Тореадор, смелее в бой! Мифы и правда об испанской корриде. Коррида! самое душераздирающее испанское зрелище Из блокнота корр. итар-тасс андрея полякова

К концу XV века , то есть времени завершения Реконкисты и объединения Испании, коррида (конная) становится развлечением благородного сословия, с быком сражается кабальеро, рыцарь на коне. В XVI веке без корриды не обходились уже многие крупные праздники. В Мадриде бои устраивали на центральной площади, на Пласа Майор, где происходили важнейшие для страны события, а в дни коронационных торжеств короли выходили приветствовать народ. Однако уже в Средние века корриду пытались запретить. В середине XVI века папа Пий V издал эдикт , запрещающий бои быков под страхом отлучения от церкви — однако отмены строгих церковных санкций добился сам испанский монарх.

Пешая коррида появляется в начале 18 века, вследствие чего коррида становится праздником людей низших классов, не имевших своих лошадей (или боявшихся рисковать ими). Место рождения современной корриды - Андалусия. В последующие сто лет появляются первые известные тореро, разработавшие ритуалы и приёмы современной - Хоакин Родригес, Хосе Дельгадо Герра, Педро Ромеро Мартинес.

После Гражданской войны 1936-1939 г., когда появляются новые выдающиеся матадоры, популярность корриды быстро возрастает. Одновременно с этим в двадцатом веке в Испании появилось масштабное движение за отмену проведения корриды. В последние десятилетия популярность корриды падает, сейчас у неё много противников, особенно среди защитников животных. При этом король Испании Хуан Карлос заявил, что день, когда Брюссель запретит корриду, станет последним днем пребывания Испании в Европейском союзе.

Боевой бык.

В корриде участвуют быки особой породы. Быки выращиваются на особых фермах (ganader í as ), и перед боем в загривок быка втыкается маленький цветной вымпел, по которому можно определить происхождение быка. В корриде участвуют быки возрастом не менее 4 лет (и, как правило, не более 6). Иногда регламентируется масса быка (не менее 450 кг). У быка на арене очень невелики шансы остаться в живых после боя. Если это всё же произошло, бык будет использован для разведения, но никогда не будет снова выпущен на арену.

Все знают, что бык – это свирепое, мощное животное, которое может разнести на своём пути всё, что угодно, только увидев красную ткань. Но это не так. На самом деле красный быков не раздражает. Это заблуждение — быки реагируют на резкие движения и быстрые изменения положения объектов. Стоит обратить внимание на то, что, когда тореро дразнит быка, он совершает мулетой короткие отрывистые движения. В свою очередь, животное приходит в ярость и несётся на красное полотно.

Арены для боя быков.

арена в Мехико

Первоначально коррида проводилась на городских площадях, обычно прямоугольной формы (типичный пример - Пласа Майор в Мадриде ). С формированием правил корриды в XVIII веке, с тем, чтобы бык не забивался в угол, стали сооружаться круглые площади, первая - Ла Маэстранса в Севилье в 1733 году. Так как солнце в основном светит на одну сторону арены, эта сторона называется «Sol» -солнце. Сторона, находящаяся в основном в тени, называется «Sombra» -тень. Самая большая арена для боя быков в мире - это Plaza Monumental в Мехико с 55 000 посадочных мест. В то время, когда не проводятся бои быков, арены могут использоваться для проведения концертов и иных зрелищ.

Порядок корриды.

Афиши корриды содержат стандартную формулировку: представление состоится такого-то числа, «если тому не воспрепятствует погода, с разрешения властей и под их председательством». Председатель (или президент, presidente ) - мэр города или иной представитель гражданских властей (коррида в Испании находится в ведении МВД). Он подаёт сигналы к началу каждой фазы корриды и распоряжается о награждении матадора.

Коррида делится на три части (терции, tercios ), две из которых включают «испытания» (suertes , буквально - удача, судьба, вариант; иногда каждую из фаз корриды тоже называют suerte ). О начале каждой секции извещает звук трубы.

Cначала пикадор на лошади разъяряет, но и изматывает быка уколами пики; за ним бандерильерос , держа в руках два пестрых дротика остриями вниз, с грациозным спокойствием идут на быка, вонзают в шею и отбегают мелкими шажками; и наконец в сопровождении капеадорос, машущих плащами, появляется главное действующее лицо — матадор, он же эспада, ставший главной фигурой на арене с тех пор, как Филипп V отменил участие конных тореро в основном бою. Для настоящего тореро главное не то, как он избегает ударов быка, а то, как он следует традициям, выполняя очередную хореографическую фигуру.

Ламборджини Мурсиелаго

Последняя терция (терция смерти) включает в себя подготовку быка к смерти при помощи мулеты и его убийство шпагой. Бык должен быть убит в течение 10 минут после начала третьей терции. Убийство всегда реализуется лицом к животному и целью является ввести шпагу в отверстие между передними рёбрами, чтоб попасть в сердце и вызвать как можно более быструю смерть. Далее несколько мулов вытаскивают тушу убитого быка с арены, после чего оно передаётся мясникам, которые ждут снаружи. Мясо быка потом раздается бедным или развозится по больницам или социальным учреждениям.

Награды быка и тореро.

Если бык проявил исключительную смелость и публика просит президента арены сохранить быку жизнь, то он может даровать быку «прощение» . В этом случае убийство быка имитируется с помощью бандерильи или просто руки. Обычно бык после этого становится племенным (semental ). Однако бык, убивший матадора, подлежит смерти в любом случае. Надо особо отметить, что «Прощение» по-сути и является основной целью корриды. Задача матадора - это раскрыть и показать все возможности быка, чтобы зрители и президент корриды даровали быку прощение.

Прошло уже более 120 лет, с того времени, как помиловали славного быка Мурсиелаго, выстоявшего после 24 ударов тореадора, а имя его не живет до сих пор и даже дало название новому автомобилю Lamborghini .

Матадору, показавшему выдающееся искусство, присуждаются трофеи. Они идут в следующей очерёдности: с согласия публики матадор может сделать круг почёта по арене. Если зрителям понравилось, как тореадор

salida en hombros

провел корриду , то ему могут подарить одно или два уха быка, а иногда и хвост, это означает, что тореро может сам продать побежденного им быка. Трофеи срезаются с мёртвого или умирающего быка, и отдаются матадору или новильеро, который затем совершает один или несколько кругов почёта по арене. Если он получил хотя бы два уха в течение всего боя быков, он заслуживает право быть вынесенным с арены на плечах публики (salida en hombros ).

С другой стороны, публика может высказать и неодобрение в форме молчания, свиста и выбрасывания на арену подушек, на которых зрители сидят на каменных или бетонных ярусах арены.

Сколько зарабатывают тореадоры?

Тореадоры далеко не бедные люди, за свои выступления они получают высокие гонорары, не говоря уже о лаврах и почестях национальных героев. Гонорар знаменитого матадора на крупной арене — сто тысяч долларов за одно сражение.

20 ударов за карьеру
За свою карьеру матадор получает в среднем двадцать ранений рогом. Начинают сражаться пешие тореадоры в восемнадцать — двадцать лет, а учатся с десяти. К сорока годам уже выходят на пенсию, а звездных сезонов в их жизни бывает не больше семи.

Жертвы.

В Испании, Франции и Португалии ежегодно проводится порядка 6 тысяч коррид и новильяд, на которых погибает около 30 тысяч быков. При этом за XIX-XX века в Испании во время боёв погибло всего 63 матадора, а также 350 бандерильеро, пикадоров, помощников и церемониймейстеров.

У мадридской арены Лас-Вентас воздвигнуты памятники погибшим матадорам, а также открывателю пенициллина Флемингу от благодарных тореро (после введения антибиотиков смертность резко сократилась). Ранения, в том числе серьёзные, весьма часты.

Борьба за запрет корриды.

Активисты-противники боёв быков проводят различные акции перед крупными феериями в Испании, а также противостоят организации корриды за пределами традиционного ареала её распространения (например, в России в 2001-2002 году).

В Испании коррида больше не проводится на Канарских островах (хотя петушиные бои, являющиеся частью местных традиций, там продолжаются). В 2004 году Барселона была объявлена «городом, свободным от корриды», однако силы закона это заявление не приобрело (в силу того, что вопросы корриды относятся к ведению центрального правительства) и корриды в Барселоне по-прежнему проводятся регулярно. 28 июля 2010 года парламентарии Каталонии проголосовали за запрет корриды с 2012 года.

противники корриды

В 2007 г. в Испании стартовала кампания по запрету трансляции корриды. От трансляций отказался центральный телевизионный канал TVE . Представители канала заявили, что «ее политике противоречит показ сцен насилия и излишней жестокости в то время, когда телевизор смотрит малолетняя аудитория »

Аргументы сторонников корриды:

  • Коррида является неотъемлемой частью испанского культурного наследия и национальной идентичности.
  • Тореро на бою демонстрирует красивое искусство, подобное балету (словарь Королевской Академии наук Испании определяет тавромахию как искусство). Зрители приходят смотреть не на мучения быка, а на мастерство и храбрость тореро.
  • Страдания быка не превосходят то, что претерпевают многие домашние животные, однако бык, в отличие от них, погибает с достоинством и в случае проявления исключительной смелости может быть «прощён» и оставлен в живых
  • Коррида помогла сохранить ценный вид боевых быков, который, скорее всего, просто навсегда исчез бы с лица земли.

Коррида вне Испании.

Франция

На юге Франции, в Провансе и Лангедоке широко распространена коррида по испанским правилам (главные арены - Ним и Арль). Другая разновидность французской тавромахии - course landaise с коровами, где одни участники придерживают корову, а другие перепрыгивают через неё (правила разнятся в зависимости от местности).

Латинская Америка

Коррида по испанским канонам распространена в Мексике,Колумбии, Перу, Эквадоре, Венесуэле, Панаме, Боливии.

Португалия

Португальская вариация боя с быком, называемая «торада» (tourada ), значительно отличается от испанской. С XVII века на ней не убивают быка. Хотя в тораде часто участвуют и пешие матадоры (которые проводят с быком те же действия, что и в Испании, за исключением его убийства), классический португальский бой быков включает в себя конную часть (главный участник - всадник-кавалейро) .

Бои быков по португальскому образцу и без причинения травм животному регулярно проводятся в Калифорнии.

Женщины в корриде.

Кончита Синтрон

В Испании женщины принимали участие в корриде даже двести лет назад. В восемнадцатом веке на аренах Мадрида выступала Пахуэлера — одна из самых известных матадорш во всём мире. Однако, уже в двадцатом веке, в 30-ые и 40-ые года, представительницам слабого пола запрещалось участвовать в корриде. Кончита Синтрон – единственная, кому было позволено выступать на арене конным матадором. Кончита происходила из очень влиятельной и знатной семьи, а также была подругой известного писателя Э. Хемингуэя.

С 1974 года запрет был снят. Теперь в корриде снова мог выступать любой, кто отважится бросить вызов “священному животному”. В наши дни можно встретить немного женщин, которые выступают в боях с быками. Это происходи из-за того, что общественность, возможно слишком предвзято, считает корриду исключительно мужским видом спорта. При этом все забывают, что женщина наделена природной грацией и, что именно это необходимо для того, чтобы быть профессиональным матадором.

NB: Со своей стороны отмечу,что прежде, чем собраться смотреть на корриду, следует учесть высокие цены на это удовольствие (билет может достигать 500 евро), а также выносливость собственной нервной системы. Хотя, любителям канала НТВ, наверное, уже никакая коррида нипочем.

Вероника

Об авторе

Вероника

Преподавание языков - это моя жизнь, я больше ничего не умею, да и не хочу делать. в 2016 году я решила создать Школу LF, чтобы собрать замечательную команду преподавателей-профессионалов и делиться друг с другом опытом и эффективными секретами в обучении, для того чтобы занятия в нашей школе стали для Вас нужными и принесли желаемый результат. Я буду очень рада видеть Вас в числе студентов нашей школы, или в числе моих личных студентов!


Как проводится коррида

По правилам на корриде 3 матадора ("матадор" по испански - "убийца") убивают 6 быков, по 2 каждый. Зрелище обычно продолжается в течение 2-2,5 часов, но может и затянуться. Это уже зависит от матадора: ему полагается "играть" с быком не менее 15 минут. Быки выращиваются для корриды специально. Это отдельная порода, которая чисто на взгляд выглядит менее крупной, чем обычные быки. Они живут в обычном стаде, где в течение жизни их подготавливают к корриде при помощи палок, криков и прочего, и по достижении 4-5 летнего возраста быки попадают на сцену боя.


Из специального загона выпускают быка с уже приколотой к холке кокардой-розочкой. То есть у него уже есть изначальная рана. Помощники то там, то там показываются из-за ограды с желто-малиновыми полотнами, которые называются капоте, и гоняют зверя. Вопреки сложившемуся мнению, что красный цвет раздражает животное, бык совершенно не различает цвета, а бежит лишь на то, что движется. Затем на сцене появляются пикадоры на лошадях. У лошадей глаза закрыты шорами, иначе лошадь видит быка и пугается его. Пикадоры длинными пиками должны колоть и раззадоривать быка, а он пытается повалить лошадь. Естественно, что лошадь обвешана броней со всех сторон. Бык практически всегда настойчиво пытается завалить наездника, поэтому пикадоры пользуются пиками больше для того, чтобы защитить себя. Это не вызывает одобрения у зрителей, и в общем, профессия пикадора не в почете у местного населения. Затем бандерильерос втыкают в холку быку небольшие пики с мишурой, которые и называются бандерильи. Это делается за три захода по две бандерильи. Не всегда бывает, что удается воткнуть их обе, но эту процедуру не переигрывают; как получится, так и получится. Естественно, что чем удачнее, тем зрелищнее. Когда бык заведен, на сцену выходит матадор (он же тореадор - хотя в испанском нет такого понятия) с конечной целью убить быка. Матадор - самая почетная профессия в Испании, и это самые богатые люди. Как я уже говорил, тореро (прим: "тореро" - это любой участник корриды, здесь имеется в виду матадор) дается 15 минут на то, чтобы убить быка.


Не обязательно, что зрелище будет проходить именно так. Бывает, что бык попадается вялый и сам боится людей. Его заводят насколько можно, но если зрителям это не нравится, быка уводят со сцены и меняют на другого. Если же бык насколько боится, что не хочет уходить, то на арену выпускают коров. Зверь бежит за коровами, но это в Испании считается уже большим позором для быка. (Хотя, конечно, непонятно, какая ему разница?)

Глазами очевидца:

И вот на сцену выходит матадор. Это и есть главный (после быка, наверное) участник зрелища. Именно от него зависит, насколько оно будет эффектным. При содействии помощников тореадор доводит быка до высшей точки ярости. Потом тореро остается на арене один на один с быком. Кровоточащие раны на спине животного уже превратили мишуру бандерилий в хлюпающие красно-черные тряпки. А тореадор делает красивые жесты, дразня животное мулетой (красное полотно), обращаясь к публике, поворачиваясь к быку спиной - здесь есть большая доля артистизма, чтобы показать то, что он боится этого зверя не больше, чем комара на ладони. Зрители заводятся все больше и больше, и уже орут: "Коли его!"
Но матадор явно не торопится. Он чувствует свою силу и свою власть над животным, и продолжает играть с ним, дразня животное полотном мулеты. Это честный бой, и действительно опасный. Ведь любая ошибка может стоить человеку жизни. Споткнуться и упасть - это чревато сильными увечьями, ведь тореадор находится здесь один, и некому будет отвлечь разъяренного быка. Было бы у животного чуть больше интеллекта - а силы у него хватает - и человеку никогда не устоять перед горой мускулов, пыщущей жаром и бешенством. Наконец тореро подходит к ограждению и берет шпагу с загнутым концом. Ее нужно всадить точно в определенное место на холке, чтобы шпага дошла до сердца и пронзила его. Разумеется, тореро идеально знает, как устроен бык, чтобы добиться конечного результата, но далее уже играет конкретный случай. Если удается убить быка с первого раза, это считается верхом профессионализма. Но не беда, если бык поляжет со второй попытки. Но третья-четвертая уже считаются слабым выступлением, и это вызывает разочарование у зрителей. (Только единственный раз публика простила четвертую попытку их самому известному испанскому матадору, потому что он был настолько знаменит и профессионален, что зрители закрыли глаза на единственный промах). И вот, тореадор приготовился к выпаду. Замолкла музыка, затихли ряды. Замер тореадор, замер и бык. Внезапное мановение сорвало руку с места, и шпага воткнулась в быка. Но это был промах - она уперлась в кость и отскочила.

Тореро убивает быка

По правилам тореадор должен взять новую шпагу. Он недолго возился с быком, и вот приготовился нанести повторный удар. На сей раз все получилось, и шпага вошла в тело по самую рукоять. Тут же подбежали помощники с капоте и начали крутить ими вокруг быка, чтобы в конечном итоге у того закружилась голова и он быстро упал. Бык был очень силен и простоял чуть ли не с минуту. Но потом ноги подогнулись, и бывшее сильным и грозным, животное рухнуло на колени, а потом повалилось набок. Быка тотчас добили, ударив в голову коротким кинжалом. Зверь дернул конечностями и умер.

Но арену выехала тройка лошадей. Быка прицепили за рога и под аплодисменты быстро увезли. Это было очень удачное выступление. Тореро сделал круг, приветствуя публику шляпой, играл оркестр, а аудитория кричала и хлопала в ладоши! При таком удачном исходе полагается отдавать честь тореадору, махая белыми платочками, и действительно, местные жители четко следовали этому правилу. За проявленное мастерство тореро награждают отрезанными у быка ушами, как это и было в этот раз.


После корриды?

Туша быка потом разделывается и мясо продается любителям бычины. Конечно, есть тонко нарезанные куски мяса рискнет только большой гурман, туристы же это делать опасаются. Кстати, известный анекдот про деликатную часть быка является правдой (в отношении животного): она действительно продается в рестораны и является очень дорогим и изысканным блюдом.

Потом убили еще 5 быков, но это уже было не так захватывающе. К тому же у нас жутко разболелась голова и зубы, и мы, не дождавшись последнего быка, пошли к месту стоянки автобуса. Экскурсия не заканчивалась на этом, и нас ожидали поющие фонтаны Барселоны...

Страдает ли бык, когда его убивают на корриде? Давний спор, который ведут поклонники и противники традиционных пиренейских ристалищ возобновился в Португалии с новой силой после свежего исследования испанского ветеринара Хуана Карлоса Ильеры. В нем утверждается, что быки лучше других животных переносят боль.

Согласно выводам, к которым пришел Ильера, в моменты стресса организм быка активно вырабатывает особый гормон кортизол, который делает его практически нечувствительным к боли . По оценке ветеринара, при транспортировке парнокопытное испытывает страдания в несколько раз превышающие те, что оно ощущает в ходе выступления на арене.

Что касается потоков крови, то Ильеру они не впечатляют. В ходе корриды бык теряет от трех до шести литров. Это менее десятой части всей крови, циркулирующей в огромном полутонном животном, констатирует он.

Более того, ветеринар доказывает, что традиционная испанская коррида, в конце которой тореадор закалывает быка шпагой, гуманнее португальской, где ему сохраняют жизнь. Как полагает Ильера, в ходе португальского шоу животное подвергается гораздо большему стрессу и страдает сильнее.

Исследование вызвало гнев защитников прав животных. Рита Силва из ассоциации "Анимал" заявила, что доказательства, подобные представленным Ильерой, "антинаучны", "лишены заслуживающего доверия методологического подхода" и свидетельствуют о глубоком кризисе отрасли. "Индустрия корриды находится на грани краха, — утверждает она. — У нас в Португалии есть хорошая иллюстрация этому. Появились разборные арены, которые развозятся по стране и монтируются в местах, где никогда не было тоурад /так португальцы называют свою корриду — прим.корр./ Это свидетельствует об отчаянных попытках приобрести хоть каких-то зрителей".

Противники корриды протестуют перед каждым спектаклем. В прошедшие выходные им удалось собрать у лиссабонской арены "Кампу-Пекену" почти полтысячи сторонников. Благодаря их шумной кампании тоурады запретили муниципалитеты четырех городов. Их больше не проводят в Кашкаише и Синтре, расположенных в пригороде столицы, а также в северных городах Брага и Виана-ду-Каштелу.

Но говорить о том, что вся отрасль находится в кризисе, вряд ли уместно. За год тоураду посещают полмиллиона португальцев. Это означает, что на состязание человека с быком приходит взглянуть каждый двадцатый житель страны. Ведутся телетрансляции, в газетах публикуются колонки, посвященные искусству тавромахии, поэтому не будет преувеличением сказать, что тоураду по-прежнему любят и ценят.

За многовековое существование португальская коррида выработала собственные правила. Вместо пешего тореадора на арене сражается конный кавалейру. По сути, тоурада превращается в демонстрацию высочайшего искусства верховой езды. Всадник должен втыкать в холку дротики, длина которых с каждым разом все уменьшается, подскакав к быку на лошади. Для таких рискованных трюков годятся только кони особой лузитанской породы, отличающиеся исключительной ловкостью и маневренностью.

Завершается тоурада еще одним местным ноу-хау. Группа пеших форкадуш голыми руками обездвиживает вконец разъяренного быка. Для этого сначала один из них бросается животному на рога /которые подпиливаются и одеваются в кожаные чехлы/ и, если быку не удается его сбросить и затоптать, повисает на них. Другие форкадуш набрасываются на животное с разных сторон и вынуждают его замереть. Зафиксировав полную победу, люди разбегаются. На арену выпускают стадо коров, которые успокаивают быка и увлекают его за собой в стойло.

Испанская коррида с убийством быка практикуется в Португалии только в приграничном селении Барранкуш. В остальных местах проводится тоурада. Министерство культуры недавно образовало особый Отдел тавромахии, что свидетельствует о признании тоурады в качестве ценной части культурного наследия страны.

Из блокнота корр. ИТАР-ТАСС Андрея Полякова

Виктора Баррио во время представления в Теруэле (автономное сообщество Арагон) вновь оживила голоса тех, кто выступает за полный запрет корриды.

Смертельный случай стал первым за последние 30 лет, однако противники корриды полагают, что недопустимо жертвовать жизнями не только людей, но и быков.

На самом деле за последние десятилетия Испания была вынуждена ввести серьёзные ограничения на проведение корриды из-за давления международных зоозащитных организаций и Евросоюза. Меняется отношение к корриде и в испанском обществе — среди молодёжи всё больше тех, кто относится к этому зрелищу либо равнодушно, либо отрицательно.

Тем не менее полностью отказаться от корриды испанцы не решаются. Ведь то, что для стороннего наблюдателя — просто кровавое зрелище, для самих испанцев является важной частью их истории и культуры.

От жертвоприношения до рыцарского турнира

Коррида зародилась очень давно, несколько тысячелетий тому назад. Населявшие Пиренейский полуостров племена иберов почитали быка как священное животное. Убить его просто так было нельзя, это допускалось лишь в случае принесения жертвы богам.

Учёные нашли в этом регионе немало наскальных рисунков с изображением быков и ритуальных игр. Принесение быка в жертву не было банальным убийством, а было обставлено как поединок, выйти победителем из которого могли только хорошо подготовленные и физически сильные члены племени. Само убийство быка могли совершить только жрецы.

Фреска, изображающая «игры с быками». Фото: Public Domain

Спустя столетия религиозный смысл действа был утрачен, но традиция осталась. Во времена владычества арабов для испанцев бои с быками стали способом военной подготовки, получением навыков боя.

К концу XV века, то есть времени завершения Реконкисты и объединения Испании, коррида становится развлечением благородного сословия.

Для Испании коррида в этот период становится оригинальной формой рыцарских турниров. В боях с быками тогда участвовали не пешие, а конные воины.

Запреты и реформы

К XVI веку коррида стала главным развлекательным зрелищем Испании, без которого не обходились никакие крупные торжества.

В Мадриде бои устраивали на центральной площади Пласа-Майор, где также проходили коронационные торжества и сожжения еретиков.

Проблемы у корриды, кстати, впервые стали возникать ещё в XVI веке. Римский Папа Пий V издал эдикт, запрещающий бои быков под страхом отлучения от церкви. Заступился за корриду испанский король Филипп II . Он убедил понтифика отменить эдикт, объясняя, что коррида — не пустое развлечение, а тренировка мужества истинных рыцарей.

А вот король Филипп V, представитель династии Бурбонов , выходец из Франции, посчитал корриду варварством и наложил-таки на неё запрет.

В начале XVIII века, однако, древняя традиция возродилась, но в существенно изменённом виде. Родиной современной корриды стала провинция Андалусия, а её участниками — представители низшего сословия. Эти люди либо не имели лошадей вовсе, либо боялись ими рисковать, поэтому сражались с быками в качестве пеших воинов.

Смерть с посвящением

В течение нескольких последующих десятилетий были выработаны традиции и правила корриды, которые в целом сохранились и по сей день. Коррида превратилась в красочный спектакль, где от тореадора требовались не только навыки владения оружием, но и умение виртуозно владеть своим телом, быть артистичным.

«Золотым веком» корриды стали первые десятилетия XX века. Имена лучших тореадоров, таких как Хуан Бельмонте, Хосе Гомес, Рафаэль Гонсалес, в Испании помнят и чтят и поныне. Коррида получила широкое распространение в странах Латинской Америки.

Современная коррида — это тщательно продуманное и регламентированное шоу, где у каждого участника своя роль. Помимо матадоров, непосредственно убивающих быков, на арене работает целый штат помощников, периодически отвлекающих животное на себя и готовых помочь матадорам в критической ситуации.

Коррида разделена на три терции — терцию пик, терцию бандерилий и терцию смерти. Во время терции смерти тореро, получив орудие убийства, держа шпагу в левой руке, а шляпу в правой, идёт к человеку, которому он собирается посвятить свою «работу». Подойдя к нему с непокрытой головой и вытянутой рукой, он произносит посвятительную речь, после чего он бросает шляпу на арену через плечо.

Мясо убитого на арене быка предлагают туристам

Убийство первого быка традиционно посвящается председателю корриды, которым, как правило, является мэр города или иной представитель гражданских властей.

Бык должен быть убит в течение 10 минут после начала третьей терции. Если этого не произошло, тореро даётся первое предупреждение. Через 3 минуты даётся второе предупреждение. Если ещё через 2 минуты бык жив, то его уводят, чтобы оставить для следующей корриды или заколоть. Такое развитие событий является позорным для любого тореро.

Убийство всегда реализуется лицом к животному, и целью является ввести шпагу в промежуток между передними рёбрами, чтоб попасть в сердце и вызвать как можно более быструю смерть.

Тушу убитого быка отправляют к мясникам, после чего его мясо предлагается в ресторанах, где оно пользуется популярностью у туристов.

При этом надо сказать, что высокими вкусовыми качествами оно не отличается. В корриде участвуют быки специальной породы, выращиваемые исключительно для боёв. Родословные боевых быков тщательно отслеживаются в целях улучшения породы. В корриде участвуют быки не моложе 4 лет и весом не менее 450 кг.

Боевые быки сильно отличаются от своих обычных собратьев. В отличие от них, они обладают повышенной агрессивностью и способны атаковать не только в целях самозащиты, а, так сказать, от злости. Боевые быки не уклоняются от схватки и всегда нападают в лоб, не пытаясь хитрить.

Профессиональный тореро за карьеру получает 20 опасных ранений

Правила корриды трудно понять стороннему человеку. Несмотря на то, что всё зрелище трактуется многими как истязание быка, тореро должен относиться к быку, как к другу, проявляя должное уважение к его силе и храбрости. Если тореро будет уличён в чём-то, что будет сочтено проявлением неуважения к быку, это может стоить ему карьеры.

Несмотря на то, что многие называют корриду нечестным сражением, карьера тореро — это очень тяжёлый труд. Подготовка будущих мастеров начинается в специализированных школах в возрасте 10-12 лет. Впервые на настоящую арену молодые тореро выходят в возрасте 18-20 лет. Профессиональная карьера может продолжаться 15-20 лет, но из них в статусе звезды тореро редко проводит больше 5-7 сезонов. При этом каждый профессионал за карьеру получает не менее 20 опасных ударов рогом, и подчас эти травмы оказываются очень тяжёлыми.

Чаще всего ранения наносятся в бедро, пах, мошонку, брюшную полость, реже — в грудную клетку и шею.

В течение XIX-XX веков на аренах Испании погибло более 60 матадоров и свыше 350 бандерильеро, пикадоров, помощников и церемониймейстеров. В Мадриде у арены Лас-Вентас установлены памятники погибшим матадорам.



Женщины на арене и «прощение» для быка

Не все знают, но коррида вовсе не является чисто мужским делом. Женщины-тореро выступают на аренах Испании наравне с мужчинами на протяжении нескольких веков. Запрет на их участие в боях был наложен только в период диктатуры Франко, но с падением режима был отменён.

Ещё одно распространённое заблуждение, связанное с корридой, заключается в том, что бык обречён на смерть. Некоторые виды современной корриды, например португальская, вообще не предусматривают убийства быка.

Что касается испанской корриды, то в том случае, если бык проявил исключительную смелость и публика просит президента арены сохранить быку жизнь, председатель корриды может даровать ему «прощение». К слову, высшим мастерством матадора является умение так раскрыть возможности своего рогатого оппонента, чтобы он заслужил у публики «прощение».

Если же «прощение» заработать не удалось и бык убит, то тореро ждёт своей оценки, которую определяет председатель корриды. Если публика выражает одобрение, то председатель в качестве трофея присуждает тореро одно ухо убитого быка. Бурный восторг публики даёт тореро право на два уха. Выдающееся выступление мастера может быть оценено двумя ушами и хвостом животного.

В тех исключительных случаях, когда бык убивает матадора, он обречён — такое животное убивают немедленно, вне зависимости от того, понравилось ли оно публике.

Фото: www.globallookpress.com

Энсьерро в Памплоне: алкоголь противопоказан

Ещё одним знаменитым испанским развлечением, связанным с быками, является бег быков в Памплоне, который традиционно проходит с 7 по 14 июля ежедневно утром в период праздников Святого Фермина.

Быки, выпущенные из загона, бегут по городским улицам примерно 1 км, а все желающие пытаются убегать от них. Развлечение это небезопасное — с 1924 года в Памплоне было убито полтора десятка бегунов, счёт же покалеченных идёт на сотни.

Прогон быков, который испанцы называют «энсьерро», проводится не только в Памплоне, но именно праздник в этом городе получил всемирную известность. Энсьерро имеет прямое отношение к корриде — изначально прогон быков являлся развлечением, предваряющим бои, а самих быков гнали именно на арену для боёв.





Впервые за несколько недель выбрался в кино (да особо и ходить некуда...) - и то на мультик. Но мультик - новая работа режиссера "Ледниковых периодов", между прочим! - неплохой, симпатичный, местами смешной, в чем-то простоватый и, конечно, в плане своей идеологической подоплеки весьма характерный.

Главный герой, которого зовут Фердинанд - молодой бычок, живущий в числе других телят на ферме Каса дель Торо в ожидании матадора. Пока бычки еще подрастают, очередь за их отцами, и как раз папе Фердинанда "повезло", его выбрали для участия в бою, с которого он, естественно, не вернулся. Тем не менее для остальных быков это повод для зависти и Фердинанда, который не хочет участвовать в боях, а предпочитает заботиться о цветочках, и от запаха одуванчиков или гвоздичек буквально балдеет, в Каса дель Торого угнетают соседи по стойлу еще сильнее. так что он решает на побег, вскакивает в порожний товарняк, а потом его подбирает фермер с дочкой и у них Фердинанд, подружившись с домашним псом, до поры ведет мирную жизнь, успевая вымахать в здорового быка. Но однажды без разрешения отправившись в деревню на праздник цветов, который пропустить Фердинанд никак не мог, он случайно устраивает там беспорядок, и, стреноженный, возвращается в Каса дель Торо, где как раз появляется матадор Эль Примо, отбирающий быка для своего прощального звездного выступления - как ни противился Фердинанд своей судьбе, соль ни пацифистки был настроен, уклоняясь от всяческого, даже ответного, оборонного насилия, а Эль Примо указывает именно на него.

Понятно, что такой простоватый и несколько устаревший сюжет, заимствованный из неведомой мне книжки - во многих районах Испании и, среди прочего, в Мадриде, где разыгрываются кульминационные эпизоды истории, коррида запрещена давно - нуждается в грамотной эстетически актуальной аранжировке, и драматическую, несущую к тому же непосильную идеологическую нагрузку фабулу, необходимо облегчить за счет побочных комических персонажей с их нелепыми похождениями. Эта дежурная роль выпала "успокаивающей козе" и трем "поганым ежикам", но коза и ежики справляются, надо признать, блестяще. Я, правда, не совсем понял, что это за прием - подсаживать к разъяренному быку "успокаивающую козу" и как конкретно "успокаивающе" не в сказочном мультике, а в реальности, если такой ход как-то соотносится с реалиями скотоводства, воздействует коза на быка, за счет чего он должен умиротвориться. Но так или иначе вонючая успокаивающая коза Лупе - самая яркая комическая фигура "Фердинанда", к тому же в ней узнаются не только аналоги из какого угодно современного мультфильма, сделанного по тем же художественным и идеологическим стандартам: лично мне по жизни всегда везло на подобных приятельниц-ебанаток, активных, себя не помнящих, в сущности, незлобных и даже неглупых, но способных на пустом месте все вокруг себя превратить в хаос, а сейчас никого похожего рядом нет и с непривычки грустно... - и тут в тему мультик про "успокаивающую козу", ну то есть про быков, а коза-то веселее! Лупе сперва рассчитывает "воспитать" из Фердинанда бойца-звезду, но быстро перестраивается и начинает помогать ему в борьбе за мир. Подключается и семейство вороватых трех "поганых ежиков", братьев и сестер (об отсутствующем четвертом брате ежике не говорят, только молча крестятся) - всего-то хотели поживиться чужим, а оказались бескорыстными, бескомпромиссными союзниками Фердинанда и Лупе. Сложнее всего было переубедить остальных быков на Каса дель Торо, и тут уже на первый план выходят проблемы идеологии.

Направленность пафоса "Фердинанда" против корриды в принципе очевидна. Но, во-первых, она с практической точки зрения опоздала, коррида уходит в прошлое, туда ей и дорога. Хотя летом я наблюдал, как влет и задорого раскупаются билеты на корриду, но то в баскских районах Франции, а не в Испании; и теперь это не национальная традиция, а туристический аттракцион для курортников, преимущественно неевропейского происхождения, впрочем, наверняка не менее уродливый, чем коррида "аутентичная" - однако, на мой взгляд, идейные противники корриды еще тупее, чем ее поклонники (как и в случае с "лисьей охотой" в Англии, с другими подобными архаичными обычаями), и смотрю я на проблему не с позиций т.н. "зоозащитников", а скорее с противоположных: мне не животных жалко, которых мучают и убивают потехи ради; мне отвратительны люди, способные от этого зрелища получать удовольствие и еще приплачивать за него готовые. Что же касается реалий культурно-исторических - стоит заметить, в мультике достаточно узнаваемо показан Мадрид, куда Фердинанда привозят в итоге на бой с Эль Примо, и, в частности, вокзал Atocha с его роскошным зимним садом посреди зала ожидания, но вот арена, где разыгрывается кульминационный эпизод сюжета, не опознается совершенно, как и небольшие домики вокруг нее, я даже не понял по картинке, где в Мадриде расположено это место; тем более не бегают быки по улицам Мадрида (одна из самых динамичных сценок мультика) - это происходит в Памплоне. А во-вторых, коррида и многое с ней связанное здесь выступает, конечно же, всего лишь несложной аллегорией определенных типов социальных взаимоотношений, которые в свете современных (условно "либеральных", "гуманистических", "передовых") тенденций подвергаются переосмыслению и трансформации, что, в свою очередь, вызывает болезненную реакцию т.н. "традиционалистов" (православных и исламских фашистов, вообще любых цивилизационно неполноценных народностей и адептов антихристианских культов).

В "Фердинанде" на уровне, адаптированном для усвоения малолетками, сталкиваются два мира, две системы: ты родился быком - значит, как формулирует до поры главный антагонист, а потом вернейший сподвижник заглавного героя, ты "или боец, или холодец", третьего не надо, и тех быков, что не пригодились для корриды, из Каса дель Торо увозят в фургончике со схемой разделки туши на кузове до ближайшего мясокомбината, но если ты проявишь себя "бойцом", то выйдя на арену и, допустим, погибнув, все равно заслужишь победную славу, вот к тому и должен стремиться настоящий бык; либо, кем бы ты не родился, у тебя есть право выбрать свой путь, свою судьбу, да хоть цветочки нюхай, не зная других забот, лишь бы не во вред окружающим - но опять-таки за право быть собой надо бороться, так что стать "бойцом" придется в любом случае, альтернатива в том, сражаться ли за ложные фетиши в плену иллюзий, или противопоставить иллюзиями собственною свободную волю, попутно проявляя солидарность и толерантность со всякого рода, вида (включая, в прямом смысле, биологические виды) и сорта "иными".

Альтернатива "или боец, или холодец" - действительно ложная, и авторам фильма не откажешь в убедительности, насколько доходчиво они ее изобличают, тем более, что большинство сегодняшней русскоязычной кинопродукции как раз ее и навязывают (еще более агрессивно и куда менее талантливо, а главное, вдобавок, неискренне, по заказу, подхалтуривая), и поэтому тоже "Фердинанд" воспринимается благодарно, а не только из-за ужимок ебанутой вонючей козы и ежиковых проказ, пускай они тоже свою функцию выполняют успешно (по-настоящему смешных, уморительных деталей, придуманных режиссером-мультипликатором, в фильме множество). Вместе с тем искусственность, утопичность, нежизнеспособность навязываемых "Фердинандом" и подобной анимационной (ну и игровой тоже, и литературной, и т.д.) продукцией правил поведения в обществе тоже лежит на поверхности. В отличие от "Зверополиса" -

В "Фердинанде" она не становится основной, сюжетообразующей темой, история героя развивается все-таки сама по себе, как трогательный частный случай, а обобщается до "морального урока" уже как бы "довеском". И все же очень трудно на голубом глазу принять "положительную перспективу" истории, в которой освобожденные быки поселяются у доброго крестьянина и его дочки, где каждый из быков сможет себя творчески и свободно реализовывать, видимо, мирно доживая до старости и естественной смерти на склоне лет: чтоб на такие сказочки покупаться, надо не одуванчики с гвоздичками нюхать, а нечто позабористее, тут и трехлеток не обманешь. Пока экшн в мультике набирает силу, и обнаружив в "комнате славы" матадора рога всех им убитых быков, Фердинанд небезуспешно убеждает товарищей по несчастью, что, мол, "быки не побеждают", а потому не к бою надо готовиться, а к побегу, и не злобу в себе воспитывать и не мышечную массу нагуливать, а развивать твердость духа, терпение, смекалку - все идет неплохо (опять же коза с ежами под ногами путаются, плюс еще тройка безмозглых лошадей из соседней конюшни создает быкам препятствия, приходится и на них тоже отвлекаться). Но уже "момент истины", когда Фердинанд на арене имеет возможность покончить с самовлюбленным, карикатурным Эль Примо, а вместо этого мирно застывает, сосредоточившись (ну да) на цветке гвоздики, и матадор все равно собирается воткнуть в него шпагу, но публика с трибун начинает вопить в защиту быка, и Эль Примо вынужден отступить под давлением прогрессивной общественности - несколько смущает своей прямолинейностью. Ну а буколический эпилог заставляет лишь усмехнуться.

Хорошая, красивая и добрая, допустим, сказочка - а от здравого смысла далека. И никого, тем более русских быков, она не то что не убедит, будто "быковать" плохо, некрасиво и бесполезно, но даже и саму эту бесполезность следования заложенным природой животным инстинктам в должной мере не демонстрирует. А в чем, однако, мультик убедителен - так это в том, что "быки не побеждают", если иметь в виду те самые порядки, против которых направлен идейный пафос сказочки (где бык, сколь угодно уверенный в своей звездной исключительности - всего лишь жертвенный агнец для шоу с подставой), тем и утешает: пускай "быкует", кому нравится или кто не может иначе жить - рано или поздно его рога окажутся на стенке в качестве трофеев.