Уницикл (моноцикл) — одноколесный велосипед. Одноколёсные велосипеды (моноциклы) Сколько стоит сделать уницикл своими руками

У меня был старый поломанный велосипед и я решил, что из него можно собрать неплохой одноколёсный велосипед.

Сделать уницикл своими руками можно двумя способами:

  • с цепной передачей на базе заднего треугольника;
  • с прямым приводом на базе передней вилки с использованием специально изготовленных подшипников.

Так как я не люблю делать всё с нуля, то я хотел найти готовую инструкцию по сборке одноколёсного велосипеда. Но к сожалению в интернете не удалось найти такую инструкцию, в которой бы использовалась передняя вилка с цепью.

При этом может возникнуть проблема недостаточной и для снятия колеса придётся размыкать цепь. Итак, давайте приступим к сборке самодельного уницикла.

Шаг 1: Компоненты и инструменты, необходимые для сборки уницикла.


  • ключ-шестигранник на 6 мм (чтобы снять );
  • разводной гаечный ключ (чтобы снять вилку);
  • гаечный ключ 15 мм (для колёс);
  • инструмент для снятия шатунов;
  • тиски для растяжения вилки;
  • ножовка по металлу (чтобы разрезать раму);
  • полукруглый напильник;
  • инструмент для размыкания цепи;
  • сварочный аппарат.

Шаг 2: Вырезаем компоненты для самодельного одноколёсного велосипеда.


Сперва необходимо подготовить компоненты, из которых будет собираться самодельный одноколёсный велосипед.


Снимите вилку и зажмите её в тисках.


Это нужно, чтобы она подошла под заднее колесо.

Затем отрежьте от каретки всё лишнее за исключением подседельной трубы. Более тщательно зачистить раму можно будет позже.

У нас получилось два компонента, из которых и будет состоять будущий одноколёсный велосипед.

Шаг 3: Подготовка к сварке.

Два компонента будущего уницикла сперва нужно просто соединить.


Счистите напильником краску с каретки.


С помощью полукруглого напильника в верхней части трубы вилки вырежьте гнездо, чтобы в него поместилась каретка.


Ось каретки должна находиться на одном уровне с осью колеса, чтобы линия цепи оставалась прямой.

Шаг 4: Сварка компонентов уницикла.


Зафиксируйте надёжно два компонента с помощью кирпичей и зажимов.


Я использовал дуговую сварку (электросварка электродом), хотя она не совсем идеально подходит для сварки . Она больше предназначена для заваривания отверстий.

Я аккуратно сварил компоненты.


После этого я проверил надёжность сварки — зафиксировал оба конца сборки и стал на неё по центру. К сожалению сборка раскололась на две части.


Чтобы повторить сварку, пришлось бы заново зачищать поверхности напильником.


Вместо этого я просто немного подрезал конец трубы.


Со второй попытки у меня всё получилось!

Шаг 5: Изготовление звезды (необязательный этап).


У обоих звёзд уницикла должно быть одинаковое количество зубцов, чтобы создать фиксированную передачу. В ином случае на одноколёсном велосипеде будет слишком сложно ездить.


На самой большой звёздочке на заднем колесе 28 зубьев.


К сожалению на велосипеде доноре было только две передние ведущие звезды.


На большинстве велосипедов устанавливается три ведущие звезды, самая маленькая из которых имеет 28 зубцов. Она бы подошла идеально.

Поэтому пришлось импровизировать.

Я снял самую большую звезду с другого старого велосипеда.


Чтобы снять звезду, нужно только немного ударить по стопорному кольцу против часовой стрелки.


Затем я обрезал переднюю звезду и приварил к ней звезду с 28 зубьями.

При сварке она немного деформировалась. Пришлось её выпрямить с помощью разводного гаечного ключа.


Шаг 6: Создание фиксированной передачи.


В отличие от большинства велосипедов у уницикла отсутствует трещотка — у него фиксированная передача.

Существуют более аккуратные способы отключить трещотку, чтобы получить фиксированную передачу. Её пришлось просто заварить, так как несмотря на затягивание конусов сохранялся существенный люфт.

Шаг 7: Установка цепи.


Я укоротил цепь, но размер оказался неточным на половину звена. Даже половины звена может быть достаточно, чтобы цепь оказалась слишком большой или наоборот слишком маленькой.


Ситуация казалась тупиковой.


Я попытался изготовить деталь на базе переключателя скоростей и крепления , но это не сработало.


Я покопался в своих инструментах и нашел половину звена меньшей длины, которая осталась с проекта .


Это сработало, но цепь всё равно постоянно слетала.


Нужна было установить какую-то регулировку колеса, которой не было на передней вилке.


Шаг 8: Установка регулируемого дропаута.


Я решил добавить дропауты с задней части рамы.


Чтобы перед сваркой прикрепить дропауты к вилке, я просто скрепил их болтами через уже существующие отверстия (смотрите фотографию).


Это сработало. Я аккуратно приварил дропауты вместе с болтами.

Шаг 9: Проблема слетания цепи.


Установка дропаутов прошла успешно, но цепь все ещё продолжала слетать независимо от степени её натяжения.

Вероятно это происходило из-за:

  • деформации звезды;
  • люфта звёзд, возникающего при ;
  • зубцов на звезде Hyperglide, которые выточены неравномерно;
  • ведущая звезда не находилась в одной плоскости с задней звездой.

Выпив чашечку чая, я вспомнил, что у меня был ещё один комплект ведущих звёзд, правда очень старый, но зато рабочий. Самая маленькая ведущая звезда имела 28 зубьев. Она заработала сразу. Как же я не вспомнил о ней ранее?

Шаг 10: Тестирование самодельного уницикла.

Итак, нам удалось собрать одноколёсный велосипед своими руками и он работает! После нескольких попыток мне удалось забраться на него. Я попробовал прокатится на уницикле и мне понравилось. Я доволен работой.

На обычном уницикле самое худшее, что может произойти, так это падение вперёд на ноги. На этом самодельном уницикле я чуть не грохнулся на спину. Скорей всего проблема конструкции , которая не подходит для одноколёсного велосипеда.

Для его сборки автор решил использовать старый велосипед. Унициклы бывают нескольких видов, с прямой передачей и с цепной. При использовании прямой передачи в качестве основы выступает передняя вилка, а при использовании цепной в ход идет задний треугольник. Автор же решил собрать уницикл на базе цепной передачи, что у него вышло, читаем дальше.

Материалы и инструменты для самоделки :
- старый велосипед;
- ключ, чтобы снять руль (шестигранник на 6 мм);
- разводной ключ, чтобы снять вилку;
- гаечный ключ на 15 (под колесные гайки);
- все необходимое для снятия шатунов;
- тиски (для растяжения вилки);
- ножовка по металлу или другой инструмент, чтобы резать раму;
- напильник (полукруглый);
- инструменты для размыкания цепи;
- сварка.



Процесс изготовления одноколесного велосипеда:

Шаг первый. Добываем необходимые элементы
Сперва велосипед придется разобрать, а местами и разрезать, чтобы добыть необходимые элементы. Первым делом снимается вилка, ее нужно зажать в тисках. Затем берется большой рычаг (подойдет лом) и с помощью него вилка расширяется до 130 мм. Это делается для того, чтобы в нее могло зайти заднее колесо.





Затем нужно поработать болгаркой или ножовкой. От каретки нужно отрезать все лишнее, должна остаться только труба, на которой находится сидение. Более тщательно детали будут зачищаться позже. В итоге должны получиться две детали, из которых в будущем и будет собираться одноколесный велосипед.



Шаг второй. Подготавливаем элементы к сварке
На первом этапе два элемента рамы велосипеда нужно просто соединить между собой.


Сперва с каретки нужно счистить краску.


Далее берется полукруглый напильник и с помощью него в верхней части трубы нужно вырезать гнездо, чтобы оно по диаметру подходило к каретке.


Теперь две оси нужно совместить между собой, они должны находиться на одном уровне относительно оси колеса. В итоге линия цепи должна быть прямой.



Шаг третий. Работа сваркой
Перед тем как приступить к свариванию элементов, их нужно тщательно зафиксировать на одном уровне при помощи кирпичей и зажимов.



Сваривал автор обычной дуговой электросваркой, хотя она не очень подходит для подобных целей. Ей лучше всего заваривать отверстия.


В итоге элементы были аккуратно сварены между собой.


После этого нужно проверить конструкцию на прочность, для этого автор встал на конструкцию по центру, она тут же развалилась. Чтобы заново сварить детали, пришлось опять поработать напильником.






Со второй попытки сварки удалось достичь хорошей прочности конструкции.

Шаг четвертый. Изготовление звездочки (не обязательно)

Чтобы сделать фиксированную передачу, обе звездочки уницикла должны иметь одинаковое количество зубьев. В противном случае ездить на таком велосипеде будет очень тяжело.




На большинстве горных велосипедах задняя самая большая звездочка имеет 28 зубьев, в то время как самая маленькая передняя имеет также 28 зубьев, в итоге получается идеальная конструкция, не требующая больших доработок. У автора же спереди было установлено только две звездочки, поэтому пришлось немного помучиться.












В итоге с другого велосипеда была снята задняя самая большая звездочка и приварена к шатуну. При сварке есть диск деформации, автор боролся с этим при помощи разводного ключа.


Шаг пятый. Как сделать фиксированную передачу
Уницикл отличается от обычных велосипедов тем, что у него отсутствует трещотка. Чтобы ее заблокировать, автор использовал сварку. Но есть и более аккуратные способы это сделать.



Шаг шестой. Устанавливаем цепь
Цепь нужно будет укоротить, но у автора вышло так, что размер оказался неточным на половину звена. В такой конструкции даже половина звена может сыграть ключевую роль, цепь будет либо плохо натянута, либо ее и вовсе не удастся установить.






Автор пробовал сделать некий натяжитель на базе старого переключателя передач и крепления отражателя, но такая конструкция не сработала. Любые попытки стабилизировать цепь приводили к тому, что она слетала.
В итоге нужно было переделать переднюю вилку таким образом, чтобы цепь можно было натянуть.








Шаг седьмой. Создание регулируемого дропаута
Чтобы цепь можно было натягивать, автор решил установить на переднюю вилку дропауты с задней вилки. Чтобы перед сваркой надежно зафиксировать их к раме, автор использовал боты с гайками. Далее они привариваются вместе с болтами к раме.

Одноколесный велосипед является универсальным тренажером, который позволяет ездоку развить чувство равновесия, координацию движений. Люди, которые предпочитают езду на одноколесных велосипедах, намного проще осваивают горные лыжи, ходьбу по натянутому канату, сноуборд, а также быстрее учатся ездить на заднем колесе обычного велосипеда или мотоцикла.

Одноколесный велосипед - как называется такое средство передвижения?

Правильное название одноколесного велосипеда - уницикл. Когда человек слышит это определение впервые, в его воображении обычно возникает какое-то неимоверно сложное средство передвижения. Хотя каждый из нас неоднократно видел «младших братьев» современных унициклов во время цирковых представлений. Велосипеды, которые состоят из сиденья, пары педалей, а также единого колеса и представляют собой по определению унициклы.

Насколько сложно ездить на уницикле?

Освоить одноколесный велосипед не намного сложнее, чем обычный, особенно если за дело берется бывалый велосипедист. Причем здесь лишь немногое зависит от правильного балансирования. Для передвижения наезднику необходимо своевременно парировать периодически возникающие отклонения, выполняя микродвижения сиденьем, которое выступает здесь своеобразным рулем. Свою роль в изменении положения и направления движения играет также управления педалями.

Вопрос безопасности

Глядя на устройство одноколесного велосипеда, можно подумать, что ездить на таком средстве передвижения крайне небезопасно. Однако в реальности кататься на уницикле в несколько раз безопаснее, чем на двухколесных велосипедах.

Что обычно происходит во время попадания переднего колеса двухколесного велосипеда в углубление при движении на большой скорости? Зачастую наездник перелетает через руль, после чего на него со всей силой обрушивается вес велосипеда. Оказавшись в такой ситуации, наездник уницикла имеет возможность попросту соскочить с сидения вперед, продолжив, таким образом, инерционное движение. Причем происходит это машинально, естественным образом. Поэтому травмы при езде на одноколесных велосипедах получают лишь любители экстрима.

Преимущества уницикла

Одноколесный велосипед способен стать не только находкой для опытных любителей велоспорта, которым уже недостаточно адреналина. Использоваться такой вариант может для удобного передвижения в условиях многонаселенного города с загруженным трафиком.

Помимо прочего, современные унициклы обладают следующими преимуществами:

  • такие велосипеды максимально компактны, что позволяет удобно размещать их в любом свободном углу;
  • при необходимости из уницикла можно сделать импровизированный одноколесный, надежно присоединив его к двухколесной модели с помощью подручных средств;
  • с унициклом можно без проблем зайти в гости, посещать магазины, кафе, развлекательные заведения, офисные помещения, не только брать его с собой, но и пользоваться им в метро, заносить в общественный транспорт (причем оплачивать проезд с моноциклом не требуется, так как расценивать его можно в качестве отдельной части полноценного велосипеда);
  • одноколесный велосипед абсолютно безопасен для своего владельца, необходимо хорошенько постараться, чтобы получить повреждение или травму даже на этапе обучения катанию на уницикле;
  • ввиду высочайшей маневренности и незначительной массы, одноколесные модели велосипедов безопасны для пешеходов;
  • при желании можно сделать одноколесный воспользовавшись старыми запчастями от обычного, двухколесного.

Где разрешено ездить на уницикле?

Представители автоинспекции классифицируют одноколесные велосипеды, как нечто среднее между обычным пешеходом и Официально унициклы не относятся к транспорту и поэтому не должны передвигаться по дорогам общего пользования, подчиняясь правилам движения, установленным для автомобилей.

Ездить в городской черте на уницикле желательно по тротуарам, осуществляя аккуратное движение и выполняя безопасные для окружающих маневры.

Как научиться кататься на уницикле?

Чтобы приобрести навыки уверенной езды на одноколесном велосипеде, требуются тренировки. Начинать желательно с наиболее простых упражнений, не забывая о необходимости использования защитной экипировки: шлема, наколенников, перчаток, налокотников, прочего.

Научиться ездить на уницикле можно благодаря регулярным тренировкам, которые состоят из нескольких этапов:

  1. Сначала необходимо научиться держать равновесие. Использовать для этого можно как современный, так и старый одноколесный цирковой велосипед. Помогать удерживать тело в вертикальном положении может товарищ. Как вариант, можно опираться на стену или надежные опоры. Главной задачей при этом становится приобретение максимально устойчивого положения, находясь в сиденье без движений назад и вперед.
  2. Как только будет выработана уверенная стойка, можно переходить к следующему этапу обучения - передвижению. Чтобы начать движение на уницикле, достаточно легкого, практически неощутимого наклона в необходимую сторону. Одновременно следует начать вращать педали в том же направлении. Скорость движения можно регулировать, касаясь покрышки колеса подошвой ноги.
  3. Третьим этапом является обучение разгону, удержанию скорости и торможению. Чем больше наездник уницикла наклоняет собственное тело вперед, тем с большей скоростью ему придется крутить педали, чтобы сохранить равновесие. Несколько снизить скорость движения поможет наклон корпуса назад. В целом же, нужно уметь находить баланс между телодвижениями и перемещением уницикла.

Естественно, для уверенного и даже виртуозного управления одноколесным велосипедом требуется немалая настойчивость, хорошая сила воли и, конечно же, практика. Ведь без присутствия особого энтузиазма, последовательных попыток и значительных усилий даже научиться кататься на роликах удается далеко не каждому.

У меня был ветхий поломанный велосипед и я сделал вывод, что из него возможно собрать неплохой одноколёсный велосипед.

Сделать уницикл собственными руками возможно двумя методами:

  • с цепной передачей на базе заднего треугольника;
  • с прямым приводом на базе передней вилки с применением намерено изготовленных подшипников.

Так как я не обожаю делать всё с нуля, то я желал отыскать готовую инструкцию по сборке одноколёсного велосипеда. Но к сожалению в сети не удалось отыскать такую инструкцию, в которой бы употреблялась передняя вилка с цепью.

Наряду с этим может появиться неприятность недостаточной регулировки натяжения цепи и для снятия колеса нужно будет размыкать цепь. Итак, давайте приступим к сборке самодельного уницикла.

инструменты 1: и Шаг Компоненты, нужные для сборки уницикла.

Компоненты:

  • велосипед.

Инструменты:

  • ключ-шестигранник на 6 мм (дабы снять руль);
  • разводной гаечный ключ (дабы снять вилку);
  • гаечный ключ 15 мм (для колёс);
  • инструмент для снятия шатунов;
  • тиски для растяжения вилки;
  • ножовка по металлу (дабы разрезать раму);
  • полукруглый напильник;
  • инструмент для размыкания цепи;
  • сварочный аппарат.

Ход 2: Вырезаем компоненты для самодельного одноколёсного велосипеда.

Вначале нужно подготовить компоненты, из которых будет планировать самодельный одноколёсный велосипед.

Снимите вилку и зажмите её в тисках.

Потом посредством громадного рычага расширьте её примерно до 130 мм.

Это необходимо, дабы она подошла под заднее колесо.

После этого отрежьте от каретки всё лишнее за исключением подседельной трубы. Более шепетильно зачистить раму возможно будет позднее.

У нас оказалось два компонента, из которых и будет состоять будущий одноколёсный велосипед.

Ход 3: Подготовка к сварке.

Два компонента будущего уницикла вначале необходимо.

Счистите напильником краску с каретки.

Посредством полукруглого напильника в верхней части трубы вилки вырежьте гнездо, дабы в него поместилась каретка.

Ось каретки обязана пребывать на одном уровне с осью колеса, дабы линия цепи оставалась прямой.

Ход 4: Сварка компонентов уницикла.

Зафиксируйте надёжно два компонента посредством зажимов и кирпичей.

Я применял дуговую сварку (электросварка электродом), не смотря на то, что она не совсем идеально подходит для сварки рамы велосипеда. Она больше предназначена для заваривания отверстий.

Я бережно сварил компоненты.

Затем я проверил надёжность сварки - зафиксировал оба финиша сборки и стал на неё по центру. К сожалению сборка раскололась на две части.

Дабы повторить сварку, было нужно бы заново зачищать поверхности напильником.

Вместо этого я легко мало подрезал финиш трубы.

Со второй попытки у меня всё оказалось!

Ход 5: Изготовление звезды (необязательный этап).

У обоих звёзд уницикла должно быть однообразное количество зубцов, дабы создать фиксированную передачу. В другом случае на одноколёсном велосипеде будет через чур сложно ездить.

На самой громадной звёздочке на заднем колесе 28 зубьев.

К сожалению на велосипеде доноре было лишь две передние ведущие звезды.

На большинстве велосипедов устанавливается три ведущие звезды, самая маленькая из которых имеет 28 зубцов. Она бы подошла идеально.

Исходя из этого было нужно импровизировать.

Я снял самую громадную звезду с другого ветхого велосипеда.

Дабы снять звезду, необходимо лишь мало ударить по стопорному кольцу против часовой стрелки.

После этого я обрезал переднюю звезду и приварил к ней звезду с 28 зубьями.

При сварке она мало деформировалась. Было нужно её выпрямить посредством разводного гаечного ключа.

Ход 6: Создание фиксированной передачи.

В отличие от большинства велосипедов у уницикла отсутствует трещотка - у него фиксированная передача.

Существуют более аккуратные методы отключить трещотку, для получения фиксированной передачи. Её было нужно, поскольку не обращая внимания на затягивание конусов сохранялся значительный люфт.

Ход 7: Установка цепи.

Я укоротил цепь, но размер был неточным на половину звена. Кроме того половины звена возможно достаточно, дабы цепь была через чур большой либо напротив через чур маленькой.

Обстановка казалась тупиковой.

Я постарался изготовить подробность на базе крепления отражателя и переключателя скоростей, но это не сработало.

Я покопался в собственных инструментах и отыскал половину звена меньшей длины, которая осталась с проекта самодельного чоппера.

Это сработало, но цепь всё равняется всегда слетала.

Нужна было установить какую-то регулировку колеса, которой не было на передней вилке.

Ход 8: Установка регулируемого дропаута.

Я решил добавить дропауты с задней части рамы.

Чтобыперед сваркой прикрепить дропауты к вилке, я их болтами через уже существующие отверстия (смотрите фотографию).

Это сработало. Я бережно приварил дропауты вместе с болтами.

Ход 9: Неприятность слетания цепи.

Установка дропаутов прошла удачно, но цепь все ещё слеталанезависимо от степени её натяжения.

Возможно это происходило из-за:

  • деформации звезды;
  • люфта звёзд, появляющегося при вращении педалей;
  • зубцов на звезде Hyperglide, каковые выточенынеравномерно;
  • ведущая звезда не пребывала в одной плоскости с задней звездой.

Выпив чашечку чая, я отыскал в памяти, что у меня был ещё один набор ведущих звёзд, правда весьма ветхий, но рабочий. Самая маленькая ведущая звезда имела 28 зубьев. Она получила сходу.

О существовании велосипеда с одним колесом знают многие, и не только велосипедисты. Одноколесный велосипед прославился на цирковой арене – акробаты, жонглеры и клоуны умело разъезжают и выполняют всевозможные трюки на этих велосипедах. У моноцикла есть даже неофициальное название «цирковой велосипед».

Однако в последнее время он перестал «принадлежать» только циркачам и выкатился в широкие массы на улицы. Количество счастливых обладателей унициклов неуклонно растет, а если учесть его использование в спорте, то в недалеком будущем эта незатейливая конструкция может составить неплохую конкуренцию двухколесным аналогам.

Из чего состоит одноколесный байк, и его разновидности

Когда не знакомый с термином «моноцикл» человек слышит это слово, в его воображении могут возникать сложные ассоциации, плоть до какого-то необычного мотоцикла. На самом деле это простейшая конструкция:

  • колесо;
  • педали;
  • приводной кареточный механизм;
  • «рама» – регулируемая стойка;
  • сиденье.

Так выглядит классический уницикл, где не только отсутствует второе колесо, но нет и руля, тормоза и приводной цепи. Езда на нем предполагает постоянное кручение педалей и точную балансировку.

Впрочем, классика – это всего лишь эталон, на самом деле существуют и другие разновидности:

  • моноцикл с рулевым управлением;
  • одноколесный байк с тормозами под сиденьем;
  • комбинированный вариант – руль + дисковый тормоз;
  • с цепной передачей;
  • электрический одноколесный велосипед.

Перечисленные варианты оснащены дополнительными приспособлениями для более простой и безопасной езды. Другая модификация стандартного одноколесника называется ултимейт, который состоит только из колеса и педалей.

Весьма интересна модель «колесо для хомяков», или интроцикл – велосипедист находится внутри. Привод расположен в скользящем зацеплении с колесом, благодаря чему оно беспрепятственно приводится в движение.

История интроциклов зародилась еще в 19 веке (конструктор – Льюис Харпер)

Одноколесные велосипеды с тормозами и рулевым управлением оснащены втулками с обгонными муфтами, что позволяет двигаться накатом. Тормоз выполняется только в дисковом варианте, так как тормозить «педалями назад» на уницикле невозможно, а ободную конструкцию зацепить не за что. Клешня расположена под седлом или на руле (для велосипедов с рулевым управлением).


Электрический одноколесный велосипед – мотор-колесо с подножками

На скорость моноцикла напрямую влияет диаметр обода, так как геометрия рамы сведена к минимуму, а в случае с ултимейтом рама отсутствует полностью. Особенно четко выражена зависимость скорости от размера колеса на классических монобайках:

Размер колеса, дюймы Средний темп, км/ч Высокий темп, км/ч
20 6,4 13
24 8 16
29 12 24
36 17,6 35

Уницикл по скорости уступает стандартному велосипеду, и только 36-дюймовое колесо ставит его наравне с полноценным байком.

Стили езды и виды спорта на унициклах

Качественное совершенствование конструкции одноколесных велосипедов позволило им выйти не только на тротуары и площади, но и преодолеть спортивную планку. Так, появились специальные узкие дисциплины, точнее, ответвления от основных, где используются обычные велосипеды:

  1. Триал – преодоление препятствия на пересеченной местности и на высоких скоростях. Особые требования – прочность и выносливость конструкции, также обязательно наличие тормоза.
  2. Фристайл – исполнение на унициклах. Прыжки, петли, развороты, виражи – все это выглядит захватывающе!
  3. OffRoad monocycle – преодоление бездорожья и крутых склонов на уницикле. Сегодня этот подвид велоспорта получает широкое распространение, благодаря легкости и удобству конструкции моноцикла.
  4. Туризм – еще одна дисциплина, которая связана с унициклами. Некоторые модели специально оснащаются багажниками, куда можно положить все необходимое, да и рюкзак на спину никто не отменял. Конечно, о дальних поездках речь не идет, но велотуризм с расстояниями до 150 км – вещь вполне осуществимая на одноколесном велосипеде.
  5. Стрит – наиболее распространенное «цирковое» направление: трюки, преодоление препятствий, прыжки на городских тротуарах. Сюда же входит и стандартная езда на одном колесе. Моноцикл – пока явление нечастое, и один даже его вид притягивает внимание.


Шоссейник с одним колесом, узким рулем и тормозами

Кроме велодисциплин, одноколесный велосипед включен в командные виды спорта:

  • хоккей,
  • баскетбол,
  • поло.

Хоккей на унициклах причисляется к опасному виду спорта, так как игра проходит на обычном ледовом поле. Используются стандартные клюшки и шайба, которую команда как можно чаще должна забить в ворота противника. Подобные игры ежегодно проводит несколько европейских стран – Великобритания, Германия, Швейцария. На первом этапе участие принимают 8 команд, отбор победителей по «перекрестному» методу, когда каждая команда играет со всеми противниками. Победитель в финалах отбирается по количеству голов, в равнозначной ситуации забивают пенальти.


Хоккейное соревнование на моно-байках

Баскетбол на велосипедах – игра с мячом, где участники перемещаются, крутя педали. Необходимо постоянно находиться в движении. Это обязательное условие игры. Передачи и броски такие же, как в стандартной игре. Для моноциклового баскетбола используют велосипеды на 24-дюймовых колесах с облегченными педалями. Соревнования активно проводятся в североамериканских штатах и в ряде стран Европы – Франции, Германии, Великобритании. На пике популярности оказалась команда из Пуэрто-Рико как самая сильная в баскетболе на унициклах.

Униполо – новый вид командного спорта, где вместо лошадей используют одноколесные велосипеды. Размеры поля меньше, чем в классической игре, также отличается форма клюшки ввиду особенностей передвижения участников. Моноцикловое поло было открыто в России в 2015 году.

Учимся ездить на одноколесном велосипеде

Освоить велосипед с одним колесом не сложнее обычного. Достаточно нескольких дней упорных тренировок. После того, как научились катать на уницикле, некоторое время придется оттачивать мастерство. Не обойдется без падений с седла, правда, они менее опасны, чем с обычного велосипеда.

Освоить «одно колесо» гораздо легче, когда за плечами имеется опыт вождения обычного велосипеда без рук, и хорошо развит вестибулярный аппарат.

Обучение езде на одноколесном велосипеде состоит из нескольких стадий:
1. Посадка и выдержка равновесия. Для этого необходимо свободно сидеть на велосипеде не передвигаясь. Этот этап самый сложный и отнимает большую часть времени. Для начала потребуется дополнительная опора – перила, стена, мебель, если стоять обучаемся дома. Постепенно отпускаем руку от опоры, смотрим прямо перед собой, концентрируя внимание на бедрах. Как только в отпущенном от опоры состоянии удалось простоять более минуты, можно приступать к движению.

2. Езда вперед. Для передвижения необходимо наклонить корпус и переместить вес тела вперед, а затем плавно прокрутить педали. Для затормаживания уницикла принять строго вертикальное положение или отклониться немного назад. Не стоит сильно выгибать спину, иначе есть риск «выпустить» велосипед. Движения плавные, в случае увода колеса просто соскочить с велосипеда вперед. Руками сильно не размахивать, чтобы не раскачивать колесо. Постепенно увеличиваем дистанции, скорость держим на минимуме.

Во время движения смотрим строго вперед, равномерно распределяем вес по сторонам, смещаясь немного вперед.

3. Повороты – неотъемлемая часть управления велосипедом. На классическом безрулевом моноцикле в поворотах участвуют бедра, как и при управлении обычным двухколесником «без рук». Для наклона и изменения траектории немного переносим вес на одно бедро – в ту сторону, куда собираемся повернуть. После поворота плавно выровнять нагрузку. Начинаем с поворотов большого радиуса, постепенно уменьшая его.

4. На последнем этапе можно увеличивать скорость передвижения. Сильно спешить, однако, не нужно – скорость должна быть такой, чтобы можно было безопасно соскочить с седла на ноги.

Одноколесный велосипед требует особого внимания к выдержке равновесия. Однако в реальных условиях от падений никто не застрахован, поэтому стоит заранее позаботиться об экипировке:

  • специальный велошлем для защиты головы;
  • наколенники и наклокотники;
  • легкая обувь, которая хорошо сцепливается с педалями;
  • на моделях с шипованными педалями желательна защита голени;
  • перчатки: защитят от ссадин при падениях на скорости.

И напоследок посмотрим, чем удобен уницикл в сравнении с двухколесным собратом:

  • вес моно-байка укладывается в 1/3 от веса двухколесного;
  • удобно хранить, переносить и перевозить в общественном транспорте;
  • менее травмоопасен в случае падений;
  • безопасен для окружающих;
  • лучшая маневренность.

От велосипедиста моноцикл требует повышенной концентрации внимания, гибкости, точности и тщательной «дозировки» движений. При обучении добиваемся такого состояния, чтобы велосипед стал продолжением ног.

Превращаем велосипед в уницикл

Любопытных экспериментаторов, безусловно, заинтересует, как сделать велосипед с одним колесом своими руками. В углу гаража скучает ненужный двухколесный велосипед. Выбросить или дать ему вторую жизнь? Воспользуемся вторым вариантом и поступим необычным способом – превратим его в уницикл.

Для модификации двухколесного байка в одноколесный воспользуемся формулой:


Велосипед минус переднее колесо, ромб и руль = уницикл

Для работы потребуются:

  • ключи для снятия руля и вилки;
  • съемники шатунов и каретки;
  • резка по металлу;
  • наждачка;
  • сварочный аппарат;
  • тиски.

Поскольку работа будет пыльная, запасаемся набором салфеток и керосином.

Приступаем к работе:
1. Полностью освободить раму: , колеса, шатуны, цепь.

2. Резкой по металлу отрезать заднюю и переднюю части рамы. В работе нам понадобится только подседельная труба с кареткой и передняя вилка.


Из этого собирается уницикл

3. Расширить вилку на тисках под заднее колесо.

4. Счистить краску с нижней части кареточного стакана, затем вырезать круг диаметром под трубу вилки.

5. На верхнем конце вилки вырезать лунку под окружность кареточного стакана. Кстати, перед сваркой надо .

6. Сварить переднюю вилку с кареточным стаканом. Далее необходимо проверить прочность сварки под нагрузкой: зафиксировать концы конструкции на двух стульях, сваренный узел посередине навеса и положить кирпич. Можно также встать на конструкцию. Сварка не должна расколоться, в противном случае повторить процедуру.


Сварной шов проверить обязательно

7. Установить каретку и шатуны с ведущей звездой.

8. На дропауты вилки закрепляем заднее колесо.

9. Протянуть цепь между звездами. Убрать звенья на слишком длинной цепи с помощью выжимки.

Одноколесный велосипед своими руками готов – получили моноцикл с цепным приводом. Вдобавок к этому, на данном велосипеде можно ехать по инерции.

Особое внимание на самодельном уницикле уделяем прочности сварочного стыка. После сборки обязательно проверяем на практике – рама должна остаться прямой и без трещинок!

Заключение

Велосипед с одним колесом – удобная и оригинальная альтернатива обычному байку. Он непременно подарит те же полноценные ощущения от поездок, привлечет внимание со стороны и неплохо натренирует внимательность. И, в отличие от обычного велосипеда, его намного проще собрать самостоятельно.