стиль плавания баттерфляй

Всем привет. С вами снова Джефф Кавальер. Надеюсь, вы уже прочитали мои прошлые статьи, и вы смогли их применить на практике. В этой статье мы поговорим на тему «стиль плавания баттерфляй».

Плавание баттерфляй: что за стиль и кому подойдет?

Баттерфляй – это плавание с самой зрелищной техникой выполнения, к тому же, одной из наиболее сложных. Стиль также называют «дельфин», «бабочка», или просто – «батт». И действительно, если взглянуть на пловца сверху, его движения руками будут напоминать взмахи крыльев бабочки, а колебания туловища схожи с техникой плавания дельфинов.

Стиль плавания баттерфляй в очень многих категориях можно охарактеризовать прилагательным «самый»:

  • Самый зрелищный и эффектный;
  • Самый молодой спортивный вид плавания;
  • Самый быстрый (равнозначен кролю на груди);
  • Самый технически сложный;
  • Самый утомительный;
  • У него больше всего противопоказаний (из-за повышенной нагрузки);
  • Наиболее полезный для похудения и тренировки мышц;
  • Задействует больше всего мышечных групп.

Что такое стиль баттерфляй?

Это стиль спортивного плавания, в котором туловище выполняет волнообразные движения по вертикали, а руки симметрично и одновременно гребут в горизонтальной плоскости. Техника не похожа ни на одну другую, требует от пловца отличной физической формы, сильно развитой выносливости и высокой координации.

Со стороны пловец выглядит невероятно эффектно. Он мощно выпрыгивает из воды, раскидывая руки в стороны и совершая большой гребок. В туче брызг он погружается в воду, чтобы уже через мгновение снова вынырнуть и продолжить движение. Зрелище – завораживающее.

Если вы хотите понять, как плавать баттерфляем и мечтаете освоить эту красивую технику, внимательно читайте нашу статью. Ознакомьтесь с плюсами, минусами и противопоказаниями стиля. Далее, мы приведем технику плавания баттерфляй пошагово, расскажем про основные ошибки, объясним, как правильно дышать и долго не уставать.

Какие мышцы задействует?

Для начала, перечислим, какие мышцы работают при плавании баттерфляем:

  • Трицепсы;
  • Плечи;
  • Широчайшие мышцы спины;
  • Пресс;
  • Большая грудная;
  • Трицепс и квадрицепс бедра;
  • Большая ягодичная;
  • Икроножные.

Как видите, стиль комплексно затрагивает мускулатуру, практически, всего тела. Это идеальный способ быстро и качественно проработать основные группы мышц, не перегружая при этом позвоночник и суставы.

Плюсы и минусы

Начнем с приятного – посмотрите, как много у плавания баттерфляй плюсов:

  1. Как мы уже сказали выше, техника задает хорошую нагрузку на мышцы. Пловцы могут похвастаться подтянутым и красивым телом, развитой дыхалкой и хорошей выносливостью. Последний навык важно повышать для самых разных видов спорта.
  2. Стиль совсем не задает нагрузку на опорно-двигательный аппарат, а значит, подходит атлетам, восстанавливающимся после травм или растяжений.
  3. Высокая энергозатратность стимулирует активное сжигание калорий, а значит, баттерфляй помогает похудению.
  4. Большая активность улучшает кровоснабжение, и каждая клеточка организма быстрее получает питание.
  5. Плавание успокаивает нервную систему, снижает напряжение, помогает снять стресс.
  6. Стиль плавания батерфляй позволяет развивать высокую скорость движения;
  7. Выглядит невероятно зрелищно и эффектно.

Минусы у данной техники тоже есть:

  • Ей сложно обучиться с нуля и без тренера;
  • Из-за высокой нагрузки, баттерфляй не подходит для заплывов на дальние расстояния;
  • Стиль требует отличной физической формы и идеального состояния здоровья;
  • Не подходит беременным женщинам и пожилым людям.

Способ плавания баттерфляй запрещен при следующих противопоказаниях:

  1. Острая сердечная недостаточность;
  2. Состояния после инфаркта или инсульта;
  3. Недавно перенесенные полостные операции;
  4. Заболевания дыхательной системы, в т. ч. туберкулез, астма;
  5. Острые воспалительные процессы, в т. ч. повышенная температура тела;
  6. Пищеварительные расстройства;
  7. Беременность.

Будущим мамочкам показаны более спокойные стили плавания, например, кроль на спине или брасс. Чрезмерная нагрузка на верхний плечевой пояс, пресс и дыхательную систему могут вызвать нежелательные последствия.

Техника выполнения

Перейдем к разбору правильной техники плавания баттерфляем для начинающих. Объяснять будем доступно и максимально просто. Также рекомендуем найти в YouTube обучающие видеролики, чтобы наглядно увидеть анатомию движений.

Техника плавания способом баттерфляй включает 3 подпункта: движения рук, ног и туловища, дыхание.

Исходное положение: пловец лежит на воде животом вниз, руки выпрямлены вперед, ноги вытянуты назад, сведены вместе.

Движения рук

Цикл состоит из трех этапов:

  1. Сначала руки погружают в бассейн, ладони направлены вниз. Конечности разводят до ширины плеч;
  2. Далее руки совершают круговое движение водой вокруг тела спортсмена, примерно до линии бедра. Локти сгибаются, но кисти по-прежнему направлены ладонями вниз;
  3. На последнем этапе руки выходят из воды и возвращаются через исходную позицию к положению первой фазы.

На третьем этапе достигается самая высокая скорость гребка, благодаря чему наступает благоприятный период для толчка вверх и выходу головы на поверхность. В это время пловец совершает вдох.

Техника гребка руками в стиле плавания баттерфляй напоминает брасс, но с выходом на поверхность и большим ускорением.

Движения ног и тела

Если взглянуть на схему, демонстрирующую, как правильно плавать баттерфляем, становится понятно, что ноги и туловище вовлечены в единый цикл движений:

  • Ноги двигаются как в водном стиле, вертикально, но не попеременно, а вместе;
  • Сначала пловец делает сильный маятник вверх и слабый вниз, благодаря чему голова и плечи выходят наружу, а таз опускается;
  • Затем совершается слабый маятник вверх и сильный вниз, и попа с нижней частью спины поднимаются к кромке воды;
  • Далее цикл повторяется.

Если взглянуть на движения туловища со стороны, появится впечатление, что оно выдает волну от колена к тазу и плечам, и обратно. Новичку понять и освоить вид плавания баттерфляй удается далеко не сразу. Однако, если ответственно подойти к тренировке и заручиться мощной мотивацией – все получится.

Как правильно дышать?

Итак, мы рассказали технику гребка руками и движений ногами в стиле плавания баттерфляй. Далее объясним, как в процессе всех этих манипуляций умудриться еще и дышать:

  1. Вдох совершают ртом, в момент, когда руки находятся в фазе возврата, в районе груди под водой. В этот момент атлет выходит на поверхность и готовится к новому мощному гребку;
  2. Выдох делают ртом и носом в воду, когда лицо погружается в бассейн.

Рекомендуется осуществлять один цикл дыхания на два гребка. Если вдыхать при каждом выходе из воды, значительно теряется скорость перемещения.

Если вас интересует, как научиться плавать баттерфляем самостоятельно, для начала тщательно изучите технику стиля в теории, затем посмотрите обучающие видео, попрактикуйтесь на суше (можно лечь на скамью), а после приступайте к практике. Не ждите, что все получится сразу. Стиль действительно очень сложный, поэтому дайте себе право на ошибку.

Основные ошибки

Кстати, нелишним будет сразу же ознакомиться с перечнем самых популярных ошибок, которые делают абсолютно все новички:

  • Гребок под водой должен быть широким и долгим. Не торопитесь ускоряться – скорость повышается только перед выходом рук на поверхность. Если гребок будет быстрым и коротким, изгиб туловища увеличится, и вы меньше продвинетесь вперед;
  • Ноги не должны выходить наружу – все манипуляции туловищем совершаются под водой. Если ваши пятки все же «сверкают» на поверхности, значит вы создаете себе напрасную нагрузку;
  • Неправильное дыхание – при вдохе пловец слишком сильно тянет шею вперед, задерживая гребок. Важно научиться вдыхать за очень короткий промежуток времени, а потом, еще до выныривания, быть готовым ко вдоху;
  • Несогласованность или несинхронность движений. Приводят к быстрому утомлению и медленному продвижению вперед.

Как научиться?

Инструкция на тему «как плавать стилем баттерфляй быстро» сводится всего лишь к одному совету – соблюдайте правильную технику движений. Точное следование ее аспектам, буквально, заставит ваше тело совершать корректные манипуляции. Оно само интуитивно верно поймет, как совершать волну, когда вдыхать воздух, в какой момент уходить под воду. Это как с равновесием – стоит поймать его один раз, и вы больше с велосипеда не упадете.

Анализ техники плавания способом баттерфляй показывает, что она вобрала в себя все лучшее из кроля и брасса, приправив все собственной уникальной перчинкой. В результате получилось что-то очень интересное – более мощное, не менее быстрое, и уж точно зрелищное.

Пока вы не освоили плавание кролем или брассом, переходить к батту рановато. Если с первыми двумя сложностей нет, повышайте скорость и развивайте выносливость. Постепенно пробуйте технику баттерфляй. Кстати, этот стиль больше любят мужчины, ведь он позволяет в выгодном свете продемонстрировать отличную физическую форму и сильную подготовку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Стиль плавания баттерфляй: правильная техника и видео

Баттерфляй является одним из самых сложных стилей плавания. И сегодня в статье пойдет речь о том, как научиться плавать баттерфляем. В статье описана правильная техника плавания баттерфляем, а также даны советы и рекомендации по освоении этого стиля. Девушкам рекомендую ознакомиться со статьей про похудение в бассейне.

Ключевые аспекты работы над техникой стиля баттерфляй

Ключевые аспекты техники стиля баттерфляй включают два важнейших элемента — волнообразные движения тела и гребок рукой. Они отрабатываются отдельно и в сочетании друг с другом.

Многие выделяют третий ключевой момент — работа ног, однако, я считаю ее продолжением волнообразных движений тела. Данная точка зрения вполне согласуется с широко распространенной сегодня концепций «передней» техники баттерфляй.

Волнообразные движения тела

Центральным элементом, как фигурально, так и буквально, техники стиля баттерфляй являются волнообразные движения тела от головы до пят. Иногда их сравнивают с движениями дельфинов или хлыста, но я считаю, что такие они больше всего похожи на повторяющиеся действия всего тела, напоминающие по форме волну.

Начиная легким движением головы и груди, сила нарастает по мере прохождения «сквозь» тело через бедра и ноги и завершается работой ступней, которая генерирует толчок всего тела.

Положение и движение головы

Голова располагается впереди тела, рассекая воду во время плавания, ее положение и движение имеет важнейший характер и требует особого внимания.

Необходимо не только координировать движение головы с действиями рук во время вдоха, но и правильно расположить ее во время погружения в воду. При наклоне головы и погружении в воду мышцы шеи должны быть расслаблены и растянуты, так как на наклоненную вниз голову создается давление воды (как правило, оно приходится на зону выше лба), что, в свою очередь, облегчает поступательное движение.

Именно голова «запускает» волнообразные действия тела легкими повторяющимися движениями или покачиваниями.

Пловцу не нужно совершать излишние действия головой, так как в этом случае мышцы шеи не расслабляются, а давление воды в области выше лба не помогает телу совершать поступательное движение.

Что касается цикла вдоха, то голова в этот момент должна по минимуму отклоняться от линии поступательного движения.

Работа бедер и эффективные действия ног

Вероятно, важнейшее значение при выполнении волнообразных движений тела имеет сбалансированность и завершенность работы бедер, которая включает не только вертикальные движения, но и толчки тазом.

Стоит отметить, что для их совершения необходима слаженная работа мышц спины при вертикальных движениях и нижних брюшных мышц при толчках тазом, что иллюстрирует важность описанной выше общей физической выносливости и подготовки. Плохая работа бедрами, особенно это касается толчков, обычно наблюдается у пловцов, которые не в состоянии показать хорошие результаты при действиях только ногами. И это кажется вполне логичным.

Эффективная работа ногами подразумевает, что ступни, как при подъеме, так и при опускании, принимают правильное положение, позволяющее генерировать движение в воде по линии, расположенной как раз напротив желаемой передней линии движения. Это достигается частично за счет высокой гибкости зоны ступни и голеностопа. Однако для получения желаемого угла ступней необходима правильная работа бедер.

Ноги следуют за бедрами по мере их движения вверх и вниз. Эти действия сопровождаются естественным сгибанием ног после движения тела. Следом ступни принимают положение в соответствии с данным волнообразным движением тела. При отсутствии направленной вперед работы бедер волнообразное движение тела прерывается, и для того, чтобы ступни приняли необходимое положение под углом, пловец вынужден, прилагая особые усилия, сгибать ноги в коленях, в то время как при волнообразном движении тела ноги сгибаются самопроизвольно.

Это объясняется тем, что ступни, находясь в самом конце короткой линии волны (от колен до ступней, а не от бедер до ступней, что было бы правильней), в результате требуют большего изгиба коленей, чтобы принять положение под нужным углом.

Такое резкое движение коленей в результате создает лишнее сопротивление, не говоря о дополнительной нагрузке на мышцы спортсмена, и снижает отдачу от прилагаемой энергии. Короче говоря, сгибание ног в коленях в соответствии с верным волнообразным движением позволяет ступням принять правильное положение и снижает сопротивление воды.

Толчок ступней — завершающий этап движения тела

Толчок ступней генерирует движущую силу в конце волнообразного движения. Такой толчок задействует потенциал ступней (которые приняли необходимое положение под правильным углом), четырехглавых мышц и подколенных сухожилий.

Этот толчок можно рассматривать как источник дополнительной движущей силы или добавочное взрывное движение, завершающее волну тела, наподобие удара хлыста или восклицательного знака в конце предложения. В любом случае эффективность толчка зависит от правильного выполнения волнообразного движения тела.

Однако есть один очень важный момент — пловцу надо следить за соразмерностью толчка, так как слишком сильные действия ступней могут стать причиной очень сильной волны тела или чрезмерного сгибания ног в коленях.

Толчок должен быть равномерным, но одновременно резким. Негативный эффект чрезмерного толчка будет описан ниже в данной статье, посвященной координации толчка и работе руками. Ниже под термином «толчок» или «движение ногами» будет пониматься завершенное волнообразное движение, включающее толчок ступнями в конце волны.

Хотя толчок ступней, как может показаться, зависит от волнообразного движения тела, отработка толчка ступнями остается очень важной частью программы подготовки пловцов стилем плавания баттерфляй. Их специальная отработка с помощью специальных упражнений позволяет повысить выносливость мышц ног, увеличить гибкость ступней и лодыжек и влияет на правильную работу бедер в ходе волнообразных движений.

Данные упражнения можно проводить в разных положениях — на спине, боку или животе с использованием различного инструмента, включая доски разного размера и длинные, короткие ласты и моноласты. Тренерам следует применять моноласты регулярно, так как это позволяет значительно повысить эффективность тренировок. Заплывы с ними помогают освоить волнообразные движения тела (особенно бедрами), увеличивают гибкость стопы, развивают выносливость мышц разных групп и обтекаемость тела.

Описанные ниже наборы упражнений призваны помочь улучшить форму мышц ног и освоить или улучшить волнообразные движения тела и правильную технику плавания баттерфляй.

Упражнения

— Серия заплывов 3 по 200 метров, тело вытянуто либо движение на животе с доской, повышение активности по мере выполнения заплывов 1-3, 4-6, 7-8.

— Серия заплывов 3 по 100 метров, руки опущены вниз, прохождение дистанции с максимальной скоростью, лучшее среднее время.

Движение на боку. Нижняя рука вытянута, верхняя опущена, чередование движения боков. Данное упражнение позволяет отработать работу бедер позади или впереди воображаемой центральной линии тела.

Работа с моноластами. Выполнение толчков в течение 25 метров, после чего следует короткий перерыв на отдых, серия заплывов 3 по 100 метров, каждые 25 или 15 метров движение под водой при вытянутом положении тела (чередование действий на спине и на животе) плюс движение на боку, чередуя левый и правый при переворачивании.

Вертикальные движения ног с нагрузкой. Отработка прямых вертикальных движений и сбалансированной работы бедрами.

Толчок и плавание. Серия заплывов 3 по 100 метров, 50 метров пловец проходит только с помощью ног / 50 метров стилем баттерфляй, затем следует период отдыха, постепенное повышение нагрузки 1-3, 4-6, 7-8 (шестой заплыв необходимо пройти быстрее третьего, восьмой быстрее шестого).

Старт. Надо сделать 25 повторов; нечетные заплывы выполняются под водой при движении только ногами, четные заплывы — стилем баттерфляй.

Движение только ногами, руки опущены. Упражнение делается в маске с трубкой с или без моноластов. Оно развивает навыки расслабления мышц шеи при наличии давления воды, которое создается поступательным движением головы, несмотря на ее легкие покачивания.

Цикл работы рук

Второй ключевой момент техники стиля баттерфляй — цикл движения рук.

Погружение обеих рук в воду следует за периодом восстановления, который сопровождает «вылет» рук из воды. Данные действия совместно с волнообразными движениями тела и составляют суть техники плавания стиля баттерфляй. За долгие годы с появления стиля баттерфляй многие успешные пловцы демонстрировали самые разные вариации базовой техники.

Сегодня самой популярной является «передняя» техника баттерфляй. На деле эта вариация отличается упором на первую часть гребка или перенесением внимания с зоны за бедрами (то есть ног) в зону до бедер (верхняя часть тела). Различные характеристики такого стиля плавания были успешно разработаны и продемонстрированы выдающимися пловцами и мировыми рекордсменами — Денисом Панкратовым, Майклом Климом и Дженни Томпсоном. Эволюция техники Томпсона особенно ярко иллюстрирует развитие техники стиля баттерфляй.

Первоначальная фаза цикла работы рук

Анализ работы рук, характерной для стиля баттерфляй, мы начнем с верхней части цикла: кисти вытянуты над головой, руки расположены в пределах воображаемых границ, идущих от плеч пловца. Из этого положения руки двигаются парно вперед и вниз. Сила движения вперед уменьшается по мере достижения точки непосредственно впереди линии плеч.

Руки завершают движение вниз в точке, расположенной под соответствующим уровнем локтей, в то время как кончики пальцев поворачиваются вниз по направлению ко дну бассейна. В то же самое время ладони поворачиваются внутрь, таким образом, располагаясь вдоль линии движения пловца. Именно так выглядит идеальное положение рук в позиции «захвата».

После легкого расслабления рук и сгибания их в локте начинается силовая фаза гребка. Она сопровождается отводом рук на линию, расположенную прямо напротив предполагаемой передней линии движения. По мере прохождения рук вдоль линии груди сила прямого проталкивания рук назад снижается, кисти поворачиваются внутрь, а линии движения рук практически пересекаются в точке чуть позади линии груди. В этот момент ладони поворачиваются и возобновляется прямой гребок рук, которые теперь находятся близко друг к другу.

Лучше всего начинать такой гребок раньше (приблизительно на линии груди), а не позже. Увод рук под грудь позволяет облегчить и ускорить их выход из воды в завершающей стадии гребка, что, в свою очередь, уменьшает нагрузку. Руки сохраняют идеальный угол на достаточно длительный непрерывный период времени, в результате пловец имеет возможность выполнения быстрого и более эффективного их вывода из воды. Поздний гребок оставляет меньше времени на «накопление» сил для вывода и восстановления рук, что приводит к их «залипанию» на глубине или к неэффективному длинному гребку.

Проталкивание рук и выход из воды

На основании всей изложенной выше информации логично возникает следующий вопрос: в какой точке необходимо уменьшить силу, прилагаемую для выполнения гребка, и когда следует выводить руки из воды? Руки должны совершать проталкивание до момента сохранения максимальной движущей силы непосредственно перед естественным подъемом пальцев, который имеет место в нижней точке гребка.

После начала подъема пальцев пловец опускает бедра, в результате чего руки не имеют возможности генерировать движущую силу с помощью проталкивания воды. Вывод рук из нее при «позднем» гребке задерживается, так как атлет не имеет достаточно времени для накопления сил, требуемых для быстрого и эффективного перехода к фазе восстановления.

При использовании «передней» техники стиля баттерфляй руки проталкивают воду только до конечной точки, позволяющей генерировать максимальную движущую силу, а не тратить энергию на неэффективный длинный гребок. Также стоит отметить, что благодаря раннему гребку у пловца есть возможность накопить силы для быстрого и эффективного вывода рук из воды и перехода к фазе восстановления.

Фаза восстановления

Корректный вывод рук (помимо своевременного повторного толчка ногами, который мы обсудим позже) помогает пловцу накопить энергию для взмаха руками над водой. Они, таким образом, сохраняют положение, которое принимают во время фазы гребка и вывода из воды.

В данный момент очень важно расслабить руки. Их сжатие или изгиб замедляет выход из воды. Также такие действия затрудняют поступательное движение рук и плеч в верхней части фазы расслабления перед погружением рук в воду. Они должны быть максимально расслаблены, падая «мертвым грузом» в воду. Таким образом, пловец имеет возможность накопить наибольшую инерцию для входа в воду и начала нового гребка.

Для «передней» техники стиля баттерфляй расслабление рук, их идеальное вхождение в воду в сочетании с максимальной эффективностью гребка и быстрым выходом из воды позволяет обеспечить быстрый переход к силовой фазе гребка и более равномерное поступательное движение.

Движение головы — циклы дыхания и выдыхания

Пловец должен следить за правильным положением головы — лицо направлено вниз, мышцы шеи расслаблены. Положение головы имеет очень большое значение во время циклов вдоха и выдоха. В самом начале гребка она слегка приподнимается и находится в таком положении во время гребка руками. Затем начинает опускаться, когда руки пловца выходят из воды, и продолжает это делать в период фазы расслабления рук.

Во время цикла вдоха движения головы носят аналогичный характер, помимо того, что в таком случае необходима чуть большая интенсивность гребка. Это позволяет голове подняться выше, чтобы пловец смог сделать вдох. Стоит отметить, что, как и в случае с циклом выдоха, голова должна оставаться в первоначальном положении как можно дольше. В результате при вдохе голова чуть нагибается вперед.

Традиционная техника вдоха подразумевает поднятие головы для вдоха, что нагружает мышцы шеи, подбородок поднимается вперед, это влечет дальнейший подъем головы. В опущенном положении шея и голова остаются расслабленными и находятся ближе к линии поступательного движения. Нагибание головы генерирует гораздо меньше работы по подъему и опусканию при вдохе по сравнению с традиционной техникой вдоха.

Если смотреть со стороны, то подобная техника вдоха (я имею в виду легкое сгибание головы) характерна для пловцов, использующих «переднюю» технику гребка. Например, у Панкратова, Клима и Томпсона. Если смотреть спереди, то при такой технике вдоха остается видимой меньшая часть головы (особенно касательно подбородка). Если посмотреть на Панкратова, например, сзади, очень трудно будет отличить эти легкие изгибы головы во время вдоха, которые сопровождаются ее ограниченными движениями вверх-вниз (голова при этом имеет более-менее постоянный угол) от движений головы во время выдоха.

Это еще одно преимущество легкого наклона головы во время вдоха. Такое движение генерирует меньшую нагрузку на мышцы шеи, а руки и плечи принимают более свободное положение во время фазы расслабления, прежде чем опуститься в воду.

Опускание рук в воду

Помните, как мы говорили о том, что руки падают вперед по направлению движения, а голова и шея опускаются в воду.

Необходимо обеспечить одновременное опускание рук и головы в воду (это наблюдается во время цикла выдоха, когда голова принимает свое первоначальное положение).

Таким образом, согласно теории аналитика техники гребка Билла Бумера (Bill Boomer), голова и руки, опускаясь в воду одновременно, генерируют большую движущую силу. Такой эффект «заброса массы» усиливается дополнительной энергией, создаваемой падением рук в воду и сгибанием головы вперед.

Кисти входят в воду внутри линий, которые идут от плеч пловца при вытянутых руках. Их расслабление имеет очень большое значение, так как позволяет генерировать дополнительную движущую силу во время подъема бедер и наклона головы вперед.

В этот момент кисти начинают движение вниз и наружу и начинается новый цикл гребка. Для этого необходимо иметь сильные руки.

Волнообразное движение тела и цикл работы рук

На каждый цикл работы рук приходится два волнообразных движения тела — одна «волна» сопровождает переднюю фазу гребка, то есть опускание рук в воду и наклон головы, а вторая «волна» имеет место во время завершения гребка. Есть успешные пловцы, ограничивающиеся одним волнообразным движением и, как правило, специализирующиеся на дистанциях длиной 200 метров, однако это скорее исключение. Работа рук в сочетании с постоянными периодическими волнообразными движениями тела позволяет добиться максимальной эффективности.

Стоит отметить, что толчки ступнями должны быть резкими и направленными вдоль основной «волны» тела. Чрезмерная «надежда» на второе волнообразное движение, когда руки завершают фазу гребка, характерна для пловцов с техникой позднего гребка. В результате мы имеем не только чрезмерную нагрузку, но и ломку ритма работы рук и тела.

При «передней» технике вторая «волна» не отличается от первой и сохраняет эффективность. Она поддерживает, а не подрывает важнейший момент выхода рук из воды и их перехода в фазу восстановления, позволяет лучше подготовиться к силовому этапу нового гребка.

Техника плавания – батерфляй

Баттерфляй – достаточно сложный в техническом плане стиль плавания, осваивать который имеет смысл лишь опытным спортсменам. Данный стиль позволяет развивать высокую скорость, быстрее можно плавать только кролем, он же сопровождается большими энергозатратами – атлет весом 80 кг за час сжигает до 700 калорий, тогда как при беге расходуется не более 500 ккал.

В данной статье рассмотрена техника плавания баттерфляем. Мы проанализируем все важные нюансы – от способа дыхания, до движений рук и ног, и представим простую и понятную инструкцию для обучения.

Зарождения и развитие стиля баттерфляй

Во времена становления плавания как олимпийского вида спорта существовало только три стиля – кроль, кроль на спине и брасс. Баттерфляй возник гораздо позже, впервые его можно было увидеть в 1933 году в исполнении пловца Генри Майерса , который для большей скорости модернизировал классический брасс. Генри начал при гребке поднимать руки над водой, что позволяло сокращать время преодоления дистанции.

Изучением и разработкой техники баттерфляя серьезно занимался Дэвид Армбустер , который считается отцом данного стиля. Именно он внес в изменения в технику движения ног, благодаря которым фляй начал кардинально отличатся от брасса. Параллельно с Армбустером американец Джек Зиг , на основе недавно изобретенного флая, сформировал одну из его вариаций – технику “дельфин”.

Силовые тренировки для баттерфляя

Баттерфляй является крайне трудоемким и энергозатратным стилем плавания , для успеха в котором пловец должен иметь хорошую физическую форму. Отличным подспорьем для занятий в бассейне будут силовые тренировки, которые позволят укрепить целевые мышцы, что даст вам определенное преимущество перед другими новичками.

В баттерфляе всю работу выполняют 4 группы мышц – дельтовидные, трицепсы, широчайшие и мышцы ног. Лучшими упражнениями для их проработки являются:

  1. Дельты (плечи) – жим стоя, протяжка штанги к подбородку, махи гантелями стоя и в наклоне.
  2. Широчайшие (спина) – подтягивания, тяга штанги в наклоне, тяга горизонтального и вертикального блока, тяга гантели одной рукой.
  3. Трицепсы – жим узким хватом, французский жим, разгибание рук на блоке.
  4. Ноги – приседание, жим ногами, разгибание и сгибание ног на тренажере.

Также необходимо уделять достаточное внимание кардиотренировкам – бегу, езде не велосипеде, которые помогут развить легкие и лучше контролировать дыхание.

Важно правильно совмещать занятия в бассейне и другие виды тренировок. Планируйте занятия так, чтобы в неделю у вас было 3 полноценных дня отдыха. Для более эффективного восстановления не лишним будет употребления протеиновых добавок и аминокислотных комплексов.

Учимся технике баттерфляя

Баттерфляй, в отличие от других стилей плавания, крайне требователен к технике атлета. В нем невозможно достичь каких-либо результатов полагаясь лишь на физическую силу. Камнем преткновения для новичков является необходимость одновременного возврата рук в исходную позицию и вдоха, которые необходимо выполнить за доли секунды нахождения над водой. Рассмотрим основные нюансы техники баттерфляя.

В фляе именно работа рук является основной движущей силой, посредством которой набирается около 80% итоговой скорости. Существует 5 основных фаз движений рук:

  1. Перемещение рук над водой. Руки над водой необходимо переносить сильным махом, при этом сами кисти должны быть достаточно расслаблены. Амплитуда движения – через стороны вперед, в момент гребка плечи необходимо поднимать над водой.
  2. Вход в воду. Перед входом в воду тыльная сторона ладони должна смотреть вниз, локти же находятся выше уровня ладоней. При контакте с водой кисти необходимо удерживать на ширине плеч.
  3. Опорная фаза. После входа рук в воду нужно сделать сильное движение кистями и предплечьем на опережение локтя, амплитуда – вперед, наружу, вниз. В конце движения руки должны быть согнуты в локте, кисти находиться под углом 45 градусов к горизонтали и быть разведенными на расстояние 1.6-1.7 ширины плеч.
  4. Основная фаза. За счет включившихся в работу плечевых мышц и сгибания рук в локтевых суставах делается мощный гребок, на середине движения руки должны быть согнуты под прямым углом, после прохождения середины амплитуды прикладывается максимальное усилие до тех пор, пока локти не будут сведены с туловищем, а кисти находиться в районе таза.
  5. Вынос рук из воды. Вывод рук производится круговым движением, первым на поверхность выводятся локти.

Схема движений во время плавания

Важно! Усилие, прикладываемое при движении на рук под водой, по всей амплитуде должно быть возрастающим, чтобы создавалась достаточная инерция, необходимая для выноса над водой передней части корпуса.

Ноги и туловище

Ноги, двигаясь в унисон с туловищем, должны совершать волнообразные движения с нарастающей от корпуса к стопам амплитудой. Движения завершаются акцентированным и мощным ударом стоп вниз, при котором таз поднимается к верху. В момент перемещения голени и стоп вверх, наоборот, таз прогибается вниз, а плечевой пояс – вверх.

Но ги необходимо держать плотно прижатыми друг к другу , что позволяет уменьшить потери энергии. Количество фаз движения, заканчивающихся ударом ступней, за полный цикл гребка у каждого спортсмена индивидуально. Это зависит от удобства и личных предпочтений, однако новичкам необходимо ориентироваться на два удара за гребок.

В процессе плавания баттерфляем перемещения ног несут не только движущий, но и координационный характер. Они позволяют стабилизировать положение тела пловца после его вхождения в воду.

Узнайте больше:

Дыхание, старт и финиш

Одной из главных проблем новичков, осваивающих баттерфляй, является необходимость совершать вдох за минимальное количество времени – около 0.5 секунд. В флае момент вдоха необходимо согласовывать с положением рук , делать его нужно тогда, когда плечевой пояс и голова расположены на максимальной высоте над водой.

Порядок вдоха:

  1. При выносе рук и головы над водой начинаем изгибать шею, чтобы голова была поднята лицом вперед.
  2. Выполняем резкий вдох в момент вывода рук из воды.
  3. Погружаем голову в воду сразу после того, как руки над водой пройдут линию плеч.

Выдох нужно начинать сразу после того, как голова погрузилась в воду, при этом по длительности он занимает все оставшиеся фазы гребка.

Правильное дыхание во время плавания в стиле “Баттерфляй”

Подготовленные спортсмены с развитыми легкими для экономии энергии могут совершать 1 вдох-выдох на 2-3 гребка, однако новичкам нужно дышать с каждым выныриванием. Хорошим темпом при баттерфляе считается 55-60 полных циклов в минуту.

На всех соревнованиях старт в флае осуществляется с тумбы, сразу после погружения следует фаза перемещения под водой, сопровождающая волнообразными движениями ног и туловища. При развороте от атлета требуется дотронуться к бортику двумя руками одновременно, при этом лицо должно смотреть вниз.

Лучше всего делать касание полусогнутыми руками, чтобы отпружинив вы могли оттолкнуться от бортика. При финишировании важно, чтобы обе руки располагались строго в горизонтальной плоскости.

Стиль плавания “Баттерфляй” – описание, техника, советы

В данном разделе нашего сайта собрана информация по стилю плавания “баттерфляй” – что он из себя представляет, как им плавают и как этому научиться, зачем стоит осваивать данный стиль и многое другое.

Что это такое?

Баттерфляй – это стиль, в котором:

  • руки одновременно совершают гребки, напоминающие круговые движения;
  • тело и ноги совершают волнообразные движения (каждая такая “волна” заканчивается ударом ногами);
  • в момент гребка (и благодаря ему) голова и плечи показываются над водой, затем, когда руки выбрасываются вперед, они уходят обратно в воду.

Как выглядит?

Выглядит данный стиль плавания следующим образом:

Прекрасно и во всех деталях (в том числе и замедленно) техника плавания этим стилем показана в данном видео – демонстрирует знаменитый олимпийский чемпион Майкл Фелпс:

Также вот видео с замедленной съемкой, на котором можно рассмотреть все движения (демонстрирует чемпионка мира Джессика Шиппер):

Особенности стиля

  • Баттерфляй является физически наиболее сложным из всех популярных стилей.

Как правильно плавать?

Подробно и во всех деталях технику мы разбираем в статье по ссылке выше, здесь же дадим общее описание.

Порядок действий показан на этой иллюстрации:

Туловище

Тело делает волнообразные движения: когда плечи идут вниз, бедра и вслед за ними ноги идут наверх и наоборот. Уже за счет одного только этого происходит продвижение в воде.

Ноги находятся вместе и делают волнообразные движения вверх-вниз, которые являются продолжением общей волны, идущей по телу от плечевого пояса.

Один удар делается вниз не очень сильным – в этот момент плечевой пояс и голова движутся вперед и вверх, затем делается более сильный удар – в этот момент наверху спина, а голова и плечи – в воде.

Движения делаются от бедра, ни в коем случае не за счет сгиба в коленях.

Руки изначально сомкнуты вместе (в фазе скольжения), затем разводятся как в брассе и одновременно делают гребок.

Но если в брассе гребок доходит до уровня плеч, после чего руки возвращаются, то здесь он идет до самых бедер и уже после этого руки через верх выкидываются вперед, как показано в этой анимации:

Дыхание

За счет гребка и в целом за счет волнообразного движения плечи и голова выходят на поверхность – делается мощный и резкий вдох ртом.

Затем с проносом рук лицо уходит в воду – далее на протяжении всего цикла движений делается выдох носом и, если требуется, ртом.

Обучение для начинающих

Начинающим пловцам подойдет следующий алгоритм обучения:

  1. Осваиваем волнообразные движения – плаваем с вытянутыми вперед руками (можно держать доску) за счет колебаний тела и ног.
  2. Подключаем руки – учимся делать гребки, продолжая работать ногами и телом.

Более подробно обо всех этапах обучения написано в нашей статье по ссылке выше, там же приведены хорошие упражнения для начинающих.

Какие мышцы работают?

Как было указано, баттерфляй – самый физически сложный стиль плавания, в этом стиле приходится серьезно напрягать мышцы, чтобы продвигать вперед.

Основная нагрузка идет на следующие группы мышц:

  • плечи;
  • широчайшие мышцы спины;
  • пресс;
  • поясница;
  • мышцы груди;
  • ноги (передние и задние мышцы бедра, икры).

Ключевые группы задействованных мышц показаны в данном видео:

Как видите, задействован почти весь мышечный аппарат организма – это большой плюс данного вида плавания и его преимущество перед кролем и брассом. В последних также работает множество мышц (см. статьи про мышцы, работающие в кроле и в брассе) – но не в таком объеме, как в баттерфляе.

Польза

Соотношение с термином “Дельфин”

На некоторых интернет-ресурсах можно встретить точку зрения, что “дельфин” – это разновидность баттерфляя.

Такое утверждение некорректно: применительно к плаванию “баттерфляй” и “дельфин” – это одно и то же, это синонимы. Просто в зарубежной традиции используется только первое из этих названий (butterfly), в то время как в русском языке этот стиль именуют и “бабочкой” (по движениям рук), и “дельфином” (по колебаниям тела и ног).

Основы техники плавания баттерфляем

Общая характеристика способа

На соревнованиях в плавании баттерфляем разыгрываются три дистанции — 50, 100 и 200 м. Этим способом проплывают также третий этап комбинированной эстафеты 4 х 100 м и первый этап дистанций комплексного плавания 200 и 400 м. Квалифицированные пловцы всегда плывут в этих видах соревнований, используя наиболее рациональную разновидность баттерфляя — дельфин. Характерной особенностью этой разновидности является то, что обе руки, закончив гребок, выполняют подготовительные движения над водой, а ноги непрерывно движутся наподобие дельфиньего хвоста вверх и вниз. Два полных удара стопами вниз приходятся на один законченный цикл движений руками. Движения руками (как того требуют правила соревнований) должны быть одновременными и симметричными; это же требование относится и к движениям ногами.

Общее представление о технике плавания так называемым двухударным слитным дельфином (наиболее рациональный вариант техники баттерфляя):
1. Руки после движения по воздуху входят в воду на ширине плеч. Ладони начинают давить на воду вниз и кнаружи, сохраняя оптимальную жесткость в лучезапястных и локтевых суставах, локти удерживаются чуть выше кистей; пловец смотрит вниз-вперед. Ноги выполняют первый энергичный удар стопами вниз.
2. Кисти, развернутые ладонями наружу, продолжают плавно давить на воду в стороны-вниз. Пловец как бы наскальзывает на встречный поток воды и начинает захват руками. Ноги завершают удар стопами вниз. Пловец продолжает смотреть вниз-вперед.
3. Руки продолжают гребок (подтягивание), умеренно сгибаясь в локтях (локти развернуты в стороны); ноги после удара вниз выходят к поверхности воды, придавая телу хорошо обтекаемое положение; пловец смотрит вперед и начинает плавный выдох в воду.
4. Гребок руками продолжается; руки продолжают сгибаться в локтевых суставах, кисти сближаются при движении под туловищем пловца; бедра начинают двигаться вниз, ноги сгибаются в тазобедренных и коленных суставах для очередного удара стопами вниз; пловец усиливает выдох.
5. Выполняется наиболее энергичная часть полного цикла движений: руки продолжают гребок, отталкиваясь от воды; ноги выполняют второй удар стопами вниз; плечевой пояс и голова оказываются на поверхности воды; пловец завершает выдох, выдвигая подбородок вперед и готовясь начать вдох.
6. Удар ногами вниз завершен; передняя часть туловища пловца выскальзывает вперед и немного вверх; руки покидают воду; пловец выполняет вдох.
7. Руки выполняют движение над водой через стороны, голова опускается лицом в воду; ноги после удара стопами вниз активно выходят к поверхности воды и начинают сгибаться для очередного удара.

Движения ногами

При плавании баттерфляем движения ногами начинаются от таза и бедер. Вслед за ними в движение вовлекаются голени и стопы. Ноги последовательно сгибаются и разгибаются в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах. Бедра выполняют движения у поверхности с умеренным размахом, стопы — в толще воды.

Энергичный удар стопами вниз является основной рабочей фазой. После удара вниз ноги активно выводятся к поверхности воды и вновь сгибаются для очередного удара. В целом движения ногами имеют захлестывающий, непрерывный, упругий характер и вносят заметный вклад в создание сил, продвигающих пловца вперед.

Движения руками и дыхание

Гребкам руками в плавании баттерфляем принадлежит ведущая роль: им координационно подчинены движения ногами и дыханию. Рассмотрим технику движения по фазам.

Фаза захвата начинается сразу же после входа рук в воду. Кисти движутся наружу и немного вниз, как бы захватывая воду. Ощутив опору о воду, пловец переходит к основной части гребка: подтягиванию, затем отгалкиванию.

Во время подтягивания руки сгибаются в локтевых суставах (локти развернуты в стороны) и движутся спереди назад, хорошо опираясь о воду кистями и предплечьями. К середине гребка, когда подтягивание переходит в отталкивание, кисти сближаются под животом; ладони развернуты строго назад.

В фазе отталкивания кисти энергичным (но плавным!) движением направляются назад и наружу. Гребок завершается у бедер выпрямлением рук в локтевых суставах. После этого кисти поворачиваются мизинцами вверх и расслабляются; руки выходят из воды.

Выход рук из воды осуществляется быстрым маховым движением. Над водой появляются локти, предплечья, кисти. Кисти покидают воду за линией таза, немного в стороне от бедер; в этот момент они расслаблены и повернуты ладонями внутрь.

Движения руками над водой осуществляются в виде плавного маха в стороны-вперед; руки почти прямые и расслабленные. Плечевой пояс пловца немного приподнимается над поверхностью воды, что помогает движению рук по воздуху.

Вход рук в воду происходит примерно на ширине плеч. Первыми в воду погружаются кисти, за ними — предплечья и плечи.

Дыхание согласовывается с движениями руками. В момент входа рук в воду голова пловца опущена лицом вниз. По мере выполнения гребка руками пловец плавно разгибает шею; голова поворачивается лицом вперед и к концу гребка руками приподнимается над поверхностью воды вместе с плечевым поясом. (Возможен вариант техники, в котором голова поворачивается лицом в сторону для вдоха). Вдох приходится на момент выхода рук из воды. В это время подбородок движется у самой поверхности воды; взгляд пловца направлен вперед. Заканчивается вдох в первой половине движений рук над водой. Голова спортсмена вновь опускается вниз лицом в воду.

Общее согласование движений

Наиболее рациональным является использование двухударного слитного согласования движений руками и ногами с вдохом, выполняемым тотчас после завершения гребка руками, что должно обеспечить непрерывное продвижение пловца вперед с оптимальной затратой сил. Первый удар стопами вниз приходится на вход рук в воду и захват воды кистями. Второй удар стопами вниз согласовывается со второй половиной гребка — отталкиванием руками от воды. Энергичные одновременные гребковые движения руками и ногами способствуют выскальзыванию тела пловца вперед-вверх для выполнения вдоха и проноса рук над водой.

Техника плавания баттерфляем видео

Составьте онлайн свою программу тренировок от Джеффа
Введите ПМ
Присед:

Жим лежа:

Разгибание на блоке на трицепс:

Тяга верхнего блока к груди

ПМ-предельный максимум. Это максимальный вес в упражнении, который вы можете поднять на один раз соблюдая технику выполнения.

Важно! Для упражнений «Разгибание на блоке на трицепс» и «Тяга верхнего блока к груди» необходимо указывать кол-во плиток по 5 кг. Например: если ваш рабочий вес составляет 30 кг, то в поле для ввода необходимо указать 6 (плиток по 5 кг).
Поделиться:

Оставьте комментарий