две оставшиеся графы таблицы (при заполнении используйте рисунки №2-6 и проверяйте функцию – действие мышц на своем теле).

Подразделение Вид Место расположения в теле Название мышцы (пример)
По форме 1. Веретёнообразная
2. Квадратная
3.Треугольная
4. Лентовидная
5. Круговая
По количеству головок 1. Двуглавая
2. Трехглавая
3. Четырехглавая
По функции 1. Сгибатель
2. Разгибатель
3. Вращатель

А) к наружи – пронатор

Б) к нутри – супинатор

А) на руке, на предплечье

Б) на руке, на плече

А) квадратный пронатор

Б) супинатор

4. Подниматель
5. Сжиматель – сфинктер
6. Отводящая
7. Приводящая

4. Запишите в тетради, очень кратко, тремя пунктами, как осуществляется механизм сокращения скелетной мышцы, проанализировав и систематизировав информацию из прочитанного текста. (Почему скелетная мышца сокращается? Что обеспечивает ее сокращение?)

5. Запишите четырьмя пунктами, в чем выражается работа сгибателей и разгибателей, проанализировав и систематизировав информацию из прочитанного текста (как они работают в обычных и особых случаях)?

6. Запишите по пунктам, что собой представляет работа мышц, проанализировав и систематизировав прочитанную информацию.

7. Выполните исследование по изучению статической и динамической работы скелетных мышц.

  1. Возьмите в руку груз (например, свой портфель) и удерживайте его на вытянутой руке с одновременной фиксацией времени удержания груза с помощью секундомера (пусть время засекает ваш товарищ).
  2. Через некоторое время (5 минут) возьмите груз снова в руку и начните его поднимать и опускать и точно также фиксируйте время упражнения.
  3. Сравните свои ощущения при выполнении двух видов работы и время их выполнения. На основе этого сравнения сделайте вывод об особенностях выполнения статической и динамической работ скелетными мышцами и запишите его.

Строение и работа скелетных мышц.

Скелетные мышцы образованы поперечнополосатой мышечной тканью, мышечные волокна которой собраны в пучки. Внутри волокон проходят белковые нити, благодаря которым мышцы способны укорачиваться – сокращаться. К каждой мышце подходят кровеносные сосуды и нервы. Мышцы снаружи, а также каждый мышечный пучок покрыты соединительнотканной оболочкой и прикрепляются к кости при помощи сухожилий. Один конец мышцы, головка, прикрепляется к одной кости, второй, хвост, через сустав или суставы – к другой кости так, что при ее сокращении кости приходят в движение.

К скелетным мышцам подходят нервы, содержащие чувствительные и двигательные нейроны. По чувствительным нейронам передаются импульсы от рецепторов кожи, мышц, сухожилий, суставов в центральную нервную систему, где обрабатываются и при необходимости передается сигнал о сокращении конкретной мышцы. По двигательным нейронам проводятся импульсы (о необходимости сокращения) от спинного мозга к мышце, в результате чего мышца сокращается. Таким образом, сокращение мышц в организме совершается рефлекторно. В то же время на двигательные нейроны спинного мозга оказывают влияние импульсы из головного мозга (о желании человека выполнить то или иное движение), в частности из коры больших полушарий. Это делает движение произвольными. Основное свойство мышечной ткани – сократимость. На этом свойстве основана работа мышц. В возбужденном состоянии мышца укорачивается и утолщается – сокращается, затем расслабляется и принимает прежние размеры. Сокращаясь, мышцы приводят в движение части тела, обуславливают перемещение организма или поддержание определенной позы.

Движение тела происходит благодаря сокращению мышц. Когда мышцы сокращаются, они совершают работу. При сокращении мышц кости сближаются или отдаляются, передвигая тело или его части, поднимают или удерживают груз. Мышцы, которые обеспечивают движение, делятся на сгибатели и разгибатели, приводящие и отводящие, вращающие кость по часовой стрелке и против нее.

Одна и та же мышца не может сгибать и разгибать кости в суставе, а движение костей и вместе с ними частей туловища производят как минимум две мышцы (на самом деле их значительно больше). Не всегда мышцы располагаются там, где прикладывается их сила.

Амплитуда – размах движений зависит от длины мышечных волокон, а сила – от площади поперечного сечения мышечного пучка. Чтобы согнуть кисть в кулак, мышцы должны обладать достаточной длиной. Вот почему мышцы, сгибающие и разгибающие пальцы, находятся на предплечье, мышцы, опускающие и поднимающие плечо, – на туловище и т.д. (Вы можете выполнить эти действия, и убедиться где находятся мышцы, выполняющие эти функции.) Мышцы противоположного действия называются антагонистами, а мышцы, действующие в одном направлении, синергистами. Они работают согласованно.

Сгибание в суставе осуществляется при сокращении мышц-сгибателей и одновременном расслаблении мышц-разгибателей.

Согласованная деятельность мышц-сгибателей и мышц-разгибателей возможна благодаря чередованию процессов возбуждения и торможения в спинном мозге (соматический отдел нервной системы). Например, сокращение мышц – сгибателей руки вызвано возбуждением двигательных нейронов спинного мозга. Одновременно расслабляются мышцы-разгибатели. Это связано с торможением двигательных нейронов.

Мышцы – сгибатели и разгибатели сустава могут одновременно находиться в расслабленном состоянии. Так, мышцы свободно висящей вдоль тела руки находятся в состоянии расслабления. При удержании гири или гантели в горизонтально вытянутой руке наблюдается одновременное сокращение мышц-сгибателей и разгибателей сустава.

Сокращаясь, мышца действует на кость как на рычаг и производит механическую работу. Любое мышечное сокращение связано с расходом энергии. Источниками этой энергии служат распад и окисление органических веществ (углеводов, жиров, нуклеиновых кислот). Органические вещества в мышечных волокнах подвергаются химическими превращениями, в которых участвует кислород. В результате образуются продукты расщепления, главным образом углекислый газ и вода, и освобождается энергия.

Протекающая через мышцы кровь постоянно снабжает их питательными веществами и кислородом и уносит из них углекислый газ и другие продукты распада.

Длительная, непрерывная, однообразная работа, как Вам хорошо известно, вызывает утомление мышц, то есть становится сложно выполнять физическую работу. После отдыха утомление проходит, мышцы вновь способны сокращаться и производить работу. Во время отдыха кровь выносит вредные вещества из клеток.

Работоспособность и производительность труда человека зависят от его умения организовывать свое рабочее время. Оптимальные ритм работы и нагрузка обусловлены возрастом человека, его физической и профессиональной подготовленностью.

Работа, связанная с перемещением тела или груза в пространстве, называется динамической, а работа, связанная с удержанием определенной позы или груза, – статической.

При статической работе в действие вовлекаются все мышцы, которые обычно работают как антагонисты, а при динамической они работают по очереди: сначала одни, потом другие. Кроме того, при статической работе часто бывает затруднено кровоснабжение мышц, потому что некоторые сосуды оказываются сжатыми. При динамической работе этого не происходит. Более того, движение мышц ускоряет отток от них крови, насыщенной углекислым газом и другими продуктами распада.

Утомление мышц и влияние на их работоспособность ритма сокращений и величины нагрузки изучал русский физиолог И.М.Сеченов. Он выяснил, что при выполнении физической работы очень важно подобрать средние величины ритма и нагрузки. При этом производительность будет высокой, а утомление наступает позже.

Распространено мнение, что лучший способ восстановления работоспособности – это полный покой. И.М.Сеченов доказал ошибочность такого представления. Он сравнил, как восстанавливается работоспособность в условиях полного пассивного отдыха и при смене одного вида деятельности другим, то есть в условиях активного отдыха. Оказалось, что утомление проходит скорее и работоспособность восстанавливается раньше при активном отдыхе.

Рисунок строения скелетной мышцы

Работа мышц руки при удержании груза

Работа мышц при сгибании и разгибании

Мышцы, формирующие туловище человека

Ответы.

Задание №1.

Мышца = пучки поперечнополосатых волокон + кровеносные сосуды + нервы + соединительнотканная оболочка + сухожилие.

Задание №3.

Подразделение Вид Место расположения в теле Название мышцы (пример)
По форме 1. Веретёнообразная на передней стороне ноги портняжная
2. Квадратная на груди большая грудная
3. Треугольная на голове височная
4. Лентовидная на голове и шеи грудино-ключично-сосцевидная
5. Круговая на голове круговые глаз и рта
По количеству головок 1. Двуглавая на руке, на плече двуглавая плеча
2. Трехглавая на руке, на плече трехглавая плеча
3. Четырехглавая на ноге, на бедре четырехглавая бедра
По функции 1. Сгибатель на руке, на плече двуглавая плеча
2. Разгибатель на руке, на плече трехглавая плеча
3. Вращатель А) на руке, на предплечье

Б) на руке, на плече

А) квадратный пронатор

Б) супинатор

4. Подниматель на груди поднимающие ребра, межреберные
5. Сжиматель – сфинктер на голове круговая рта
6. Отводящая на руке, на плече дельтовидная
7. Приводящая на груди большая грудная

Задание №4.

Механизм сокращения скелетной мышцы.

  1. К мышце по нервам подходит нервный импульс.
  2. Под действием нервного импульса мышечное волокно сокращается.
  3. Механизм сокращения мышцы, таким образом, осуществляется рефлекторно.

Задание №5.

Характеристика работы сгибателей и разгибателей.

  1. Сгибатели и разгибатели осуществляют противоположное действие.
  2. Сгибание происходит благодаря сокращению мышц сгибателей и расслаблению мыши разгибателей, а разгибание наоборот сокращены разгибатели и расслаблены сгибатели.
  3. Сгибание и разгибание конечностей осуществляется согласовано, благодаря чередовании) процессов возбуждения и торможения в спинном, мозге.
  4. Одновременно могут быть: сокращены сгибатели и разгибатели – удержание гантели в горизонтально вытянутой руке: расслаблены сгибатели и разгибатели висящая вдоль тела свободно рука.

Задание №6.

Работа мышц.

  1. Мышца действует на кость как на рычаг.
  2. При работе мышц расходуется энергия, выделяющаяся при распаде и окислении органических веществ.
  3. Кровь обеспечивает постоянное снабжение мыши питательными веществами.

Задание №7.

Вывод. Выполняя задания по удержанию груза в вытянутой руке и по поднятию и опусканию груза, я выяснил, что поднимать и опускать груз легче, чем удерживать его в вытянутой руке. Таким образом, динамическая работа выполняется легче, поскольку.мышцы включаются попеременно, то двуглавая, то трехглавая (поскольку они антагонисты) мышцы.

Цитирование произведено из списка литературы.